Характеристика антропометрических показателей студентов с разным уровнем физического здоровья
педагогические науки
- Носов Александр Викторович , студент
- Колокольцев Михаил Михайлович , доктор наук, профессор, профессор
- Иркутский национальный исследовательский технический университет
-
Похожие материалы
Актуальность
Антропометрические данные являются предметом интереса самых различных учёных. При этом большой интерес они представляли и продолжают представлять не только для людей науки, но и для тех, чьим призванием является искусство, особеннос для художников [4].
Роль антропометрических данных достаточно велика. Дело в том, что благодаря статистическим исследованиям удалось установить параметры нормы для людей различного возраста, пола и даже расовой принадлежности. Причём отклонение от них в одних случаях является лишь особенностью самого человека, однако в других может свидетельствовать о серьёзных заболеваниях [2]. Именно по этой причине антропометрические данные представляют достаточно большой интерес для медиков.
Важнейшая задача современных научных исследований является изучение антропометрических характеристик студентов вузов [3], имеющих разный уровень физического здоровья для разработки рекомендаций по его улучшению.
Цель – дать оценку антропометрических характеристик студентов технического вуза Прибайкалья, имеющих разный уровень физического здоровья.
Материал и методы исследования
Работа проводилась в техническом вузе Прибайкалья (ИРНИТУ), где было проведено антропометрическое обследование студентов. Всего в наблюдении приняло участие 288 человек (юноши) в возрасте 17 — 21 год. В работе проанализированы значения показателей антропометрических данных (рост, вес, обхваты, диаметры (ширина), длины отдельных участков тел). По методике Г.Л. Апанасенко [1] дана оценка уровня физического здоровья наблюдаемых студентов.
Результаты исследования
По данным табл.1, можем наблюдать, как распределились ростовые и весовые характеристики по уровням здоровья.
Таблица 1. Значения антропометрических показателей студентов (рост, вес), имеющих разный уровень здоровья (М±m)
Из табл.1, видно, что наименьшими ростовыми характеристиками обладают студенты со средним и высоким уровнями здоровья, т.е. 170,08±6,32 см и 173±5,06 см соответственно (Р>0,05). Очень близки значения роста у представителей остальных уровней здоровья.
Что касается весовых данных студентов, то наименьший вес зафиксирован у студентов с высоким уровнем здоровья (58,50±4,97 кг). Больший вес отмечен у представителей уровня ниже среднего, т.е. 75,95±9,56 кг (Р 0,05) имеют студенты с высоким уровнем здоровья (85,20±4,69 см). Это может связано с тем, что студенты данной категории обладают не большими ростовыми и весовыми характеристиками.
По данным обхвата верхней и нижней частей плеча, можно сказать, что наилучший результат зафиксирован у студентов с уровнем ниже среднего, т.е. 34,81±6,03 см и 29,85±3,01 см соответственно. Наименьшие значения также оказались у представителей высокого уровня здоровья (29,15±1,13 см и 26,60±1,05 см, Р 0,05). У студентов с уровнем выше среднего результат составил 27,38±7,20 см, а у студентов с высоким уровнем данные оказались наименьшими (24,70±1,4 см, Р>0,05).
Что касается диаметров плеча и предплечья, то результаты распределились следующим образом. Наибольшие значения зафиксированы у студентов с низким уровнем здоровья и уровнем ниже среднего, т.е. 8,00±0 см и 5,25±0,35см, а также 7,55±0,54 и 5,16±0,34 см соответственно (Р 0,05).
По длине верхней конечности (руки) студенты распределились иным образом. Наибольший результат зафиксирован у представителей уровней здоровья выше среднего и ниже среднего, т.е. 78,88±3,89 см и 78,27±3,74 см соответственно. Наименьшее значение отмечено у студентов со средним уровнем здоровья (73,79±3,76 см, Р>0,05).
Что касается длины туловища, то как и в предыдущем случае, наименьший результат показали студенты со средним уровнем здоровья (49,46±3,57 см). Наибольшая длина туловища зафиксирована у представителей уровня здоровья ниже среднего (53,27±5,61 см, Р>0,05).
Выводы
Установлено, что студенты с высоким уровнем здоровья обладают меньшими габаритами тела, чем представители других уровней, а представители низкого уровня здоровья — наибольшими. Чтобы иметь высокий уровень здоровья, не обязательно иметь большие габариты тела.
