Представление опыта работы по теме «Организация образовательной деятельности с детьми ОВЗ в условиях комбинированной группы»
статья на тему
Образовательная деятельность с детьми ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация образовательной деятельности с детьми ОВЗ в условиях комбинированной группы | 17.9 КБ |
prezentatsiya_2_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Организация образовательной деятельности с детьми ОВЗ
в условиях комбинированной группы.
Переориентация общества на развитие и формирование личностных качеств человека повлекло за собой изменение подходов к образованию. Актуальным на сегодняшний день является формирование системы инклюзивного образования. Ее смысл в том, что дети ОВЗ должны быть включены в образовательный процесс совместно с остальными детьми. При этом необходимо учитывать, что индивидуальные отличия и особенности детей ОВЗ требуют новых форм и способов организации образовательного процесса.
Одной из форм организации образовательного процесса в ДОУ являются группы комбинированной направленности. Группы комбинированной направленности детского сада — это группы, в которых организуется совместное образование и воспитание здоровых детей и детей ОВЗ. Работаю в комбинированной группе третий год. В моей группе четыре ребёнка ОВЗ.
Основанием для зачисления ребенка в такую группу является заключение ПМПК.
Обследованием этих детей занимаются специалисты (педагог–психолог, учитель-логопед), воспитатели группы составляют педагогическое заключение на основе педагогического наблюдения.
Для каждого ребёнка с учетом рекомендаций специалистов ПМПК разработаны Адаптированные образовательные программы. В них отражено содержание образовательной деятельности, материально-техническое обеспечение, режим дня, образовательная нагрузка, расписание занятий со специалистами ДОУ.
Цель программы: содействие социализации ребёнка ОВЗ и максимального развития потенциала ребёнка.
Задачи программы формулируются в зависимости от образовательных потребностей ребенка. Например:
— развивать мелкую моторику;
— проводить коррекцию компонентов речевой системы
(грамматического строя, фонематического слуха, связной речи),
— развивать психические процессы;
— развивать эмоционально-волевую и личностную сферу.
— формировать предпосылки к учебной деятельности
-консультативно-методическая помощь родителям в воспитании и обучении ребёнка.
Слайд 4 переход к гиперссылке
В содержательный раздел АОП включены пять образовательных областей. Образовательный процесс осуществляется в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Коррекционную работу с детьми проводят педагог-психолог, учитель-логопед. Мы в группе проводим индивидуальную работу с детьми по рекомендациям специалистов.
Поэтому проблема взаимодействия всех педагогов была одной из основных.
Решением этой проблемы стал «Журнал взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ», форма которого разработана педагогами.
В журнале отражаются задания, рекомендации для педагогов и родителей, уровень освоения материала каждым ребенком.
Фамилия, имя ребенка ________________________
Источник
Положение о группе комб направленности для детей с ОВЗ
о группе комбинированной направленности для детей
с ограниченными возможностями здоровья
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности групп комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
1.2. Нормативными основаниями для деятельности групп комбинированной направленности для детей, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов являются: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 N 181ФЗ (статья 18), письмом Министерства образования Российской Федерации от 16.01.2002г. №03-51-5 ин./23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», Устав МАДОУ д\с № 102, договор заключенный между ДОУ и родителями (законными представителями).
1.3. Группа комбинированной направленности для детей дошкольного возраста (далее – группа комбинированной направленности) создается в целях реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
1.4. В группе комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в условиях инклюзивного образования, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей с ОВЗ и при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения.
1.5. Группа комбинированной направленности функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели и полного дня с 07.00 до 19.00, выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни.
1.6. Группы комбинированной направленности в дошкольном учреждении является одной из форм коррекционно — развивающего обучения детей с ОВЗ в возрасте от 4-х лет.
1.7. Основными задачами организации деятельности группы комбинированной направленности:
— создание условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ;
— реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом характера нарушения в развитии детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
— осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
— интеллектуальное и личностное развитие детей, в том числе детей с ОВЗ с учётом индивидуальных особенностей;
— взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей, в том числе детей с ОВЗ;
— проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей, в том числе и детей с ОВЗ;
— включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей
в организации программ взаимодействия с семьей;
— проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической
и социальной работы с детьми с ОВЗ;
— обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.
1.8 Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в группах должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).
1.9 Открытие и закрытие групп комбинированной направленности осуществляется приказом заведующего ДОУ (в соответствии с рекомендациями ПМПК) .
2. Организация работы в группе комбинированной направленности
2.1. Комплектование групп комбинированной направленности (зачисление детей) оформляется приказом заведующего ДОУ, заявления и договоров с родителями (законными представителями) детей, только по результатам ТПМПк г. Новосибирска.
2.2. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается исходя из рекомендаций СанПиН-2.4.1.3049-13 в зависимости от возраста детей и категории детей с ограниченными возможностями здоровья .
