Профилактика репродуктивного здоровья девушек-подростков
В рождении детей заинтересованы не только семья, но и государство, и общество в целом. Только для простого воспроизводства населения в стране в каждой семье должно быть 2 – 3 ребёнка. Когда подавляющее число семей имеет только одного ребёнка, население «стареет» (в его структуре увеличивается удельный вес пожилых и старых людей). Во всём мире в последнее время всё большее внимание уделяется проблемам охраны репродуктивного здоровья, планирования семьи и ответственного родительства.
Планирование семьи – понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревого и волнений. Для того чтобы родительство было ответственным, чтобы на свет появлялись желанные и здоровые дети, каждый современный человек должен знать, как сохранить своё репродуктивное здоровье:
vоптимальный возраст для рождения детей – 20 – 35 лет. Доказано, что если беременность наступает раньше или позже, то она протекает с большим числом осложнений и вероятность нарушений здоровья у матери и ребёнка выше;
vинтервалы между родами рекомендуются интервалы 2 – 2,5 лет, что позволяет женщине восстановить силы для будущих родов, сохранить своё здоровье и здоровье будущих детей;
vаборт – самый небезопасный метод регулирования рождаемости, его можно избежать с помощью современных средств контрацепции;
vесли нежелательная беременность всё-таки наступила и женщина решила сделать аборт, необходимо обратиться к врачу как можно раньше – это низит риск возможных осложнений во время и после аборта;
vпосле родов и аборта можно забеременеть до прихода первой менструации, поэтому необходимо подобрать надёжный метод контрацепции до возобновления половой жизни;
vинфекции, передаваемые половым путём, часто является причиной бесплодия у мужчин и женщин;
vконтрацепция делает интимную жизнь более гармоничной, устраняет ненужные волнения и тревоги.
Репродуктивное здоровье – это состояние полного, физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы.
Репродуктивные системы – это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).
Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь, всё это влияет на стабильность семейных отношений, общее благополучие и самочувствие членов семьи.
Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. На формирование нарушений репродуктивного здоровья влияют насдедственая отягощённость по гинекологической патологии, неудовлетворительные жилищные условия, курение, неблагоприятный антенатальный анамнез.
Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором – родить ребёнка или сделать аборт? Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девушек-подростков. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести серьёзную психологическую травму и даже привести к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время, решение родить означает для неё отрыв от сверстников, уход из школы (как правило), ставит под угрозу её дальнейшую учёбу и приобретение профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы.
Каждый ребёнок имеет право родиться желанным и быть счастливым, а кажая семья, приняв решение о рождении ребёнка, должна в полной мере осознавать свою ответственность за его жизнь, здоровье и судьбу.
Ведущее место в работе детского гинеколога в условиях детской городской поликлиники отводится мероприятиям по сохранения и укрепления репродуктивного здоровья девочек и девушек-подростков.
Для выявления факторов риска по нарушению репродуктивного здоровья участковые педиатры направляют на профилактические осмотры детей в возрасте 3-х, 7-ми, 12-ти, 14-ти, 15-ти, 16-ти, 17-ти лет, в соответствии с п риказ ом Минздрава России №1346н от 21 декабря 2012 года «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» .
При оформлении ребёнка в ДДУ, школу обращается внимание на частые вирусные инфекции, заболевания ЛОР – органов, наличие врождённой патологии, отставание в физическом развитии (дефицит массы, ожирение, задержка роста).
Узкими специалистами (хирургом, отоларингологом, невропатологом) направляются к врачу гинекологу девушки-подростки после оперативных вмешательств (аппендектомия, тонзилэктомия), а также после черепно-мозговых травм в год менархе.
При осмотре девочек младшего школьного возраста и в ходе беседы с родителями выясняются наличие больших физических, умственных нагрузок, стрессов, конфликтов в семье.
В 11-12 лет обращается внимание на начало появление вторичных половых признаков, а в 13-14 лет ― становление менархе, отклонение от возрастной нормы размеров матки и яичников, интенсивность занятий спортом.
У девочек с нарушением последовательности появления вторичных половых признаков (срок от Ма¹ до Ме¹ менее 18 или более 36 месяцев), возрастом менархе ранее 8 лет, или аменореи после 15 лет, с неустановившимся менструальным циклом по истечению одного года после менархе, нарушением ритма и характера менструаций проводится полное клинико-лабораторное обследование, в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи.
К детскому гинекологу так же направляются дети и подростки с болями в животе в любом возрасте; изменеием формы и величины живота; патологическими анализами мочи (бактериурия, лейкоцитурия и др.); ожирением; оволосением по мужскому типу; длительно болеющие экстрагенитальными заболеваниями (эндокринными, аллергическими, инфекционными и т.д.).
