Группы факторов риска здоровья студента
Высокий уровень состояния здоровья и качества жизни населения Российской Федерации являются стратегической целью нашего общества. Не случайно в Послании Президента РФ от 12 ноября 2009 года Федеральному собранию указывается на необходимость создания условий для укрепления здоровья населения РФ и формирования у него здорового образа жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять психическое и физическое здоровье.
Наиболее однородной и по возрасту, и по социальным характеристикам частью молодежи являются студенты, основным видом деятельности которых, определяющим все существующие черты их образа жизни, является учеба, подготовка к будущей трудовой жизни. Состояние здоровья студенческой молодёжи, на плечи которой в ближайшем будущем ляжет ответственность за судьбу России, можно считать одним из важнейших параметров, определяющих социальное благополучие общества.
Рассматривая соблюдение основ здорового образа жизни в самооценке студентов, следует отметить, что ЗОЖ представлен как основной фактор формирования сознательно-оценочного мнения студенческой молодежи в процессе их обучения в вузе [1].
И, прежде всего, нам хотелось бы выяснить из мнения студентов, каковы факторы риска здоровья, и какие факторы они рассматривают наиболее предпочтительными для укрепления и сохранения своего здоровья. Задачи исследования: 1) выявить факторы, негативно влияющие на состояние здоровья студентов; 2) изучить, на сколько действенно студенты соблюдают факторы ЗОЖ; 3) определить, что мешает и что необходимо для поддержания ЗОЖ. Объект исследования: здоровый образ жизни студентов. Предмет исследования: факторы здоровья студентов. Исследование, приведенное в данной работе, проводилось среди студентов 1-3 курсов, в количестве 153 человека, из них 73 юноши и 80 девушек.
С целью определения субъективного отношения студентов к здоровью был задан вопрос: «Удовлетворены ли вы состоянием своего здоровья?» и предложено 4 варианта ответов.
Результаты опроса свидетельствуют, что большинство студентов ответили: «Да, вполне удовлетворен» — 41,8%. В категории «Скорее да, чем нет» также оказалось большое количество молодых людей — 34,3%. Среди тех, кто ответил на вопрос: «Скорее нет, чем да» — 18,3% респондентов и «Не удовлетворены» состоянием своего здоровья — 5,8% опрошенных.
Из ответов видно, что 3/4 студентов удовлетворены состоянием своего здоровья, и 1/4 часть опрошенных самокритичны к нему.
Дальше необходимо было выяснить мнение студентов о том, какие факторы негативно влияют на состояние их здоровья. Мы получили следующие ответы. Студенты выделяют наиболее негативные факторы, влияющие на состояние их здоровья, такие как: 1- нарушение режима труда и отдыха (14,9%), 2 – нарушение режима питания (13,8%), 3 – напряженность учебного труда (11,4%), 4 – неполноценное питание (11,4%). Следует отметить такие факторы, как холодные климатические условия Севера и стрессовые ситуации (по 8,5% ответов), которые являются существенными для воздействия на состояние их здоровья, а также недостаток двигательной активности (7,4%) и вредные привычки (5,4%). К числу незначительных негативных факторов студенты отнесли конфликты с окружающими, плохие материально-бытовые условия, предрасположенность к наследственным заболеваниям и низкое качество медицинской помощи.
Анализируя ответы студентов, следует отметить, что «нарушение режима труда и отдыха», «нарушение режима питания», «неполноценное питание», «недостаток двигательной активности» и «вредные привычки» — факторы, которые зависят от их самостоятельного соблюдения. Следовательно, напрашивается вывод, что студенты не умеют рационально организовывать свой образ жизни. В то же время наше внимание привлекли факторы, отмеченные студентами, как наиболее вредные: напряженность учебного труда, холодные климатические условия Севера и стрессовые ситуации. В этой связи необходимо подумать над составлением действенных оздоровительных программ.
Рассмотрим, на сколько активно студенты соблюдают факторы ЗОЖ, используя пятибалльную шкалу. Анализ полученных результатов показал, что большинство студентов, оценили закаливание на ноль и один балл – 57,7% опрошенных, что свидетельствует об отсутствии и недостатке важного оздоравливающего эффекта для организма, особенно в условиях Севера. Оценка студентами на 3 балла таких факторов, как режим труда и отдыха – 32,02% ответов, полноценное питание – 33,3%, двигательная активность – 30,07%, хорошая организация сна – 30,07% говорит о том, что только третья часть опрашиваемых действенно относится к ЗОЖ. Следует отметить, что большинство студентов, соблюдают личную гигиену – 91,5%, а отказ от вредных привычек отметили 45,1% респондентов, оценив их на четыре и пять баллов.