Очень важно поддерживать состояние здоровья на протяжении всей жизни. Движение — жизнь!
Список литературы
- Апанасенко Г.Л. Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирование. Спортивный врач. 2011; 1: 29-33.
- Казакова Г.Н. Методы антропометрии в учебной и исследовательской практике: методические рекомендации. – М., 2013. – 84 с.
- Лумпова О.М. Характеристика физического развития юношей Прибайкалья / О.М.Лумпова, М.М.Колокольцев // Фундаментальные исследования. 2011. № 11-2. С. 320-324.
- Негашева М. А. Основы антропометрии: учебное пособие. – М., 2017. – 216 с.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Характеристика физического здоровья студентов технического вуза Прибайкалья
педагогические науки
- Носов Александр Викторович , студент
- Колокольцев Михаил Михайлович , доктор наук, профессор, профессор
- Иркутский национальный исследовательский технический университет
-
Похожие материалы
Актуальность
Здоровье — основной составляющий элемент, ключ к благополучной жизни человека [2].
Многими исследователями, а также по данным литературы, отмечается ухудшение состояние здоровья у студенческой молодёжи [3]. Данная ситуация продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем для большинства стран мира. Россия в том числе. Причин этому существует множество, но доказано, что ведущей из них является нарушение человеком основ здорового образа жизни. Важнейший задачей научных исследований является количественное изучение физического здоровья среди насеения, в том числе, студенческой молодежи.
Цель – дать количественную оценку уровня физического здоровья студентов технического вуза Прибайкалья.
Материал и методы исследования
В Иркутском национально исследовательском техническом университете, было обследовано 288 студентов-юношей в возрасте 17-21 год. В работе использовалась методика Г.Л. Апанасенко [1], которая заключается в получении основных первичных данных, полученных при обследовании студентов, и соотношении (оценке) результатов соответствующему уровню в баллах. В конце всех измерений полученные баллы необходимо сложить получить общий (суммарный) балл своего здоровья. По специальной таблице необходимо выяснить, какому уровню здоровья соответствуют показатели того или иного студента.
Результаты исследования
Распределение студентов ИРНИТУ по уровням здоровья представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Уровни здоровья студентов ИРНИТУ
По данным рис.1 видно, что высокий уровень здоровья у студентов установлен у 8 человек (2,77 %). Уровнем здоровья «выше среднего» обладает 56 студентов (19,44 %). Более половины имеют уровень здоровья «средний» (50,34%). Студентов, с уровнем «ниже среднего» больше, чем студентов с уровнем здоровья «выше среднего»: 77 человек (26,76%). Наименьшее количество человек имеет «низкий» уровень здоровья (0,69 %).
Представляет научно-практический интерес изучение вопроса распределения студентов по уровням здоровья, с учетом изучаемых критериев здоровья (табл.1).
Таблица 1. Комплексная оценка уровня здоровья студентов ИРНИТУ (по Г.Л. Апанасенко, 1993 г.)
4 и менее баллов
Время восстановления ЧСС
Из табл. видно, что низкий уровень показателя «весо-ростовой индекс»(Масса тела (г) / Рост (см)) установлен у 3 человек (1,042 %) из общего числа студентов. Этому уровню соответствует балл «-2». Функциональный уровень здоровья «ниже среднего»установлен у 19 человек (6,598 %) . Этому уровню соответствует балл «-1». Наибольшее количество студентов отнесено к уровню « средний» — 266 человек (92,36 %).
Согласно данным табл., при исследовании функций дыхательной системы (ЖЕЛ (мл) / Масса (кг)), видно, что низкий функциональный уровень имеют пятая часть студентов, т.е. 53 человека (18,403 %). Этому уровню соответствует балл «0». По функциональным уровням «ниже среднего»и «высокий» студенты распределились следующим образом: 54 (18,75 %)и55 (19,097 %) человек соответственно. Этим уровням соответствуют баллы «1» и «5». К уровням «средний» и «выше среднего» относятся почти одинаковоеи несколько большее количество человек, чем на других уровнях, т.е.65 (22,569 %) и 61 (21,181 %) человек соответственно. Этим уровням отнесены баллы «2» и «4».
