Меню

Группы здоровья учащихся общеобразовательных школ

Приложение N 3. Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой

Приложение N 3
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные учреждения и
в период обучения в них, утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н

Правила
определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой

1. Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.

2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.

3. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:

без нарушений состояния здоровья и физического развития;

с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

4. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:

имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;

входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);

с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

5. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б».

5.1. К специальной подгруппе «А» (III группа) относятся несовершеннолетние:

с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;

с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

5.2. К специальной подгруппе «Б» (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

Отнесенным к этой» группе несовершеннолетним рекомендуется в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

Источник

Что означают медицинские группы здоровья у детей по физкультуре, и какая группа здоровья у вашего ребенка?

Команда профессионалов в различных областях

Время на чтение: 7 минут

Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.

Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.

Содержание статьи:

Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья

Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же.

  1. Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
  2. Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.

Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:

  • Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
  • Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
  • Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.

Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.

Читайте также:  Минутка здоровья мой режим дня

Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.

Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?

  1. Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
  2. Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
  3. Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
  4. Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.

Распределение детей по физкультурным группам здоровья в школе

Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.

Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.

Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика

Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России

К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:

  • Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
  • Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.

Детей из данной группы допускают до…

  1. Сдачи норм ГТО.
  2. Учебных занятий в полном объеме.
  3. Сдачи нормативов.
  4. Тренировок в спортивных секциях.
  5. Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах. Как собрать ребенка в поездку на соревнования в другом городе?
  6. Участия в туристических походах.
  7. Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.

Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.

В частности:

  • При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
  • При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
  • При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.

Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре

В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):

  • Слабо подготовленных в физическом плане.
  • С морфофункциональными нарушениями здоровья.
  • Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
  • Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.

Детей из данной группы допускают до:

  1. Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
  2. Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.

До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.

Также им запрещены:

  • Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
  • Длительный бег.
  • Большое количество повторений упражнений.

Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.

В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.

Детям из данной группы рекомендуется:

  1. Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
  2. Замена бега на ходьбу.
  3. Проведение спокойных игр без резких передвижений.
  4. Увеличение пауз для отдыха.

Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:

  • Печать и подпись.
  • Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
  • Диагноз.
  • А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.

Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?

Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.

В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
  • С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
  • Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.

Детей из специальной группы А допускают до:

  1. Занятий по специально разработанной программе.
  2. Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.
  3. ЛФК.

В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:

  • Акробатические.
  • Силовые.
  • Скоростные.
  • Умеренно-интенсивные подвижные игры.
Читайте также:  Основы понятия здоровья человека

Запрещено:

  1. Участие в соревнованиях.
  2. Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
  3. Посещение спортивных секций.
  4. Сдача нормативов.

Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.

В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.

То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.

Детей из специальной группы Б допускают до:

  1. Занятий ЛФК.
  2. Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.

В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами с нашими читательницами!


Теперь вы можете купить сертификат на услуги наших экспертов онлайн. Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков!

Присоединяйтесь к нам на канале
Яндекс.Дзен!

Источник

К вопросу о группах здоровья и физкультурных группах современных школьников.
методическая разработка по физкультуре на тему

Доказано, что наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет, т.е. во время обучения в различных образовательных учреждениях, где ребенок проводит 70 % своего времени. А ведь именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Таким образом, становится очевидным, что с егодня процесс обучения становится фактором риска, тогда как в соответствии с Законом РФ «Об образовании», он должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и молодёжи. В статье рассматриваются основные аспекты данной проблемы и возможные пути ее решения.

Скачать:

Вложение Размер
группы здоровья 22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. По данным Минздрав Минпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания . А за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в хронические. С амыми распространенными болезнями среди учащихся являются: заболевания щитовидной железы, нарушение осанки, нарушение зрения, нарушения опорно-двигательной системы, ЖКТ, нервно-психические расстройства.

Вся эта печальная статистика говорит о том, что нужна продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого человека к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

Становится очевидным, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения ( http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/ ).

На сегодняшний день личностно-ориентированный подход к растущему человеку — это основное направление, в рамках которого можно правильно ставить и решать проблему здоровья в условиях школьной жизни. Реализация такого подхода позволит достичь принципиально нового уровня культуры человека, гармонии в нем физического, интеллектуального и духовного.

Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе. В дошкольных учреждениях, в подготовительных классах, различных школах для малышей дети занимаются неспецифическими для дошкольного этапа развития деятельностями: читают, пишут, изучают иностранные языки, занимаются прохождением программы первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и заниматься физическими упражнениями и подвижными играми. Это ведет к тому, что еще до поступления в школу создаются условия для нарушения состояния здоровья, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями (Т.В. Волосникова, 2009).

Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами: в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся; в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока — прогулки, экскурсии, игры и др.; также отмечается неправильная организация процесса обучения — это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.) (Т.Е. Виленская, 2007).