Так же следовало выяснить причины невнимания к поддержанию здорового образа жизни. Оказалось, что студентам не хватает времени на ведение ЗОЖ – 56,7% ответов. Вместе с тем отсутствие необходимого упорства и воли так же является важной причиной невнимания к ЗОЖ– 40,4% ответов. И только 2,8% ответов студентов показывают, что недостаток знаний влияет на ведение здорового образа жизни.
Определим факторы, наиболее предпочтительные для улучшения и сохранения своего здоровья (рис.1).
Рис.1. Факторы наиболее предпочтительные для улучшения и сохранения здоровья.
Из диаграммы видно, что для улучшения свое здоровья, студенты считают важными факторами — хорошую физическую подготовку, организацию питания, правильную организацию сна, восстановительные средства, отказ от вредных привычек, адаптацию к холоду. На получение новых знаний о ЗОЖ указали только 2,3% опрошенных.
Результаты опроса показали, что студенты, понимают значимость здорового образа жизни и выделяют такие факторы, как нарушение режима труда и отдыха, нарушение режима питания, напряженность учебного труда, неполноценное питание, которые оказывают негативное влияние на их здоровье, являясь факторами риска. В то же время они недостаточно действенно соблюдают оздоровительные факторы. Ранжируя средства для улучшения и сохранения своего здоровья, студенты отдают предпочтение хорошей физической подготовке, организации питания и сна. Наименее значимым для них является получение новых знаний. Следовательно, студенты считают, что имеют достаточно знаний для ведения здорового образа жизни, но им не хватает времени, а также воли и упорства.
Источник
Группы факторов риска здоровья студента
В настоящее время, в век информационного бума и высоких технологий нет дефицита информации как в области валеологии, так и в других сферах науки. Но обратить внимание молодежи на знания здорового образа жизни (ЗОЖ), на укрепления здоровья и тем самым формирование валеологического мировоззрения – это большая задача системы медицинского образования. ЗОЖ – это образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, ЗОЖ рассматривается не только как медицинская, но и социально-экономическая категория, зависящая от образа жизни общества. Образ жизни воплощает в себе комплекс видов деятельности, посредством которого люди удовлетворяют свои потребности и отношения. Для удовлетворения своих потребностей необходимо – Здоровье. По определению ВОЗ «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье не является постоянным состоянием, оно может улучшаться или ухудшаться в зависимости от образа жизни, наследственности, социально-экономических, экологических условий, уровня развития здравоохранения и, наконец, от отношения человека к своему здоровью (49–51 %). Каждый студент должен знать об этих факторах, если он хочет быть здоровым и прожить свою долгую жизнь, не обременяя ее всяческими болезнями, часто нажитыми своей ленью, безволием, безразличным отношением к своему здоровью, постепенно расшатывая его различными факторами риска. Из литературных данных известно, что 25 % студентов приобретают различные заболевания в период обучения в ВУЗе, факторами риска которых являются – гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки, нарушение режима сна и отдыха, стрессы [1,2].
Охрана и укрепление здоровья студентов в основном определяется образом жизни в основе которого лежит «культура здоровья» или «культура личности», отражающая осознанное отношение каждого человека к своему здоровью. Одной из ведущих проблем современности является избыточная масса тела (ИМТ) и ожирение, развитию которой способствует увеличение потребления продуктов питания с высоким содержанием жиров и углеводов, а также гиподинамия, нерациональное питание и вредные привычки. Заболевания, связанные с неправильным питанием и сидячим образом жизни, включают сердечно-сосудистую патологию, сахарный диабет второго типа, повышенное артериальное давление, остеопороз, онкологию. Для борьбы с указанными заболеваниями, ученые разработали рекомендации по здоровому образу жизни и правильному питанию [3].
