Меню

Группа сверстников как фактор социального здоровья

Общение со сверстниками как важный фактор развития личности ребёнка и социализации его в обществе.
статья на тему

Сложности социальной адаптации ребёнка в обществе во много обусловлены проблемами становления межличностого общения.

Скачать:

Вложение Размер
Культура общения. 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Общение со сверстниками как важный фактор развития личности ребёнка и социализации его в обществе.

По роду своей деятельности, работая в детском доме, детском саду, коррекционной школе педагогом, психологом, мне приходилось работать с особенными детьми, с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети не будут хватать звёзд с неба, не станут физиками, инженерами, хирургами, астрономами. Но они обязаны стать хорошими людьми, любить свою Родину, удачно социализироваться в обществе и достойно и интересно прожить свою жизнь. Для этого им и нужны особые условия воспитания, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому . Проблем много: дефекты речи, недоразвитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, недоразвитие личности, потребностно-мотивационной сферы, низкий уровень произвольности психических процессов и поведения. Самое главное детям с ограниченными возможностями здоровья очень трудно продуктивно действовать в группе сверстников, организовывать свою деятельность, принимать правила и требования. Многие дети не имеют положительного опыта общения со сверстниками, по причине поздно сформированной речи (что препятствует взаимопониманию) и недоразвития всех сторон психики. В норме уже к 6-и годам у детей должны сформироваться следующие умения общения со сверстниками:

  1. Установление контакта при помощи речевых и неречевых средств; использовать в речи этикетные формулы; выражать своё настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета.
  2. Внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.

Детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения. Становится важно общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Контакты со сверстниками должны приносить ни с чем несравнимую радость.

Но у многих детей, поступающих на обучение в коррекционную школу, отсутствие положительно опыта общения приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливость, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнёра.

В сегодняшних условиях проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитания, доброты, культуры, с неустойчивостью нравственных ценностей. Для любого ребёнка социализация – это сложный процесс, а отсутствие положительного опыта общения со сверстниками выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Решение проблем, которые встают пред детьми, очень зависит от душевного равновесия, умения справляться с внутренними и межличностными конфликтами. Ребёнок живёт в трёх «мирах»: в мире воображаемом (в нём всё так, как надо, как сами себе придумывают); в мире детского коллектива (который, часто, не совпадает с воображаемым миром, в котором обрывки знаний, полученные дома и на улице); в мире взрослых (в котором дети чувствуют себя как лилипуты в стране великанов, т.к. со стороны взрослых идёт постоянное давление). Поэтому детям сложнее, чем взрослым. Для снятия напряжения, выхода из конфликтной ситуации ребёнок, так же как и взрослый, вынужден применять различные способы психологической защиты (специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение и сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта). Например, хвастовство, готовность услужить, отсутствие самокритичности, обидчивость, упрямство, пессимизм, эгоизм, слабохарактерность, плаксивость, потребность в стимуляции, раздражительность и т.д. Функция психологической защиты – это сохранение позитивного образа «Я». В норме защитное поведение возвращает ребёнку комфортное состояние, заботясь о сохранности психического здоровья. Но часто у детей коррекционных школ просматриваются девиации поведения, приводящие к более глубоким конфликтам в детском коллективе, наносящие ущерб психики. Например, проявление враждебности из-за бредовой идеи несправедливости, неуправляемость, агрессивность, жестокость – приводят к нарушению адаптации ребёнка в обществе, в детском коллективе постоянно напряжённая обстановка, которая нарушает ритм жизни и деятельности коллектива. Или инфантилизм, ипохондрия, иррациональный конформизм – также приводят к нарушению социализации. Всё это сигнализирует о трудностях в отношениях со сверстниками.

Так как общение является важным фактором развития личности ребёнка, а определённые личностные качества способствуют социализации, необходимо в воспитательной работе уделять особое внимание становлению межличностного общения сверстников. Становлению межличностного общения детей со сверстниками будут способствовать:

  1. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении.
  2. Умение общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовывать общение).
  3. Желание вступать в контакт.

Педагогу необходимо на воспитательных занятиях знакомить детей с нормами и правилами общения, с правами и обязанностями людей, с видами эмоций и их проявлениями, с механизмом психологической защиты, что позволит лучше понять мотивы своих и чужих поступков, найти правильную линию поведения в конкретной ситуации.

Желание вступать в контакт можно стимулировать в детях, предлагая им разнообразные виды коллективной деятельности: игры с правилами и без, инсценировки, соревнования, совместный просмотр фильмов, мультфильмов с дальнейшим обсуждением поступков героев, развлекательный досуг, выполнение творческих коллективных работ. Главное, чтобы дети были объедены одной целью, учились помогать друг другу, сопереживать друг другу. Важно распределять задания с учётом возможностей детей, чтобы каждый, пусть даже очень медленно, но поднимался на новый уровень в развитии, при этом вносил свой вклад в общее дело. Дети должны почувствовать себя успешными через результат своего труда в коллективной деятельности. Через похвалу, ощущение успешности, благоприятную оценку взрослого, через признание его способностей, ребёнок учится терпимости к сверстникам, учится адекватной оценки самого себя и других детей.

