Меню

Группы здоровья гигиена студента

Группы здоровья гигиена студента

Значение физической культуры и спорта с каждым днем неуклонно возрастает. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют гармоничному физическому развитию человека, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности. Понятия «физкультура» и «спорт» по смыслу отличаются друг от друга, хотя мы очень часто пользуемся словосочетанием «физкультура и спорт», ставя эти два слова рядом. Физическая культура – это органическая составная часть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленной на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике. Общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех, создает условия для ее развития. Показателями состояния физической культуры в обществе и государстве являются: совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования членов общества; уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания, образования, в производстве и быту, для других целей общественной практики.

Понятие «физическая культура» является наиболее общим и наиболее широким. Оно вбирает в себя и такое частное, более узкое понятие, как «спорт». Спорт – это составная часть физической культуры, вид социальной деятельности людей, заключающийся в организованном сопоставлении их сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат. Распространенными производными от этих двух основных понятий являются: физкультурник – человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования; спортсмен – человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью и подготовкой к ней с целью достижения максимальных для себя или команды спортивных результатов. При оценки состояния здоровья студента, определение критериев, характеризующих и обусловливающих его, строятся с учетом так называемых «определяющих признаков здоровья», к которым относятся: отсутствие в момент обследования, какой бы то ни было болезни; гармоничное и соответствующее возрасту развитие (физическое и психическое); нормальный уровень функций систем организма; отсутствие наклонности к заболеваниям (уровень иммунитета).

Для градации здоровья студентов используют его качественную характеристику. Студентов на основании результатов медицинских осмотров распределяют по 5 группам здоровья:

1. Здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений – это студенты, у которых отсутствуют хронические заболевания, небольшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно – психическое развитие (здоровые, без отклонений).

2. Здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений – это студенты, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 и более раз в год) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие. Уточнение состава этой группы особенно важно, так как функциональные отклонения в той или иной мере препятствуют таким студентам в осуществлении их социальных функций.

3. Больные в компенсирующем состоянии – объединяет тех, кто имеет хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

4. Больные в субкомпенсированном состоянии – к этой группе относятся студенты с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.

5. Больные в декомпенсированном состоянии – включаются больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями.

Студентов по группам здоровья распределяют медицинский персонал учреждения, но это должно учитываться и преподавателями, особенно проводящими целенаправленную работу по сохранению здоровья студентов, а также должен знать сам студент о своем здоровье и уровню выполнения любой нагрузки. Такой учет позволяет:

1. Получить статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для оценки общей картины здоровья студентов данного образовательного учреждения, района или города с целью планирования оздоровительной работы.

Читайте также:  Областной проект поезд здоровье

2. Оценить эффективность лечебно-профилактической работы, проводимой в образовательном учреждении.

3. Выявить факторы риска, влияющие на коллективное здоровье студентов.

4. Определить потребность в специализированных мероприятиях и кадрах.

Источник

Группы здоровья гигиена студента

Сохранение и укрепление здоровья населения нашей страны является не просто социальной проблемой, но и проблемой национальной безопасности и жизнеобеспечения государства. В то же время проблема охраны здоровья студенческой молодежи является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед обществом и государством, так как именно студенты формируют кадровый потенциал страны [1]. Проблема здоровья студентов в последние годы привлекает внимание ученых, врачей и педагогов, что обусловлено высокой их заболеваемостью и широким распространением факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья студентов [2]. К сожалению, количество факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья обучающейся молодежи, в настоящее время значительно увеличивается. Развитие высшей школы на современном этапе характеризуется увеличением объема информации, постоянной интенсификацией труда студентов, широким внедрением новых технических средств в учебный процесс [3]. Таким образом, проблема охраны здоровья студентов многоплановая и не может быть решена только системой здравоохранения. Она требует комплексного межведомственного подхода всех структур, заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи [4].

Учитывая актуальность проблемы, нами была сформулирована цель исследования: научное обоснование системы социально-гигиенического мониторинга условий обучения, показателей здоровья и ценностных ориентаций обучающихся для разработки комплекса гигиенических, социальных и педагогических мер по формированию здоровья молодежи [5].

Основой гигиенического воспитания является активная деятельностная позиция в сохранении и укреплении здоровья своего и окружающих [6]. Подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи. Формировать и поддерживать здоровье, как состояние нравственной, физической и психологической комфортности, может лишь человек, обладающий медико-валеологическими знаниями, навыками и умениями [7]. Сущностью валеологической деятельности является создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса [8; 9].

В настоящее время нами проводится комплексное медико-социальное исследование состояния здоровья студентов и разрабатывается концептуальная медико-педагогическая модель, направленная на формирование ценностных ориентаций в отношении здорового образа жизни и профилактику девиантных форм поведения обучающихся. Исследование проводится в четырех ведущих вузах г. Уфа, Республики Башкортостан: ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет», ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». На сегодняшний день автором было обследовано 1820 студентов вузов Республики Башкортостан.

