Формирование здорового образа жизни у дошкольников
Наталья Добрынина
Формирование здорового образа жизни у дошкольников
2. Компоненты ЗОЖ.
а) Правильное питание.
б) Рациональная двигательная активность.
г) Развитие дыхательного аппарата.
д) Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
В последнее время мы сталкиваемся с тем, что все больше и больше рождается нездоровых детей.На это влияют многие факторы: и окружающая среда, и генетическая предрасположенность; стрессы, которым подвержена мать при вынашивании ребенка, питание, вредные привычки родителей и многое другое. И эти дети приходят в детский сад. Но мы, сеятели доброго, светлого, вечного, должны принять этого ребенка, окружить его заботой и теплом, сохранить и приумножить его здоровье. Как и что мы можем сделать для здоровья наших воспитанников, об этом будем говорить далее.
Чем раньше мы начнем заботится о здоровье ребенка, тем выше будет результат. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.
Какие компоненты включает в себя здоровый образа жизни?
а) Правильное питание. Всем уже давно известно, что правильное питание детей, не зависимо от возраста, является залогом их здоровья. Поскольку дети дошкольного возраста продолжают усиленно расти, у них активно формируются все органы и системы, а также идет интенсивный обмен веществ, то правильное питание дошкольников не менее важно, чем в раннем возрасте. Правильное питание это, главным образом, здоровое питание, под которым понимается употребление продуктов, которые содержат достаточное количество необходимых витаминов и микроэлементов, и не имеющих в своем составе вредных веществ. Интенсивное развитие детского организма и двигательная активность сопровождаются большой затратой энергии. Поэтому дошкольникам требуется большего количества белков, витаминов и минеральных веществ. Но это не значит, что чем больше ребенок получает пищи, тем лучше, т. к. переедание может стать причиной некоторых серьезных нарушений в состоянии здоровья. Питание дошкольника, как и питание детей любого другого возраста, должно быть сбалансированным, т. е. должно полностью удовлетворять потребность организма в основных пищевых веществах и энергии. Кроме этого мы должны следить за положением тела во время еды, соблюдением правильной осанки.
б) Рациональная двигательная активность. Движение — главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах. Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям.Поэтому в течение дня постоянно должна меняться деятельность: подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры. т. е. познание посредством движения.
в) Закаливание организма. Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости, ультрафиолетовым лучам. Детей, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад. Летняя пора — самый благоприятный период начала закаливающих процедур.
Перечислим основные принципы закаливания: закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья; интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком; эффект закаливания зависит от систематичности его проведения.Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня: воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики; сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки);поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18. 20°С);ежедневные прогулки на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха ;одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов.
Наиболее эффективный метод закаливания — закаливание водой. Он также должен прочно закрепиться в режиме дня дошкольноговозраста в ежедневных процедурах: мытьё рук после сна или пользования туалетом тёплой водой с мылом. Затем — попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди тёплой и прохладной водой; чистка зубов с последующим полосканием полости рта прохладной водой; полоскание горла кипячёной водой после приёма пищи с постепенным снижением её температуры с 36 до 22 °С на 1°С каждые 5 дней.
К специальным закаливающим водным процедурам относятся: обтирания тела. Обтирание частей тела (руки, грудь, спина) начинают с сухого растирания до лёгкой красноты кожи варежкой или мохнатым полотенцем в течение 7—10 дней. Затем производятся влажные обтирания.
г) Развитие дыхательного аппарата. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем — ОРВИ, ОРЗ. Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольноговозраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов. Для этого нам очень поможет дыхательная гимнастика, которую можно использовать в течение всего дня,а именно: в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях.
д) Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Все эти компоненты должны войти в систему и взаимодействовать друг с другом. Чтоб педагогу справиться с этой трудной задачей ему самому нужно заниматься постоянным самосовершенствованием, самообразованием, прочитать не одну книгу по психологии, физиологии, здоровому питанию дошкольника. И когда у воспитателя сформируется целостное представление об объекте его воздействия, тогда он эту систему сможет применить. Нам нужны здоровые, жизнерадостные, умные воспитанники. Мы просто обязаны посредством оздоровления наших детей сделать наше будущее лучше, а страну сильнее.
1. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. -М. :Академический Проспект, 2005. -240с.
2. Венгер, Л. А.Психология: учебник для вузов/ Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М. :Академия, 2007. -446с.
3. Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников/М. Воробьева// Дошкольное воспитание. -1998. -№7. -с. 5-9.
Источник
Таблица по ЗОЖ
Возраст детей. | Основная образовательная задача | |||
Младший возраст | *Опыт: «Грязная и чистая вода» *Опыт: «Кто живет у нас во рту» | *Опыт: Что мы чувствуем кожей?» *Опыт «Найди человечка» *Опыт 1 «Язычок помощник» | *«Оловянный солдатик» | |
Средний возраст | *Опыт: «С чипсами». *Опыт: «С сухариками» | *Опыт: «Как передаются микробы от человека к человеку». *Опыт: «Как микробы, боятся мыло? | *Опыт: «Запахи». *Опыт: «Значение рук». *Опыт: «Я назову, а ты покажи» | *«Сильные ножки» |
Старший возраст | *Опыт: «Вредное влияние колы на организм человека». *Опыт: «Опыт с морковным соком». *Опыт: «Выявление вредных веществ в газированных напитках» | *Опыт: «Грязная пена под микроскопом» | *Опыт: «Орган слуха»: «Значение носа для речи и дыхания» | *Опыт: «Сила мышц» |
Конспект занятия по образовательной области: «Познание» для детей среднего дошкольного…
Конспект занятия по образовательной области: «Познание» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Неожиданное путешествие» Группа: Средняя группа.Задачи: Развивающая: — Развивать умения правильно и.
Дидактическая игра «Подбери по контуру»
Дидактическая игра «Подбери по контуру» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери предметы по контуру» будет интересна и полезна детям в возрасте 3-4 лет. Данная.
Конспект тематической викторины с родителями и детьми старшего дошкольного возраста…
Конспект тематической викторины с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Туризм и мы – здоровы, спортивны, сильны!» Введение Актуальность: Проблема здоровья детей при.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе с учетом ФГОС«Приглашение в сказку» Цель: формирование элементарных математических представлений. Оборудование: плакат.
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Объёмная аппликация «Волшебные цветы»
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Объёмная аппликация «Волшебные цветы» Конспект занятия по аппликации в нетрадиционной технике работы с бумагой «гофротрубочка».
Лэпбук «Осень»
Лэпбук «Осень» В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и.
Комментарии
В блогах
Летние подвижные игры для детей на улице в детском саду
Подвижные игры на площадке летом Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако.
Дидактическая игра «Мухоморы»
Настольная дидактическая игра «Волшебная математическая коробка », предназначена для детей 5-7 лет. Игра может быть использована как для индивидуальной работы, так и для групповой. Игра развивает внимание, память, восприятие и логическое мышление. Цель : Обобщить и систематизировать знания детей.
Проект «Азбука вежливости и добра» 2021г.
Тема проекта: «Азбука вежливости и добра». Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя. Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. Актуальность проблемы: Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что дети не проявляют вежливость при общении друг с другом.
Взаимодействие с родителями на летний оздоровительный период
Взаимодействие с родителями (Июнь) Мероприятия Дата Цель Участники «Лето — это маленькая жизнь!» (Советы родителям по организации летнего отдыха детей и взрослых»). Знакомство родителей с жизнь детей в детском саду. Беседа: «Как с пользой и весело провести лето.
Источник
Основные элементы формирования здорового образа жизни дошкольника.
статья по теме
Здоровье(в широком смысле) — это состояние всех живых организмов, при котором они в целом и все их органы способны полностью выполнять свои функции.
Здоровый образ жизни(ЗОЖ) — стиль жизни, поведение и привычки, которые способствуют поддержанию, становлению и возобновлению здоровья человека. Здоровый образ жизни выступает как медико-биологическая, а так же социально-экономическая категория, непосредственно зависящая от развития производственных отношений и самого производства. ЗОЖ выбирает тот человек, который настроен положительно, в отношении своего здоровья, стиля жизни, что в свою очередь несет высокий уровень гигиенической культуры человека, больших и малых социальных групп и разумеется общества в целом.
