Меню

Группа демографических факторов риска здоровью

Научная электронная библиотека

Алексеенко С. Н., Дробот Е. В.,

Глава 4. ФАКТОРЫ РИСКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Факторы риска (ФР) – потенциально опасные для здоровья: факторы экологического и социального характера, окружающей и производственной среды, факторы среды обитания, независящие от конкретного индивидуума и поведенческие, биологические, генетические (индивидуальные), повышающие вероятностьразвития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.

Критерии причинной ассоциации между фактором риска и заболеванием:

–Постоянство (подтверждаемость): обнаруженная связь подтверждена или может быть подтверждена в нескольких исследования; данную связь постоянно находят в различных подгруппах пациентов в рамках одного исследования.

–Устойчивость (сила связи): влияния фактора достаточно велико и риск заболевания возрастает с увеличением экспозиции.

–Специфичность: есть четкая связь между определенным фактором риска и конкретным заболеванием.

–Последовательность во времени: воздействие фактора риска предшествует заболеванию.

–Соответствие (согласованность): ассоциация возможна физиологически, что подтверждено экспериментальными данными.

Большинство ФР поддается коррекции (модифицируемые) и представляет наибольший интерес для профилактики. Немодифицируемые ФР (возраст, пол и генетические особенности) коррекции не поддаются, однако их используют для оценки и прогноза индивидуального, группового и популяционного рискаразвития ХНИЗ.

Все факторы рискаразвитияразнообразной патологии здоровья можно объединить в четыре обобщающие группы.

Группировка факторов риска, обусловливающих здоровье

Сферы влияния факторов на здоровье

Группы факторов риска

Удельный вес (%) факторов риска

Курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации (дистрессы), вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий культурный уровень, высокий уровень урбанизации.

Генетика, биология человека

Предрасположенность к наследственным болезням, наследственная предрасположенность к дегенеративным болезням

Загрязненность канцерогенами и другими вредными веществами воздуха, почвы, воды; резкие смены атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения

Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество и несвоевременность медицинской помощи

Кбиологическим факторам рискаотносятся генетические и приобретенные в онтогенезе особенности организма человека. Известно, что некоторые болезни чаще встречаются в определенных национальных и этнических группах. Существует наследственная предрасположенность к заболеванию гипертонической болезнью, язвенной болезнью, сахарным диабетом и другими болезнями. Для возникновения и течения многих болезней, в том числе сахарного диабета, ишемической болезни сердца, серьезным фактором риска является ожирение. Существование в организме очагов хронической инфекции (например, хронического тонзиллита) может способствовать заболеванию ревматизмом.

Экологические факторы риска.Изменения физических и химических свойств атмосферы влияют, например, наразвитие бронхолегочных заболеваний. Резкие суточные колебания температуры, атмосферного давления, напряженности магнитных полей ухудшают течение сердечно-сосудистых заболеваний. Ионизирующее излучение является одним из онкогенных факторов. Особенности ионного состава почвы и воды, а, следовательно, и продуктов питания растительного и животного происхождения, приводят к развитию элементоз – заболеваний, связанных с избытком или недостатков в организме атомов того или иного элемента. Например, недостаток йода в питьевой воде и продуктах питания в районах с низким содержанием йода в почве может способствоватьразвитию эндемического зоба.

Социальные факторы риска.Неблагоприятные жилищные условия, многообразные стрессовые ситуации, такие особенности образа жизни человека, как гиподинамия – фактор рискаразвития многих заболеваний, особенно болезней сердечно-сосудистой системы. Вредные привычки, например курение – фактор риска возникновения бронхолегочных и сердечно-сосудистых заболеваний. Употребление алкоголя – фактор рискаразвития алкоголизма, болезней печени, сердца и др.

Распределение факторов риска приразличных хронически протекающих заболеваниях и травмах

Неблагоприятные факторы образа жизни (%)

Загрязнение внешней среды (%)

Ишемическая болезнь сердца (ИБС)

Сосудистые поражения мозга

Прочие сердечно-сосудистые заболевания

Эмфизема легких и астма

Прочие несчастные случаи

Факторы риска, общие для основных неинфекционных заболевания

Пагубное потребление алкоголя

Недостаток физической активности

Повышенное содержание глюкозы в крови

Повышенный уровень холестерина в крови

Примечания: * В том числе хроническая ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, инсульт, АГ.

