Меню

Группы детского здоровья характеризуют

Группы здоровья
статья

Критерии здоровья,по которым определяют здоровья. Группы здоровья.Рекомендации группам здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
Группа здоровья. 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста используют 6ь основных показателей (критериев) здоровья.

  1. Критерии здоровья, по которым определяют группу здоровья:

1 — особенности онтогенеза (наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе);

2 — уровень физического развития и степень его гармоничности;

3 — уровень нервно–психического развития (НПР);

4 — резистентность организма;

5 — функциональное состояние органов и систем;

6 — наличие или отсутствие хронических болезней и/или врожденных пороков развития.

Первый критерий — особенности онтогенеза (индивидуального развития), которые определяют по данным генеалогического, биологического и социального анамнеза.

Генеалогический анамнез — отражает наличие заболеваний у кровных родственников ребенка, включая братьев и сестер.

Биологический анамнез — включает сведения о раннем периоде развития ребенка (течение беременности, родов, период новорожденности, тип вскармливания), нарушениях в состоянии здоровья ребенка за весь предшествующий период.

Показателями социального анамнеза являются полнота семьи, возраст родителей, их образование и профессия, психологический микроклимат в семье, отношение к ребенку, наличие вредных привычек у родителей, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.

Второй критерий — уровень физического развития и степень его гармоничности.

Их устанавливают с помощью антропометрических исследований, опираясь на стандарты физического развития.

Третий критерий — уровень нервно-психического развития ребенка (НПР).

Он зависит от состояния центральной нервной системы ребенка и его опорно-двигательного аппарата, а также в значительной мере, от воздействия окружающей среды. Часто нарушения НПР бывают обусловлены недостаточностью и неадекватностью педагогического воздействия на ребенка. Контроль за НПР осуществляется воспитателем при ежедневном наблюдении за детьми, а также при плановых осмотрах в установленные сроки. Сведения об уровне и динамике НПР ребенка анализирует педагог и передает врачу ДОУ.

Четвертый критерий — уровень сопротивляемости (резистентности) организма.

О нем судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических болезней) за предыдущий год. В соответствии с этим критерием дети подразделяются на две группы:

1) имеющие хорошую сопротивляемость (не болевшие в течение года или болевшие один—три раза);

2) часто болеющие, с пониженной сопротивляемостью (четыре острых заболеваний в год и более).

Пятый критерий — уровень функционального состояния организма.

Этот критерий оценивается по результатам лабораторных и инструментальных обследований ребенка (частота пульса, дыхание, содержание гемоглобина в крови и др.), анализа поведения и характеристики адаптационных возможностей ребенка.

Сведения о поведении воспитатель получает в процессе ежедневного наблюдения и контакта с ребенком. Оценивают его эмоциональное состояние, настроение, сон, бодрствование, аппетит, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, для более старшего возраста — умение сосредотачив аться, внимание, утомляемость. При этом важно учитывать наличие индивидуальных особенностей поведения.

Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

На основании этих показателей получают комплексную оценку состояния здоровья и определяют группу здоровья ребенка. Термин «Группа здоровья» во многом условный и отражает состояние здоровья ребенка по совокупности данных. Он используется для ориентировочной оценки здоровья ребенка. Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к одной из 5 групп здоровья.

I группа здоровья — здоровые дети, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, редко болеющие (1-3 раза в год), а также имеющие единичные морфологические отклонения (деформация ушной раковины, аномалии ногтей и др.), не влияющие на состояние здоровья и не требующие коррекции.

II группа здоровья — здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные отклонения; а также часто (4 и более раз в год) болеющие, но без симптомов хронических заболеваний. Сюда же следует относить только что переболевших детей и детей с общей задержкой физического развития.

К этой группе относятся дети, имеющие следующие нарушения в здоровье:

  • рахит;
  • гипотрофия I степени;
  • дефицит или избыток массы тела;
  • аллергическая предрасположенность;
  • дефекты осанки, уплощение стоп;
  • аденоиды или миндалины, повторные заболевания бронхитами и пневмониями
  • угроза анемии (пониженное содержание гемоглобина);
  • функциональные изменения сердечно-сосудистой системы: шумы в сердце, тенденция к понижению или повышению давления;
  • отдельные невротические реакции, патологические привычки, отставание НПР;
  • дисфункциия желудочно-кишечного тракта — периодические боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита и др.
  • миопия слабой степени, дальнозоркость, косоглазие (без амблиопии) и др.