Культура поведения ребёнка во много зависит от культуры поведения находящихся рядом взрослых. Поэтому прививая детям умения межличностного общения, педагог должен совершенствовать эти же умения у себя, по возможности и у родителей. В лице взрослого ребёнок находит не образ другого человека, а как отмечал Д.Б. Эльконин, «…образ себя через другого».

Источник

Группа сверстников как фактор социального здоровья

Группа сверстников как фактор социализации

Группа сверстников – это необязательно объединение одногодков. В нее могут входить ребята, хотя и отличающиеся по возрасту несколькими годами, но объединенные целой системой отношений.
Группы сверстников образуются очень часто на основании пространственной близости их членов; одних и тех же индивидуальных интересов; наличия ситуации, которая начинает угрожать личному благополучию; наличия формальной организации.
В группе образуются межличностные отношения – субъективно переживаемые отношения, возникающие между ее членами. Они объективно выливаются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также в получении ролей в группе.
В характеристики состава групп сверстников входят такие признаки, как возраст, пол, социальный состав.
В последнее десятилетие группы сверстников являются одним из решающих микрофакторов социализации детей и подростков.
Дети, подростки и юноши одновременно состоят в нескольких группах – формальных и неформальных, общение в них имеет большие различия.
В группах сверстников социализация воспроизводится благодаря действию таких механизмов, как стилизованный и межличностный, но также важную роль могут играть традиционный и рефлексивный механизмы и механизм экзистенциального нажима.
Имея некоторую возрастную и социально-культурную специфику, функции группы сверстников в процессе социализации универсальны.
Во-первых, группа присоединяет своих членов к культуре данного общества, человек усваивает определенные нормы поведения, относящиеся кэтни-ческой, религиозной, региональной, социальной принадлежности этих членов группы.
Во-вторых, в группе сверстников происходит обучение полоролевому поведению. Общение со сверстниками своего пола сильно влияет на общение с лицами противоположного пола и влияет на психосексуальное развитие вообще и на эмоциональное восприятие сферы сексуальных отношений в частности.
В-третьих, группа сверстников играет существенную роль в процессе автономизации детей.
В-четвертых, группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры.
В-пятых, группа сверстников создает благоприятные или неблагоприятные условия, способствует решению детьми, подростками, юношами возрастных задач – развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
В-шестых, группа является специфической социальной организацией, воспринимаемой ее членами как «экологическая ниша». В неформальных группах вообще не надо соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой.
Все выделенные социализирующие функции группы сверстников воплощают в жизнь по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности.

Источник

14.Группа сверстников как фактор социализации личности.

Группа свертников — это объединение не обязательно одно­годков. В нее могут входить ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общи­ми ценностями или ситуативными интереса­ми и отделяющие себя от других сверстников какими-либо при­знаками обособления.

В группе выделяется лидер. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуаль­ный. Другие роли — фаворит лидера, шестерка и др. В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «пар­шивой овцы». Такого человека никто всерьез не принимает, и его могут даже не защитить, он просто ходит за группой, а его не просто терпят, но и третируют как угодно.

Характеристика состава групп сверстников включает такие признаки, как возраст, пол, социальный состав).

Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С. Кон).

По юридическому статусу и месту в социальной системе груп­пы сверстников делятся на официальные, т. е. признанные обще­ством, и неофициальные, существующие как бы сами по себе.

По социально-психологическому статусу они делятся на груп­пы принадлежности, в которых человек состоит реально (школь­ный класс, спортивная секция, клуб или дружеская компания), и референтные группы, к которым человек не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.

По степени стабильности, — быть постоянными, временными, ситуативными.

По пространственной локализации они могут быть дворовы­ми, квартальными, функционировать в рамках какого-либо учре­ждения (школа, клуб, бар).

По типу лидерства и (или) руководства они могут быть демо­кратическими или авторитарными.

По ценностной направленности группы могут быть просоциальными (социально положительными), асоциальными (социаль­но нейтральными) и антисоциальными.

Социализирующие функции группы сверстников.

1., группа приобщает своих членов к культуре данного об­щества, научая поведению, соответствующему этнической, религи­озной, региональной, социальной принадлежности членов группы.

2. в группе сверстников осуществляется научение полоролевому поведению. Это происходит через предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличествующих с точки зрения сверстников в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению.

3, группа сверстников играет важную роль в процессе автономизации детей и особенно подростков и юношей от взрос­лых вообще и от родительского влияния в частности.

4, группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры.

5. группа сверстников создает благоприятные или небла­гоприятные условия, стимулирует или тормозит решение детьми, подростками, юношами возрастных задач — развития самосозна­ния, самоопределения, самореализации и самоутверждения, — оп­ределяет содержательную сторону решений этих задач.

Источник

Глава 7 группа сверстников как фактор социализации

7.1. Роль сверстников в социальном формировании личности

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказы­вается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.