3.Образовательный процесс и итоговая диагностика достижений детей
3.1. На каждого воспитанника с ОВЗ группы комбинированной направленности составляется индивидуальная адаптированная образовательная программа развития. (АОП).
3.2. Образовательный процесс в группе комбинированной направленности включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие нормально развивающихся детей, детей с ОВЗ и выполнение государственного образовательного стандарта.
3.3. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учётом состояния здоровья детей.
3.4. Для составления перспективного плана на текущий учебный год для организации обучения детей с ОВЗ используется адаптированная общеобразовательная программа (АООП) ДОУ.
Специфика коррекционно-образовательного процесса в группах комбинированной направленности состоит в организации индивидуальных и подгрупповых развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.5. Коррекционную деятельность в группе комбинированной направленности осуществляют:
— специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, организующие индивидуальную, подгрупповую работу с воспитанниками, имеющими ОВЗ;
-воспитатели, организующие и осуществляющие индивидуальную коррекционную работу с воспитанниками с ОВЗ по заданию специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, а также
осуществляющие совместную деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников не имеющих данных ограничений;
-музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, осуществляющие совместную деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников, не имеющих данных ограничений.
3.7. Деятельность воспитателя группы комбинированной направленности для детей с ОВЗ: на обеспечение всестороннего развития воспитанников.
• планирование (совместно с другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ОВЗ;
• планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников;
• соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ОВЗ;
• обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом рекомендаций специалистов;
• консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье;
• ведение необходимой документации.
• ежедневное проведение коррекционного часа с детьми ОВЗ.
3.7. Деятельность педагога-психолога в группах
комбинированной направленности для детей с ОВЗ включает в себя:
— сохранение психического здоровья каждого воспитанника
группы комбинированной направленности для детей с ОВЗ.
В его функции входят:
· психологическое обследование воспитанников;
· участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и ДОУ);
· — проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
· — динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
· — проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания ребенка в семье;
· — осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
· — консультирование специалистов, работающих с воспитанниками группы;
· — заполнение отчетной документации
3.8. Деятельность музыкального руководителя в группах комбинированной направленности для детей с ОВЗ включает в себя:
· Развивает основные компоненты звуковой культуры речи: интонацию, ритмико-мелодическую сторону, силу, высоту и тембр голоса.
· Формирует певческое и речевое дыхание.
· Обогащает словарь детей по лексическим темам.
· Развивает навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
· Участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, способствует созданию музыкального фона в деятельности ребенка, средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребенка, готовит для детей праздничные утренники и организует их досуг.
· Проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.
· Развивает эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.
· Взаимодействует со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т. д.
· Консультирует родителей и педагогов по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств.
· Ведёт соответствующую документацию:
O планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми;
O план организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках и т.п.;
O аналитический отчет о результатах работы за год.
3.9 Деятельность инструктора по физической культуре в группах комбинированной направленности для детей с ОВЗ включает в себя:
· Способствует оздоровлению и закаливанию детского организма, совершенствует координацию основных видов движений, развивает общую и мелкую моторику, формирует положительные личностные качества: взаимовыручку, решительность, настойчивость, уверенность в собственных силах.
· Проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.
· Планирует совместную деятельность воспитанников группы; подготавливает и проводит общие спортивные праздники, досуги и развлечения.
· Оказывает консультационную поддержку родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье.
· Регулирует (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физическую нагрузку на воспитанников.
· Ведёт необходимую документацию:
o планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми;
o план организации и проведения совместной деятельности на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п.;
o аналитический отчет о работе за учебный год.
· Решает задачи общего физического развития детей.
· Развивает двигательные умения и навыки.
· Формирует психомоторные функции.
· Закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях, путём специально подобранных подвижных игр и упражнений.
3.10. Деятельность учителя-логопеда в группах комбинированной направленности для детей с ОВЗ включает в себя:
• участие в составлении индивидуальных адаптированных программ развития (АОП) в рамках реализуемой программы;
• проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых занятий по речевому развитию с
• воспитанниками с учетом их психофизических возможностей, состояния здоровья и индивидуальных
• планирование коррекционной речевой деятельности в группе, организуемой воспитателями;
• проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам речевого развития ребенка в семье;
• осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи, оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям) по вопросам речевого развития ребенка в семье;
• консультирование специалистов, работающих с воспитанниками группы; заполнение отчетной документации.
• Обследование детей с целью выявления нарушения речи и направление их на ТПМПк.
3.11.Обучение организуется как по общим, так и по
специальным пособиям, соответствующим программе обучения.
3.12. Оценка развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с требованиями программы.
3.13. Решение о промежуточной диагностике уровня успешности детей принимает педагогический совет ДОУ.
3.14. Коррекционную деятельность в группах комбинированной направленности специалисты организуют в соответствии с графиком, утвержденным руководителем ДОУ.
