Группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья
Вера ДОБРОЛЮБОВА
Группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитатель МБДОУ №22 Добролюбова В. В. г. Воркута.
В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.
Среди них встречаются дети с недоразвитием речи, с задержками психического развития, с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы, с минимальной мозговой дисфункцией и пр.
Из года в год, к сожалению, растет число детейс комбинированными психофизическими нарушениями: поражением головного мозга детским церебральным параличом, поражением проводящих нервных путей (с параличами руки, кривошеей, имеющих сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм.
Для таких детей пребывание в детском саду, в условиях, созданных для более благополучных в плане психофизического состояния сверстников, оказывается проблематичным. Поэтому большая часть детей с выраженными отклонениями в развитии воспитывается дома.
Эти дети остро нуждаются в систематической коррекционной медико-психолого-педагогической помощи специалистов, а их родители – в консультировании по вопросам воспитания и обучения проблемного ребенка и психологической поддержке.
Одной из форм оказания коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями в настоящее время являются группы кратковременного пребывания детей в специализированных (компенсирующих) ДОУ.
В Детском саду № 22 «Почемучка» уже более десяти лет работает такая группа. За это время более четырёхсот детей получили квалифицированную медицинскую и психолого – педагогическую помощь и успешно перешли к дальнейшим возрастным программам развития физических и интеллектуальных возможностей.
Группа кратковременного пребывания расположена в специальном изолированном помещении и оформлена в виде игровой комнаты с учетом разновозрастного состава группы.
В группу принимаются дети, имеющие разную степень выраженности нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов, нарушение осанки, ДЦП и др., в возрасте от 3-х месяцев до 8-и лет.
В группу могут приниматься дети только на прохождение очередного курса реабилитации по назначению врача.
Дети, которые посещают другие детские сады могут приходить на лечение, в бассейн, на занятия лечебной физкультурой, на сеансы биологической обратной связи (Бос,на коррекционно-развивающие занятия со специалистами : дефектологом, логопедом, психологом.
Прием в группу кратковременного пребывания осуществляется в течение всего учебного года по мере поступления заявлений от родителей и при наличии свободных мест.
Дети находятся в детском саду вместе с родителями, которые получают консультации специалистов по всем волнующим их вопросам, учатся вместе с детьми выполнять упражнения на ЛФК, учатся играм, приёмам, чтобы затем в домашних условиях продолжать работу по реабилитации детей, начатую в детском саду.
Для оказания специализированной медицинской помощи в МБДОУ созданы все необходимые условия : имеются физиокабинет, массажный,процедурный кабинеты, бассейн, музыкально-физкультурный зал.
Воспитанникам группыпредоставляются медицинские услуги: лечебная физкультура, лечебный массаж, ультразвук, электростимуляция мышц, парофино-озокеритовые аппликации, электрофорез, светолечение, проводятся занятия в бассейне, компьютерные сеансы биологической обратной связи (Бос).
Образовательный процесс в группе кратковременного пребывания определяется обра-зовательной программой МБДОУ, включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка, предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей детей.
Необходимую коррекционно – развивающую помощь детям осуществляют педагог – психолог, учитель — логопед, учитель — дефектолог, инструктор физкультуры, музыкальный руководитель, воспитатель.
Основная организационная форма работы с детьми — индивидуальные занятия и занятия небольшими подгруппами (по 2-3 ребёнка) в игровой форме.
Продолжительность занятий у каждого специалиста варьируется от 20 до 30 минут в зависимости от возраста ребёнка, его индивидуальных возможностей (работоспособности, устойчивости внимания, утомляемости т. д.)
Для каждого ребёнка составляется индивидуальный режим. Расписание занятий и медицинских процедур составляется с учётом пожелания родителей, обеспечивая при этом необходимые условия для работы персонала МБДОУ. Максимальное количество времени отводится на лечебные процедуры и коррекционно-развивающие занятия педагога – психолога, учителя – дефектолога.
В конце каждого учебного года психолого – медико — педагогическая комиссия по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребёнка.
Как правило, дети, посещавшие группу кратковременного пребывания, зачисляются в детский сад вне очереди.
Группа кратковременного пребывания функционирует без организации питания при длительности пребывания ребенка в группе от 1часа до 3,5 часов.
Режим работы группы: с 12.00 до 15.30.