Стоит отметить, что здоровый образ жизни — главный показатель, определяющий, насколько эффективно человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. В таблице № 1 представлены факторы, которые оказывают значительное влияние на здоровье человека
Таблица № 1
Факторы, оказывающие значительное влияние на здоровье человека
Сфера влияния
Факторы, влияющие на здоровье человека
1. Образ жизни (50 %)
1. Отсутствие вредных привычек.
2. Рациональное питание.
3. Оптимальная двигательная активность.
4. Здоровый психологический климат.
5. Внимательное отношение к своему здоровью.
1. Наличие вредных привычек.
2. Нерациональное питание.
3. Малоподвижный образ жизни.
4. Нездоровый психологический климат.
5. Невнимательное отношение к своему здоровью.
1. Отсутствие вредных факторов на производстве.
2. Хорошие материальные, бытовые условия.
3. Оседлый образ жизни.
4. Благоприятные климатические условия.
5. Экологически чистая среда обитания.
1. Наличие вредных факторов на производстве.
2. Плохие материальные, бытовые условия.
4. Неблагоприятные климатические условия.
5. Загрязненная среда обитания.
Высокий уровень медицинских услуг.
Некачественные медицинские услуги.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
1. распорядок дня
2. рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание
4. искоренение вредных привычек,
5. физические нагрузки,
6. плодотворный труд,
Помимо всего выше перечисленного, большую роль в формировании ЗОЖ играют такие качества как нравственность, мораль, этика человека. Во время становления ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию его сознания как часть общества.
Весомое значение в режиме полноценной и здоровой жизни дошкольника играет распорядок дня. Определенный ритм жизни и деятельности ребенка. Распорядок дня учащегося должен включать в себя определенное время для учебы, приема пищи, отдыха, дополнительных занятий, сна. Конечно в зависимости от занятости дошкольника, бытовых условий, привычек и склонностей, распорядок дня может отличаться.
В дошкольном возрасте стоит больше время уделять сну и отдыху, а не компьютеру. В день необходимо есть 5-6 раз через каждые 2-3 часа. Нужно выработать условные рефлексы, которые будут помогать нам следовать принципам ЗОЖ. Для этого желательно принимать пищу в одно и то же время, масса в среднем должна быть 100-250 грамм в зависимости от возраста.
Организм ребенка, обедающего в определенное время, знает, что к этому времени его покормить, а значит именно тогда появляется аппетит. Питание в разное время не дает образоваться условным рефлексам, а значит чувство голода может быть постоянным.
Когда мы говорим о распорядке дня, имеем в виду не строгие графики с посекундно рассчитанным временем, а примерное время в которое ребенок способен питаться ежедневно. Режим дня способен воспитать стержень в ребенке, на котором в дальнейшем будет базироваться проведение как будничных, так и выходных дней.
Рациональный режим труда и отдыха
Рациональный режим труда и отдыха — важная часть формирования здорового образа жизни. При грамотном и строгом соблюдении режима вырабатывается необходимый и четкий ритм функционирования организма, что помогает создать оптимальные условия как для работы (учебы) так и отдыха. Все это способствует укреплению здоровья дошкольника, улучшению его работоспособности и повышению производительности труда.
Труд — истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение.
Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат — на весь организм человека.
Ежедневная тренировка во время труда постоянно совершенствует тело. Тот, кто хорошо работает и много времени уделяет любимому делу в течение всей жизни, способен прожить гораздо больше, чем человек, который ничего не делает и не уделяет достаточно времени любимому делу. Ведь безделье приводит к дряхлости мускулатуры, неправильному обмену веществ, ожирению и преждевременному старению.
Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Ребенку в школе и за ее стенами должно быть весело и интересно, чтобы все полученные знания были ему на пользу, а не во вред.
