Группы здоровья
статья
Критерии здоровья,по которым определяют здоровья. Группы здоровья.Рекомендации группам здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Группа здоровья. | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста используют 6ь основных показателей (критериев) здоровья.
- Критерии здоровья, по которым определяют группу здоровья:
1 — особенности онтогенеза (наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе);
2 — уровень физического развития и степень его гармоничности;
3 — уровень нервно–психического развития (НПР);
4 — резистентность организма;
5 — функциональное состояние органов и систем;
6 — наличие или отсутствие хронических болезней и/или врожденных пороков развития.
Первый критерий — особенности онтогенеза (индивидуального развития), которые определяют по данным генеалогического, биологического и социального анамнеза.
Генеалогический анамнез — отражает наличие заболеваний у кровных родственников ребенка, включая братьев и сестер.
Биологический анамнез — включает сведения о раннем периоде развития ребенка (течение беременности, родов, период новорожденности, тип вскармливания), нарушениях в состоянии здоровья ребенка за весь предшествующий период.
Показателями социального анамнеза являются полнота семьи, возраст родителей, их образование и профессия, психологический микроклимат в семье, отношение к ребенку, наличие вредных привычек у родителей, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.
Второй критерий — уровень физического развития и степень его гармоничности.
Их устанавливают с помощью антропометрических исследований, опираясь на стандарты физического развития.
Третий критерий — уровень нервно-психического развития ребенка (НПР).
Он зависит от состояния центральной нервной системы ребенка и его опорно-двигательного аппарата, а также в значительной мере, от воздействия окружающей среды. Часто нарушения НПР бывают обусловлены недостаточностью и неадекватностью педагогического воздействия на ребенка. Контроль за НПР осуществляется воспитателем при ежедневном наблюдении за детьми, а также при плановых осмотрах в установленные сроки. Сведения об уровне и динамике НПР ребенка анализирует педагог и передает врачу ДОУ.
Четвертый критерий — уровень сопротивляемости (резистентности) организма.
О нем судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических болезней) за предыдущий год. В соответствии с этим критерием дети подразделяются на две группы:
1) имеющие хорошую сопротивляемость (не болевшие в течение года или болевшие один—три раза);
2) часто болеющие, с пониженной сопротивляемостью (четыре острых заболеваний в год и более).
Пятый критерий — уровень функционального состояния организма.
Этот критерий оценивается по результатам лабораторных и инструментальных обследований ребенка (частота пульса, дыхание, содержание гемоглобина в крови и др.), анализа поведения и характеристики адаптационных возможностей ребенка.
Сведения о поведении воспитатель получает в процессе ежедневного наблюдения и контакта с ребенком. Оценивают его эмоциональное состояние, настроение, сон, бодрствование, аппетит, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, для более старшего возраста — умение сосредотачив аться, внимание, утомляемость. При этом важно учитывать наличие индивидуальных особенностей поведения.
Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
На основании этих показателей получают комплексную оценку состояния здоровья и определяют группу здоровья ребенка. Термин «Группа здоровья» во многом условный и отражает состояние здоровья ребенка по совокупности данных. Он используется для ориентировочной оценки здоровья ребенка. Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к одной из 5 групп здоровья.
I группа здоровья — здоровые дети, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, редко болеющие (1-3 раза в год), а также имеющие единичные морфологические отклонения (деформация ушной раковины, аномалии ногтей и др.), не влияющие на состояние здоровья и не требующие коррекции.
II группа здоровья — здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные отклонения; а также часто (4 и более раз в год) болеющие, но без симптомов хронических заболеваний. Сюда же следует относить только что переболевших детей и детей с общей задержкой физического развития.
К этой группе относятся дети, имеющие следующие нарушения в здоровье:
- рахит;
- гипотрофия I степени;
- дефицит или избыток массы тела;
- аллергическая предрасположенность;
- дефекты осанки, уплощение стоп;
- аденоиды или миндалины, повторные заболевания бронхитами и пневмониями
- угроза анемии (пониженное содержание гемоглобина);
- функциональные изменения сердечно-сосудистой системы: шумы в сердце, тенденция к понижению или повышению давления;
- отдельные невротические реакции, патологические привычки, отставание НПР;
- дисфункциия желудочно-кишечного тракта — периодические боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита и др.
- миопия слабой степени, дальнозоркость, косоглазие (без амблиопии) и др.
III группа здоровья — дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, т.е с редкими и нетяжелыми обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями.