При исследовании функций сердечно сосудистой системы ((ЧСС×СД) / 100), по данным таблицы, можно сказать, что уровень «выше среднего» установлен у большинства студентов, т.е. у 145 человек (50,347%). Этому уровню соответствует балл «3». По функциональному уровню « средний» установлено 125 человек (43,403 %). Этому уровню соответствует балл «2». Низкий уровень имеет лишь 1 человек (0,347 %), а вот к высокому уровню относятся 12 человек (4,167 %). Этим уровням соответствуют баллы «-2» и «4».
Согласно обследованию студентов, по показателю «время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с », низкий уровень не установлен ни у одного студента. Данному уровню соответствует балл «-2». Функциональный уровень «выше среднего» установлен у большинства студентов, т.е. у 218 человек (75,694%). Этому уровню соответствует балл «5». Высокий уровень здоровья соответствует 51 человеку (17,71%), что немало важно. К данному уровню относится балл «7».
Из табл. видно, что «низкий» функциональный уровень, показателя «кистевая динамометрия» ((сила кисти (кг) / масса тела (кг)) х 100), установлен у большинства студентов, т.е. у 109 человек (37,847%). Данному уровню соответствует балл «0». По уровням « средний» и «ниже среднего» студенты распределились следующим образом: 60 (20,833 %) и 69 (23,958 %) человек соответственно. Этим уровням соответствуют баллы «2» и «1». По уровню «высокий» установлено наименьшее количество студентов, т.е. 7 человек (2,431%). Этому уровню соответствует балл «4».
Вывод
Большинство студентов — 145 человек (50,34%) имеют «средний» уровень здоровья, т.е. их уровень здоровья попал в промежуточный балл «10-13».
Меньшее количество студентов отнесено к «низкому» и «высокому» уровням здоровья, т.е. 2 человека (0,69%) и 8 человек (2,77%) соответственно. К данным уровням относятся баллы «4» и «17-21».
Уровень «ниже среднего» установлен у 77 человек (26,76%), а уровень «выше среднего» — у 56 человек (19,44 %). Баллы по данным уровням распределены в следующих интервалах: «5-9» и «14-16» соответственно.
Возникает вопрос: можно ли повлиять на уровень своего здоровья? Ответ очевиден — да, можно!
На течение заболевания человек не всегда может повлиять сам, для этого нужны усилия квалифицированных врачей. Но на многие функциональные показатели организма, отвечающие за общий уровень здоровья, человек может и должен влиять самостоятельно! Снизить избыточную массу тела, увеличить ЖЕЛ, силу кисти, улучшить функцию сердечно — сосудистой системы человек может только сам. Никакие волшебные лекарства здесь не помогут. Для этого необходимо регулярно, на протяжении всей жизни, заниматься физическими упражнениями.
Список литературы
- Апанасенко Г.Л. Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирование. Спортивный врач. 2011; 1: 29—33.
- Быков И.В. Гигиена физической культуры и спорта / Учебник. — Издательство: Спец. Лит, 2010 – 192 с.
- Лумпова О.М. Характеристика физического развития юношей Прибайкалья / О.М. Лумпова, М.М. Колокольцев // Фундаментальные исследования. 2011. № 11-2. С. 320-324.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Характеристика физического здоровья студента
Актуальность исследования проблемы состояния здоровья студенческой молодежи обусловлена, с одной стороны, необходимостью достижения наиболее полной коррекции состояния здоровья при различных заболеваниях, а с другой, созданием условий для активной трудовой и общественной жизни.
Все вышеизложенное позволяет считать проблему здоровья приоритетным направлением глубоких научных исследований.
Цель исследования — оценить состояние здоровья и физического развития студентов ВУЗов.
Материал и методы исследования. Объектом исследования явились студенты ВУЗа. Для оценки состояния здоровья и физического развития использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, наблюдение, антропометрические измерения (Экспресс-оценка уровня здоровья [4,6] включала следующие показатели: длина тела (рост), (см или м), масса тела, (кг), окружность грудной клетки, (см), функциональное состояние сердечно-сосудистой (ЧСС, САД, ДАД) и дыхательной систем (ЖЕЛ, ЖИ), физиологические методы исследования (дыхательный объем (ДО), минутный объем дыхания (МОД), гипоксические пробы (проба Штанге, проба Генчи), МПК), методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждения
Для определения уровня сформированности двигательных качеств, объективной оценки физической подготовленности и физического развития, функциональных отклонений и адаптационных показателей организма испытуемых воспользовались специальными физиологическими, педагогическими и психофизическими тестами (Таблица 1,2,3).
