Меню

Характеристика здоровья как системного понятия

Здоровье как системное понятие

Профессия менеджера неизменно привлекает к себе интерес и не испытывает недостатка в желающих попробовать в ней свои силы. По рейтинговым оценкам западных социологов, она, как правило, входит в десятку наиболее престижных профессий в современном мире. Однако путь к вершинам мастерства в менеджменте доступен далеко не каждому. На это уходят многие годы постоянного труда, связанного со значительными нервно-психическими затратами.

Значение специалиста, достигшего в этой области профессиональных высот, трудно переоценить. Поэтому в интересах общества, конкретной организации, где трудится менеджер, – чтобы последний как можно полнее и дольше воплощал свой профессиональный потенциал в решение стоящих перед ним задач. Вместе с тем вопрос о физическом и психическом здоровье менеджера, его профессиональном долголетии, скорее упоминается в литературе по психологии менеджмента, чем содержательно обсуждается. Таким образом, с одной стороны, уже пришло понимание важности этой проблемы, а с другой – пока еще не приходится говорить о целенаправленных исследованиях в этом направлении.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, имеющих непосредственное отношение к теме, остановимся на раскрытии основополагающих для нее понятий: понятии здоровья и критериях его оценки.

Сущность здоровья. С позиций системного подхода человек трактуется как сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. В самом общем приближении можно выделить три достаточно специфичных уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный. На каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления.

Сущность здоровья на организменном (биологическом) уровне заключается в динамическом равновесии функций всех внутренних органов и их адекватном реагировании на влияние окружающей среды. Соответственно, нарушение равновесия, неадекватная реакция организма на факторы окружающей среды представляют собой не что иное, как болезнь. В основе обеспечения нормальной жизнедеятельности организма лежит гомеостатический механизм, смысл которого заключается в противодействии со стороны организма в ответ на какое-либо воздействие, нарушающее нормальное протекание жизненных процессов. Иначе говоря, этот механизм приводится в действие с тем, чтобы вернуть систему в равновесное состояние. Таким образом, в основе работы гомеостатического механизма заложен принцип саморегуляции.

Если вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечение болезней, можно сказать, с давних пор находятся в поле внимания традиционной медицины, то наши современные представления о сущности и путях обеспечения здоровья, связанного с психологическим уровнем, пока еще далеки от желаемой ясности и в целом не могут быть признаны удовлетворительными. Вопросы здоровья на этом уровне так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Верно найденные на них ответы в конце концов помогут нам понять главное: что такое здоровая личность. Чем более гармонично, по мнению крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова, соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее целостность.

Психическое здоровье. В проблеме психического здоровья вопрос о критериях его оценки является ключевым. Но при всей его важности он пока в должной мере явно не изучен. Если оценка выраженности здоровья на уровне организма находит в медицине удовлетворительное решение, то в отношении психического здоровья об этом говорить преждевременно. Такое положение дел обусловлено прежде всего сложнейшей организацией психического мира человека. Ясно одно – что каким-то одним критерием не исчерпать всей сути вопроса. Скорее всего решение будет найдено при комплексном подходе к оценке психического здоровья. Наряду с очевидным разбросом мнений относительно самих критериев психического здоровья просматривается и определенная повторяемость в выборе некоторых из этих критериев, что можно воспринимать как свидетельство их особой значимости. Однако известные попытки выделить перечни критериев психического здоровья лишены какого-либо квалификационного признака, который позволил бы придать им возможную внутреннюю организацию. Попытаемся ниже представить распределение наиболее часто упоминаемых критериев психического здоровья в соответствии со структурными составляющими личности.

Психически здоровая личность – это прежде всего гармоничная, консолидированная, уравновешенная личность. Для ее направленности характерны духовность (познание, стремление к истине); приоритет гуманистических ценностей (доброта, справедливость); ориентация на саморазвитие. Ее способность к самоуправлению обеспечена выраженностью таких характеристик, как целеустремленность, воля, энергичность, активность, самоконтроль, адекватная самооценка. Ее психические процессы отвечают следующим требованиям:

Читайте также:  Укрепление психического здоровья реферат

– максимальное приближение субъективных образов, отображаемым объектам действительности;

– адекватное восприятие самого себя;

– способность концентрировать внимание на предмете;

– удержание информации в памяти;

– способность к логической обработке информации;

В сфере психических состояний доминируют:

– эмоциональная устойчивость (самообладание);

– зрелость чувств соответственно возрасту;

– совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.);

– свободное, естественное проявление чувств и эмоций;

– сохранность привычного самочувствия.

Наконец, применительно к данной личности можно говорить о проявлении таких свойств, как оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, нравственность, уверенность в себе, ответственность, обязательность, неленивость, независимость, доброжелательность, самоуважение и др.