** хронические заболевания легких и бронхиальная астма.

По своей природе, происхождению факторы риска бывают первичные, вторичные, третичные и т.д. Ккатегории первичных факторов риска относят такие, которые обычно действуют первично, являясь причиной заболевания. Выделяют такжеразличные патологические состояния, которые сами по себе являются заболеваниями и имеют свои первичные факторы риска. Они являются вторичными факторами по отношению к различным заболеваниям, например, артериальная гипертония является вторичным фактором для атеросклероза, ишемической болезни сердца

Большие факторы риска – первичные и вторичные

Первичные большие факторы риска

Вторичные большие факторы риска

Аллергия, иммунодефициты и др.

Поведенческие и социальные ФР, а также неблагоприятные факторы окружающей среды реализуются через патогенетические механизмы, связанные с биологическими ФР.

В настоящее время перечень ФР расширяется, пополняясь новыми (факторы воспаления и оксидативного стресса, метаболические факторы и т.д.). Среди многочисленных ФР сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) три считают основными (курение, артериальная гипертония и гиперхолестеринемию), т.к. они причинно связаны с этими заболеваниями и их распространенность среди населения велика.

При определении степени рискаразвития заболеваний, необходимо учитывать, что большинство ФР взаимосвязаны, и при одновременном действии усиливают влияние друг друга тем самым резко повышая риск. Впрактической деятельности среди пациентов часто встречаются лица с 2–3 и более факторами риска. Поэтому, оценивая рискразвития заболеваний, следует учитывать все имеющиеся факторы риска, т.е. определять суммарный риск. Это в настоящее время возможно с помощью компьютерных программ или таблиц.

Известно, что многие неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска, такие как курение, избыточная масса тела, высокий уровень холестерина крови, повышенное артериальное давление, употребление алкоголя и наркотиков, низкая физическая активность, психосоциальные расстройства, экологическое неблагополучие.

Опытразвитых стран убедительно свидетельствует: результатом энергичных мер по ограничению распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний является увеличение средней продолжительности жизни населения.

Диагностические критерии факторов рискаразвития хронических неинфекционных заболеваний

●Повышенный уровень артериального давления. ВРоссии, по данным представительной выборки, стандартизованная по возрасту распространенность артериальной гипертонии (АД>140/90ммрт.ст.) составила 40 % (среди мужчин 39,2 %, а среди женщин – 41,1 %). Среди населения трудоспособного возраста распространенность артериальной гипертонии в популяции составляет 30 %. Свозрастом распространенность АГ увеличивается, при этом до 40-летнего возраста АГ чаще встречается у мужчин, а после 50лет – у женщин. Наибольшая распространенность артериальной гипертонии регистрируется в возрастной группе 50–59лет – 61,8 % (42,9 % всех пациентов). Хорошо известно, что у лиц, длительно страдающих АГ, с гораздо большей частотой (по сравнению с лицами, имеющими нормальные показатели АД)развиваются инфаркт миокарда, мозговой инсульт, изменения сосудов глазного дна и хроническая сердечная (или почечная) недостаточность.

Диагностический критерий фактора риска – систолическое артериальное давление равно или выше 140ммрт.ст., диастолическое артериальное давление равно или выше 90ммрт.ст. или проведение гипотензивной терапии.

●Дислипидемия. Избыток насыщенного жира в пище вызываетразвитие нарушений липидного обмена (дислипидемий), являющихся факторами рискаразвития атеросклероза и связанных с ним заболеваний, в т.ч. ИБС и мозговых инсультов. Насыщенные жиры стимулируют синтез мощного вазоконстриктора – тромбоксана, способствуя повышению артериального давления. Распространенность гиперхолестеринемии в России очень высока. Так, до 30 % мужчин и 26 % женщин 25–64лет имеют холестерин выше 250 мг %.