В старших группах детского сада между детьми существует довольно сложная система общения. Но в первом учебном полугодии в классе происходит своеоб­разное свертывание общения по сравнению со старшей группой детского сада, что объясняется появлением нового вида деятельности – учебной и переходом ре­бенка в новую социальную ситуацию. Эти обстоятель­ства требуют определенного периода адаптации ребен­ка, одним из аспектов которой является постепенное освоение новых социальных отношений в условиях но­вого коллектива. Ребенку необходимо понять и усвоить нормы нового для него вида общения – общения в про­цессе учебной деятельности, которые отличаются от норм общения, освоенных им в детском саду. Кроме того, происходит весьма существенное изменение состава окружающих его людей, что требует от ребенка опреде­ленных усилий для того, чтобы определить свое отноше­ние к этим людям и установить с ними контакты.

Контакты детей друг с другом возникают преиму­щественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость (место житель­ства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-прак­тические основания, которые обусловливают содержа­ние их общения, его длительность, интенсивность и устойчивость.

Особенности поведения подростков в коллективе проявляются в преобладании у них эмоциональной под­вижности над способностью к торможению; в чрезвычай­но сильной тяге к разнообразной деятельности; в прояв­лении выраженного разделения отношений на деловые и межличностные; в довольно частых конфликтах, имею­щих взрывной характер и закрытых от взрослых.

Подростковый тип общения, появляясь у отдельных ребят в III классе, характерен для учащихся IV–VI классов и сохраняется у части ребят, преимуществен­но мальчиков, в VII классе.

Эмоционально-смысловой доминантой общения подросткового типа является сам подросток как субъект деятельности. Это означает, что содержание и харак­тер общения подростков со всеми категориями партне­ров в различных сферах жизнедеятельности определя­ются решением проблем, связанных с собственным становлением подростка и его проявлением как субъек­та жизнедеятельности.

Общение подростков со сверстниками протекает, главным образом, в процессе совместной деятельнос­ти. Поведение же подростков по самой сути своей яв­ляется коллективно-групповым.

Во-первых, общение со сверстниками – очень важ­ный специфический канал информации; по нему подро­стки и юноши узнают многие необходимые вещи, кото­рых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопро­сам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное раз­витие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки со­циального взаимодействия, умение подчиняться кол­лективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения стро­ятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотно­шений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционально­го контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для са­моуважения подростка решающее значение.

Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого перепле­тения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.

Обособление чаще всего проявляется в эмансипа­ции от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, терри­ториальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

Вместе с тем, чувство одиночества и неприкаянно­сти, связанное с возрастными трудностями становле­ния личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоцио­нальное тепло, спасение от скуки и признание соб­ственной значимости.

В процессе социализации личности группа сверст­ников выполняет следующие функции:

– приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам;

– научение половозрастному ролевому поведению (через предъявление образцов поведения, приличеству­ющего представителю каждого пола того или иного возраста и осуждение неодобряемого поведения);

– научение поведению, соответствующему этни­ческой, религиозной, региональной, социальной, про­фессиональной принадлежности членов группы;

– помощь членам в достижении автономии от об­щества, возрастных и социальных страт;

– создание условий своим членам для развития самосознания, самоопределения, а также для саморе­ализации и самоутверждения.

Эти функции реализуются по-разному и по степе­ни эффективности, и по содержательной направленно­сти в зависимости: от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; профессионально­го состава группы; от направленности группы и других ее характеристик; от этнических, религиозных и социокультурных условий, в которых существует группа.

Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С. Кон, А.В. Мудрик):

По юридическому статусу и месту в социальной системе группы делятся на:

– официальные, т.е. признанные обществом, свя­занные с какими-то государственными или обществен­ными организациями; и неофициальные, существую­щие как бы сами по себе;

– организованные, созданные и руководимые взрослыми; и самодеятельные;

. – институционализированные, имеющие некото­рую организационную структуру и членство; и спон­танно-стихийные.

По социально-психологическому статусу они делят­ся на группы принадлежности, в которых индивид со­стоит реально, будь то школьный класс или дружеская компания; и референтные группы, к которым личность не принадлежит, но на которые мысленно ориентирует­ся и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.

По численности они делятся на большие (болель­щики некоего спортобщества) и малые, в которых вза­имоотношения являются личными, «лицом к лицу».

Состав юношеских групп включает такие призна­ки, как возраст (в отличие от школьного класса, боль­шинство стихийно возникающих групп разновозраст­ные) , пол (группы младших подростков чаще однополые, в юношеском возрасте они постепенно становятся сме­шанными) и социальный состав (только школьники или кто-то еще).

По степени стабильности, длительности своего существования юношеские группы могут быть постоянными, временными, эфемерными, одноразовыми, случайными.

По социально-пространственной локализации они могут быть внутришкольными, внешкольными (функ­ционирующими в рамках какого-то социально-педаго­гического учреждения), дворовыми, уличными и т.д.

По своим целям и функциям они могут быть монофункциональными (например, фехтовальный клуб или клуб самодеятельной песни) или полифункциональными.

По типу лидерства они могут быть демократичес­кими или авторитарными.

По ценностной направленности они могут быть просоциальными (социально-положительными), асоци­альными (стоящими в стороне от главных социальных проблем) и антисоциальными.

Источник

Читайте также:  Температура дома для здоровья
Adblock
detector