Посещение группы кратковременного пребывания платное. Дети – инвалиды посещают группу бесплатно.
Кукольный спектакль «Колобок». Краткосрочный проект для детей и подростков с ограниченными возможностями Кукольный спектакль «Колобок» Краткосрочный проект в стационарном отделении РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго».
Тематическое планирование НОД по формированию целостной картины мира с детьми средней группы Автор: Добролюбова Вера Владимировна, воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута Сентябрь Тема 1. Здравствуй, детский сад! Тема 2. Лето-осень.
Источник
Вместе мы можем больше! (опыт организации группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья)
статья по коррекционной педагогике
В настоящее время государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья даёт дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья, при наличии ДОУ условий для коррекционной работы. Так как количество таких детей увеличивается с каждым годом, актуальным становится поиск новых форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи этим детям.
Такой формой в нашем детском саду стала группа кратковременного пребывания Росточек», для детей от 3 лет до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), существенно затрудняющими их функционирование, воспитание, обучение и социальную адаптацию, имеющих и не имеющих статус ребенка-инвалида. Наш детский сад отличается тем, что мы принимаем на воспитание детей с очень сложными, зачастую сочетанными дефектами. Дети поступают в группу по медицинскому заключению и направлению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ( далее ПМПК). После поступления ребёнка в группу проводится ПМПК в детском саду, даётся заключение и разрабатываются индивидуальный план развития ребёнка, выработка рекомендаций для педагогов и родителей
Группа кратковременного пребывания для детей с ОВЗ открывается на базе ДОУ при наличии необходимых санитарно-гигиенических условий, кадрового обеспечения, по приказу заведующего. При работе группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья соблюдаются требования санитарных норм по минимальному набору помещений. Режим дня в группе согласован с родителями, для детей организуется завтрак и обед. Дети посещают группу совершенно бесплатно. Для организации деятельности детей созданы все условия: имеется специальное оборудование для детей, утяжелители, столики, вертикализатор. Используются функциональные помещения: спортивный зал, музыкальный зал, сенсорная комната, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, бассейн.
Особенность организации группы кратковременного пребывания для детей с ОВЗ в нашем детском саду — родители находятся в группе вместе с ребёнком и включение родителей в совместный коррекционный процесс. Это является необходимостью, и одновременно позволяет значительно повысить его эффективность, так как группу ходят дети с разными нарушениями развития. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.
Коррекционно-образовательный процесс организуется в соответствии с адаптированной образовательной программой для детей со сложной структурой дефекта, разработанной на основе Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева) и федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Педагоги детского сада (старший воспитатель, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и инструктор по плаванию, воспитатель) прошли обучение на курсах «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева. Реализация индивидуальных образовательных планов коррекционно- педагогической работы идет во взаимодействии и координации всех специалистов, которая отражена в циклограмме организации деятельности группы «Росточек». Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе взаимодействия деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции, развивающей деятельности детей с ОВЗ, дает возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.
Особенностью контингента детей группы является то, что они часто находятся на реабилитации в лечебных учреждениях. В это время дети не ходят в детский сад и, чтобы продолжать коррекционно-образовательный процесс, мы используем дистанционные технологии — электронную почту, скайп, социальные сети, где родители получают ответы специалистов, а дети — задания учителя-дефектолога. Также, родители ребёнка, не посещающего детский сад, имеют возможность получить дополнительную помощь специалистов, обратившись в Консультационный центр детского сада лично, или дистанционно. Обратиться в центр родители могут лично или записаться на сайте детского сада. Специалисты окажут необходимую психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь по вопросам воспитания, обучения, развития малыша.
Мы видим, что добиваемся хороших результатов. Это позитивные изменения в развитии детей, которые видны не только в результатах диагностики: несомненные улучшения в физическом развитии, дети стали более общительными, улучшилось эмоциональное состояние и детей и их родителей. Группа кратковременного пребывания для детей с ОВЗ «Росточек» уже имеет свою историю, свои традиции, мы вместе со специалистами растём профессионально, наши воспитанники получают новые возможности социализации и адаптации в обществе, возможности развития. Наш девиз с самого первого дня существования группы: Вместе мы можем больше!
Источник
Группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему
В статье раскрывается содержание работы группы КП детей , имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_gkp.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель МБДОУ №22 Добролюбова В.В. г. Воркута.
В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.