IV группа здоровья — дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, с частыми обострениями, со сниженными функциональными возможностями не только больного органа или системы, но и других систем, с нарушениями общего состояния и самочувствия, с затяжным восстановительным периодом после обострения.
V группа здоровья — дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е с непрерывно рецидивирующим течением, со значительно сниженными функциональными возможностями организма, требующими постоянной терапии (т. е. относящиеся к категории инвалидности).
Распределение детей на группы служит важным критерием для организации наблюдения за ними, оздоровления, рекомендаций по режиму, питанию, физическому воспитанию, массажу, закаливанию, и лечению.
Большинство детей, посещающих ДОУ, составляют дети I и II групп здоровья, при этом основная масса — это дети, относящиеся ко II группе — группе риска, требующие к себе внимания медицинского и педагогического персонала, индивидуального подхода при назначении и выполнении оздоровительных и воспитательных воздействий. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.
Присвоенная ребенку группа это не окончательный диагноз, а лишь специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, которые могут повлиять на здоровье ребенка, вносить коррективы в нагрузки , питание и так далее.
Рекомендации группам здоровья
Рекомендации первой группе
Могут заниматься любым видом физической и умственной деятельности. Учеба, спортивные занятия, физический труд — по общей программе воспитания, без ограничений. В целом никаких ограничений или противопоказаний не предусмотрено.
Рекомендации второй группе
Следует обратить особое внимание на закаливание организма, в большей мере следить за рационом питания, чем в первой группе.
Необходимо соблюдать и выполнять двигательную программу, но следует учесть, что дети из этой группы могут с некоторой задержкой сдавать плановые нормативы.
Рекомендации третьей группе
Дети с третьей группой здоровья имеют ограничения в зависимости от особенностей хронического заболевания.
Следует уделять внимание восстановительным процедурам, проводить занятия по восстановлению сил, выполнять восстановительные упражнения. Занятия проводятся обычно по специально разработанным программам.
Рекомендации четвертой группе
Активность детей значительно снижена, ограничивается определенными временными рамками, для детей разрабатывается специальный режим дня, при котором превалирует отдых и сон, которым отводится довольно продолжительное время.
В этой группе вместо обычных занятий физическим трудом или спортом, в большей мере реализована программа лечебной физкультуры (ЛФК). Для этой группы специально создаются программы, которые целенаправленно разработаны для таких групп здоровья.
Рекомендации пятой группе
Пятая группа здоровья предусматривает собой существенное снижение активности детей, режим дня в большинстве своем спокойный с продолжительными периодами отдыхом и сопровождается занятиями лечебной физкультуры.
Для пятой группы назначаются лечебные процедуры, которые должны поддерживать здоровье ребенку. Занятия физическим трудом или физкультурой если и проводятся, то только в индивидуальном порядке и под непосредственным присмотром врачей или квалифицированных специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо.
Сценарий спортивного развлечения с родителями в подготовительной группе«Здоровые дети – в здоровой семье»Цель. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей. Создать праздничное настроение.
Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила культурно-гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о значении .
Конспект интегрированного занятия (образовательная область «Здоровье») для детей средней группы Цель: сформировать культуру здорового образа жизни.ü Формировать начальные представления у де.
В мире нет рецепта лучшеБудь со спортом неразлучен,Проживёшь сто лет-Вот и весь секрет.
День здоровья в старшей группе.
ЧТО ОЗНАЧАЮТ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ, И КАКАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ У ВАШЕГО РЕБЕНКА.
Источник
Какие группы здоровья детей существуют и что значат.
Практически для всех родителей здоровье ребенка на первом месте. Периодически детей должен осматривать педиатр и другие специалисты для определения отклонений. Поэтому многие родители задаются вопросом, что значит группа здоровья у детей, и как она определяется.
Зачем нужны группы здоровья у детей.
Данная категория присваивается на основе оценки состояния здоровья несовершеннолетнего, медицинских исследований и осмотров.
При присвоении группы не учитываются острые заболевания (например, ОРВИ), которым ребенок более на момент посещения врача.
Для отнесения ребенка к той или иной категории берется общее состояние, хронические болезни, соответствие возрастным параметрам.
Порядок оценки состояния здоровья регулируется Приказом Минздрава РФ № 1346н от 21.12.2012.
Медицинские работники также учитывают нормативно-правовой акт Министерства от 30.12.2003 № 621.