III группа здоровья — дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, т.е с редкими и нетяжелыми обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями.

IV группа здоровья — дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, с частыми обострениями, со сниженными функциональными возможностями не только больного органа или системы, но и других систем, с нарушениями общего состояния и самочувствия, с затяжным восстановительным периодом после обострения.

V группа здоровья — дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е с непрерывно рецидивирующим течением, со значительно сниженными функциональными возможностями организма, требующими постоянной терапии (т. е. относящиеся к категории инвалидности).

Распределение детей на группы служит важным критерием для организации наблюдения за ними, оздоровления, рекомендаций по режиму, питанию, физическому воспитанию, массажу, закаливанию, и лечению.

Большинство детей, посещающих ДОУ, составляют дети I и II групп здоровья, при этом основная масса — это дети, относящиеся ко II группе — группе риска, требующие к себе внимания медицинского и педагогического персонала, индивидуального подхода при назначении и выполнении оздоровительных и воспитательных воздействий. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

Присвоенная ребенку группа это не окончательный диагноз, а лишь специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, которые могут повлиять на здоровье ребенка, вносить коррективы в нагрузки , питание и так далее.

Рекомендации группам здоровья

Рекомендации первой группе

Могут заниматься любым видом физической и умственной деятельности. Учеба, спортивные занятия, физический труд — по общей программе воспитания, без ограничений. В целом никаких ограничений или противопоказаний не предусмотрено.

Рекомендации второй группе

Следует обратить особое внимание на закаливание организма, в большей мере следить за рационом питания, чем в первой группе.

Необходимо соблюдать и выполнять двигательную программу, но следует учесть, что дети из этой группы могут с некоторой задержкой сдавать плановые нормативы.

Рекомендации третьей группе

Дети с третьей группой здоровья имеют ограничения в зависимости от особенностей хронического заболевания.

Следует уделять внимание восстановительным процедурам, проводить занятия по восстановлению сил, выполнять восстановительные упражнения. Занятия проводятся обычно по специально разработанным программам.

Рекомендации четвертой группе

Активность детей значительно снижена, ограничивается определенными временными рамками, для детей разрабатывается специальный режим дня, при котором превалирует отдых и сон, которым отводится довольно продолжительное время.

В этой группе вместо обычных занятий физическим трудом или спортом, в большей мере реализована программа лечебной физкультуры (ЛФК). Для этой группы специально создаются программы, которые целенаправленно разработаны для таких групп здоровья.

Рекомендации пятой группе

Пятая группа здоровья предусматривает собой существенное снижение активности детей, режим дня в большинстве своем спокойный с продолжительными периодами отдыхом и сопровождается занятиями лечебной физкультуры.

Для пятой группы назначаются лечебные процедуры, которые должны поддерживать здоровье ребенку. Занятия физическим трудом или физкультурой если и проводятся, то только в индивидуальном порядке и под непосредственным присмотром врачей или квалифицированных специалистов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо.

Сценарий спортивного развлечения с родителями в подготовительной группе«Здоровые дети – в здоровой семье»Цель. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей. Создать праздничное настроение.

Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила культурно-гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о значении .

Конспект интегрированного занятия (образовательная область «Здоровье») для детей средней группы Цель: сформировать культуру здорового образа жизни.ü Формировать начальные представления у де.

В мире нет рецепта лучшеБудь со спортом неразлучен,Проживёшь сто лет-Вот и весь секрет.

День здоровья в старшей группе.

ЧТО ОЗНАЧАЮТ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ, И КАКАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ У ВАШЕГО РЕБЕНКА.

Источник

MED-anketa.ru

Медицинский портал о здоровье и красоте

Группы здоровья детей: характеристики для распределения

Условные категории состояния психического и физического развития детей называются группами здоровья. Такое распределение помогает определить необходимость, масштаб лечебных и профилактических мероприятий. Группы здоровья детей и подростков определяют уровень физической нагрузки, особенности рациона. В некоторых случаях необходимо установить ограничения для занятий той или иной деятельностью.

Что такое группа здоровья

Медицинское обозначение, которое применяется для анализа состояния организма ребенка, называется группой здоровья. Для того чтобы отнести состояние здоровья к одной из категорий, проводится профилактический врачебный осмотр, ряд инструментальных, лабораторных исследований, обследование психологом или психиатром. Для причисления ребенка к определенной категории во время диспансеризации (медосмотра) его осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, оториноларинголога, хирурга, кардиолога, невропатолога.

