Меню

Группы здоровья проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп

Главная > Лекция >Психология

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп

1. Распространенность заболеваемости в РФ

2. Структура заболеваемости учащихся различных возрастных групп

1. Распространенность заболеваемости в РФ

Здоровье человека, в значительной степени отражая благосостояние общества, рассматривается как «визитная карточка» страны. К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция к снижению уровня здоровья населения по всем показателям. В результате в стране впервые за послевоенные годы смертность населения превысила рождаемость – при коэффициенте рождаемости 10,7 промилле смертность достигла 12,2 промилле. Вместе с тем отмечается прогрессирующее снижение рождаемости, что обусловлено, с одной стороны, низким уровнем экономического благосостояния и культуры населения, а с другой, – тем, что около 20% женщин детородного периода страдают бесплодием.

По данным демографических оценок, в нашей стране тенденции ухудшения уровня здоровья свойственны практически всем этапам и периодам индивидуального развития. Так, среди новорожденных доля детей с генетическими отклонениями уже достигла 17% в то время, как в странах Запада она составляет 8–11%. Если количество врожденных аномалий в мире составляет 1,27%, то в регионах Центра России с 1980 по 1992 г.г. их частота возросла с 9,0% до 30,2%. Дальнейшая деградация генофонда уже через два-три поколения грозит возможностью самоуничтожения нации, т.к. «генные повреждения у 30% особей популяции приводят к полной ее гибели». Если в 1996 г. физиологически зрелыми в России рождались всего лишь 14% детей [104], то уже в 1998 г. их доля снизилась до критического уровня 8-10%. Низкая жизнеспособность новорожденных естественно отразилась и на показателях детской смертности, так что статистика перинатальной смертности детей по России выглядит угрожающей. В частности, смертность жизнеспособных детей составляет 32,6%, умерших в 0-6 дней – 33,2%, с 7 по 27 день – 7,9% и с 28 по 365 день – 26,3%. По данным ВОЗ, смертность по первым двум показателям в развитых странах Европы и в Японии составляет 0,6%, в развивающихся – 12-15%, а у нас она достигает 33%. В общем же смертность детей первого года жизни в Российской Федерации составляет 18% – это в 3,5 раза больше, чем в Японии и Европейских государствах.

И в последующих возрастах здоровье детей продолжает ухудшаться, так что в дошкольных учреждениях к часто болеющим относят 20–27% детей, а диагноз «практически здоров» имеют всего лишь 23% из них. Такое положение имеет принципиальное значение в связи с тем, что детская заболеваемость во многом определяет здоровье человека во всех последующих этапах онтогенеза: по мнению Ю.П. Лисицына и А.В. Сахно (1988), до 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст.

Таким образом, во всех дошкольных возрастных периодах в силу различных условий, преимущественно обусловленных нездоровым образом жизни, реализация генетической программы ребенка во времени затруднена, в связи с чем к началу школьной жизни отставание биологического возраста от паспортного у 50-60% детей может достигать 1-1,5 лет. Среди приходящих в первый класс детей, как указывают В.К. Овчаров с соавт. (1996), до 60% имеют функциональные нарушения, а 45% из них нейропсихологически и физически не готовы к обучению и освоению школьной программы. К моменту прихода в школу значительная часть детей имеет целый ряд нарушений здоровья: замедление физического и психического развития, дисгармоничное развитие и низкую физическую подготовленность. Около 50% первоклассников имеют различные психосоматические заболевания, а 45% из них психически не готовы к усвоению учебной программы. Заслуживает внимания и влияние возрастного фактора начавших обучение в школе детей на их здоровье. Так, у первоклассников-шестилеток по сравнению с начавшими учиться с семи лет выявляются высокие уровни заболеваемости, в том числе нервно-психическими расстройствами, а у 12-15% первых имеются нарушения в развитии речи.

Низкий уровень здоровья приходящих в школу детей вместе с новыми для них условиями жизнедеятельности самым неблагоприятным образом сказываются на процессе адаптации младшеклассников к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. Так, по мнению Т.А. Тарасовой (1996), именно с низким уровнем здоровья и обусловленным этим снижением работоспособности связано то обстоятельство, что от 10 до 20% первоклассников не справляются с учебными заданиями.