Переход от психологического к социальному уровню достаточно условен. Психологические свойства личности, замечает Б. Ф. Ломов, вне системы общественных отношений, в которые эта личность включена, просто не существуют. Иначе говоря, человек выступает на этом уровне прежде всего как существо общественное, и, соответственно, здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Психическое здоровье на этом уровне испытывает воздействие со стороны различных социальных связей, в том числе семьи, общения с родственниками и друзьями, работы, досуга, принадлежности к религиозным и другим организациям и др. Причем последствия этих воздействий могут носить как благотворный, так и негативный характер.

Рассматривая личность как биосоциальный организм, А. Ф. Лазурский подчеркивал в качестве одной из важнейших ее сторон отношение к внешней среде (природе, людям, социальным группам, духовным ценностям и др.). Он придавал отношениям особую роль в достижении душевной гармонии личности. Деформации отношений сознания в целом неизбежно ведут к дезинтеграции личности, если даже при этом особенности психических процессов остались в норме. Личность может деградировать или измениться, если изменятся ее отношения к людям, к труду или коллективу. Только устойчивость и постоянство активных отношений позволяет личности поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и достигать в конечном счете поставленных целей, осуществлять реализацию своих намерений.

В число критериев психического здоровья на социальном уровне можно было бы включить следующие:

– адекватное восприятие (отражение) социальной действительности;

– интерес к окружающему миру;

– адаптация (равновесие) к физической и общественной среде;

– направленность на общественно-полезное дело;

– эмпатия, ответственность перед другими;

– демократизм в поведении и др.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 457 | Нарушение авторских прав

Источник

Характеристика здоровья как системного понятия

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Тем не менее, изучение феномена здоровья позволяет сформулировать ряд аксиоматических положений:

— в абсолютном смысле здоровья не существует; абсолютное здоровье — идеал;

— каждый человек здоров условно, ибо ни один человек не бывает вполне здоровым на протяжении всей жизни;

— каждый человек может быть здоров лишь в определенных условиях, поскольку есть подходящие и не подходящие жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного человека, могут быть совершенно неподходящими для другого.

При всей важности понятия здоровья его однозначное определение до сих пор остается проблематичным. Число попыток решить эту задачу значительно, но решение, которое устроило бы всех, пока не найдено. Очевидно, причина кроется в том, что данная категория обладает сложной интегративной природой и требует комплексных научных исследований.

Самостоятельным вопросом проблемы здоровья является классификация и анализ уже предложенных определений. В этой связи привлекает внимание работа П.И. Калью [4], в которой представлено около 80 дефиниций здоровья, предложенных представителями разных научных школ и направлений. Собранный П.И. Калью перечень является далеко не полным, но даже он поражает многообразием трактовок и разнородностью признаков, использованных при выявлении сущностных характеристик данного понятия.

Опираясь на выводы, сделанные П.И. Калью, мы обозначили те определения здоровья, которые доминируют:

1) нормальная функция организма на всех уровнях его организации (от генетических до организменных структур); нормальное протекание физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.

Читайте также:  Что делает свекла для здоровья

2) динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

3) способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.

4) способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

5) отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

6) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил.

Изучение сущностных признаков здоровья, используемых разными авторами, показывает, что все определения можно представить несколькими моделями:

медицинская модель — предполагает такое определение, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья (отсутствие болезней и их симптомов);

биомедицинская модель — рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья;

биосоциальная модель — в понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, рассматриваемые в единстве, но при этом последним отдается предпочтение;

ценностно-социальная модель — здоровье рассматривается как ценность, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей, участие в труде и социальной жизни.

Заметим, что в определении понятия здоровья в одном случае акцентируется внимание на его состоянии, в другом — здоровье рассматривается как динамический процесс, в третьем — причастность здоровья к какой-то одной категории не абсолютизируется. В этой связи наиболее приемлемым можно признать определение здоровья, даваемое В.П.Казначеевым [3]. Ученый считает, что здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

В ХХ в. одной из характерных черт научного познания стало системное мышление. Большое влияние на становление системной теории оказали труды не только философов, но и психологов — Б.Г.Ананьева, М.Я.Басова, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева и др. Среди авторских точек зрения на идею системности в рассмотрении человека особой конструктивностью отличается позиция Б.Ф.Ломова, согласно которой человек — это сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных уровнях функционирования — биологическом, психологическом и социальном. На каждом из них здоровье человека имеет особенности своего проявления. На биологическом уровне под здоровьем понимается динамическое равновесие всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды (У.Кэннон, А.А.Маркосян, Н.И.Пирогов, Г.Спенсер, А.Тхакер и др.). Представления о сущности здоровья на психологическом уровне пока еще далеки от желаемой ясности, однако на данном уровне вопросы здоровья так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое (Б.В.Зейгарник, С.С.Корсаков, А.Ф.Лазурский, Б.Перэ, Л.Л.Рохлин и др.). Переход от психологического к социальному уровню довольно условен. По мнению Б.Ф.Ломова [5], психологические свойства личности вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существует. Иначе говоря, человек предстает на этом уровне прежде всего как существо общественное и, соответственно, здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Разумеется, на психическое здоровье оказывают влияние разнообразные социальные связи. При этом последствия воздействий могут иметь как негативный, так и позитивный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы.