Окончательный вердикт о присвоении той или иной категории выносит врач-педиатр на основании заключений узких специалистов, после чего заносит данные в карту пациента. Оценка состояния физического и психического состояния необходима для определения объема дальнейшего оказания медицинской помощи. Иногда детям требуется особый домашний уход или в специализированных учреждениях под контролем квалифицированного персонала.

Критерии определения

Классификация критериев состояния организма, на основании которых проходит установление группы здоровья детей, разнообразна и подразумевает шесть основных принципов, согласно которых и принимается решение об определении категории. К ним относят:

  • физическое здоровье, развитие;
  • наличие генетических патологий;
  • развитие органов, систем;
  • сопротивляемость организма внешним факторам;
  • психическое, психологическое состояние.

Физическое здоровье и развитие

В этот критерий входят основные физические характеристики – вес, рост, окружность головы, груди, пульс, гармоничность, пропорциональность развития тела. С развитием малыша врачи отслеживают, когда он начал поднимать, держать головку, улыбаться, садиться, ползать, ходить и говорить. Существует таблица и шкала норм, в которой по месяцам отражены все навыки, которыми должен владеть ребенок в том или ином возрасте. При наличии отклонений необходимо исследовать, диагностировать их характер, определить, имеются ли осложнения, как сильно они отразятся на дальнейшей жизни.

Наследственность

При осмотре новорожденного педиатр должен провести тщательный опрос родителей на предмет наличия в семье заболеваний, которыми страдают кровные родственники. С помощью генетических исследований, которые будущие мамы делают в период беременности, определяют риск развития наследственных патологий у ребенка. В данный критерий входят не только генетические заболевания, но и ход родов, течение гестации, развитие малыша в первые недели жизни.

Развитие систем и органов

На протяжении первых лет жизни младенца происходит основное развитие, становление всех органов и систем в организме, их рост, «настройка». Для оценки развития организма назначают ультразвуковое исследование (УЗИ), общие анализы крови, мочи, функциональные пробы и другие обследования. Особое внимание медработники уделяют сердечно-сосудистой, нервной, мочеполовой системе, пищеварительному тракту.

Сопротивляемость организма внешним инфекциям и факторам

Подверженность ребенка простудным заболеваниям (ОРЗ) или болезненность – один из основных критериев оценки работы организма. Если маленький пациент часто болеет (более 3–4 раз в течение года), то это означает несостоятельность иммунитета. Для уточнения диагноза следует назначить дополнительные клинические обследования для выявления причины такого состояния, в соответствии с которыми может быть присвоена определенная категория.

Психологическое и психическое развитие ребенка

Оценку неврологического и психологического состояния малыша проводят психолог и невролог. После собеседования и осмотра выявляется наличие отклонений. При обследовании учитывается речь малыша, его реакции на родителей, игрушки, картинки и других детей, наличие беспокойства, плаксивости, капризов. Врач-невролог исследует рефлексы (коленный, локтевой, реакции на хлопок). У грудничков определяют наличие рефлекса спонтанного ползания, сосания, хватания.

Распределение детей по группам здоровья

Большое значение в распределении детей по группам здоровья имеет осмотр узких специалистов, генетические и инструментальные исследования. Необходим тщательный сбор анамнеза для выявления генетических патологий, определения частоты заболеваемости инфекционными патологиями. Одним из ключевых факторов является определение уровня психического и интеллектуального развития пациента. Основные критерии распределения указаны в таблице.

Наличие хронических патологий

Функциональное состояние систем, органов

Редкие (не чаще 1-2 раз в год), легко протекающие заболевания.

Нормальное физическое развитие или избыток массы тела первой степени. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту или имеет незначительные отклонения.

Имеются незначительные функциональные изменения.

Редкие, нетяжелые по характеру течения простудные заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия.

Дефицит или избыток массы тела первой или второй степени, низкий рост, нервно-психическое развитие соответствует возрасту или незначительно отстает.

Имеются хронических заболеваний в стадии компенсации или субкомпенсации.

Имеются функциональные отклонения.

Продолжительные острые респираторные заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления, восстановления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна, аппетита, субфебрилитет)

Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела первой, второй или третьей степени, непропорциональное телосложение, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает

Имеются тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации.

