Психологические факторы риска у детей с особыми потребностями развития и методические рекомендации по их предупреждению в условиях инклюзивного образования
статья
Данная статья описывает психологические факторы риска у детей с ограниченными возможностями в условиях обучения в общеобразовательной школе и способы их предотвращения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_faktory_riska_u_detey_s_ovz_i_metodicheskie_rekomendatsii_po_ih_preduprezhdeniyu_v_usloviyah_inklyuzivnogo_obrazovaniya_ivanova_n.v._statya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические факторы риска
у детей с особыми потребностями развития
и методические рекомендации по их предупреждению
в условиях инклюзивного образования
Иванова Наталья Васильевна
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары
В настоящее время наибольшие трудности в приспособлении у требованиям современной экономической, политической и духовной жизни испытывают дети с различными нарушениями в развитии. В связи с этим, одной из наиболее актуальных задач педагогики и психологии является изучение факторов риска для психологического здоровья у детей с ограниченными возможностями в целях их предупреждения и профилактики.
Как правило, дети с ограниченными возможностями затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды, отличаются проблемами эмоционально-личностного развития. Все это приводит к дисгармонии детей с ограниченными возможностями с социальной средой. Кро метого, дети с особыми потребностями, обучающиеся в общеобразовательных школах, зачастую испытывают психологический дискомфорт, который по мере взросления ребенка может усиливаться и превратиться в травмирующий фактор. Таким детям нужна специализированная психолого-педагогическая помощь для нормальной адаптации в среде сверстников.
К основным психологическим факторам риска у детей с ограниченными возможностями относятся:
- длительная психическая депривация;
- соматическая ослабленность ребенка;
- нарушение темпов и качества формирования отдельных психических функций;
- трудности, испытываемые при формировании учебных действий, двигательные нарушения;
- эмоциональные расстройства.
Все названные психологические факторы риска представляют угрозу для личностного благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, несостоятельность в учебной деятельности может привести к нарушениям школьной дисциплины, повышенной конфликтности с окружающими людьми. Усиление факторов риска для психологического здоровья учащихся с особыми потребностями может привести к формированию асоциального поведения, что может способствовать возникновению нервно-психических и психологических расстройств.
Психологические факторы риска у детей с ограниченными возможностями отрицательно влияют на развитие познавательной сферы и межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.
Профилактика психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает:
- систематическое наблюдение за учащимися;
- изучение интересов, склонностей и способностей обучающихся;
- вовлечение учащихся с особыми потребностями в культурно-массовую и оздоровительную среду;
- интеграция детей с ограниченными возможностями в школьную жизнь наряду со здоровыми сверстниками;
- создание ситуаций самореализации, самовыражения и раскрытия личностного потенциала у детей с ОВЗ;
- формирование жизненных устремлений у детей с ОВЗ, связанных с
Одной из ведущих форм профилактической работы является организация совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов. Сотрудничество школы и семьи является решающим фактором профилактики психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями здоровья.
У детей с ограниченными возможностями важно развивать полезные интересы и высшие духовные ценности. Профилактика психологических факторов риска у таких учащихся осуществляется и непосредственным включением в деятельность школы и класса наряду со здоровыми сверстниками. Она подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями должен иметь достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. Не менее важным в воспитательно-профилактической деятельности педагогов является формирование будущих жизненных устремлений подростков с ограниченными возможностями, связанных с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии.
Профилактика психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть направлена на передачу социального опыта от поколения к поколению, т.е. социализацию ребенка с ограниченными вомзожностями здоровья. Необходимо создание условий для интеграции таких учащихся в нормально развивающуюся социальную среду, формирование самооценки, нравственно-правового сознания и социального поведения.
Существуют различные формы профилактической работы по предупреждению психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями здоровья:
- организация социальной среды;
- информирование;
- активное социальное обучение социально-важным навыкам;
- активизация личностных ресурсов;
- организация здорового образа жизни.
Я применяю данные форммы профилактической работы по предупреждению психологических факторов риска у учащихся с ограниченными возможностями как учитель-предметник (учитель истории и обществознания) в своей педагогической и проектной деятельности.
