Меню

Группа здоровья учебный план

Программа «группы здоровья» для учителей по формированию здорового образа жизни

Пояснительная записка

Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя:

  • соблюдение рационального режима дня, чередование труда и отдыха;
  • следование правилам личной гигиены, закаливание;
  • рациональное питание;
  • оптимальную двигательную активность — занятия физическими упражнениями и спортом.

Именно эти элементы являются и благоприятными факторами, влияющими на здоровье человека. Двигательная активность — это естественная потребность человека в движении. Ученые установили, что если потребность в движении не удовлетворяется, наступает гиподинамия — недостаточная двигательная активность (Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М.: Знание, 2006). [2,с.15]. Она отрицательно сказывается на деятельности всех органов и систем организма, на физической и умственной работоспособности.Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма, тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний (Мотыльков Р.Е.и др. Двигательная активность — важное условие здорового образа жизни// Теория и практика физической культуры.-2007. №9. — С. 14 -19). [5,с.39].Сочетание физических упражнений с закаливанием повышает защитные функции организма.

Направленность программы: Формирование у учителей потребности в здоровом образе жизни.

Новизна: Программу следует рассматривать как новую и целенаправленную форму двигательной активности, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья.

Актуальность:Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

Целесообразность программы: Занятия оказывают положительное влияние на все системы организма, тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний.

Цель: Сформировать потребность в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • Приобретение необходимых знаний в области здорового образа;
  • Соблюдение рационального режима дня, чередование труда и отдыха;
  • Укрепление здоровья при помощи занятий физическими упражнениями.

Отличительные особенности Программа предназначена для учителей разного возраста. Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма, тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний.

Возраст: В группе здоровья занимаются учителя от 20 до 46 и более лет.

Сроки: Программа рассчитана на один год.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся после уроков два раза в неделю. Во время проведения занятий в группе «здоровья» применяются различные формы: игра, соревнование, беседа.

Ожидаемый результат: Улучшение уровня здоровья учителей. Потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Формы подведения итогов: Участие в научно-практических конференциях, фестивалях и конкурсах.

Учебно-тематический план для учителей


п.п.

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

№ 1 Основы знаний

2

Правила техники безопасности на Занятиях в группе «здоровья» по Аэробике, волейболу, баскетболу, бадминтону. Правильная осанка и ее значение

Умение определять ЧСС. Значение разучивоемых движений и упражнений на развитие основных физических особенностей. Умение правильного ведения дневника здоровья.

№ 2 Общая физическая подготовка

20

Ходьба с изменением длины и частоты шага, с высоким подниманием бедра

Бег с чередование обще развивающих упражнений

Бег с чередованием прыжков и метаний разной скорости и с переходом на ходьбу .

Бег с преодолением приптствий разной высоты с переходом на ходьбу

Упражнения для развития выносливости ( все упражнения выполняются согласно возраста и учитывая индивидуальные способности )

№ 3 Аэробика

16

Комплекс обще развивающих упражнений с предметами и без предметов

Читайте также:  Витамины препараты для женского здоровья

Специальные танцевальные упражнения, степ аэробика

Творческая танцевальная композиция согласно возрастных особенностей учителя

Развитие координации движения (упражнения выполняются согласно возраста занимающихся)

№ 4 Баскетбол

10

Ловля и передача мяча с шагом и сменой мест

Ведение мяча с изменением направления

Бросок мяча двумя руками от груди с места и после ведения

Двухсторонняя игра по упрощенным правилам ( все задания выполняются согласно возраста занимающихся)

Источник

программа для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
рабочая программа по теме

6 учащихся нашей школы имеют специальную медицинскую группу, уроки физкультуры с ними провдятся по этой программа

Скачать:

Вложение Размер
programma_dlya_uchashchikhsya_so_spetsmedgruppoy.docx 55.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида «Надежда»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ

ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОНИЮ ЗДОРОВЬЯ

К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Организация уроков по физкультуре требует дифференцированного подхода к детям. Поэтому все учащиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную. Специальную медицинскую группу (СМГ), в свою очередь, условно можно разбить на две подгруппы: А – школьники с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут перейти в подготовительную группу; и Б – учащиеся с патологическими (необратимыми) отклонениями.
Уроки в подготовительной и специальной группах различаются требованиями к уровню освоения материала, объемом и структурой нагрузки, а также учебными программами. Особую сложность представляют подготовка и проведение занятий в СМГ, так как необходимо объединить разрозненные группы школьников, неодинаковых по возрасту, полу, характеру заболевания и функциональным параметрам. Все уроки должны иметь оздоровительную направленность и тренирующий характер, способствующие адаптации детей к нагрузкам.
Данная программа предназначена для учащихся 5–9-х классов.

Задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, являются:

укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

улучшение показателей физического развития;

освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств

постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

повышение физической и умственной работоспособности;

закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

овладение комплексами упражнений, благотворно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом его заболевания;

обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;

соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Дети, отнесенные к СМГ, освобождаются от выполнения физических упражнений по программе средней школы, выполнения учебных нормативов. С самого начала ребят нужно обучать подсчитывать пульс перед занятием, после каждой его части и по окончании урока.
В соответствии с частотой сердечных сокращений и внешних признаков утомления следует индивидуально дозировать физическую нагрузку различными приемами. На занятиях учащиеся должны испытывать небольшую степень утомления, это вызывает тренирующий эффект. При появлении средних признаков утомления у одного или нескольких детей необходимо дать им отдохнуть. При переутомлении их надо срочно проводить к медицинскому работнику. При возникновении средних признаков утомления у всего класса учитель должен перестроить план урока, ограничить нагрузку, уменьшить число повторений, исключить наиболее трудные упражнения, увеличить паузы.

Внешние признаки утомления

Наблюдаемые признаки
и состояние ребенка

Цвет лица, шеи, выражение лица

Небольшое покраснение лица, его выражение спокойное

Значительное покраснение лица, его выражение напряженное

Резкое покраснение или побледнение кожи, страдальческое выражение лица

Выраженная потливость лица

Общая сильная потливость (выделение соли на коже, футболке)

Несколько учащенное, ровное

Резко
учащенное, поверхностное, аритмичное (вплоть до одышки)

Бодрые, задания выполняются четко

Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. Моторное возбуждение или заторможенность

Глубокое нарушение координации движений, дрожание конечностей

Хорошее, жалоб нет

Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий

Жалобы на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту

Организационно- методическое руководство физическим воспитанием учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Необходимым условием для гармоничного развития учащегося является правильная организация физического воспитания, т.е. урока физкультуры. От правильности его проведения во многом зависит решение задач физического воспитания. Особого внимания требует организация физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ. А эта проблема во многих школах до настоящего времени не решена. Таких детей нередко освобождают от занятий физкультурой, в то время как именно они в большей степени нуждаются в благотворном влиянии различных средств физической культуры. Организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми детьми и предъявляют директорам школ, педагогам и медицинским работникам большие требования. Это дети из разных классов, разного возраста, пола, страдающие различными заболеваниями и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Комплектование СМГ проводится врачом (фельдшером) с обязательным участием преподавателя физкультуры. Медицинский работник после медосмотра передает пофамильно списки учащихся с диагнозами и указанием медицинской группы руководителю учреждения в конце мая, чтобы у руководителя было время до 1 сентября на оформление приказа по организации занятий с детьми, отнесенными к СМГ. Расписание занятий утверждается приказом. Занятия должны проводиться по специальному расписанию 2 раза в неделю по 45 минут. Занятие проводит учитель физкультуры. Комплектование СМГ перед новым учебным годом осуществляется с учетом возраста, диагноза, показателей физической подготовленности, функционального состояния и выраженности патологического процесса.

Учащиеся объединяются в группы по характеру заболевания:

с заболеваниями внутренних органов, сердечнососудистой системы, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем;

с нарушением органов зрения и функциональными расстройствами нервной системы;

с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, последствиями травм и повреждений, заболеваний суставов, врожденными дефектами опорно-двигательного аппарата, органическими заболеваниями нервной системы.

При невозможности выделить специального педагога для СМГ, занятия с такими учащимися можно проводить:

вместе с основной группой (но не желательно), но по другой специальной программе под постоянным контролем педагога.

домашних условиях в виде домашних заданий (в исключительных случаях).

