Комплексы упражнений для специальной медицинской группы
учебно-методический материал по физкультуре по теме
Комплексы упражнений для специальной медицинской группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_smg.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный комплекс упражнений на осанку в исходном положении лежа
- И. п.: лежа на спине, руки за головой. 1-2- глубокий вдох, поднять грудную клетку; 3-4 — спокойный выдох.
- И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — поднять прямую правую ногу вперед, 2-й. п., 3-4 — то же левой ногой.
- И. п.: то же. 1-2- поднять руки вверх — глубокий вдох, 3-4 — и. п. — спокойный выдох.
- И. п.: то же. На каждый счет отведение ноги в сторону (чередуя правую и левую).
- И. п.: лежа на спине, руки согнуты в локтях под прямым углом. 1-2- отвести предплечья в стороны- глубокий вдох, 3-4 — и. п. — выдох.
- И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, 1 — согнуть правую ногу в колене, 2-й. п., 3-4 — то же левой.
- И. п.: то же. 1-2 — согнуть ноги в коленях — глубокий вдох, 3-4 — и. п. — выдох.
- И. п.: лежа на спине, руки согнуты под углом 90° в стороны. 1-2- отвести предплечья вверх — вдох, 3-4- отвести предплечья вниз — выдох.
- И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 — глубокий вдох животом, 3-4 — перенести воздух в верхний отдел живота, расширив грудную клетку, 5-6 — удержать позу, 7-8 — и. п., медленный выдох.
- И. п.: лежа на спине, руки за головой. 1-2 — оторвать таз от пола, прогнуться в пояснице, удерживаясь на руках и стопе, 3-4 — и. п.
- И. п.: лежа на спине, руки за головой, ноги приподняты и согнуты в коленях под углом 90°. 1-2 — вдох, с задержкой дыхания, медленно положить ноги вправо, не поворачивая туловища, 3-4 — и. п., выдох, 5-8 — то же влево.
- И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. На каждый счет энергичное поднимание головы и прямых ног, опираясь на поясницу и руки. Повторить 5-10 раз. Затем расслабиться в течение 5-10 с.
- И. п.: сед ноги вместе: 1-2- глубокий вдох — отвести слегка голову и плечи назад, прогнуться в пояснице, 3-4 — длительный выдох с опусканием головы вперед.
- И. п.: то же. 1 — прогнуться в пояснице, оторвав таз от пола, 2 — и. п.
- И. п.: сед ноги скрестно, руки на пояс. На каждый счет поочередные наклоны туловища вправо и влево.
- И. п.: то же. На каждой счет повороты туловища вправо и влево.
- И. п.: лежа на животе, кисти под подбородок. 1 — вдох — соединить лопатки, 2 — и. п. — выдох.
- И. п.: то же. 1 — вдох, поднять лопатки, 2 — выдох — и. п.
- И. п.: то же. На каждый счет поочередное отведение прямой ноги назад.
- И. п.: лежа на животе, руки вверх. 1-2 — отвести голову назад, не отрывая груди от пола, руки через стороны — вниз, 3-4 — и. п.
- И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. 1-2 — отвести голову назад, оторвав прямые ноги от пола, 3-4 — и. п.
- И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища, ноги согнуты под углом 90°. 1 — отвести левую в сторону, 2-й. п., 3-4 — то же правой, 5-6 — голени скрестно, 7-8 — и. п.
Примерный комплекс упражнений на осанку в исходном положении сидя на скамейке.
1. И. п.: сед верхом поперек скамейки, руки в стороны. На каждый счет повороты туловища вправо и влево.
2. И. п.: сед верхом поперек скамейки, руки вверх. 1-2 — наклон туловища вперед, достать ладонями пол, 3-4 — и. п.
3. И. п.: сед верхом поперек скамейки, руки вниз. 1-2 — вдох, поднять руки вверх, 3-4 — и. п. — выдох.
4. И. п.: сед на скамейке, руки вниз. Произвольно, в медленном темпе наклоны головы вперед, назад, вправо, влево и круговые вращения головы вправо и влево.
5. И. п.: то же. На каждый счет повороты головы вправо и влево.
6. И. п.: сед на скамейке, руки на коленях. 1-2 — отвести голову назад, приподнимая подбородок, развернуть плечи, 3-4 — и. п.
7. И. п.: сед на скамейке, кисти за края скамейки. 1-2 — отклонить туловище назад удерживаясь за края скамейки, 3-4 — и. п.
9. И. п.: то же, 1—4 — круговые вращения в плечевых суставах вперед, 5-8 — то же назад.
10. И. п.: упор стоя на коленях. 1 — поднять правую вперед. 2-й. п., 3-4 — то же левой.