На данном этапе исследования мы проводим комплексную оценку гигиенических условий обучения и проживания студентов вузов. Оценивается воздушная среда в аудиториях высших учебных заведений в период проведения занятий. Оценивается уровень освещенности в учебных и жилых помещениях (в общежитиях), а также коэффициент пульсации осветительных приборов и др. гигиенические параметры.

Разрабатывается медико-социальная характеристика образа жизни современной студенческой молодежи. Производится оценка системы ценностных ориентаций студентов в отношении здоровья, здорового образа жизни и профилактики девиантных форм поведения. Анализируется также деятельность образовательных организаций по формированию здоровья и профилактике девиантных форм поведения среди студенческой молодежи.

Также изучаются репродуктивные установки студентов и особенностей их сексуального поведения. Определяются факторы риска, влияющие на состояние здоровья молодежи. В оценке репродуктивных установок уточняется семейное положение студентов, возможность сексуальных отношений до брака, отношение к деторождению и др. Определяются критерии, характеризующие нравственный облик современной молодежи.

Нами проводится оценка физического развития и состояния здоровья студентов I и IV курсов четырех вузов РБ по следующим параметрам: рост, вес, окружность грудной клетки, телосложение, скелетно-мышечная масса, содержание жира в организме, динамометрия, спирометрия, пробы Штанге и Генчи, пульс, артериальное давление, проба Руфье, измерение гибкости позвоночника, зрительно-двигательные реакции и др. На основании данных параметров был произведен расчет 23 индексов, дающих некоторое представление о состоянии здоровья и адаптационных возможностях студентов.

Читайте также:  Часы работы поликлиники здоровье

Показатели заболеваемости студентов образовательных организаций оцениваются по обращаемости (в случаях и днях), по данным углубленных медицинских осмотров и госпитализированной заболеваемости. Анализируется репродуктивное здоровье студенток вузов.

На формирование и сохранение здоровья, помимо биологических и экзогенных факторов, большое влияние оказывает поведенческий фактор (здоровьесберегающее поведение), которое определяется системой ценностных ориентаций студентов в отношении здорового образа жизни и уровнем информированности о факторах риска. Формирование самосохранительного поведения особенно важно в студенческой среде, которая является наиболее динамичной частью общества, проходящей стадию биологического и психологического созревания.

Особое внимание в исследовании уделяется питанию студентов. Оценка по методу 24-часового воспроизведения производилось с использованием компьютерной программы.

Всего оценивалось 20 показателей-нутриентов (общие белки, белок растительного и животного происхождения, жиры, насыщенные жирные кислоты, холестерин, углеводы, пищевые волокна, натрий, калий, кальций, магний, фосфор, железо, ретиноловый эквивалент, токофероловый эквивалент, витамины B1, B2, ниациновый эквивалент, витамин С). Определялось также суточное потребление килокалорий студентами.

Для данной оценки были выделены 16 исследуемых групп: студенты четырех вузов (ФГБОУ ВО «БГАУ», ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», ФГБОУ ВО «УГАТУ», ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации») I и IV курсов, юноши и девушки. В настоящее время проводится сравнительный анализ качества питания студентов различных вузов, оцениваются различия в питании в зависимости от возраста и пола обучающихся.

Производился расчет cредней арифметической простой по формуле: , где — cредняя арифметическая простая, п – число наблюдений.

Затем рассчитывалась средняя ошибка математического ожидания, которая определялась по следующей формуле: где — средняя ошибка математического ожидания, σ — среднеквадратическое отклонение; n — число наблюдений.

Для вычисления доверительных границ средней величины генеральной совокупности (границ интервала при оценке математического ожидания) автором была задана доверительная вероятность p = 0,9544 (0,95). Доверительные границы для средних величины генеральной совокупности (Мген) определялись в соответствии со следующей формулой: где М – приближенное значение математического ожидания случайной величины; tβ – квантиль нормального закона распределения, где — средняя ошибка математического ожидания. Квантиль tβ определялся автором в соответствии с табличными значениями в зависимости от количества студентов в каждой исследуемой группе (группы формировались с учетом вуза, курса и пола студентов).

С учетом проведенной оценки суточного рациона разрабатываются индивидуальные рекомендации по питанию студентов экспериментальной группы. После выявления недостаточности конкретных нутриентов подбирается список продуктов, где эти вещества содержатся в значительном количестве. Затем планируется меню, обогащенное данными продуктами.

При проведении занятий со студентами экспериментальной группы ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» в рамках учебных дисциплин «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и «Основы педиатрии и гигиены» уделяется время для изучения основ рационального питания как важнейшего компонента здорового образа жизни. Рассматриваются вопросы, касающиеся качества продуктов питания, режима питания студента и др. Обучающимся разъясняется, к чему может привести нехватка данных компонентов в питании. Студентам предлагается самим оценить (с помощью компьютерной программы) собственное питание, затем разработать меню на неделю (с учетом полученных по данной теме знаний и результатов индивидуальной оценки питания).