Материалы и методы исследования
Исследования проводились в Казахском национальном Медицинском университете имени С.Д. Асфендиярова. Объектом исследования являлись студенты 1 курса (72 студента). Для оценки физического развития определяли рост при помощи ростомера, массу тела при помощи медицинских весов и вычисляли росто- весовое соотношение по методу Купера, рассчитывали среднее значение «должной» массы тела и сравнивали с фактической. Если фактическая масса превышала должную на 1–14 % это свидетельствует о излишней массе тела (ИМТ), больше 15 % – ожирение. Для выявления факторов риска здоровья проводили анкетирование, в котором были вопросы по организации питания, двигательной активности, по курению и режиму сна [4].
Результаты исследования и их обсуждение
Анкетирование показало, что для значительной части студентов характерно нерациональное, несбалансированное питание и гиподинамия. Неправильное питание и сидячий образ жизни ведут к нарушению энергетического баланса. Нарушение баланса является основной причиной ИМТ. В настоящее время большое значение приобретает проблема питания, поэтому мы решили исследовать структуру питания студентов. Полученные данные свидетельствуют о том, что среди обследованных 18 % студентов имеют недостаток массы тела, 68 % с нормальной массой, 12,6 % с избыточной массой тела и 1,4 % – ожирение первой степени.
Известно, что ИМТ и ожирение в 5–10 % случаев носит семейный характер. Студенты с ИМТ в анкетах указали, что ближайшие родственники тоже имеют избыточную массу тела, видимо у этих студентов ИМТ носит генетический характер. Большинство студентов – 44 % питаются 2– 3 раза в день, при этом 84,1 % часто перекусывают между основными приемами пищи. Большую часть калории получают во второй половине дня и в вечерние часы. Только 39 % студентов употребляют круглогодично овощи и фрукты, около 60 % получают периодически в основном летнее- осенний период.
Оптимальный двигательный режим важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно укрепляющие здоровье и развитие физических способностей молодёжи. Анализ двигательного режима показал, что 59 % студентов получают физическую нагрузку во время занятий физкультурой в университете, 18 % занимаются гимнастикой, бегом и спортом, 23 % студентов не занимаются физической культурой.
Важный элемент здорового образа жизни – рациональный суточный режим. Неодинаковые условия жизни, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима, но особое внимание нужно уделять сну- основному виду отдыха. Постоянное недосыпание может вызвать ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности усвоения материала. Из анкетных данных продолжительность сна у студентов составляет 6–7 часов, для одних это время достаточное для отдыха, для других нет [5].
Одной из причин наносящих вред здоровью является курение табака, мы провели социологический опрос по выявлению курильщиков среди студентов 1 курса и выяснению их отношения к проблеме курения. Из опроса следует, что 31 % студентов курят, из них 10 % выкуривают по 5–6 сигарет в день, 12 % по 10–15 в сутки. Причиной побудившей начать курить, две трети студентов указывают интерес, увлечение, влияние окружающей среды. К рекламе табака отрицательно относятся 52 % респондентов, нейтрально 22 % и 26 % положительно. У 35 % опрошенных курят друзья, однако это их не раздражает и к курению друзей относятся нейтрально. Ни один из регулярно курящих студентов не собираются отказываться от этой вредной привычки даже в случае повышения цен на сигареты или ухудшения сорта табака.
Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что среди студентов 1 курса наблюдаются нерациональное, несбалансированное питание с нарушением режима, которое в последствии может привести к ИМТ, гиподинамия, нарушение продолжительности сна, табакокурение. Конечно нельзя надеяться, что наше исследование способно решить проблему здорового образа жизни, но без всестороннего анализа любые попытки победить гиподинамию, нерациональное питание, вредные привычки будут малоэффективными. Каждый студент должен знать принципы рационального питания, влияние вредных привычек на организм.
Учитывая, что большинство факторов риска являются следствием неправильного образа жизни студентов, риск заболеваемости может быть снижен не за счет лекарственных препаратов, а за счет самостоятельных усилий, предпринимаемых по формированию ЗОЖ. Наша задача научить будущих врачей «формуле здоровья», которая достаточно проста: быть физически активным, правильно питаться, не курить и вести здоровый образ жизни для дальнейшей пропаганды ЗОЖ в своей врачебной деятельности.
По нашему мнению для оздоровления студентов и внедрения здорового образа жизни необходимо создать следующее:
1. Развивать в студенческих массах все формы физической культуры.
2. Пропагандировать наиболее эффективные методы укрепления здоровья, методы природного оздоровления.
3. Ознакомить и обучить студентов методам восточной медицины, медитации и методам закаливания организма.