2. Структура заболеваемости учащихся различных возрастных групп

В течение обучения в школе здоровье детей прогрессивно снижается. Уже в третьем классе число практически здоровых детей резко снижается за счет нарушений в деятельности сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, дыхательной систем и органов зрения; увеличивается число детей с замедленным физическим и психическим развитием, с низкой физической подготовленностью, а у 65% учащихся начальной школы диагностируются нарушения осанки. Не удивительно, что в среднем звене общего школьного образования у 13% учащихся отмечается отставание в интеллектуальном развитии, а 25% из них испытывают затруднения в учебе и не могут полностью освоить программу общеобразовательной школы.

Читайте также:  Мини уроки по здоровью

Около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости (1385 случаев на 1000 детей), отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам, как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания, болезни ЛОР-органов и т.д. Особую тревогу в динамике заболеваемости вызывает подростковый возраст, который связан не только с мощными эндокринными перестройками, делающими организм подростка особенно чувствительным к воздействию неблагоприятных условий внешней среды, но и подверженным влиянию вредных для здоровья привычек. На фоне социальной и соматической акселерации, свойственной современным подросткам, их вегетативные системы жизнеобеспечения оказываются более инертными, что ведет к напряжению их деятельности не только при нагрузках, но и в повседневной жизни.

У старшеклассников состояние здоровья продолжает ухудшаться, что для юношеского возраста связывают с нарушениями обмена веществ и психоэмоциональным напряжением, обусловленным как образовательным процессом, так и вредными привычками. В результате у каждого второго старшеклассника отмечается наличие хронической патологии, число же здоровых учащихся к этому возрасту уменьшается в четыре раза. До 90% всех заболеваний школьников связывают с возникающими в процессе обучения стрессами, так что к концу учебного года у 78% школьников выявляются те или иные формы невротических нарушений и другие расстройства нервной системы и нервно-психической сферы. В общем же, как предполагается, функциональным нарушениям подвержены около 7,5 млн. учащихся общеобразовательной школы.

Не вызывает сомнения, что все сочетание факторов низкого психосоматического здоровья и интеллектуального развития обусловливает значительные нагрузки, которые предъявляет обучение к организму детей и к их здоровью. Закономерным поэтому представляется тот факт, что за период обучения в школе качество и уровень здоровья учащихся резко снижаются, и к первой группе здоровья относятся лишь 8,6-14,2% школьников, ко второй – 37,1–49,0%, к третьей – 40,4–48,0%, а к четвертой – 0,3–2,2%.

Согласно статистическим данным, в Российской Федерации по состоянию здоровья в группе риска находятся 5 млн. детей школьного возраста. Ведущее место среди патологических форм у учащихся занимают простудные заболевания (грипп, ОРЗ, болезни носоглотки и др.), распространенность которых повышается в осенне-зимние периоды. С первого по восьмой классы резко снижаются заболеваемость острыми инфекциями (ветрянка, оспа, корь, скарлатина), но в 5-7 раз возрастает число нарушений зрения, в два раза – осанки, в три раза – сколиоза. Как отмечает главный детский эксперт-реабилитолог Минздрава РФ Л. Беляева (2005), за последние 10 лет заболеваемость детей до 15 лет возросла на 30%, а 15-17-летних подростков − на 64%. Закономерным поэтому представляется и итог: среди выпускников школы число здоровых девушек и юношей уменьшается в четыре раза по сравнению с пришедшими в первый класс и не превышает 8-10%. Естественно, что такое положение заметно сказывается на дальнейшей судьбе выпускников, – согласно результатам комплексных исследований, до 45% учащихся по состоянию здоровья имеют различные ограничения в выборе профессии.

Таким образом, в последние годы в России существенно снижается уровень здоровья детей дошкольного и школьного возрастов, что выражается в росте хронических форм патологии, дисгармонии физического развития и физической подготовленности, в отставании биологического развития и в других показателях.