Таблица 1 .Показатели физиологических тестов испытуемых
Тесты
Экспериментальная группа (n=91)
Основная группа (n=48)
Юноши n=52
Девушки n=39
Юноши n=26
Девушки n=22
ОГК- экскурсия, см
АДдиаст, мм рт.ст.
Проба Штанге, с (вд)
Проба Генчи,с (выд)
Таблица 2. Показатели педагогических тестов испытуемых
Тесты
Экспериментальная группа (n=91)
Основная группа (n=48)
Юн. n=52
Дев. n=39
Юн. n=26
Дев. n=22
Прыжки в длину с места, см
Становая динамометрия, кг
Кистевая динамометрия, кг
Прыжки в длину с разбега, см
Метание гранаты, м
Челночный бег 3*10 м, с
Тест Купера, м (12 мин)
Таблица 3. Показатели развития психофизических характеристик испытуемых
Тесты
Экспериментальная группа (n=91)
Основная группа (n=48)
Юн. n=52
Дев. n=39
Юн. n=26
Дев. n=22
— частота касаний, 1/с
— количество касаний, раз
— частота касаний, 1/с
— количество касаний, раз
Избирательность внимания (тест Мюнстенберга)
— количество найденных слов
Реакция на движущийся объект, мс
Оценка статического равновесия (проба Ромберга),с
Оценка динамического равновесия (проба Яроцкого),с
Тест на распределение внимания «Расстановка чисел»
Корректурная проба Ландольта (шт.)
Анализируя показатели физиологических тестов экспериментальной и основной групп, мы выявили, что указанные величины соответствует возрастным нормам. В показателях роста, массы тела, окружности грудной клетки, ДО, МОД в экспериментальной и основной группах расхождений не наблюдалось.
В среднем показатель частоты сердечных сокращений и в экспериментальной (65,3 уд/мин у юношей и 72,9 уд/мин у девушек) и в основной (68,6 уд/мин у юношей и 71,2 уд/мин у девушек) группах не выходит за пределы физиологической нормы.
Однако в 23 % (12 чел.) случаев у юношей и в 34 % (13 чел.) у девушек экспериментальной группы отмечено повышенное АДсист, которое при стойком выявлении может расцениваться как пограничная артериальная гипертензия. У юношей основной группы повышение АДсист отмечено лишь в 8 % (2 чел.) и в 12 % (3 чел.) у девушек соответственно.
В показателе ЖЕЛ между экспериментальной и основной группами видны расхождения. Так, у юношей экспериментальной группы среднее значение ЖЕЛ = 3697,2 мл, что говорит об ослаблении дыхательной мускулатуры, уменьшении растяжимости легких и грудной клетки, венозным застоем в малом круге кровообращения. В группе девушек прослеживается аналогичная тенденция.
Информативной является оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы в условиях физического напряжения (индекс Руфье). Данная функциональная проба позволяет судить об адаптации к мышечной работе и о закономерностях восстановительных реакций. Анализ результатов исследования показал, что у 72,1 % (38 чел.) юношей и 58,6 % (23 чел.) девушек экспериментальной группы наблюдалась нормотоническая реакция на физическую нагрузку, причем гипертонический тип реакции выявлен у 11,8 % (6 чел.) юношей и у 31,4 % (12 чел.) девушек экспериментальной группы, что говорит о переутомлении организма и является признаком предгипертонического состояния.
Низкая оценка индекса Робинсона 117.2 у юношей — 2 балла (низкий уровень) и 109,4 у девушек — 2 балла (низкий уровень) свидетельствует о нарушении регуляции сердечно-сосудистой системы. Студенты с низкой оценкой этого индекса входят в группу риска по возможному возникновению артериальной гипертензии, синдрома вегетативной дисфункции, нарушению сердечного ритма. В то время как студенты основной группы имеют средний показатель индекса Робинсона 93,1 — 3 балла (средний уровень) у юношей и 98,8 — 3 балла (средний уровень) у девушек.
Средний уровень индекса Скибинского как у экспериментальной группы (117,2 — юноши, 109,4 — девушки), так и у основной группы (93,1 и 98,8 соответственно) говорит о недостаточных функциональных возможностях системы дыхания и сниженной устойчивости организма к гипоксии, а значит к частым заболеваниям ОРЗ.