При оценке нутриентов в рационе питания студентов было определено несоответствие нормам физиологических потребностей. Содержание белка в питании студентов обоих полов было умеренно повышено. Содержание жиров у девушек соответствовало норме, тогда как у юношей было выявлено повышение данного показателя на 15,3% (93,4±1,3 г в сут. при норме потребления жиров 81 г). Соответственно, содержание холестерина в продуктах питания юношей также было выше нормы на 36,4%.

Содержание углеводов у студентов (вне зависимости от гендерного подхода) было ниже возрастной нормы физиологических потребностей. У девушек дефицит углеводов составляет 10,9% по сравнению с нормой, у юношей этот показатель ниже нормы на 12,3%.

Читайте также:  Вред для здоровья от стиральных машин

Существенные отличия были выявлены при оценке питания студентов в зависимости от вида высшего учебного заведения. Наиболее сбалансированный рацион оказался у студентов технического высшего учебного заведения (ФГБОУ ВО «УГАТУ»), что обусловлено (по всей вероятности) большим количеством среди обучающихся уфимских студентов, живущих в домашних условиях вместе с родителями, которые заботятся об их питании. Так, в УГАТУ насчитывается 63,7% студентов из г. Уфа, тогда как в ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» уфимских студентов более чем в 2 раза меньше (27,8%), в ФГБОУ ВО «БГАУ» лишь одна треть студентов из г. Уфа (33%), в ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» половина студентов (51,2%) остались учиться в родном городе. Следует также отметить значительное количество столовых в корпусах УГАТУ и наличие частных кафе в непосредственной близости от студенческого городка, что позволяет сделать более полноценным обед студента.

В последующем планируется проведение повторной оценки рациона питания студентов экспериментальной группы по методу 24-часового воспроизведения с целью мониторинга на фоне проведения формирующего эксперимента.

С целью проведения сравнительного анализа образа жизни студентов Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан) и студентов некоторых стран Европы автором проводилось исследование образа жизни студентов Великобритании (на примере г. Шеффилда, Sheffield University). В эксперимент было вовлечено 140 студентов, обучающихся в данном учебном заведении. Аналогичная работа проводилась автором во Франции (в городе Руан, Université de Rouen). Было обследовано 120 французских студентов. Особое внимание было уделено оценке питания иностранных студентов, которая также проводилась по методу 24-часового воспроизведения с использованием компьютерной программы.

Для студентов высших учебных заведений Российской Федерации нами разрабатываются программа и курс «Формирование здоровья обучающихся», содержание которых основывается на современных инновационных педагогических технологиях (интерактивных формах обучения). Особое внимание в данной работе уделяется профилактике девиантных форм поведения обучающихся и вопросам репродуктивного здоровья. Проводится также организация волонтерской деятельности с привлечением студентов к работе с обучающимися других вузов, школ по вопросам здорового образа жизни [10]. Активизируется спортивно-оздоровительная работа среди студентов (работа секционных спортивно-тренировочных занятий, дополнительные занятия массовых спортивных групп, проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий).

На проведенную нами работу получен акт о внедрении в рамках проекта «Электронное образование Республики Башкортостан» по заказу Государственного комитета РБ по вопросам информатизации (01.12.2016), а также акт о внедрении материалов в практическую деятельность института повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» в рамках дополнительной образовательной программы «Школа приемных родителей» (01.10.2014).

Оценка эффективности концептуальной медико-педагогической модели проводится с использованием нейросетевых технологий. Нейросети являются универсальными аппроксиматорами и кластеризаторами, способными работать в сложных условиях моделирования, т.е. при наличии триады «НЕ-факторов» (неточности, неполноты, неопределенности данных). Исследуемые в статье социально-медицинские системы отличаются именно такими сложными условиями моделирования, причем с высоким уровнем априорной непараметрической неопределенности. Направлением дальнейших исследований является разработка практической методики отбора медико-социальных факторов для нейросетевой модели, содержащей как количественные, так и качественные показатели [11].

Взаимосвязи между различными экзогенными и эндогенными показателями определяются также с помощью обобщенной функции Харрингтона. Данная функция позволяет несколько десятков показателей (например, характеризующих состояние здоровья студентов) свернуть (агрегировать) в один агрегат. При этом оценка становится максимально формализованной, так как экспертная составляющая используется только при сопоставлении лингвистического значения каждого показателя и количественного интервала по шкале желательности. Также преимуществом данного метода является учет взаимного влияния показателей друг на друга нелинейным образом. Или, другими словами, происходит нелинейная компрессия (сжатие по показателям).

Вывод: таким образом, результаты проводимого исследования доказывают, что улучшение гигиенических показателей образовательной среды, формирование ценностных ориентаций в отношении здорового образа жизни способствуют сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности обучающихся в процессе учебной деятельности.

Источник

Adblock
detector