Противопоказания к выполнению некоторых видов упражнений при различных заболеваниях

С максимальным усилием

Сердечно-
сосудистая система

С максимальной
задержкой дыхания

Сердечно-
сосудистая система

С резким ускорением темпа

С максимальным статическим напряжением

Сердечно — cосудистая система

Толчковые прыжки, прыжки в глубину

Почки
Органы зрения
Искривление позвоночника
Органы пищеварения

Упражнения
в равновесии
на повышенной опоре

На мышцы
брюшного пресса

Акробатические
с повышенной
сложностью

Органы зрения
Искривление позвоночника

Ограниченное
время игр

Занятия в специальной медицинской группе строятся на основе общих принципов: всесторонности, сознательности, постепенности и повторения. Важным компонентом в работе с детьми со СМГ являются индивидуальный подход и систематичность воздействий. Учащиеся, как правило, малоподвижны, стеснительны, некоординированны, легко ранимы, боятся насмешек.

Каждое занятие состоит из четырех частей.

Вводная часть (3–4 минуты). Дыхательные упражнения, наблюдение за частотой пульса.

Подготовительная часть (10–15 минут). Цель: подготовка к основному заданию. При выполнении ОРУ упражнений особое внимание нужно обратить на глубину и равномерность дыхания. Чтобы не допустить утомления, надо использовать нагрузки на разные группы мышц. Не следует давать много новых упражнений. Специальные дыхательные упражнения позволяют уменьшить напряжение организма.

Основная часть (15–20 минут). Предусматривает изучение нового, повторение и закрепление пройденного. Главные задачи: воспитание основных физических качеств, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Рекомендуются новые упражнения. Для того, чтобы не наступило утомление необходимо правильно нормировать и расформировывать нагрузку. Упражнения, требующие точности выполнения, легче осваиваются вначале. Упражнения с напряжением должны чередоваться с дыхательными и расслабляющими. Игры, повышающие эмоциональную нагрузку, лучше проводить в конце основной части.

Заключительная часть (5 минут). В заключительную часть входят дыхательные и расслабляющие упражнения. Основная задача – приведение всех функциональных систем организма в спокойное состояние, снятие нервного возбуждения, восстановление дыхания и частоты пульса.
В эту часть рекомендуется включать упражнения на те группы мышц, которые не были задействованы на уроке, а также на внимание и формирование правильной осанки. Необходимо подвести итоги сделанного, похвалить детей за их успехи. Можно использовать расслабляющие упражнения на все группы мышц под музыкальное сопровождение.

Учащиеся СМГ освобождены от выполнения практических нормативов. Но к числу обязательных требований по отдельным видам спорта относятся: легкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания мяча, прыжки в длину; гимнастика – упражнения строевые, на осанку, ОРУ, акробатические элементы, упражнения на равновесие. В начале учебного года все, занимающиеся в СМГ, проходят этап первичной адаптации. Значительное место отводится ОРУ. Нагрузка регулируется за счет темпа выполнения упражнений, амплитуды движений, использования снарядов и выбора исходного положения.
Уровень функциональных возможностей организма в значительной степени зависит от осанки. Поэтому основой комплекса являются упражнения, способствующие созданию мышечного корсета, который будет надежной защитой для позвоночника. Они одновременно окажут тренирующее действие на сердечно — сосудистую систему. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям. Обучать правильному дыханию следует в статических положениях и во время движений. При расширении грудной клетки делать вдох. При сжимании – выдох. Дыхание должно быть полным, чтобы в нем участвовали все отделы грудной клетки, мышцы передней стенки живота и диафрагмы.
На первом этапе занятий следует ограничить упражнения со сложной координацией. На следующих – вводить упражнения с гимнастическими палками, мячами, на шведской стенке и с танцевальными элементами. Интенсивность занятий должна регулироваться дыхательными и рассабляющими упражнениями. Одновременно развиваются выносливость, координация, ловкость, быстрота и гибкость.
Средствами для формирования этих качеств являются: циклические виды спорта – ходьба на лыжах; подвижные игры – волейбол, баскетбол. К урокам лыжной подготовки допускаются дети, не отстраненные по состоянию здоровья от занятий зимними видами спорта.
С самого начала занятий надо учить ребят правилам самоконтроля.
Контроль и оценка стимулируют стремление ребят к совершенствованию, повышают их активность на занятиях. Оценивая достижения детей, следует учитывать их индивидуальные особенности. Кроме баллов за физическую подготовленность, ставится оценка за «освоение знаний и двигательных умений». Контроль за физической подготовленностью нужно проводить два раза в год: в сентябре–октябре и в апреле–мае.

Примерное распределение учебного времени по разделам программы

Источник

Adblock
detector