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показывает, что на фоне неуклонного прогрессирования дефицита двигательной активности, вызывающей нарушение обмена веществ, избыточность массы тела, эндокринные заболевания, происходит снижение физической и умственной работоспособности, приобретающие характер национального бедствия в последние десятилетия (А.Г. Паршиков, 2003; В.В. Белоусов, 2004; В.И. Столяров, 2005; А.А. Потапчук, 2005 и др.).

Поэтому приоритетной задачей государства и Правительства России на сегодняшний момент является укрепление и сохранение здоровья детей и подростков, что становится главным ценностным ориентиром дошкольного и школьного физкультурного образования. В течение многих лет данная проблема служит объектом пристального внимания ученых различных научных направлений: медиков, педагогов, психологов, социологов, правоведов и специалистов в области физической культуры.

Здоровье детей определяется влиянием целого комплекса факторов, соотношение которых меняется с возрастом, что важно учитывать при оценке здоровья и разработке мер профилактики и лечения. Нельзя забывать, что состояние здоровья детей — это важный показатель не только настоящего, но и будущего благополучия общества и государства. Поэтому, для необходимой своевременной коррекции каких-либо отклонений в здоровье ребенка и для проведения в должной мере профилактических осмотров, детей школьного возраста принято относить к определенным группам здоровья (http://pererojdenie.info/).

Группы здоровья — это наборы характеристик физиологического и психологического состояния детей, которые характеризуют его патологии, потенциальные опасности для здоровья, а также определяют ряд рекомендаций по ограничениям физических нагрузок. Кроме того, определение ребенка в ту или иную группу здоровья должно быть сигналом для родителей, которые должны принять все необходимые меры для диагностики потенциальных заболеваний и скорректировать образ жизни ребенка. Группа здоровья — это показатель, который может меняться у детей с возрастом, но, к сожалению, наиболее часто в сторону ухудшения.

Группу здоровья каждого ребенка определяет участковый врач-педиатр, исходя из основополагающих критериев:

— наследственность, течение беременности, роды, первый месяц жизни ребенка;

— физическое развитие ребенка и его гармоничность — вес, рост, окружность головы, груди и т.д.;

— нервно-психическое состояние — развитие речи, навыки;

— устойчивость организма к различным факторам внешнего воздействия;

— уровень функционального состояния органов и систем;

— наличие хронических заболеваний, пороков, аномалий развития.

На основании результатов медицинского обследования и, исходя из всех вышеперечисленных критериев, дети распределяются на пять групп здоровья.

Выделяется пять групп здоровья детей:

I группа – здоровые дети, с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций;

II группа – здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженная сопротивляемость заболеваниям;

III группа – больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма;

IV группа – больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма;

V группа — больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

При заполнении классного журнала учителя сталкиваются с вопросом определения группы здоровья учащихся и физкультурной группы.
На основании данных о состоянии здоровья и физического развития все учащиеся распределяются на три физкультурные группы:

основная группа: дети без отклонения в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, при достаточном физическом развитии. Т.е. в нее входят здоровые дети и дети с плохим аппетитом, гипертрофией миндалин 1-2 степени, аденоидами 2 степени, близорукостью до 3Д. Рекомендации по физической нагрузке: занятия по учебным программам, участие в соревнованиях, занятия в секциях;

подготовительная группа: дети с недостатками физического развития и слабо физически подготовленные, с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Сюда относятся часто болеющие дети, дети с близорукостью 3-4Д, аденоидами 3 степени, хроническими тонзиллитами, бронхитами, ожирением, дискинезией желчевыводящих путей, детренированные дети. Рекомендации по физической нагрузке: занятия по учебным программам с отсрочкой сдачи нормативов и участия в соревнованиях;
специальная группа: учащиеся имеют отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Рекомендации по физической нагрузке: занятия по специальным учебным программам, освобождение от сдачи норм.

После некоторых тяжелых заболеваний, травм или операций требуется длительное освобождение от уроков физкультуры.
Оно оформляется на основании выписки из стационара, с рекомендациями в отношении занятий физкультурой. Длительно (на весь учебный год) от физкультуры обычно освобождаются дети-инвалиды, как правило, те из них, кто имеет право на домашнее обучение. Подход к этому вопросу строго индивидуальный, решается совместно: лечащим врачом-специалистом, родителями, с учетом желания ребенка. Некоторым детям разрешаются занятия физкультурой в специальной или даже в подготовительной группе.

Проведенный в разные годы анализ статистических данных по исследованию здоровья детей и подростков в различных регионах России, выявил, что они несколько отличаются друг от друга, но наблюдающаяся общая тенденция к стремительному ухудшению здоровья подрастающего поколения позволяет определить ситуацию в стране как кризисную (А.А. Потапчук, 2005).

Источник

Adblock
detector