Меню

Группы здоровья для диспансеризации у детей

Диспансеризация. Группы здоровья детей. Критерии отнесения к группе здоровья.

Диспансеризация – это стройная система активных мероприятий, обеспечивающих систематическое наблюдение медицинским работником за здоровыми детьми с проведением профилактических мероприятий, предупреждающих развитие болезни.

Цель диспансеризации здорового ребенка: обеспечить всеми имеющимися у врача-педиатра средствами состояния полного здоровья у детей к моменту поступления в школу.

Участковый врач и медсестра составляют план диспансеризации. Ежегодно, в месяц рожде-ния ребенка осуществляется патронаж. В каждой поликлинике выделяется один день в неделю для диспансеризации здоровых детей.

По итогам диспансеризации детское население участка делится на группы здоровья.

Критерии отнесения к группе здоровья:

1. Наличие или отсутствие отклонений в раннем возрасте.

2. Уровень физического развития.

3. Уровень нервно-психического развития.

4. Резистентность и реактивность организма.

5. Функциональное состояние органов и систем.

6. Хроническая патология или врожденные пороки развития.

Группы здоровья детей

I группа – здоровые дети

Дети без отклонений в здоровье, нормальный анамнез (биологический, социальный, генеалогический), нормальное физическое и нервно-психическое развитие, редко болеющие или не болевшие простудными заболеваниями за время наблюдения, хронической патологии нет.

II группа – группа риска

II а – дети с отягощенным биологическим, социальным, генеалогическим анамнезом, нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не болеющие или редко болеющие ОРЗ, без хронической патологии.

II б – неблагоприятный анамнез, нормальное или с небольшими отклонениями физическое и нервно-психическое развитие, обусловленное определенной степенью морфологической незрелости органов и систем, часто и длительно болеют острыми заболеваниями (более 4-х раз в год).

Группы III , IV , Vбольные дети хроническими заболеваниями или дефектами (пороками) развития

III — дети, страдающие хроническими заболеваниями или дефектами развития, но находящиеся в состоянии полной компенсации.

IV — дети, страдающие хроническими заболеваниями или дефектами развития в стадии субкомпенсации.

V — дети, страдающие хроническими заболеваниями или дефектами развития в стадии декомпенсации.

Строение и физиология репродуктивной системы женщины. Половые гормоны. Степени чистоты влагалища.

Женские половые органы

К ним относятся: наружные половые органы:

— большие половые губы – это две продольные складки кожи, ограничивающие с боков половую щель. В толще их заложены бартолиновы железы, выделяющие секрет для увлажнения слизистой и разжижающий семенную жидкость;

— малые половые губы – это вторая пара продольных кожных складок. Спереди они раздваиваются и образуют две пары ножек. Передняя пара соединяется над клитором, задняя — под ним;

— клитор — небольшое конусовидное образование, состоящее из двух слившихся пещеристых тел. Клитор обильно снабжен сосудами и нервами. Клитор выделяется в виде небольшого бугорка в переднем углу половой щели. Клитор является одним из главных органов полового чувства;

— преддверие влагалища — пространство, ограниченное спереди клитором, сзади — задней спайкой половых губ, с боков — внутренней поверхностью малых половых губ. Сверху, со стороны влагалища, границей преддверия является девственная плева;

— мочеиспускательный канал (уретра) — его наружное отверстие расположено на 2-3 см кзади от клитора. Длина его у женщин 3-4 см. Ход канала почти прямой, с незначительным изгибом кверху. Уретра на всем протяжении соединена с передней стенкой влагалища. Сбоку от наружного отверстия уретры располагаются парауретральные ходы — скинеевы железы;

— девственная плева — соединительнотканная перепонка, которая закрывает вход во влагалище у девственниц.

К внутренним половым органам относятся: влагалище, матка, маточные трубы и яичники.

Влагалище — это полая трубка длиной 9-10 см, имеет 4 стенки — 2 боковые, переднюю и заднюю. Стенки влагалища вместе с шейкой образуют 4 свода, имеющие соответствующие стенкам названия. Содержимое влагалища небольшое, имеет кислую реакцию, за счет молочной кислоты, которая способствует гибели патогенной флоры, происходит процесс самоочищения влагалища.

— барьерная, обусловленная его способностью к самоочищению;

— выведение наружу секрета желез шейки и других выделений из матки;

— участие в формировании родового канала при родах;

— проведение и задержка спермы;

Матка — полый гладкомышечный орган грушевидной формы. Расположена в малом тазу между мочевым пузырем спереди и прямой кишкой сзади. Длина матки: у нерожавших женщин – 7-8 см, у рожавших – 8-9,5 см. Ширина матки в области дна, на уровне впадения маточных труб – 4-4,5 см. Масса: у нерожавших — от 50 г, у рожавших — до 100 г.