11. И. п.: то же. На каждой счет прогибать и сгибать поясницу. При прогибании в пояснице голову назад, при сгибании голову вниз.
12.И. п.: то же. 1-2- сед на пятки, не отрывая ладоней от пола, 3-4 — и. п.
13. И. п.: о. с. 1-2 — наклон вперед, руки вниз — вперед. 3-4 — выпрямиться, прогибаясь назад, руки назад.
14. И.п.: то же. На каждый счет наклоны туловища вправо и влево.
15. И. п.: то же. На каждый счет повороты туловища вправо и влево.
16. И. п.: то же. 1-2 наклон вперед, выдох, 3-4 — и. п. — вдох.
17. И. п.: то же. 1-2 наклон вперед, выдох, 3-4 — и. п. — вдох.
Статические дыхательные упражнения, направленные на изменение типа дыхания
1. Диафрагмальное дыхание .
И. п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Правая рука согнута в локте, лежит ладонью на животе, левая — на груди. Вдох: брюшная стенка вытягивается, правая рука поднимается, левая неподвижна. Выдох: живот втягивается, при этом правая рука слегка сдавливает брюшную стенку, левая неподвижна. Вдох — через нос, выдох — через рот, сначала выдох спокойный, а по мере овладения этим типом дыхания выдох усиливается и завершается предельным напряжением мышц передней брюшной стенки.
2. Грудное дыхание.
И. п.: то же. Вдох: правая рука неподвижна, левая поднимается вверх за счет поднимания грудной клетки, выдох: правая рука неподвижна, левая опускается вниз, вдох — через нос, выдох — через рот.
3. Полное дыхание.
И. п.: то же. Вдох: одновременно поднимаются правая и левая руки. Выдох: одновременно опускаются правая и левая руки. Вдох — через нос, выдох — через рот.
Исходное положение потом меняют: сначала сидя, потом удобно откинувшись на спинку стула, а затем стоя; в основном акцентируют, внимание на диафрагмальном типе дыхания.
Специальные динамические дыхательные упражнения.
1. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, максимально отведены назад, ладони повернуты вперед, пальцы широко врозь. На счет 1 — мгновенно руки скрестить перед грудью, локти под подбородок так, что кисти рук ударяют по лопаткам (одновременно производится громкий мощный выдох). На счет 2 — плавно принять исходное положение (спокойный вдох).
2. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, на носках, прогнувшись, руки вверх, в стороны. На счет 1 — опускаясь на ступню, наклон вперед, согнувшись, руки через стороны скрестить перед грудью, хлест кистями по лопаткам (мощный, громкий выдох максимально возможной глубины). На счет 2-3 — в наклоне руки плавно разводятся в стороны и скрещиваются перед грудью, хлест кистями по лопаткам 2-3 раза (предельным напряжением мышц передней брюшной стенки завершать выдох). На счет 4 — и. п. (спокойный вдох).
3. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, на носках, прогнувшись, руки вверх назад, кисти в «замок». На счет 1 — опускаясь на ступню, глубокий наклон вперед согнувшись, хлест вперед вниз назад, как рубка топором (громкий, мощный выдох). На счет 2 — и. п. плавно (спокойный вдох).
4. И. п.: стоя, ноги на ширине «лыжни», легкий наклон вперед и приседание, правая рука вперед, кисть «сжимает лыжную палку», левая далеко сзади, кисть раскрыта, «лыжная палка на ремешке». На счет 1 — плавно, в меру приседая, правая рука вниз назад к бедру, левая вперед вниз к бедру (мощный выдох, завершаемый в момент сведения рук у бедер); выпрямляясь, левая рука вперед, «кисть сжимает лыжную палку», правая далеко назад, кисть раскрывается (спокойный вдох). На счет 2 — и. п.
5. И. п.: стоя, ноги на ширине ступни, легкий наклон вперед, руки впереди на ширине плеч, кисти сжимают «лыжные палки». На счет 1 — опускаясь на ступню, полуприсесть, наклон вперед до касания брюшной стенкой бедер, руки вниз назад, кисти раскрываются (мощный громкий выдох). На счет 2-3 — оставаться в наклоне, активное завершение выдоха сокращением мышц передней брюшной стенки. На счет 4 — и. п. (спокойный вдох).
6. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, правая рука вперед вверх, кисть сжата для «гребка», левая симметрично сзади, кисть расслаблена. На счет 1-2 — 4 быстрых круга руками, как при плавании кролем на груди (мощный выдох с сокращением мышц передней брюшной стенки). На счет 3-4 — два медленных круга (спокойный вдох).
7. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, правая рука вверх, кисть повернута вправо и сжата для «гребка», левая внизу, расслаблена и повернута назад. На счет 1-3 — три круга руками, как при плавании кролем на спине, легкие повороты туловища вслед за «гребущей» рукой (мощный, громкий выдох с сокращением мышц передней брюшной стенки). На счет 4 — один круг руками (спокойный вдох).
8. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, высоко на носках, легкий наклон вперед, руки вперед, вверх, кисти сжаты для «гребка». На каждый счет- «гребок» (и. п.: руки вниз назад, к бедрам, опускаясь на ступню, легкое сгибание ног в суставах и увеличение наклона — мощный выдох; руки через стороны вверх вперед, кисти расслаблены), как при плавании баттерфляем, и т. п. (вдох).
9. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, на носках, руки вверху, кисти повернуты вперед и сжаты для «гребка». Опускаясь на
ступню, руки в стороны вниз к бедрам (мощный громкий выдох), поднимаясь на носки, руки вперед вверх, кисти расслаблены, и. п. (мощный вдох).
10. И. п.: упор лежа. На счет 1 — упор присев (мощный выдох), На счет 2 — и. п. (спокойный вдох). Темп: оба движения за 1-2 с.
11. И. п.: левая нога в полуприседе, носком влево, правая — вперед, на пятку, носок вправо, голова поднята, руки согнуты в локтях, кисти на поясе. На счет 1 — подскок вверх и приседание, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох). На счет 2 — подскок, меняя положение ног, и. п. (спокойный вдох). Темп: оба движения за 1-2 с.
12. И. п.: стоя правым боком у опоры, правая нога отведена назад, согнута в колене, стопа в воздухе, правая рука держится за опору на высоте плеча. На каждый счет — предельно высокий мах правой ногой вперед вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох) и максимальный мах, назад (спокойный вдох). Темп: 1 счет — за 1 с. То же левой ногой.
13. И. п.: стоя, выпад правой ногой, левая прямая сзади, носком кнаружи на внутреннем своде, правая рука согнута в локте под прямым углом, на уровне подреберья, плотно прижата к телу, кисть левой руки на локте правой руки. На счет 1 — резкий наклон вперед, прижимаясь левым предплечьем к верхней трети правого бедра (одновременно мощный выдох). На счет 2-7 давлением сверху вниз продолжение выдоха сокращением мышц брюшной стенки. На счет 8 — и. п. (вдох с расслаблением мышц передней брюшной стенки и их потягивание), в этом положении хорошо откашляться.
При выполнении дыхательных упражнений рот широко открыт. Детям обычно говорят: «Покажи, как ты кусаешь яблоко». Вдох — громкий, резкий, ясно слышный. Все дыхательные упражнения завершаются сокращением передней брюшной стенки, при этом детям объясняют: «Сделай так, чтобы живот прирос к спине», особенно в тех упражнениях, где выдох более продолжительный (2, 5, 7, 13). Вдох делают через нос в зависимости от темпа выполняемых упражнений, при этом передняя брюшная стенка выпячивается («надуй арбуз»). Выдох должен производиться без глубокого вдоха, так как предварительный глубокий вдох может вызвать рефлекторное раздражение рецепторов слизистой оболочки трахеи и бронхов и после выдоха — сильный кашель.
Источник
Физические упражнения для школьников с отклонением в состоянии здоровья (специальные медицинские группы)
методическая разработка по физкультуре на тему
Общие рекомендации по физическому воспитанию школьников в разных группах здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskie_uprazhneniya_dlya_shkolnikov_s_otkloneniem_v_sostoyanii_zdorovya.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Физические упражнения для школьников с отклонением в состоянии здоровья
(специальные медицинские группы)
Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность , задерживают развитие организма. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми и детьми, подверженными факторам риска.
Для оценки здоровья детей и подростков есть четыре критерия: наличие или отсутствие хронических заболеваний; уровень функционирования основных систем организма; степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям; уровень физического развития и степень его гармоничности.
Очень велико воздействие на детей и подростков социальной среды. Это и здоровье родителей, и особенности течения беременности матери, родов и раннего развития малыша , домашние условия, микроклимат в семье, организация занятий физкультурой, отдых, санитарно-гигиенические условия в школе, ПТУ, дошкольных учреждениях и т.д.
Сегодня в школах, гимназиях и лицеях большой процент детей имеет отклонения в состоянии здоровья. Это ОРВИ, ангины, хронический тонзиллит, аллергические заболевания, нарушения зрения, функций опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечные заболевания, невриты , болезни сердечно-сосудистой системы и т.п.
Характер патологических отклонений зависит от возраста детей. У детей 2—4 лет в основном выявляются обратимые сдвиги функционального характера.
Хронические заболевания формируются в более старшем возрасте (главным образом в школьные годы), но нередко они возникают в возрасте 4—7 лет (заболевания носоглотки, нарушения осанки, болезни кожи, желудочно-кишечного тракта и др.). Первое место занимают заболевания носоглотки, затем идут близорукость, нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов пищеварения, дыхания, нервно-психические расстройства.