4. В широком масштабе необходимо вести борьбу по искоренению вредных для здоровья привычек.
5. Одним из важнейших факторов оздоровления является рациональное питание. В этом направлении большую работу проводит кафедра нутрициологии КАзНМУ.
Источник
Группы факторов риска здоровья студента
Состояние здоровья человека зависит от множества внешних и внутренних факторов [3,4], таких как биологические и психологические свойства личности (наследственность, темперамент, тип высшей нервной деятельности). Эти факторы определяют здоровье на 15–20 % и практически не поддаются переделке. Социально-экономические и политические факторы (здравоохранение, состояние его служб, кадров, доступность лекарств, уровень медицинской науки, условия труда и жизни) также влияют на здоровье в 10–15 % случаев. Мы можем частично оказать влияние на эти факторы. Окружающая нас среда влияет на здоровье в среднем на 20 % и подразделяется на физическую среду – это состояние воздуха, воды, пищи, шум и т.д., и социальную (отношения в учебном, рабочем коллективе, в семье, телевидение, темпы социальных перемен в обществе и т.д.). Мы способны в какой-то мере повлиять на эти факторы. На 50 % (а в последнее время даже на 80 %) здоровье определяется образом жизни. Образ жизни – определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей. Известно, что в образ жизни входят три категории: экономическая (уровень жизни), социологическая (качество жизни), социально-психологическая (стиль жизни) [1].
Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья. И мы можем здесь изменить многое. Есть масса способов противостоять стрессам и добиваться своих целей, улучшить коммуникативные способности, нашу физическую форму [2, 5]. Хорошо изучено влияние на здоровье двигательной активности, курения, питания, алкоголя. Но, как правило, среди факторов, определяющих здоровье, часто опускают системообразующий фактор – собственное отношение человека к здоровью. С этой позиции «Здоровье – это способность к самосохранению и развитию даже в ухудшающейся внешней среде» [3].
Рассматривая отношение студентов к собственному здоровью, мы изучили по данным письменного самоанализа внешние и внутренние факторы, влияющие на их здоровье (рис. 1).
Как видно из рис. 1, студенты вуза считают, что определяющую роль в их здоровье играют внешние факторы, как правило, не зависящие от них (окружающая среда, социально-экономические, биологические), тем самым в среднем только 47,4 % значимости студенты отдают образу жизни. Такой подход характеризует пассивное отношение к своему здоровью, принижение воздействия образа жизни, точнее – стиля жизни.
Рис. 1. Факторы, влияющие на здоровье студентов (по результатам самоанализа).Всего в исследовании приняли участие 147 студентов 2 курса филиала КФУ
Далее мы изучили факторы риска здоровья студентов (рис. 2, 3). Стоит напомнить, что все факторы риска условно делятся на две группы первичные (внешние) – зависят от образа жизни и условий окружающей среды и вторичные (внутренние) – изменения в организме, развивающиеся под воздействием внешних факторов [4]. К внешним факторам риска относятся, прежде всего, недостаточная двигательная активность (гиподинамия) и избыточное высококалорийное питание (переедание), а также курение, нервно-психическое перенапряжение (стрессы) и злоупотребление алкоголем.
Рис. 2. Внешние факторы риска здоровья, присутствующие у студентов (в %)
Как видно из рис. 2, почти 62 % ощущают сильное воздействие стресса, причем более половины из них постоянно. Среди причин называют учебную деятельность, совмещение с трудовой деятельностью, ссоры и неприятности в социальной среде, темп жизни и т.д. Более трети студентов (38,1 %) понимают, что у них недостаточный для сохранения и улучшения здоровья двигательный режим.
Важнейшие внутренние факторы риска здоровья – повышенное содержание холестерина в крови, повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, неблагоприятная наследственность [4].
Как видно из рис. 3, среди студенческой молодежи вуза примерно каждый десятый имеет избыточную массу тела (или ожирение), повышенное артериальное давление и т.д., что требует изменения отношения к личному стилю жизни для нейтрализации факторов риска здоровья.
Рис. 3. Внутренние факторы риска здоровья, присутствующие у студентов (в %)
Анализ оценки уровня здоровья студентов (73 человека) по отдельным и комплексным методикам позволили выявить такие результаты. Так, 53,4 % студентов заботятся о своем здоровье и находятся в хорошей форме (шкала Здоровья), 24,5 % проявляют некоторую заботу о своем здоровье, но находятся не в очень хорошей форме, 22,1 % очень внимательно относятся к своему здоровью, физической и функциональной подготовленности.