Читайте также:  От чего зависит наше здоровье правильное питание

В матке различают:

— дно — часть матки выше места отхождения маточных труб;

— тело — более широкую верхнюю часть от места отхождения маточных труб до перешейка;

— перешеек — место перехода полости матки в канал шейки матки;

— шейку — продолжение тела матки.

Полость матки имеет треугольную форму. В полость матки в ее правый и левый углы открываются устья фаллопиевых (маточных) труб.

В полости матки обычно содержится небольшое количество секрета, который вырабатывается железами слизистой оболочки матки.

Стенки матки состоят из трех слоев:

— периметрия — серозной оболочки, или брюшины, состоящей из тонкого слоя соединительной ткани и покрывающего ее мезотелия;

— миометрия, представляющего собой толстые гладкомышечные клетки двух типов;

— эндометрия — слизистой оболочки, выстилающей полость матки.

Основные функции матки:

Маточные (фаллопиевы) трубы — парный трубчатый орган, который располагается в верхнем крае широкой маточной связки. Длина в среднем 10-12 см, правая маточная труба обычно несколько длиннее левой.

В маточной (фаллопиевой) трубе различают:

— маточную часть, находящуюся в толще матки и открывающуюся отверстием в ее полость;

— перешеек — наиболее узкий отдел, прилегающий к маточному концу;

— ампулярную часть, имеющую воронкообразную форму;

— брюшной конец (или фимбриальную часть), открывающийся в брюшную полость отверстием в непосредственной близости от трубного конца яичника.

Основные функции маточных труб:

— транспортировка яйцеклетки от яичника до полости матки;

— транспортировка сперматозоидов к ампулярному отделу;

— ампулярный отдел является местом оплодотворения яйцеклетки;

— развитие оплодотворенной клетки в ранние сроки после оплодотворения;

— перемещение оплодотворенной яйцеклетки к матке.

Яичник — парная женская половая железа. Расположена в полости малого таза у боковых его стенок по обеим сторонам матки. Размеры и форма яичника изменяются в зависимости от функциональной активности его тканей и возраста женщины. Средняя длина — 3-4 см, ширина — 2-2,5 см. Масса 6-8 граммов. Обычно правый яичник несколько больше левого.

Основными функциями яичников являются:

— генеративная, служащая продолжению рода;

Эндокринная функция яичников

— женские половые гормоны — эстрогены и прогестогены;

— небольшое количество мужских половых гормонов — андрогенов.

Половые гормоны — это гормоны, определяющие развитие половых органов и характер вторичных половых признаков, а также функцию наивысшей активности системы воспроизведения потомства и поведенческие, специфические реакции.

Андрогены — мужские, эстрогены — женские половые гормоны.

В мужских половых железах — яичках образуется основной мужской гормон — тестостерон. В женских яичниках тоже вырабатывается тестостерон, который в клетках зреющего фолликула превращается в эстроген (эстрон, эстродиол, эстриол). Желтое тело яичника продуцирует прогестерон.

Синтез половых гормонов контролируется гонадотропными гормонами гипофиза, основ-ным из которых является лютеонизирующий гормон (ЛГ), кроме того фолликулостиму-лирующий гормон (ФСГ). Повышение ФСГ наблюдается в начале и середине менструального цикла. Повышение ЛГ — перед овуляцией, в период развития желтого тела.

Кроме того, небольшое количество половых гормонов вырабатывают надпочечники, больше андрогена. Выработка гормонов контролируется адренокортикотропным гормоном. Влияние андрогенов, вырабатываемых надпочечниками, проявляется больше в пубертатном периоде: появление вторичных половых признаков, скачок в росте.

Эстрогены до пубертатного периода вырабатываются в небольшом количестве. В пубертатном периоде резко возрастает активность яичников, под влиянием эстрогенов. Развивается матка, трубы, влагалище, появляются молочные железы, характерно распределяется подкожно жировая клетчатка, повышается тонус матки, усиливается возбудимость.

Прогестерон — гормон желтого тела, обеспечивает развитие секреторной фазы эндометрия, накоплению в нем гликогена, без чего имплантация оплодотворенной яйцеклетки невозможна. Прогестерон снижает тонус и возбудимость матки.