Состояние здоровья ребенка оценивается при поступлении им в детский сад, школу, ВУЗ.
В возрасте 3, 7, 17 лет несовершеннолетние в обязательном порядке проходят профилактические осмотры.
Это необходимо для того, чтобы врач смог определить, может ли ребенок обучаться на общих основаниях в образовательной организации, требуются ли ему создание специальных условий.
Однако, профилактические осмотры проводятся и в другом возрасте для того, чтобы оценить развитие ребенка и своевременно принять профилактические меры.
В первый год жизни ребенок должен ежемесячно осматриваться педиатром. В 3, 6 и 12 месяцев родители с малышом посещают и других специалистов.
Дошкольники и школьники осматриваются ежегодно. В указанные сроки они должны сдать анализы, сделать УЗИ внутренних органов и др.
Что влияет на группу здоровья.
При определении группы здоровья медицинский работник опирается на следующие критерии:
- наследственность;
- соответствие возрастным психическим и физическим нормам;
- иммунитет;
- состояние внутренних органов и др.
После осмотра и изучения результатов анализов врач присвоит ребенку одну из пяти групп здоровья.
Это необходимо для того, чтобы своевременно предоставить ребенку помощь, в том числе в образовательных организациях.
Описание групп здоровья у детей.
Первая группа здоровья обозначает, что у несовершеннолетнего все показатели соответствуют возрастным нормам. Таким детям рекомендуются занятия физической культурой и спортом без ограничений.
Вторая группа здоровья.
Если группа здоровья 2 у ребенка, то он имеет незначительные нарушения. Это может быть недостаток или избыток веса, проблемы со зрением и другое.
Условно в этой категории выделяют две подгруппы:
- А – дети, имеющие наследственные риски по здоровью. В эту группу относят детей, которые могут иметь наследственные или хронические болезни, развивающиеся при неблагоприятных факторах.
- Б – часто болеющие, в том числе респираторными и вирусными заболеваниями. Детям этой группы могут быть рекомендованы умеренные физические нагрузки.
Несовершеннолетний может быть отнесен к данной группе на основании следующих факторов:
- сложная беременность (в том числе, при рождении двойняшек, тройняшек и т. д.);
- инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни;
- оперативные вмешательства;
- низкий уровень гемоглобина и др.
У детей данной категории особых признаков в отставании от нормы не наблюдается. У них нет хронических заболеваний, но они часто болеют ОРВИ.
Проблемы со здоровьем могут быть связаны с лишним весом или, наоборот, его недобором.
Третья группа здоровья.
Нередко перед родителями встает вопрос, 3 группа здоровья у ребенка, что это и при каких заболеваниях устанавливается данная категория.
Обычно это несовершеннолетние с хроническими вялотекущими заболеваниями. В эту группу относят детей с небольшими психическими отклонениями от возрастной нормы.
Обычно дети из 3 группы легко адаптируются в социуме и не имеют значительных отклонений.
У них может наблюдаться дефицит массы тела, слабый мышечный тонус. 3 группа здоровья говорит о том, что ребенок находится в группе риска.
И его родителям необходимо проявить максимум заботы о здоровье малыша, чтобы не допустить развитие болезней.
Четвёртая группа здоровья у ребенка.
В 4 категорию включены несовершеннолетние, имеющие хронические заболевания, которые в любой момент могут обостриться.
Обычно это дети с врожденными отклонениями в развитии. Обострение хронического заболевания у них нередко проходит с осложнениями, из-за которых приходится долго восстанавливаться.
Для адаптации этих детей в социуме требуются усилия педагогов, психологов, родителей. Это связано с тем, что длительные болезни накладывают отпечаток на характер и физические возможности несовершеннолетних.
У них отмечается дефицит массы тела или, наоборот, избыток. Для детей этой группы характерен слабый мышечный тонус.
Несовершеннолетним, которых отнесли к данной категории, обычно требуются специальные условия обучения.
В общеобразовательной школе они могут перейти на домашний вид обучения. Если ребенок учится со сверстниками, то к нему может быть прикреплен тьютор.
Но родителям могут посоветовать и специализированную школу. Таким детям требуется ограничение в умственных и физических нагрузках. Для них должны проводиться занятия ЛФК, работать психолог.
Если родители своевременно прислушаются к рекомендациям специалистов, будут бережно относиться к здоровью малыша, проводить лечебные и профилактические мероприятия, то со временем он вполне может сравняться со сверстниками и соответствовать возрастным нормам.
Источник