Среди них встречаются дети с недоразвитием речи, с задержками психического развития, с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы, с минимальной мозговой дисфункцией и пр.
Из года в год, к сожалению, растет число детей с комбинированными психофизическими нарушениями: поражением головного мозга детским церебральным параличом, поражением проводящих нервных путей (с параличами руки, кривошеей), имеющих сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм.
Для таких детей пребывание в детском саду, в условиях, созданных для более благополучных в плане психофизического состояния сверстников, оказывается проблематичным. Поэтому большая часть детей с выраженными отклонениями в развитии воспитывается дома.
Эти дети остро нуждаются в систематической коррекционной медико-психолого-педагогической помощи специалистов, а их родители – в консультировании по вопросам воспитания и обучения проблемного ребенка и психологической поддержке.
Одной из форм оказания коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями в настоящее время являются группы кратковременного пребывания детей в специализированных (компенсирующих) ДОУ.
В Детском саду № 22 «Почемучка» уже более десяти лет работает такая группа. За это время более четырёхсот детей получили квалифицированную медицинскую и психолого – педагогическую помощь и успешно перешли к дальнейшим возрастным программам развития физических и интеллектуальных возможностей.
Группа кратковременного пребывания расположена в специальном изолированном помещении и оформлена в виде игровой комнаты с учетом разновозрастного состава группы.
В группу принимаются дети, имеющие разную степень выраженности нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов, нарушение осанки, ДЦП и др.), в возрасте от 3-х месяцев до 8-и лет.
В группу могут приниматься дети только на прохождение очередного курса реабилитации по назначению врача.
Дети, которые посещают другие детские сады могут приходить на лечение, в бассейн, на занятия лечебной физкультурой, на сеансы биологической обратной связи (Бос), на коррекционно-развивающие занятия со специалистами : дефектологом, логопедом, психологом.
Прием в группу кратковременного пребывания осуществляется в течение всего учебного года по мере поступления заявлений от родителей и при наличии свободных мест.
Дети находятся в детском саду вместе с родителями, которые получают консультации специалистов по всем волнующим их вопросам, учатся вместе с детьми выполнять упражнения на ЛФК, учатся игровым, приёмам обучения, чтобы затем в домашних условиях продолжать работу по реабилитации детей, начатую в детском саду.
Для оказания специализированной медицинской помощи в МБДОУ созданы все необходимые условия : имеются физиокабинет, массажный, процедурный кабинеты, кабинеты логопеда, психолога, бассейн, музыкально-физкультурный зал.
Воспитанникам группы предоставляются медицинские услуги: лечебная физкультура, лечебный массаж, ультразвук, электростимуляция мышц, парофино-озокеритовые аппликации, электрофорез, светолечение, проводятся занятия в бассейне, компьютерные сеансы биологической обратной связи (Бос).
Необходимую коррекционно – развивающую помощь детям осуществляют педагог – психолог, учитель — логопед, учитель — дефектолог, инструктор физкультуры, музыкальный руководитель, воспитатель.
Образовательный процесс в группе кратковременного пребывания определяется образовательной программой МБДОУ, включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка, предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей детей.
Основная организационная форма работы с детьми — индивидуальные занятия и занятия небольшими подгруппами (по 2-3 ребёнка) в игровой форме.
Продолжительность занятий у каждого специалиста варьируется от 20 до 30 минут в зависимости от возраста ребёнка, его индивидуальных возможностей (работоспособности, устойчивости внимания, утомляемости т. д.)
Для каждого ребёнка составляется индивидуальный режим. Расписание занятий и медицинских процедур составляется с учётом пожелания родителей, обеспечивая при этом необходимые условия для работы персонала МБДОУ. Максимальное количество времени отводится на лечебные процедуры и коррекционно-развивающие занятия педагога – психолога, учителя – дефектолога.
В конце каждого учебного года психолого – медико — педагогическая комиссия по результатам обследования воспитанников группы даёт рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребёнка.
Как правило, дети, посещавшие группу кратковременного пребывания, зачисляются в детский сад вне очереди.
Группа кратковременного пребывания функционирует без организации питания при длительности пребывания ребенка в группе от 1часа до 3,5 часов.
Режим работы группы: с 12.00 до 15.30.
Посещение группы кратковременного пребывания платное. Дети – инвалиды посещают группу бесплатно.
Источник