Степени чистоты влагалища

Задний свод самый глубокий, из него берут содержимое на степень чистоты влагалища, которых всего 4:

Первая степень — чистая культура толстой неподвижной грамположительной палочки (Додерлейна) и единичные клетки слущенного эпителия, среда кислая;

Вторая степень — наряду с влагалищной палочкой Додерлейна имеются сапрофиты, нежная, слегка изогнутая грамотрицательная палочка и единичные лейкоциты, среда слабокислая;

Третья степень — обилие лейкоцитов, почти отсутствие влагалищной палочки, различные кокки, среда слабощелочная;

Четвертая степень — влагалищная палочка полностью вытеснена гноеродной флорой, обилие лейкоцитов — гнойный секрет, и появляются трихомонады, среда щелочная.

Читайте также:  Здоровье детей по месяцам рождения

Источник

Пять групп диспансерного учета детей

Детское население.

  1. Ежегодные осмотры педиатром (при отсутствии педиатра – терапевтом), стоматологом (зубным врачом).

Педиатр обязательно осматривает детей первого и второго года жизни, перед поступлением в школу – педиатр, невропатолог, хирург.

  1. Средний медицинский персонал проводит:

— определение остроты зрения;

— определение остроты слуха;

— предварительную оценку физического и нервно-психического развития;

  1. Следующие лабораторные, диагностические и инструментальные исследования:

— анализ крови (СОЭ, гемоглобин, лейкоциты, эритроциты);

— общий анализ мочи;

— анализ кала на яйца глистов;

— измерение артериального давления с 7 лет;

— флюорография органов грудной клетки с 13 лет.

I группа – здоровые дети, не имеющие заболеваний, с нормальными показателями функционального состояния исследуемых систем, редко болеющие, с нормальными физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе.

II группа – также здоровые дети, но уже имеющие те или иные функциональные отклонения, иногда с начальными изменениями в физическом и нервно-психическим развитии, часто болеющие, но без симптомов хронических заболеваний.

III группа – дети с хроническими болезнями в стадии компенсации. Состояние компенсации определяется редкими (1-2 раза в год) обострениями хронических болезней, отсутствием длительного субфебрилитета после обострений, единичными случаями острых болезней, нормальным уровнем функции организма.

IV группа – дети с хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (без значительного нарушения самочувствия). Состояние субкомпенсации определяется более частыми (3-4 раза в год) и тяжелыми обострениями хронических болезней, частыми острыми заболеваниями, ухудшением функционального состояния различных систем организма.

V группа – дети с хроническими болезнями в состоянии декомпенсации (с непрерывно рецидивирующим течением и сильно прогрессирующей функциональной недостаточностью органов и систем).

Распределение детей по группам здоровья в процентном отношении:

  • I группа – 12-14%;
  • II группа – 40-60%;
  • III группа – 30-35%;
  • IV-V группы – 0,6-0,8-1,2%.

Эффективность работы медицинского работника в работе с детьми оценивается по уменьшению числа детей, относящихся к III-IV группе, и переводу детей из II в I группу здоровья.

Задачи плановой диспансеризации больных с хроническими заболеваниями:

· выявление отклонений в состоянии здоровья;

· проведение дополнительных методов исследования для подтверждения патологии и установления активности процесса;

· привлечение необходимых специалистов для санации очагов инфекции;

· организация в местных условиях и проведение реабилитационных мероприятий для профилактики обострений;

· отбор и направление в специализированные санатории и профилактории.

На каждого диспансерного больного фельдшер заводит учетную форму №30/у и составляет план индивидуального наблюдения и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Классификация групп здоровья при диспансеризации взрослых и детей

Диспансеризация представляет собой комплексный медицинский осмотр населения, предназначенный для выявления заболеваний и факторов риска, а также общей оценки состояния здоровья граждан РФ, включающий в себя: осмотр пациентов, проведение лабораторных исследований, пропаганду здорового образа жизни и привлечение внимания граждан к состоянию здоровья своего организма. Лица до 18 лет проходят диспансеризацию ежегодно, а основная часть взрослого населения – один раз в три года, начиная в установленные возрастные периоды (21, 24, 27 и т.д.). В данной статье мы рассмотрим какие группы здоровья выделяют по итогам диспансеризации взрослых и детей, и чем они различаются.

Группы здоровья для взрослого населения

Диспансеризация является основным мероприятием для исследования и мониторинга уровня здоровья взрослого населения. На основании сведений, полученных в результате прохождения диспансеризации, врач или фельдшер присваивает каждому гражданину группу здоровья в соответствии с требованиями и критериями, определенными в Приказе Минздрава РФ № 36ан от 3.02.2015. Нормативный акт выделяет четыре группы здоровья взрослого населения – 1, 2, 3а и 3б.