Важным условием поддержания и укрепления здоровья в процессе труда дошкольника является чередование учебы и отдыха. Отдыхать это не значит лежать на диване или сидеть за компьютером, отдых это прежде всего смена деятельности. Если ребенок долгое время являлся работником умственного труда, то необходимо поменять его сферу деятельности на физический труд и наоборот. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.
Денем, очень важно значительную часть времени проводить на свежем воздухе. Особенно полезен лесной, горный и морской воздух. Они улучшают кровь и быстро способны переключить ребенка с одной сферы деятельности на другую.
Третьей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда мы используем термин здоровое питание, следует помнить о двух основных правилах, нарушение которых может нести непоправимый вред организму.
Первый закон — энергия, которую ребенок получает, должна быть равна расходуемой энергии. Если организм дошкольника получает значительно больше энергии, чем расходует, то значит его организм получает пищи больше, чем это ему необходимо для гармоничного развития, для хорошей физической и умственной работы и самочувствия в целом, следовательно ребенок полнеет. На данный момент больше одной трети населения земли имеет проблемы с лишнем весом. Значительный процент людей страдающих ожирением приходится на детей дошкольного возраста.
Помимо избыточного веса, переедание способствует развитию таких заболеваний, как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет и другие серьезные недуги.
Второй закон — питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.
Любой ребенок может разработать систему питания, которая подходит именно ему, но обязательно надо включить следующее:
— За пол часа до приема пищи выпивать стакан теплой воды (это способствует «пробуждению» желудка и уменьшает объем потребляемой пищи);
— Прием пищи только в то время, когда ощущается чувство голода;
— Не нужно заставлять себя есть при болях, умственном и физическом недомогании, при ознобе, лихорадке, повышенной температуре, головокружениях.
— Отказаться от обильной еды за 4-2 часа до сна, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной. Лучше перекусить фруктом или нежирными кисломолочными продуктами.
Наиболее полезен для детей шестиразовый режим питания:
завтрак — 25% суточного рациона,
второй завтрак -5% суточного рациона,
обед — 35% суточного рациона,
2 обед – 10% суточного рациона,
ужин – 20% суточного рациона,
2 ужин – 5% суточного рациона.
Самым сытным должен быть обед. Ужинать полезно не позднее, чем за 2 часа до сна. Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
Сон является очень важным компонентом для формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста. В это время организм ребенка отдыхает и восстанавливается после тяжелого трудового дня. Все системы и органу замедляют свою работу, а часть крови уходит в депо крове.
Очень важно чтобы сон был крепким, а начинался с 10 часов вечера. Не стоит укутываться в одеяло с головой, это приведет к большому потоотделению и в процессе сна ребенок будет испытывать дискомфорт. Перед сном следует хорошо проветрить комнату, а летом желательно спать с открытой форточкой, тогда сон будет глубоким
Если на протяжении всего дня ребенок испытывал стресс, то перед сном можно позаниматься специальными дыхательными упражнениями, которые необходимо повторить 5-7 минут. Одним из таких упражнений часто пользуются на уроке физкультуры. Выполняется глубокий вдох носом и выдох через рот. Вдохи и выдохи должны быть плавными и медленными, а не резкими и быстрыми. По истечении времени ребенок почувствует спокойствие и легкость, а работа сердца и лёгких нормализует сон.
Искоренение вредных привычек
Здоровый образ жизни не может быть совмещен с вредными привычками. Следовательно, необходимо искоренить вредные привычки (такие как алкоголь, курение, наркотики и др.). В дошкольном возрасте ребенок наврали будет все это употреблять, но вот его окружение, к примеру родственники, не лишены таких привычек, а, следовательно, в дальнейшем дети смогут перенять все эти привычки.
Вредные привычки являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, сильно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
Курение пагубно сказывается на организме ребенка. Если ребенок пристрастился к этой привычке, то в скором времени в его легких осядут смолы, которые в дальнейшем приведут к раку легких. Помимо всего прочего курильщику присущи не насыщение организма кислородом, спазм мелких сосудов, белки глаз курильщика желтоватого оттенка, кожа преждевременно увядает, голос утрачивает звонкость, появляется хриплость, тембр снижен.