Изменение функций пораженных органов, выраженные проявления заболевания.

Частые обострения основного хронического заболевания.

Дефицит или избыток массы тела второй или третьей степени, низкий рост, нервно-психическое развитие значительно отстает от нормы.

Имеется тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности.

Выраженные изменения функций пораженных органов, систем.

Частые обострения основного хронического заболевания.

Характеристика и виды

Каждая категория здоровья маленьких детей, школьников, подростков имеет свои особые характеристики. Согласно приказу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по стандартам выделяют 5 групп развития и здоровья. Ребенку присваивается та или иная категория на основании результатов квалифицированной медицинской комиссии. Во время развития ребенка его группа может меняться под влиянием внешних и внутренних факторов.

Первая

К этой категории относятся полностью здоровые малыши, подростки, которые не имеют никаких заболеваний, особенностей строения тела и функционирования. Их физическое и психическое здоровье полностью соответствуют нормативным измерениям. Согласно статистике, первая группа здоровья у детей составляет только 10%. Учитывая отсутствие патологий, дети, причисленные к этой категории, все равно должны проходить профилактические осмотры в полном объеме в поликлинике.

Вторая

Самая распространенная – вторая группа здоровья у детей. У малыша имеются несущественные отклонения в развитии, снижена иммунная защита организма. Отсутствуют серьезные дефекты развития, хронические патологии. Может отмечаться небольшая задержка в физическом развитии: избыточная или недостаточная масса тела, сниженная острота зрения и др.

Третья

Малыши и подростки, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации с редкими обострениями относятся к третьей группе. Пациенты этой категории, как правило, имеют нормальное физическое развитие, но у них могут быть выявлены незначительные отклонения. Третья группа здоровья у ребенка часто сопровождается отклонениями от нормы нервно-психических показателей.

Четвертая

Маленькие пациенты, подростки с хроническими патологиями в стадии декомпенсации, обострения или в неустойчивой ремиссии относятся к четвертой категории. Кроме того, сюда относят малышей с осложнениями после травм, хирургических операций. У таких деток зачастую нервно-психическое и физическое развитие сильно отстаем от нормы, им необходимо постоянное наблюдение и поддерживающее лечение.

Пятая

Представителями этой категории здоровья являются пациенты с тяжелыми сочетанными хроническими патологиями (ремиссии редкие или отсутствуют) с присоединением серьезного отставания в физическом, психическом развитии. У таких детей поражена не одна система органов, а сразу несколько. Нередко присоединяются значительные осложнения (потеря возможности двигаться, говорить и т.д.). Детям этой группы присваивается статус «ребенок-инвалид».

Физическая и социальная активность детей из разных групп здоровья – рекомендации врачей

В зависимости от группы здоровья детей для них лечащим врачом даются особые рекомендации по образу жизни, двигательной активности, форме обучения, социальной деятельности. Они направлены на улучшение или поддержание состояния здоровья малыша. Ознакомьтесь подробнее с методическими рекомендациями, разработанными для различных категорий здоровья:

  1. Первая и вторая группы. Допускается любой вид деятельности и нагрузки. Занятия физкультурой, учебная нагрузка формируются по общей программе, без ограничений. Все спортивные нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, рекомендуется посещение дополнительных секций, участие в олимпиадах, соревнованиях, дополнительная закалка организма. Запрет на ту или иную деятельность может быть наложен врачом в индивидуальном порядке.
  2. Третья группа. Для каждого вида деятельности необходима консультация врача для установления определенных ограничений. Занятия физкультурой реализуются по специально разработанным программам, участие в спортивных состязаниях ограничивается, т.к. существует высокий риск обострения заболевания или травм. Рекомендуется регулярное профилактическое и коррекционное лечение в оздоровительных лагерях, санаториях.
  3. Четвертая группа. Режим активности значительно ограничен, доктором формируется специальный дневной режим, в котором отдыху, сну, отводится длительное время, для обучения создаются варианты индивидуальных, дистанционных программ. Необходимы занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение физиотерапии.
  4. Пятая группа. Физическая, умственная активность ребенка значительно ограничены, режим дня сопровождается лечебными процедурами, физиотерапией. Необходим постоянный контроль деятельности взрослыми.

Видео

Источник

Читайте также:  Проект фгос тема здоровье
Adblock
detector