Средняя оценка (268,7 — юноши — 3 балла) и ниже среднего (232,3 — девушки — 2 балла) индекса Шаповаловой свидетельствует о недостаточном развитии силы и скоростной выносливости, а значит, приводит к возникновению нарушения осанки, искривления позвоночника, деформации стоп и ряду других заболеваний.
Результаты гипоксических проб (Штанге, Генчи) у студентов экспериментальной группы (44,4 и 26,2 — юноши; 35,2 и 23,1 — девушки) оказались ниже, чем у студентов основной группы (51,1 и 32,5; 31,4 и 29,1 соответственно). Это говорит об утомлении, отражает общее состояние кислородообеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха, либо глубоко выдоха, а также позволяет судить о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности человека.
Средние значения показателя адаптационного потенциала (АП) в экспериментальной и основной группе существенно разнятся. Студенты экспериментальной группы обладают низким уровнем АП — 3 балла (2,64 у юношей и 3,11 у девушек), что свидетельствует о функциональном напряжении механизмов организма. Студенты основной группы имеют средний уровень адаптации АП — 4 балла (1,98 у юношей и 2,08 у девушек), а значит, обладают удовлетворительной адаптацией, характеризующей достаточные функциональные возможности организма.
Результаты педагогических тестов испытуемых показали превосходство основной группы над экспериментальной практически по всем видам испытаний, что так же подтверждает наше предположение о недостаточных функциональных возможностях организма экспериментальной группы. Существенные различия прослеживаются как в скоростных качествах (бег 100 м, бег 30 м), так и в силовых (пресс, подтягивание, метание гранаты).
Тест на выносливость, оценивающий физическую работоспособность и косвенно оценивающий функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, показал низкий уровень кислородообеспечения у испытуемых экспериментальной группы (2086,4 м у юношей и 1633,4 м у девушек), что подтверждает их низкий адаптационный потенциал.
Результаты кистевой динамометрии, по нашему мнению, не обладают информативностью, так как существенных отличий между группами выявлено не было.
Как показали результаты исследования, психофизические характеристики также существенно отличаются в экспериментальной и основной группах, о чем свидетельствуют достоверные изменения количественных и качественных показателей, характеризующих внимание, память, способность к аналитическому мышлению.
Среднее значение времени, затраченное на выполнение теста, на распределение внимания «Расстановка чисел», оценивающего устойчивость внимания, в экспериментальной группе составило 189,4 с у юношей и 194,6 с у девушек. Что значительно хуже значения показателей полученных в опытной группе, где время составило 165,2 с и 173,5 с соответственно. Полученные данные говорят о некоторой истощаемости внимания и памяти испытуемых. Это совпадает с результатами теста корректурной пробы Ландольта, оценивающего точность и продуктивность внимания (в экспериментальной группе у юношей 544,3 шт., у девушек 571,8 шт., в опытной группе 561,0 шт. и 580,1 шт. соответственно).
Динамическая и статическая тремометрия, а также динамическое и статическое равновесие у экспериментальной группы по показателям проведенных нами тестов оказались ниже должного уровня и значительно уступили показателям основной группы испытуемых.
Особенно заниженными показателями в экспериментальной группе оказались значения теста «Реакция на движущийся объект» у юношей 2,86 с, у девушек 3,12 с по сравнению с показателями в опытной группе — 2,64 с и 3,01 с соответственно.
Заключение. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что в физическом, психофизическом развитии, физическом совершенствовании экспериментальная и основная группы имеют определенные достоверные различия, что, по нашему мнению, обусловлено отставанием экспериментальной группы студентов в силу наличия у них низкого адаптационного потенциала. Повышение адаптационного потенциала и приспособляемости к условиям внешней среды позволит успешно решать задачи, поставленные перед молодым специалистом в период обучения в вузе. По нашему мнению, ряд антропометрических и физиологических показателей (рост, масса тела, ОКГ, ОКГ-экскурсия, ДО, МОД) не отражает в должной мере специфику поставленной перед нами задачи.
Рецензенты:
- Сальников А.Л., д.б.н., профессор, профессор кафедры, Московская открытая социальная академия, Астраханский филиал, г. Москва.
- Бисалиев Р.В., д.м.н., доцент кафедры, Московская открытая социальная академия, Астраханский филиал, г. Москва.
Источник