4. Работа с родителями (законными представителями )
4.1. Проведение разъяснительной работы с родителями о задачах и специфике коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по преодолению имеющихся недостатков в развитии воспитанников с использованием
4.2. индивидуальных и тематических консультаций по овладению конкретными приемами коррекционной работы с воспитанником; организация собраний, тематических выставок и др.; организация взаимодействия родителей и специалистов по реализации программы.
4.3. Проведение разъяснительной работы с родителями воспитанников, не имеющих ограничений в развитии, о специфике совместного обучения в группе комбинированной направленности здоровых воспитанников и имеющих ограниченные возможности здоровья.
5. Штаты и руководство группой.
5.1. Должность учитель-логопеда устанавливается в соответствии со штатным расписанием Учреждения.
5.2. На должность учителя-логопеда группы назначается лицо, имеющее высшее специальное (дефектологическое) образование.
5.4. Должность воспитателя группы устанавливается из расчета не менее 2-х ставок на 1 группу комбинированной направленности для детей с ОВЗ и зависят от режима работы Учреждения.
5.5. На должность воспитателя назначается лицо, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы, либо имеющие высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы, а также прошедшие подготовку на курсах воспитателей групп комбинированной направленности для детей с ОВЗ (или на курсах воспитателей логопедических групп)Заведующий Учреждения осуществляет систематический контроль и несет персональную ответственность за комплектование и правильную организацию логопедической работы в группе, повышение квалификации учителя-логопеда и воспитателей группы, проводит анализ эффективности работы в группе.
5.6. Права работников ДОУ и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.
5.7. Права и обязанности родителей (законных представителей) закрепляются в договоре, заключенном между ДОУ и родителями (законными представителями).
5.9.Администрация ДОУ обязана:
— создать условия для организации дошкольного образования
детей в группе комбинированной направленности;
— контролировать выполнение общеобразовательной программы;
— -контролировать выполнение комплекса коррекционных
мероприятий, санитарно-гигиенических, профилактических
и оздоровительных мероприятий и процедур
6. Документация для работы в группе комбинированной направленности
6.1. Документами, регулирующими дошкольное образование
детей дошкольного возраста в группе комбинированной
— заявление родителей (законных представителей);
— путевка в группу комбинированной направленности ДОУ, выданная отделом образования;
— приказ руководителя образовательного учреждения об организации деятельности группы комбинированной направленности;
— табель посещаемости воспитанников группы комбинированной направленности; — рабочие программы по дисциплинам образовательных областей с учетом специфики работы группы комбинированной направленности;
— планирование образовательной деятельности группы комбинированной направленности;
— перспективный план коррекционной работы (групповой и индивидуальный).
6.2. Документация воспитателей:
— планирование организации совместной образовательной деятельности всех воспитанников группы комбинированной направленности;
— мониторинг образовательной деятельности;
— результаты педагогической диагностики.
В конце учебного года воспитатель участвует в
составлении характеристики на каждого воспитанника группы
и аналитического отчета по результатам
6.3. Документация педагога-психолога:
— карта психологического обследования воспитанников;
— план работы педагога – психолога;
-заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования; — журнал консультаций педагога-психолога;
— карта психолого-медико-социальной помощи ребенку;
— журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения); — программа коррекционно — развивающих занятий; — аналитический отчет о работе педагога-психолога.
6.4. Документация музыкального руководителя:
— планирование образовательной деятельности области «Музыка»;
— план организации совместной досуговой деятельности детей;
— результаты педагогической диагностики;
— аналитический отчет о результатах работы за год.
6.5. Документация инструктора по физическому воспитанию:
— планирование образовательной деятельности области
— «Физическая культура», «Здоровье»;
— план организации совместной досуговой деятельности детей;
— результаты педагогической диагностики;
— аналитический отчет о результатах работы.
6.6 Документация учителя-логопеда.
— Положение о группе комбинированной направленности для
детей с ОВЗ учреждения, разработанное в соответствии с
— Протоколы ТПМПк по зачислению детей в комбинированную группу.
— Журнал обследования детей.
— Разрешение на обследование воспитанников логопедом.
— Речевые карты на каждого ребенка.
— Индивидуальные адаптированные образовательные программы (АОП)
— Адаптированная основная образовательная программа (АООП)
— Табель посещаемости занятий.
— Расписание фронтальных и индивидуальных занятий.
— Отчет учителя-логопеда за год.
— Паспорт логопедического кабинета.
— График работы учителя-логопеда.
Официальный сайт муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска «Детский сад № 102 комбинированного вида»
Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Хостинг сайта поддерживается МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида».
Сайт сделан и поддерживается конструктором e-Publish, что обеспечивает защиту сайта.
МАДОУ д/с № 102 2014-2020гг.
Дата последнего обновления страницы 02.06.2021г.
Источник