Понимание природы воздействия разнообразных факторов на состояние здоровья и болезни на вышеуказанных уровнях представляет собой непростую задачу. Но еще более сложным является раскрытие взаимосвязи этих уровней, что особенно важно с позиции системного подхода.

Человеческий организм — сложнейшая система, состоящая из огромного числа образующих ее компонентов и форм связей между ними. В таких условиях вероятность отклонения от нормы в функционировании присущих организму механизмов различной природы вполне реальная. При этом эти отклонения могут носить преходящий характер либо протекать не столь интенсивно, чтобы можно было говорить о выраженном и опасном развитии болезнетворного процесса. За счет внутренних ресурсов, адаптационных и компенсаторных возможностей организма появляющиеся в нем патологические изменения могут не достигать критического значения, и потому не скажутся на его работоспособности. В таком случае принято говорить о практически здоровом человеке. Однако отсутствие объективных признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о безболезненном состоянии организма.

Читайте также:  Мы содействуем укреплению здоровья детей

По мнению специалистов, около 80% всех заболеваний берет начало в психической дисгармонии [1]. Абсолютно здоровые, совершенно свободные от каких-либо психических нарушений люди составляют сегодня не более 35% населения. Поэтому содействие человеку в достижении гармонии психического и телесного здоровья — одна из главных задач психологии здоровья. В то же время следует иметь в виду, что не все нарушения, связанные с психологическим уровнем, могут квалифицироваться как наступление болезни. У психически здоровых лиц следует различать те или иные предболезненные состояния, которые могут проявляться как дезадаптации. В таком состоянии вероятность заболевания повышается, но это вовсе не означает, что предболезнь следует отождествлять с самой болезнью. Скорее, это одна из степеней здоровья, и потому прямое отождествление ее с болезнью недопустимо.

Проведенные к настоящему времени исследования показали, что свойства личности являются важнейшим фактором, влияющим на здоровье. В психологии под личностью чаще всего понимается некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем более она устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее целостность, а значит, здорова. Иначе говоря, здоровая личность психически устойчива.

Б.С. Братусь [2] предлагает рассматривать психическое здоровье не как однородное образование, а как имеющее сложное уровневое строение. По его мнению, высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, то есть уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Второй уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Третий уровень — уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней нейрофизиологической организации аспектов психической деятельности. Как считает автор, каждый из названных уровней, имея свои критерии протекания, должен иметь и особые закономерности этого протекания. Так, первый уровень обусловлен биологическими характеристиками, а второй и третий — социальными условиями.

Рассматривая личность как биосоциальный организм, А.Ф.Лазурский подчеркивал в качестве ее главной основы нервно-психическую организацию.

Дж. Энгель предложил биопсихосоциальную модель, основанную на системном подходе к функционированию индивида не только на биологическом, но и личностно-психологическом уровне, где реализуются социальные связи с людьми, входящими в непосредственное социальное окружение.

Если здоровье рассматривать через призму жизнедеятельности человека, то болезнь, как правило, угрожает лицам со следующими личностно-психологическими особенностями:

— решительным, активным, но при этом чрезвычайно честолюбивым, чрезмерно и напряженно работающим, отличающимся повышенным чувством ответственности, долга, высоко требовательным к себе лицам;

— педантичным, прямолинейным, бескомпромиссным, болезненно реагирующим на оценку себя со стороны окружающих;

— предрасположенным к «застреванию» на отрицательных эмоциях, самобичеванию, скрытым, подавляющим эмоции;

— трудно приспосабливающимся к быстро изменяющимся условиям жизни, нестойким в отношении неприятностей, неудач, агрессии со стороны других, крайне ранимым, тревожным и мнительным.

Таким образом, понятие здоровья тесно связано с индивидуально-психологическими характеристиками человека.

А.Адлер, один из основателей холистической (целостной) системы индивидуальной психологии, рассматривал здорового человека как интегративную целостность в рамках социальной системы. Целостность, по А.Адлеру, это единство индивидуального стиля жизни, социального интереса и направленности поведения к цели. Психологический рост — это движение от центрированности на себе и целях личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития. Путь к здоровью — это конструктивное стремление к совершенству и сильное общественное чувство.

Здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности современного человека. Оно составляет главную, относительно неспецифическую динамическую основу продуктивности всех аспектов труда и общего благополучия человека.

  1. Ананьев В.А. Психология здоровья — новая отрасль человекознания.- СПб., 1996.
  2. Братусь Б.С. Психология личности.- М., 2000.-С. 398-400.
  3. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека.- М., 1983.
  4. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация.- М., 1988.
  5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.,1984.

Источник

Adblock
detector