Следующая ужасная привычка – алкоголь. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симптома комплекс болезненного пристрастия к нему — потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя; нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.
Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.
Алкоголь очень травмирует детскую психику. Чем раньше ребенок осознает к каким нарушениям может привести алкоголь, что может произойти с его внутренними органами и психикой, тем проще ему будет вести здоровый образ жизни. К тому же, алкоголь превращает человека из социально существа в антисоциальное. Нет чувства стыда и ответственности за свои поступки, а следовательно алкоголь может привести ребенка в колонию, а затем в тюрьму.
Физические нагрузки — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи поддержания, укрепления и совершенствования здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков. Ко всему прочему физические нагрузки помогают оставаться организму молодым как внутри, так и снаружи. Физическая культура и спорт являются важнейшим средством воспитания.
Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.
Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.
Для хорошего оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в одно из таких ценных качеств как выносливость. В сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, выносливость обеспечит растущему организму надежный «щит» против многих болезней.
Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками.
Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.
Физические нагрузки очень полезны и лицам физического труда. Ведь зачастую их работа направлена на определенную группу мышц. Физическая культура и спорт помогают гармонично развивать все группы мышй и укреплять скелетную мускулатуру. Помимо всего вышесказанного, физические упражнения способствуют развитию сердечной мышце, сосудов, дыхательной системы и т.д. значительно облегчает работу При занятиях на свежем воздухе улучшается аппарат кровообращения и стабилизируется нервная система.
Утренняя гимнастика — обязательная, ежедневная, минимальная физическая нагрузка. Необходимо ребенка приучать к как к умыванию по утрам и чистке зубов.
Ходьба является сложно координированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела. Ее как нагрузку можно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объему.
Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение нескольких часов является одним из важных компонентов здорового образа жизни ребенка. После того, как ребенок на протяжении 5-8 часов работал в школе (закрытом помещении) особенно ему необходима прогулка в вечернее время, перед сном. Это способствует снятию напряжения, регулирует дыхание, успокаивает возбужденные нервные центры,.
В России закаливание издавна было массовым. Польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование.
Большое распространение получили различные способы закаливания — от воздушных ванн до обливания холодной водой. Все процедуры весма полезны для ребенка, но, если он только начинает закаляться, необходимо постепенно приучать его к этому делу. С давних пор известно, что ходьба босиком — эффективное закаливающее средство. Зимнее плавание в отличие от ходьбы босиком не подойдет дошкольнику, если он только начал закаляться. Ведь, чтобы достичь этой высшей формы закаливания ему необходимо пройти все ступени закаливания.
Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру. Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы.
Время показывает высокую ценность контрастного душа для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Ведь он действует как стимулятор нервной системы, снимая усталость и повышая работоспособность.
Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. При длительных перерывах в закаливании его эффект снижается или теряется совсем.
Массаж – это система механического и рефлекторного воздействия, производимого на ткани и органы человека в общеукрепляющих и лечебных целях. Выполняется он руками массажиста или с помощью специального аппарата.
Массаж способствует увеличению кровоснабжения массируемых участков тела, улучшает отток венозной крови, активизирует кожное дыхание, процессы обмена, усиливает функции потовых и сальных желез, удаляет отжившие клетки кожи, при этом кожа становится упругой, а связки и мышцы приобретают большую эластичность. Благотворное, успокаивающее влияние оказывает массаж на нервную систему, благоприятствует восстановлению работоспособности организма после утомления.
Существует несколько видов массажа. Главные из них — спортивный и лечебный. Первый предназначен для повышения работоспособности спортсмена и снятия утомления после больших физических нагрузок. Второй — служит средством, способствующим лечению заболеваний. Эти виды массажа могут выполняться только специалистами.
Простейшей разновидностью массажа является гигиенический массаж с помощью которого повышается общий тонус организма. Он способствует закаливанию и может выполняться не только специалистами, но и самими занимающимися. Массажировать нужно обнажённое тело и, только в отдельных случаях, можно производить массаж через трикотажное или шерстяное бельё.
Применительно к дошкольникам необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение. [29]
Источник