По тесту 2 «Профиль здоровья» [3], отражающему разные аспекты здоровья: физическую форму, характер питания, степень загрязнения организма, иммунитет, психоэмоциональное напряжение, уровень эмоционального благополучия из 100 возможных баллов по показателю «оценка физической формы» (измерение ЧСС после подъема в среднем темпе на 4-й этаж) средний результат составил 78 баллов. Оценка качества питания в среднем у студентов на 32,7 % ниже оптимальной нормы, учитывались такие показатели, как индекс массы тела, отношение талия/бедра, ответы на вопросы по составу и особенностям питания: «Сколько раз в неделю вы едите яйца? Вы отрезаете жирную часть мяса перед едой? Вы едите курицу с кожей? Вы удаляете жир с поверхности супа? Вы любите жареную пищу и употреблять ее? Вы любите торты, конфеты и употребляете их? Часто ли вы едите фрукты и овощи? Добавляете ли вы в рацион витамины? Часто ли Вы едите продукты или каши из цельных зерен? Часто ли вы досаливаете пищу?».
Оценка психоэмоционального напряжения показала, что в среднем его уровень превышает норму на 35 %, среди факторов получены положительные ответы на вопросы: «Заполнена ли ваша жизнь недоделанными делами и обязанностями? Едите ли вы в спешке на ходу? Ваша деловая жизнь не дает вам проводить много времени дома, и вы возвращаетесь очень уставшим? Вы быстро водите машину, часто проезжаете (переходите дорогу) на желтый свет, перестраиваетесь, нетерпеливы к другим водителям? Вы быстро говорите, редко находите время для эмоциональной поддержки вашей семьи и друзей? Редки ли у вас каникулы (отдых)? Испытываете ли вы беспокойство или чувство вины, когда ничего не делаете? Испытываете ли вы трудности при засыпании? Часто ли вы просыпаетесь ночью? Бывает ли у вас утренняя бессонница?»
Оценка иммунитета проводилась по косвенной методике оценки – шкале баллов, полученных при ответах на вопросы: «Сколько раз в течение года вы болели вирусными заболеваниями? Долго ли тянутся ОРЗ? Переходили ли ОРЗ в бронхит или пневмонию? Бывает ли у вас аллергия?» В среднем по группе обследуемых респондентов иммунитет снижен на 23 %.
Оценка загрязненности организма проводилась с помощью опросника профиля здоровья: «Есть ли у вас следующие симптомы: слабость, вялость, потливость, головные боли, усиленное выпадение волос, частые запоры? При оценке питания вы набрали меньше 50 очков». Результаты выявили степень загрязненности в среднем от 7 до 39 %.
Кроме субъективных методик оценки здоровья нами применялись и объективные критерии, например, экспресс-оценка уровня физического здоровья по методике Апанасенко Г.Л. (1988), приведенная в пособиях [2, 5] и включающая показатели: индекс массы тела (масса, кг/рост, м²), жизненный индекс (ЖЕЛ, мл/ масса, кг); силовой индекс (динамометрия, кг/масса, кг), двойное произведение (ЧСС∙АДсист./100), время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 (с). По методике Апанасенко выделяется 5 уровней здоровья (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) среди которых два относятся к феномену безопасного уровня здоровья (выше среднего и высокий уровни). В безопасной зоне здоровья (минимум 14 баллов) по данным автора методики практически не регистрируются внутренние факторы риска, манифестированные формы хронических неинфекционных заболеваний, низок риск смерти от них.
Среди студентов безопасный уровень физического здоровья выявлен нами у 23,9 %, у остальных средний, ниже среднего и низкий уровни (средний балл в целом составил 11,5).
В соответствии с полученными результатами студентам было предложено составить личную программу оздоровления. Анализ личных программ показал, что в первую очередь студенты обращают внимание на свое питание, далее на физическую форму и двигательную активность, закаливание и средства снятия психоэмоционального напряжения.
Рецензенты:
Коновалов И.Е., д.п.н., зам. директора по науке и внешним связям НФ, ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ», г. Набережные Челны;
Денисенко Ю.П., д.б.н., профессор., зав. кафедрой спортивных игр НФ, ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ», г. Набережные Челны.
Источник