С целью активного включения детей с ограниченными возможностями в школьную жизнь я разработала и реализовала программу «Интеграция детей с ограниченными возможностями в правовое пространство школы», основными задачами которой стали:
- интеграция учащихся с ограниченными возможностями в школьную жизнь в условиях инклюзивного образования;
- подготовка учащихся с особыми потребностями к участию в общественной и политической жизни страны;
- развитие у детей с ограниченными возможностями философии независимой жизни;
- воспитание у здоровых учащихся толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Реализация программы «Интеграция детей с ограниченными возможностями в правовое пространство школы» осуществляется с помощью интерактивных технологий (ролевые игры, игры-тренинги, групповая работа), которые позволяют снимать уровень внутренней тревожности у детей с ограниченными возможностями и повышают их самооценку.
В рамках проекта осуществляется и эффективная работа по развитию научно-исследовательской деятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Они пишут научно-исследовательские проекты, посвященные проблемам обеспечения прав ребенка в школе, и участвуют наряду со здоровыми сверстниками в научно-практических конференциях городского, республиканского и межрегионального уровней. Данный метод способствует внутренней самореализации и эффективному личностному росту детей с ограниченными возможностями.
В рамках программы «Интеграция детей с ограниченными возможностями в правовое пространство школы» проводится и продуктивная работа по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями, которая позволяет глубже проникнуть в их интересы, склонности и способности.
В школе ежегодно проводится акция «Достойную жизнь – каждому!», в рамках которой проводятся семинары, лекции, конференции по правам людей-инвалидов.
В 2016 году школы № 59 г. Чебоксары стала победителем международного конкурса малых грантов «Православная инициатива». На приобретенные средства гранта был реализован проект «Инклюзивная киностудия «Новый взгляд», целевыми группами которого были как здоровые учащиеся, так и дети с ограниченными возможностями, которые наряду со своими сверстниками снимали документальные фильмы о православных храмах нашего города. Следствием данного проекта стало укрепление образовательного и социального взаимодействия здоровых учащихся и детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие гражданственности и патриотизма у школьников, чувства гордости за глубокую духовную историю родного города. В рамках проекта «Инклюзивная киностудия «Новый взгляд» были проведены кинодискуссии по фильмам духовно-нравственной тематики, направленным на формирование у здоровых учащихся толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Основным итогом проекта стал и выпуск и распространение среди широкой общественности трех документальных фильмов о трех православных храмах г. Чебоксары.
Исходя из выше сказанного можно дать следующие методические рекомендации по профилактике психологических факторов риска детей с ограниченными возможностями здоровья с целью расширения инклюзивного пространства школы:
- Создание в условиях инклюзивной школы эффективных условий для интеграции детей с ограниченными возможностями в школьную жизнь наряду со здоровыми сверстниками
- Разработка и реализация социально значимых проектов с участием детей с ограниченными возможностями
- Создание ситуаций для самовыражения и самореализации детей с ограниченными возможностями.
Самое главное в процессе профилактики и предупреждения психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями – эмоционально поддерживать каждого такого ребенка, интересоваться его проблемами (особенно психологическими), дарить ему любовь, относиться к нему как к равноправному члену школьного коллектива.
Источник
«Социально-педагогическая направленность коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска», имеющими ограниченные возможности здоровья».
статья по теме
Опыт социально-педагогической работы в школе 8 вида. Даются понятия девиантного поведения, методы коррекции социально-негативных черт личности с ОВЗ. Основные направления коррекционно-профилактической деятельсности. Формы работы с неблагополучными семьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 46.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социально-педагогическая направленность коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска», имеющими ограниченные возможности здоровья».
Д евиантное поведение рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие в обществе правовым или нравственным нормам.
Дети «группы риска» — категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям.
Наиболее ярко асоциальное поведение выражено в подростковом периоде, но у детей с ОВЗ оно начинает проявляться гораздо раньше.