Источник

Проблемы здоровья различных возрастных групп

медицинские науки

  • Васяева Кристина Олеговна ,
  • Корчагина Юлия Владимировна ,
  • Попкова Надежда Николаевна ,
  • Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
  • БОЛЕЗНЬ
  • ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ
  • КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ
  • ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ
  • ЗДОРОВЬЕ
  • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Похожие материалы

Здоровье — главная ступенька на пути к человеческому счастью. Однако многим нет времени задумываться о здоровом образе жизни. Мы постоянно куда-то спешим, нервничаем, перекусываем, совершенно не занимаясь собой и приобретая при этом все новые и новые поводы для беспокойства.

«Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.» Г.Гейне

Происходит от прил. здоровый, из праслав. *sъdorvъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. съдоровъ, ст.-слав. съдравъ (др.-греч. ὑγιής), русск. здоровый, укр. здороìвий, болг. здрав, сербохорв. здра̏в, здра̏ва, словенск. zdràv, zdráva, чешск., словацк. zdravý, польск. zdrowy. В праслав. *sъdorvъ sъ = др.-инд. su «хороший» и *dorvo-, связанного чередованием с дерево, т. е. «из хорошего дерева» [1].

Слово «здоровье» принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

Здоровье — одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека. Постулат всей жизни: для каждого из нас здоровье — это главная ценность жизни.

Читайте также:  Возраст 40 лет для женщины здоровье

Существует огромное количество определений слову здоровье. В большой медицинской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» [2]. Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Со времени основания ВОЗ эта концепция не подвергалась пересмотру и сейчас критикуется почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Это определение критикуют:

  1. за идеальность цели, которую никогда не достичь;
  2. за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком;
  3. за статичность — здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;
  4. за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья [3].

Человек являет собой отражение двух ипостасей — биологической и социальной. Они находятся в единстве и противоречии. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:

Первый уровень — биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

  • соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;
  • физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

Второй уровень — психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье — комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума.

Приведенные выше уровни проявляются по-разному: в зависимости от возраста человека, от определенного этапа жизни.

Например, первый уровень проявляется с рождения; второй уровень проявляется у подростков, а третий уровень у взрослого человека [3].

Несомненно, здоровье граждан страны определяет благосостояние общества, является показателем. Но в последнее время, по данным демографических оценок, в нашей стране наблюдаются тенденции к ухудшению уровня здоровья. Причем такая тенденция свойственна практически всем этапам и периодам индивидуального развития. Конечно, особое внимание вызывает здоровье подрастающего поколения: школьников, студентов, то есть будущее нашей страны. Как показали многочисленные исследования, состояние здоровья человека более всего зависит от самого человека. Незнание правил безопасного поведения, несоблюдение здорового образа жизни, беспечное отношение к своему здоровью – вот причина высокого уровня травматизма, появления различных заболеваний, ухудшения здоровья молодежи.

Несколько лет назад Всемирной организацией здравоохранения была сделана попытка ранжировать все факторы в порядке их значимости для здоровья. В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физические, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Однако наибольшее значение в развитии самых распространенных болезней, являющихся основной причиной смерти населения являются: гиподинамия (недостаток движения), неправильное питание (прежде всего переедание), психоэмоциональное напряжение и вредные привычки (злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и других химических веществ) [3,4].

Несомненно, большой вред человек сам наносит себе, употребляя спиртные напитки, табачные изделия, наркотические средства. В последнее время эта проблема «молодеет» и болезни человек приобретает уже с детства. Необходимо пропагандировать здоровый образ жизни школьникам. А может быть школьнику нужна помощь и он не может справиться самостоятельно? Достаточно вспомнить строчки из стиха В.В. Маяковского «Я счастлив!», где главный герой стремится рассказать великую радость: он наконец-то бросил курить.

Граждане, у меня
огромная радость.
Разулыбьте
сочувственные лица.
Мне обязательно поделиться надо,
стихами хотя бы
поделиться.

Граждане, вы
утомились от жданья, готовы
корить и крыть.
Не волнуйтесь, сообщаю:
граждане – я сегодня —
бросил курить.

