Особенности организации работы с детьми с ОВЗ
Екатерина Хусенова
Особенности организации работы с детьми с ОВЗ
Хусенова Екатерина Раззоковна,
Воспитатель 1 квалификационной категории,
МАОУ «СОШ №7» СП «Детский сад[/b]»
Особенности организации работы с детьми с ОВЗ
Здравствуйте, свое выступление я хотела бы начать с притчи «Трещина в кувшине»
У одной женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.
Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому,однажды он сказал ей:
— Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.
Но мудрая старая женщина только улыбнулась:
— а заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это благодаря тебе. У каждого из нас есть недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих людей такими, какие они есть. Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещиной», они тоже имеют право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу.
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных проблем современного образования.
Поэтому получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально – экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений.
Все большее распространение получает инклюзивное образование детей с ОВЗ. Дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Сегодня в нашем детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с ограниченными возможностями совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.
Нашу группу посещает ребенок со сложной структурой дефекта, т. е. у ребенка легкая умственная отсталость с учетом психофизического развития ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Такому ребенку характерны такие черты как:
— чрезмерная психомоторная возбудимость;
— трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром, не играет со сверстниками;
— стараются избегать каких – либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляется;
— задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм);
— играет только с определенными игрушками.
Учитывая особенности ребенка,перед нами стоят следующие задачи:
— сформировать коммуникативные навыки в стереотипных ситуациях;
— формировать умения выстраивать простые отношения с детьми и взрослыми с учетом определенных правил поведения;
— формировать умение преодолевать отрицательные формы поведения;
-стимулировать подражание и речевую активность.
Для достижения поставленных задач созданы следующие условия:
— совместно с узкими специалистами, со старшим воспитателем разработана адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с лёгкой умственной отсталостью, с учётом психофизического развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра;
— создана развивающая предметно – пространственная среда в группе с учетом интересов и потребностей ребенка. Среди оборудования и материалов доступных для него, имеются его любимые игрушки, предметы (фигурки животных, пирамидки, мозайка). При организациипространства используются дополнительные визуальные средства: фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения. Имеются уголки активности, моделирующие реальные ситуации общественной жизни (улица, магазин, аптека, дом и т. д.). Весь материал находиться в пределах видимости ребенка, он может его самостоятельно выбрать или указать на него. Также для расширения социального опыта ребенка, для развития его познавательного и эмоционального интереса к занятиям в РППС имеется уголок для игр с песком, различными сыпучими материалами и водой. Для развития познавательной деятельности, ориентировки в пространстве используем материал М.Монтессори: «Цветные штанги», «Блоки с цилиндрами — вкладышами», «Геометрический комод», «Геометрические тела», «Шершавые буквы» и т. п.
— проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия не только с педагогами группы, но и узкими специалистами (учитель – логопед, педагог – психолог).
Коррекционная работапроходит с нескольких флангов:
Педагог-психолог обеспечивает разработку индивидуальных программ развития, проводит диагностику, психопрофилактическую работу. Работа психолога заключается также в постоянном тесном общении с родителями и воспитателями, он повышает уровень психологической компетенции воспитателей и родителей.
Логопедическая работа не менее важна для ребёнка, ведь речь и развитие взаимосвязаны. Логопед диагностирует ребёнка и разрабатывает индивидуальную программу развития речи и коммуникативных навыков.
Музыкальный руководитель развивает эстетическую сторону ребёнка, применяет музыкотерапию как метод релаксации и коррекции;
Инструктор по физкультуре прилагает все усилия для оздоровления и закаливания ребёнка, подбирая строго индивидуальный комплекс упражнений и процедур;
Медперсонал – это профилактика, оздоровление, наблюдение и контроль здоровья.
И, наконец, воспитатель занимается всесторонним развитием деток с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
— кадровые условия, пройдены курсы по теме «Особенности организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ДО», являюсь активным слушателем онлайн – конференции, семинаров.
На сегодняшний день результатом работы является, то что ребенок начинает произносить отдельные слоги и элементарные слова (пока, нет, мама) повторяет движения, слышит обращенную к нему речь.
Повторяя действия за взрослым; усвоил способы работы с бумагой и клеем, любит играть с мозаикой, конструктором, пластилином; проявляет интерес к выполнению заданий с использованием песочной терапии.
Безусловно, большую роль в работе с таким ребенком играет заинтересованность родителей. Обучая ребенка определенным движениям (например, «кивни головой», «подними руку», вовлечение ребенка в игру с игрушкой) мы также, обучаем и родителей, как правильно отрабатывать тот или иной навык, как правильно общаться с ребенком. Ведь, кто как не родитель будет закреплять, то, чему учат его ребенка. Только совместными усилиями мы можем увидеть результат, проследить положительную динамику. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех.
Таким образом, комплексный подход к решению сложной для всего педагогического коллектива проблемы позволил получить положительные результаты. Педагоги группы на достаточном уровне овладели знаниями, умениями и трудовыми функциями, а родители ребенка отметили положительную динамику, как в физическом состоянии ребенка, так и в психоэмоциональном.
Особенности коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми Статья «Особенности коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми» Воспитатель высшей квалификационной категории КГБУСО «Уссурийский.
Особенности организации работы в разновозрастной группе ДОУ Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако.
Особенности работы ДОО с детьми раннего возраста ВВЕДЕНИЕ Ранний возраст (от 1 до 3 лет) имеет исключительно важное значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные.