Выделяют 7 типов нарушений в поведении детей с ОВЗ:
- гиперактивный;
- демонстративный;
- протестный;
- агрессивный;
- инфантильный;
- комфортный
- симптоматичный
У умственно отсталых детей с отклонениями в поведении выделяются типичные трудности:
- взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми,
- взаимоотношения со сверстниками,
- самопонимание,
- отсутствие жизненных ориентиров ценностей, идеалов,
- внутренне одиночество,
- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, испытание себя,
- поиск комфортного существования, благополучия,
- отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией,
- неорганизованность, зависимость от других, низкая сила своего «Я»,
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях,
- наличие трудных черт характера: обидчивость, агрессивность, гиперактивность,
- отсутствие чувства безопасности.
В возникновении девиантного поведения ребенка с ОВЗ определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания.
В целях недопущения асоциального поведения в школе обязательна профилактическая работа, т.е. предотвращение социально — негативных явлений: правонарушений, социальной дезадаптации, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребление ПАВ и т.д.
В условиях коррекционной школы профилактическую работу следует начинать с ознакомления медицинской карты учащегося, в которой указывается степень его заболевания. В соответствии с этим определяется индивидуальный подход в работе с данным учащимся и его родителями.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении учащихся с интеллектуальной недостаточностью требует их социальной иммунизации, т. е. обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор.
В педагогической практике имеется большое разнообразие форм и методов работы по профилактике асоциального поведения: наблюдение, контроль посещаемости, успеваемости, своевременная информация родителей, посещение семей учащихся, индивидуальные консультации, беседы для родителей, контроль посещения детьми занятий по дополнительному образованию и т.п.
В системе профилактической работы выделяются два направления: меры общей профилактики и меры специальной профилактики .
Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка.
Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры, направленные на решение уже возникших конкретных проблем детей (девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей).
Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним. Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой среды и неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций.
Таким образом, профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность являются составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных подростков, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.
Обозначим 5 основных направлений коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска »:
Формирование у ребенка знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности)
Формирование бережного отношения к человеку, умения сочетать личные и общественные интересы, стремления к идеалу, правдивости, отношения к своим обязанностям, потребности в контакте. Формирование умения правильно оценивать свое поведение, осознавать свои потребности.
Формирование характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатия, стыд
Волевая сфера. Саморегуляция
Формирование нравственно-волевых устремлений в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность.
Развитие способности совершать нравственные поступки.
Среди основных методов, используемых в работе с детьми «группы риска» по каждому из вышеперечисленных направлений, можно выделить следующие:
- тематические беседы (в групповой и индивидуальной формах)
- библиотерапия
- видеотеки (фильмотеки)
- создание воспитывающих ситуаций
- социальные пробы (разыгрывание жизненных ситуаций)
- анализ жизненных ситуаций
- игровые тренинги, игровые упражнения
Анализ статистических данных за последние 3 учебных года показывает, что наблюдается снижение количества учащихся, состоящих на всех видах профилактического учета, а также стабилизация количества неблагополучных семей.
Основные аспекты коррекционно-профилактической деятельности, реализуемой в школе относятся:
- Диагностическая работа.
- Коррекционая деятельность (коррекция эмоционально-личностных нарушений)
2. Осуществление контроля за получением образования (борьба с прогулами)
3. Организация досуга учащихся.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Социально-правовое воспитание.
6. Выявление учащихся и семей, находящихся в социально-опасном
В школе проводится активная работа по профилактике правонарушений среди учащихся. Школа взаимодействует со многими социальными институтами в рамках профилактической работы с учащимися. (ОДН, КДН, центр род.культуры Исток, соц.-реаб. центр Солнышко, городские и районные библиотеки и т.д.)
Ведется картотека учетных детей и неблагополучных семей (на каждую семью и на каждого ребенка, находящегося на учете заводится индивидуальная карточка с анкетными данными, копия свидетельства рождения ребенка, лист индивидуальной профилактической работы, акт материально-бытовых условий, докладные, объяснительные и т.д.).