Неблагоприятная экологическая обстановка во многих странах также является причиной многих современных болезней. Если первые три фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран. А также важным фактором неблагополучия здоровья учащихся следует признать интенсификацию обучения. Сегодня в учебный процесс активно внедряется компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся.

Читайте также:  Как твое здоровье подружка

На человека постоянно и одновременно действуют три потока информации: сенсорной, воспринимаемой органами чувств через первую сигнальную систему, вербальной (устное или письменное слово), воспринимаемой через вторую сигнальную систему, и структурной (компоненты пищи и воздуха), поступающей через желудочно-кишечный тракт и дыхательную систему. Информация может быть необходимой, индифферентной и вредной.

Основными составляющими этой системы являются:

  1. оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;
  2. закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
  3. рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы);
  4. соблюдение режима труда и отдыха;
  5. личная гигиена;
  6. экологически грамотное поведение;
  7. психическая, эмоциональная устойчивость;
  8. сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
  9. отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
  10. безопасное поведение дома, на улице, позволяющее избежать травм и других повреждений [5,6].

Как же современному человеку защитить свое здоровье? Мы можем добиться решения проблемы двумя способами. Первый способ заключается в решении экологических вопросов, которые требуют коллективных усилий.

Второй способ заключается в том, чтобы позаботиться о своем личном здоровье. Хорошее состояние здоровья требует последовательного достижения проверенных временем принципов. Они применимы ко всем возрастным группам людей независимо от того, где Вы живете и что Вы делаете.

  1. Регулярные физические упражнения.
  2. Позитивное отношение к жизни.
  3. Умеренность в привычках.
  4. Сбалансированная диета.
  5. Чистота и гигиена.
  6. Выделения для себя необходимого времени для отдыха и релаксации.
  7. Регулярные периодические медицинские осмотры.
  8. Наличие квалифицированного личного врача или семейного доктора.
  9. Помощь другим.
  10. Создание надежных и конструктивных взаимоотношений [7,8].

Современное общество заинтересовано в повышении уровня как здоровья каждого индивида, так и коллективного здоровья.

Большее значение приобретает валеология – учение о здоровье, противопоставленное медицине болезней, но, по сути, основанное на принципах профилактической медицины. Главной задачей валеологии становится повышение потенциала здоровья популяции за счет предупреждения заболеваемости. Именно поэтому в школах и высших учебных заведениях введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы Медицинских Знаний и Здоровый Образ Жизни», «Безопасность Жизнедеятельности» [9,10].

Только здоровому человеку свойственно ощущение полноты жизни.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, воспитывающий гармонично развитую личность, помогающий стойко переносить жизненные невзгоды, психические и физические нагрузки, включая природные, социальные и личностные.

Список литературы

  1. Макс Фасмер- Этимологический словарь русского языка под редакцией и с предисловием проф. Б.А.Ларина. Издание второе, стереотипное в четырех томах. Москва «Прогресс» 1986.
  2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская, Энциклопедия. 1994 г.
  3. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А.- Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. — 4-е изд., перераб. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008.
  4. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Аспекты морфофункциональной адаптации учащихся коррекционной школы // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2. С.514-216.
  5. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Особенности физического развития сельских школьников Арзамасского района // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2012. №3. С.15-19.
  6. Динамика и характеристика биологического созревания сельских школьников Нижегородской области / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, Е.А.Болтачева, Н.В.Жулин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2012. № 4. С.37-42.
  7. Информативность антропометрических скринингов по результатам оценки физического развития школьников города Арзамаса и Арзамасского района / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, Е.А.Болтачева, С.В.Михайлова, Н.В.Жулин / Новые исследования. 2012. №2 (31). С.100-106.
  8. Характеристика функциональных резервов сельских школьников / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, С.В.Михайлова, Е.А.Болтачева, Н.В.Жулин // Новые исследования. 2012. №4 (33). С.99-106.
  9. Нормативные показатели кардиоинтервалографии сельских школьников / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, Е.А.Болтачева, Н.В.Жулин // Научное мнение. 2012. № 12. С.161-165.
  10. Сравнительные тенденции морфофункционального развития сельских и городских школьников Нижегородской области в современных условиях / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. 2013. № 7. С. 34-43.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Adblock
detector