Особенности работы с одарёнными детьми Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,.
Клуб как форма организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Родители (законные представители) несовершеннолетних.
Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ С. Юдино Инструктор по физической культуре.
Особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека. В этот период складываются ключевые качества: познавательная активность, речь,.
Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации Речь в статье пойдет об особенностях организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации. В.
План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению с детьми ОВЗ 1. Формирование правильного звукопроизношения. — развивать подвижность артикуляционного аппарата. -постановка и коррекция звуков: группа.
Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения Нарушения зрения разной степени характерны как для взрослого, так и детского, современного общества. Патогенез зрения является причиной.
Источник
Доклад на тему «Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
статья по теме
Особенности работы сдетьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_ovz.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №1
«Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Общая характеристика
детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями) , другой — относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).
Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей. ). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем — ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.
Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. “Но все дело в том, — писал Л.С. Выготский, — что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями”. Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота — вторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.
Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта — органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения — отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки — недосформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.
Важной закономерностью является соотношение первичного и вторичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский писал: “Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом”. Согласно этому положению Л.С. Выготского, чем дальше разведены между собой первичный дефект биологического происхождения и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем более эффективна коррекция и компенсация последнего с помощью психолого-педагогических и социокультурных средств.
В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей — мимическое жестовое общение.
Данная положительная оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития — необходимое основание для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности детей. Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем. Глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.
Таким образом, на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора.
- Вид (тип) нарушения.
- Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть — ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
- Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие — повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
- Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно — реабилитационной работы с ним.
Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ
Необходимо ли обучение для больных детей и — в особенности — детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения? Казалось бы, вряд ли уместна такая постановка вопроса. Совершенно очевидно, что обучение посредством компьютера снимает весьма актуальную для этих детей проблему образования. Однако не стоит спешить с категоричными ответами.
Действительно, не вызывает возражений утверждение о необходимости учиться всем детям школьного возраста (и детям с хроническими заболеваниями, в частности). Вопрос стоит в другой плоскости — как это сделать оптимальным образом для каждого ребенка?
Серьезную проблему для больных детей и детей-инвалидов представляет профессионализация после окончания школы. В связи с имеющимися хроническими заболеваниями и инвалидностью выпускники таких школ не всегда могут получить высшее или среднее специальное образование, трудоустроиться и в целом определиться с выбором профессии, поскольку сталкиваются с целым рядом ограничений.
Цель: помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Оказать информационную и психологическую помощь детям-инвалидам и членам семей детей-инвалидов
- Определить положительные возрастные потребности и интересы ребенка
- Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников.
- Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
- Утвердить радостный, мажорный стиль жизни детской личности
- Учитывать положительное воздействие общественного мнения
- Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания
1. Диагностика личностного потенциала
1.1Составляется характеристика учащегося:
а) отношение к занятиям (желание учиться, отношение к успехам, стремление выполнять все требования и рекомендации педагога, сознание значимости дополнительного образования)
б) уровень сформированности навыков познавательной деятельности воспитанника (умение планировать работу, умение выделять главное в работе, умение осуществлять самоконтроль, уровень настойчивости)
в) ведущие интересы и склонности
г) культурный кругозор (начитанность)
д) общественная и трудовая активность (инициативность, отношение к труду, добросовестность, заинтересованность в делах семьи)
е)состояние здоровья, отношение к здоровому образу жизни
ж) нравственная воспитанность (сформированность товарищества, гуманизма, сознательной дисциплины, степень развитости чувства долга, честность, порядочность)
з) рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером.
1.2.Проведение диагностики учащегося путем анкетирования, тестирования .
1.3 Проведение психологических тестов
2. Отслеживание результатов деятельности
1 этап – диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
2 этап – коррекционно-развивающий
Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка. На основе диагностических данных педагогом и ребенком определяются цели собственного развития на предстоящий период времени и план их реализации.
Развитие эстетической культуры
Цель: формировать свою среду, свои действия по эстетическим критериям восприятия прекрасного
Цель: формировать целостность научной картины мира
Цель: формировать самосознание, становление активной позиции
Развитие патриотизма и гражданственности
Цель: формировать воспитание любви к школе, родному городу, краю
Цель: формировать гуманистические отношения к окружающему миру
Цель: развивать творческие способности
Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни
Методы и приемы по основным направлениям:
- индивидуальные развивающие занятия,
- психологические тренинги,
- беседы,
- тестирование,
- анкетирование,
- диагностирование
- консультации
- поручения
- просмотры фильмов
- изучение литературы
- участие в проектной деятельности
- посещение семьи
(учитывая ограниченные возможности ребенка, данные методы могут реализоваться дистанционно с помощью:
1. Расширение кругозора воспитанника
2. Возможность начать осуществление профессиональной деятельности еще до окончания школы, освоить первичные навыки, необходимые для профессий, требующих владения информационными технологиями
3. Сказать самому себе «Я- как все»
4. Уметь делать полезное не только для себя, но и уметь произвести хорошее впечатление на окружающих
5. Научить любить жизнь, научить преодолевать трудности и уметь протянуть руку помощи.
Resource id #666
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живописцу — требуется холст,Скульптору — необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги.
Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл.
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации.
В статье изложены рекомендации по проведению опытно — экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе.
Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной Кинестетики) в учебно — воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко.
Из опыта работы.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможно.
Источник