По результатам профилактических осмотров девочек формируются группы состояния здоровья:
I группа – практически здоровые девочки; девочки с факторами риска формирования патологии репродуктивной системы.
II группа – девочки с расстройствами менструаций в год наблюдения (менее 12 месяцев); с функциональными кистами яичников; с доброкачественными болезнями молочных желез; с травмой и с острым воспалением внутренних половых органов при отсутствии осложнений основного заболевания.
III группа – девочки с расстройствами менструаций в течение более 12 месяцев; с доброкачественными образованиями матки и ее придатков; с нарушением полового развития; с пороками развития половых органов без нарушения оттока менструальной крови; с хроническими, в том числе рецидивирующими, болезнями наружных и внутренних половых органов при отсутствии осложнений основного заболевания, а также при их сочетании с экстрагенитальной, в том числе эндокринной, патологией в стадии компенсации.
IV группа – девочки с нарушением полового развития; с пороками развития половых органов, сопровождающимися нарушением оттока менструальной крови; с расстройствами менструаций и с хроническими болезнями наружных и внутренних половых органов в активной стадии, стадии нестойкой клинической ремиссии и частыми обострениями, требующими поддерживающей терапии; с возможными осложнениями основного заболевания; с ограниченными возможностями обучения и труда вследствие основного заболевания; с сопутствующей экстрагенитальной, в том числе эндокринной, патологией с неполной компенсацией соответствующих функций.
V группа – девочки-инвалиды с сопутствующими нарушениями полового развития, расстройствами менструаций и заболеваниями наружных и внутренних половых органов.
Девочки из I и II группы состояния здоровья подлежат плановым профилактическим осмотрам врачом-акушером-гинекологом или другим медицинским работником.
Девочкам, отнесенным к III, IV, V группам состояния здоровья, в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости за ними устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства.
Проблема репродуктивного здоровья детей, особенно подростков, вызывает обеспокоенность во всём мире. Сохранение неблагоприятных тенденций репродуктивного здоровья свидетельствует о том, что разработка и внедрение современных высоких технологий, обеспечивающих наибольшую эффективность профилактики и лечения нарушений полового развития и гинекологических заболеваний у девочек, приобретает стратегически большое значение. Учитывая высокую частоту нарушений репродуктивного здоровья детей в Российской Федерации, всё большую актуальность приобретает необходимость формирования полноценной специализированной акушерско-гинекологической службы, оказывающей профилактическую и медицинскую помощь девочкам до периода половой зрелости.
Детская и подростковая гинекология в широком смысле занимается диагностикой, лечением, реабилитацией и профилактикой гинекологических заболеваний и способствует адаптации женского организма к возрастным, социальным и психологическим изменениям. Стабилизация гомеостатических систем, общесоматическое оздоровление – всё это также находится в поле зрения детского гинеколога.
Гинекология детского и подросткового возраста является одним из видов оказания помощи т.о. основная задача врача – комплексная подготовка девочки к предстоящему материнству.
Материал подготовила врач-гинеколог ГБУЗ АО «ДГП №4» Рычина Е. Н.
Источник
Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.
Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.
[1], [2], [3], [4]
Основные группы здоровья детей
В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:
- 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
- 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
- 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
- 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
- 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.
Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.
Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.
Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.
Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:
- особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
- социального анамнеза);
- физическое развитие;
- нервно-психическое развитие;
- уровень резистентности;
- функциональное состояние организма;
- аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.
Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.
Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).
- 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
- 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
- 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
- о 0,9 и выше — отягощённость высокая.
Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.
- Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
- токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
- угроза выкидыша;
- экстрагенитальные заболевания у матери;
- о профессиональные вредности у родителей;
- отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
- хирургические вмешательства;
- вирусные заболевания во время беременности;
- посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
- Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
- характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
- пособие в родах;
- оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
- оценка по шкале Апгар;
- крик ребёнка;
- диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
- срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
- срок вакцинации БЦЖ;
- время отпадения пуповины;
- состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
- состояние матери при выписке из родильного дома.
- Поздний неонатальный период:
- родовая травма;
- асфиксия;
- недоношенность;
- гемолитическая болезнь новорождённого;
- острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
- поздний перевод на искусственное вскармливание;
- пограничные состояния и их длительность.
- Постнатальный период:
- повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
- наличие анемии;
- расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
- наличие диатезов.
Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.
Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.
- полнота семьи;
- возраст родителей;
- образование и профессия родителей;
- психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
- наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность семьи;
- санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.
Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.
В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.
Источник