В 2013г. утвержден программа “Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся школы № 107 Ленинского района г. Нижнего Новгорода” на 2013-2016 уч. г. В настоящий момент реализуется 2 этап программы, целью которого является: формирование комплекса поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально — адекватному поведению, позволяющему продуктивно взаимодействовать с окружающими и справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни. На основании программы в этом учебном году с учащимися «группы риска» организуется проведение комплекса занятий с детьми «группы риска» по профилактике и коррекции девиантного поведения, формирования устойчивого негативного отношения к вредным привычкам.
С целью усиления профилактической работы по преодолению тенденции роста правонарушений и преступлений, укрепления дисциплины среди обучающихся в школе работает Совет профилактики.
С целью профилактики правонарушений и преступлений проводятся заседания КДН и ЗП при администрации Ленинского района
Ежедневно в школе проводится учет посещаемости учебных занятий учащимися, проводятся индивидуальные и групповые консультации по правовым и социальным вопросам, вопросам охраны детства. В конце четверти специалистами школы и классными руководителями заполняются дневники наблюдений учащихся.
1 раз в месяц проводится родительский патруль. (выходы сотрудников школы и представителей от родительской общественности согласно запланированным маршрутам). Основными задачами род. патруля являются выявление учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в учреждении. Предупреждение безнадзорности несовершеннолетних.
Школа своевременно доводит информацию о сложившихся социально-опасных ситуациях в школе и семье в орган управления образованием, КДН и ЗП, ОДН ОП №3 УМВД России.
Традиционно в октябре и апреле каждого года в школе проводится месячник правовых знаний, целью которого было повышение правовой грамотности несовершеннолетних, находящихся в социально — опасном положении.
В школе действуют кружки и секции спортивно-оздоровительного и художественного направлений с целью организации досуга детей и профилактики девиантных форм поведения. (кружок «Хозяюшка», секция по волейболу, «Танцевальный калейдоскоп», ансамбль «Алые паруса» и др.)
В период каникул спланирована и организована занятость детей, состоящих на всех видах учета. (выступление агитбригады студентов базового медицинского колледжа «За здоровый образ жизни!», выходы в Кукольный театр, зоопарки, планетарии и многое другое.)
Вашему вниманию представляю адреса полезных сайтов для организации профилактической работы с учащимися в рамках учебно-воспитательного процесса.
www. podrostok .edu.yar.ru (ценность сайта в том, что в нем помимо обычных теоретических знаний в области прав и обязанностей ребенка есть мультимедабиблиотека, созданная для разных возрастных категорий. В условиях нашей школы это большое подспорье, т.к. необходима постоянная наглядность в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Использование компьютерных технологий в рамках профилактической работы является мощным стимулятором к усвоению материала).
Спектр причин неблагополучного поведения подростков широк. Одна из главных причин асоциального поведения детей и подростков нашей школы — это недостаточное воспитание детей в семье, которая является важнейшим институтом социализации ребенка. Большая часть учащихся школы из семей со сложной судьбой (малоимущие, малообеспеченные, неполные, состоящие на учете). Кризисные явления в семье приводят к деформации социализации и ценностно-смысловой сферы подрастающего человека, образуя отрицательные тенденции в развитии его личности. Они могут проявляться в форме бродяжничества, наркомании, алкоголизма, проституции, преступных и иных антисоциальных действий.
С неблагополучными семьями ведется работа как в традиционных, так и новых формах. К традиционным формам работы относятся:
1. Проведение рейдов родительского патруля.
2. Консультативная помощь в вопросах социальной защиты и помощи семье и детям, индивидуальные беседы с родителями:
3. Обследование материально-бытовых, жилищных условий, оформление актов обследования
4. Своевременное информирование правоохранительных органов, КДН и ЗП, органов управления образования о сложившейся социально-опасной ситуации в семье.
5. Помещение в ГКУ СРЦН «Солнышко» детей из семей, которые нуждаются в помощи и т.д.
Новые формы работы с семьей, которые практикуются в школе это институт наставничества и дистанционная информационно-просветительская работа (сайт школы).
В заключении своего выступления хотелось бы напомнить о государственном значении коррекционно-профилактической работы школы, представив выдержку из концепции «Наша новая школа» посвященной вопросам социально-педагогической поддержки детства:
«Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.
Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Свое выступление я бы хотела завершить словами выдающегося российского психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна
« Под поведением, — писал С.Л. Рубинштейн, — разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь ребенка с окружающей средой…..»
Поэтому исправление недостатков в поведении детей группы риска – важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно – развивающего образования
Гиперактивное – импульсивен, невнимателен, постоянно в движении, быстрый, активный, много лишних, навязчивых движений.
Умстенно – отсталый ребенок с гиперактивным поведением очень импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого и не замышляет и сам порой искренне огорчается за совершенный поступок, происшествие, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит долго зла. Часто ссорится со сверстниками и тут же мирится. В коллективе чаще становится отверженным.
- Поддерживать ребенка во всех его попытках позитивного поведения;
- Избегать упреков, угроз. Разговаривать спокойно, мягко;
- Поощрять за все виды деятельности (за внимание, усидчивость, терпение);
Демонстративное – при помощи движений, действий показывает взрослым «Я делаю то, что вам не нравится», «Я плохой». Что побуждает ребенка использовать демонстративное поведение. Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых, т.к. в семье с ребенком общаются мало или вообще формально.
- Оставить ребенка без «зрителей»;
- Разрешить демонстративный поступок другим учащимся (видя, что поведение не осуждается учителем, ребенок прекращает действия).
Протестное – негативизм, упрямство, не хочет выполнять, только потому, что его попросили.
Происхождение протестного поведения разнообразно: следствие протеста умственно – отсталого ребенка против насилия над ним, противостояние родителей друг другу без уступок, неразрешенного конфликта между родителями. Разобраться в происхождении протестного поведения – значит подобрать ключ к ребенку.
Агрессивное – импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, враждебны (причинение физического ущерба людям, оскорбления, ругань).
Может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей, дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры, драки), жестокие наказания, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.
- Отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие (отвести руку, удержать за плечи);
- Лишить на время внимания взрослого, любимых игр, занятий;
- Предоставить ответственное поручение;
- Давать положительную оценку его действиям.
Инфантильное – сохранение черт, присущих более раннему возрасту. Такое поведение связано с диагнозом (обычно это недоношенные дети.)
Основная ведущая деятельность — игра (катает по парте машинку, расставляет солдатиков и это расценивается учителем как нарушение дисциплины). Очень часто умственно – отсталый ребенок с инфантильным поведением попадает под влияние старших подростков с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.
Комфортное – сверхдисциплинированные, бесприкословно слушаются взрослых и сверстников, слепо следуют за ними, вопреки своим представлениям, здравому смыслу. Как правило, это прилежные, старательные, организованные ученики. Эти дети подчиняются требованиям учителя. Однако известное недоразвитие познавательной деятельности порождает некоторые особенности поведения. Эти дети зачастую не могут найти выхода в непонятной для них ситуации. Все указания педагога понимают буквально, и в случаях, когда ситуация усложняется и приходится в связи с изменившимися условиями менять решение, у них возникают своеобразные трудности
Умственно – отсталые дети с таким поведением чаще узнают о правилах поведения в школе, классе, другом коллективе, а окажись они в другой ситуации, незнакомой, самостоятельно выход из нее найти не могут.
Симптоматичное – демонстрация недомогания, слабости, беспомощности. Культивирует болезнь, требует внимания. Признак неблагополучия в семье, школе. Своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что ситуация невыносима для ребенка. Но это еще и способ, которым пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду для себя: не захотел идти в школу, что-то натворил, поругался или поскандалил, нагрубил.
Предупреждение нарушений в поведении детей с умственной отсталостью, легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (кл. руководитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые проявления нарушений в поведении. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно.
Предупреждение и исправление поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению правил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений в работе с детьми является социально-педагогическая работа с теми, кто так или иначе всегда выделяется в самостоятельную катего.
«Успешное выполнение деятельности, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества, острое социально-экономическое значе.
Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн.
Приобщение к профессии — дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа. Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых их обуча.
Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обуч.
Систематическая комплексная коррекционная работа и работа по изодеятельности является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок .
Источник