1 группа

К 1-ой категории относятся лица, не имеющие каких-либо хронических заболеваний, а также факторов риска для их возникновения. Результаты лабораторных обследований данной группы лиц находятся в пределах нормальных показателей. Как нетрудно догадаться, данная категория включает в себя граждан с наиболее благоприятным уровнем самочувствия. По итогам диспансеризации для лиц этой категории проводят профилактические консультации и другие лечебно-оздоровительные мероприятия, имеющие своей основной целью пропаганду здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Читайте также:  Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья

2 группа

В данную категорию входят лица, не обладающие какими-либо хроническими заболеваниями, но находящиеся в зоне повышенного риска их приобретения. Кроме этого, сюда относят людей, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Данная группа – самая обширная по своей численности, что связано с большим количеством факторов, негативно влияющих на организм человека (вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни, загрязнение климата и т.д.).

Эта категория граждан диагностируется путем проведения общепринятого стандартного обследования здоровья, а также дополнительных исследований отдельных рисков в случае наличия таковых. По итогам диспансеризации лицу назначается план лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с результатами анализов, и при необходимости назначаются лекарственные средства и препараты.

3 группа (а и б)

К группе 3а относятся лица, страдающие хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые требуют диспансерного наблюдения и высококвалифицированной медицинской помощи. Основная масса граждан в этой категории – люди старше 40 лет, недуги которых напрямую связаны с возрастом и старением организма. Диспансеризация таких лиц проводится с целью вторичной профилактики, а именно предупреждения осложнений и обострений уже имеющейся болезни. К категории 3б относятся лица, у которых не выявлены ХНИЗы, но есть другие заболевания, требующие постоянной или высокотехнологичной медицинской помощи.

Группы здоровья для детей

Группы здоровья, выделяемые по итогам диспансеризации детского населения, значительно отличаются от аналогичных у взрослых. В первую очередь стоит сказать о том, что для классификации детей существует целых 5 категорий (в отличие от 3 у взрослых). Такое количество связано с повышенной уязвимостью детского организма перед различными заболеваниями, из-за чего их диспансеризация требует большего внимания и тщательности, что в результате приводит к получению значительного количества информации для классификации на категории.

1 группа

К данной категории относят физически и психически здоровых малышей, обладающих высокой сопротивляемостью организма болезням. Они тоже могут иногда болеть, но в момент осмотра какие-либо патологии у них отсутствуют. Фактически, в 1-ую группу входят дети, которые совсем не болеют, но на практике таких детей встречается очень мало.

2 группа

Данная категория включает в себя детей, не страдающих хроническими заболеваниями, но обладающих при этом пониженным иммунитетом. Такие малыши могут несколько раз в год перенести острые инфекции, но не более того. Обычно их разделяют на несколько подгрупп по типу риска. Например, в категорию «А» входят дети с проблемной наследственностью, а в «Б» включены малыши, подверженные риску развития хронических заболеваний.

3 группа

К 3-ей категории относят детей, имеющих какое-либо хроническое заболевание. Однако пациентов данной категории отличает тот факт, что такая болезнь протекает в состоянии компенсации. Это значит, что, несмотря на наличие патологии, ребенок не сталкивается с тяжелыми последствиями либо обострениями болезни и может вести нормальный образ жизни.

4 группа

Данная категория здоровья обозначает детей с хроническими недугами в стадии субкомпенсации. В этом состоянии уже наблюдаются значительные ухудшения самочувствия, нарушение работы некоторых органов и сниженная сопротивляемость организма. Таким детям зачастую нужно постоянное лечение и реабилитация, при этом их заболевания чаще всего выражены в какой-то физической неполноценности, а нервно-психическое развитие находится в состоянии нормы.

5 группа

К данной категории относятся дети с серьезными хроническими болезнями в состоянии декомпенсации. Это дети-инвалиды с тяжелыми проблемами в развитии либо сниженными функциональными возможностями. Стоит отметить, что заболевания этой группы не всегда являются врожденными. Абсолютно здоровый ребенок после перенесенной болезни, операции или травмы может получить 5 группу. Такие дети практически всегда требуют постоянного надзора и помощи.

Заключение

Таким образом, группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, как взрослого, так и ребенка. Учитывая осмотры узких специалистов, группу здоровья определяет педиатр или терапевт, который в свою очередь осуществляет комплексную оценку состояния организма человека.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Источник

Adblock
detector