Выделяют следующие группы здоровья: группа I — здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием. Редко болеют; группа II — здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний , но имеющие отклонения в физическом развитии; группа III — больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность; группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной трудоспособностью; группа V — больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях.
Kомплексную оценку состояния здоровья дает врач-педиатр дошкольного учреждения, школы. Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода при занятиях физкультурой или лечебной физкультурой.
Для первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с программами.
Дети второй группы здоровья нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей как группа риска. С ними необходимо проводить закаливание, занятия физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня.
Дети третьей, четвертой и пятой групп здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей. Их двигательный режим ограничен, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна.
Формы проведения физических занятий с детьми
1. Проведение утренней гимнастики или прогулки.
2. Проведение физкультпаузы между уроками, на большой перемене и пр.
3. Пребывание на воздухе не менее 3,5 часов.
4. 5—6-разовое питание, витаминизация, два раза в году (ноябрь-декабрь, январь-февраль) общее УФ-облучение по ускоренной методике с дополнительным приемом аскорбиновой кислоты.
5. Закаливающие процедуры (обтирания, обливания, души, ванны, сауна и пр.).
Организация физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем
Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача-педиатра и учителя физкультуры.
Распределение школьников по медицинским группам производит врач-педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР» Приказ № 826 от 9.XI.1966 г.». Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьников.
Все учащиеся, занимающиеся физкультурой по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная.
K основной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения, при достаточном физическом развитии.
K подготовительной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, при недостаточном физическом развитии.
K специальной медицинской группе относят школьников с отклонением в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующим ограничения физических нагрузок.
Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки. Степень ограничения нагрузки зависит от состояния здоровья каждого школьника, его заболевания и других показателей.
Физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе.
Общие рекомендации по физическому воспитанию школьников
Основная группа . 1. Занятия по программе физического воспитания в полном объеме. 2. Сдача каких-либо нормативов. 3. Занятие в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях.
Подготовительная группа . 1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. 2. Занятия в секции общей физической подготовки.
Специальная медицинская группа . 1. Занятия по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются. 2. Занятия лечебной физкультурой.
Следует заметить, что перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской группы в подготовительную возможен при условии положительных результатов лечения и успехов при занятиях физкультурой, закаливании, то есть при наличии положительной динамики.
Организация систематических занятий физкультурой требует проведения ряда практических мероприятий. Во-первых, преподавателю физкультуры нужно иметь полное представление о болезни школьника, знать его функциональные возможности, физическое развитие и подготовленность для того, чтобы укомплектовать группы, подобрать нужные упражнения и правильно дозировать нагрузку. Во-вторых, проводить с такими детьми регулярные занятия и постоянно прививать им любовь к физкультуре и спорту. В-третьих, вести наблюдения за реакцией, сдвигами и изменениями, которые происходят в организме каждого школьника под влиянием физических упражнений. В-четвертых, обучать детей простым приемам самоконтроля и подготовить их к самостоятельным занятиям в домашних условиях.
Заболевания и сроки возобновления занятий физкультурой
Специальные медицинские группы комплектуются из учащихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения (дети, которые имеют те или иные выраженные отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы: первичные или вторичные, на почве того или другого хронического заболевания или остаточных явлений после перенесенного острого заболевания). В эту группу входят школьники, больные ревматизмом в периоде ремиссии, если после очередной атаки прошло 6—12 мес при нормальной картине крови и хороших объективных данных; дети после миокардита в связи с перенесенными острыми инфекционными заболеваниями; школьники с врожденными и приобретенными пороками сердца; дети с повышенным АД.
В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из-за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и отсутствии физической подготовки; острых желудочно-кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через 5—6 мес после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).
K этой же группе относят школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из-за дефектов ОДА, анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов; имеющие остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника II—III степени.
K группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями (очаговая инфекция ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др.). Особенно распространен хронический тонзиллит (20—40% учащихся), кариес зубов — почти 90% и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции, естественную сопротивляемость инфекциям. Дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита.
Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.
Хронический тонзиллит сказывается и на работоспособности школьников во время учебных занятий, так как интоксикация ведет к снижению функциональных возможностей таких систем организма как сердечно-сосудистая, симпато-адреналовая, а также крови, почек, печени и др. Дети с хроническими очагами инфекции создают «контингент риска» в отношении развития ревматизма, поражения почек, желудочно-кишечного тракта и многих хронических заболеваний.
При формировании специальных медицинских групп следует руководствоваться таблицей Примерные показания для определения медицинской группы.
Примерные показания для определения медицинской группы
при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков
Источник