Диагностический критерий фактора риска – отклонений от нормы одного или более показателей липидного обмена (общий холестерин более 5ммоль/л; холестерин липопротеидов высокой плотности у женщин менее 1,0ммоль/л, у мужчин менее 1,2ммоль/л; холестерин липопротеидов низкой плотности более 3ммоль/л; триглицериды более 1,7ммоль/л).

Классификация уровней общего холестерина, холестерина ЛПНП, холестерина ЛПВП, триглицеридов

Близок к оптимальному/ выше оптимального

●Гипергликемия. Оба типа сахарного диабета (СД) – СД типа1 и СД типа2 – заметно повышают рискразвития ИБС, инсульта и заболеваний периферических сосудов, причем у женщин в большей степени, чем у мужчин. Повышение риска связано как с самим СД (в 2–4раза), так и с большей распространенностью других факторов риска (дислипидемия, АГ, избыточная масса тела) у этих больных. Причем повышенная распространенность факторов риска встречается уже на стадии, когда имеется только нарушенная толерантность к углеводам (предстадия СД).

Распространенность нарушений углеводного обмена растет во всем мире, что связано с постарением населения, нездоровым питанием, гиподинамией, ожирением. Прогрессирование диабета у пациентов с нарушением толерантности к глюкозе можно предотвратить или задержать, изменив образ жизни. Для снижения рискаразвития ССЗ и их осложнений у больных сахарным диабетом необходима нормализация уровня сахара крови и коррекция других факторов риска.

Читайте также:  Учитель здоровья урок по истории

Диагностический критерий фактора риска уровень глюкозы плазмы натощак более 6,1ммоль/л.

●Курение табака. Ежедневное выкуривание одной сигареты и более. Курение является одним из наиболее значимых факторов риска, приводящих к развитию таких заболеваний, как рак, сердечно-сосудистые, респираторные и другие заболевания. Скурением связаны до 90 % всех случаев рака легких, 75 % случаев хронического бронхита и эмфиземы легких, 25 % случаев ишемической болезни сердца. Известно также, что смолы табака – не единственное из опасных для жизни веществ, вдыхаемых в процессе курения. Еще недавно в табачном дыме насчитывали 500, затем 1000компонентов. Согласно современным данным, количество этих компонентов составляет 4720, в том числе наиболее ядовитых – около 200.

●Избыточная масса тела (МТ). ВРоссии, по данным мониторинговых исследований, проведенных в различных регионах, избыточная масса тела отмечается у 15–40 % взрослого населения. Избыточная МТ возникает, когда энергетическая ценность рациона питания превышает энергетические траты человека. Происходит накопление жира, которое со временем может привести к развитию заболевания – ожирению. Ожирение – обменно-алиментарное хроническое заболевание, которое проявляется избыточнымразвитием жировой ткани и прогрессирует при естественном течении.

Методы оценки. Соответствие МТ надлежащей чаще всего оценивают с помощью индекса массы тела (ИМТ) или индекса Кетле

ИМТ=Масса тела (кг)/рост2. ИМТ=кг/м2.

С увеличением ИМТ возрастает рискразвития сопутствующих заболеваний. При этом риск осложнений, особенно сердечно-сосудистых и метаболических, зависит не только от степени ожирения, но и от его вида (локализации жировых отложений). Наиболее неблагоприятным для здоровья и характерным для мужчин является абдоминальное ожирение (АО), при котором жир откладывается между внутренними органами в области талии. Отложение жира в области бедер и ягодиц, более типичное для женщин, называют глютеофеморальным.

Существует простой и достаточно точный способ оценки характера распределения жира – измерение окружности талии (ОТ). ОТ измеряется в положении стоя, на середине расстояния между нижним краем грудной клетки и гребнем подвздошной кости по средней подмышечной линии (не по максимальномуразмеру и не на уровне пупка). Тест объективизирован и коррелирует со степенью накопления жира в интра -и экстраабдоминальном пространстве по данным магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Если ОТ≥94см у мужчин и ≥80см у женщин, диагностируют абдоминальное ожирениие (АО) которое является независимым ФР ССЗ. Лицам с АО рекомендуется активное снижение МТ.

Избыточная МТ/ожирение является независимым ФР ССЗ и формирует каскад вторичных ФР. Жировая ткань, особенно висцеральная, это – метаболически активный эндокринный орган, выделяющий в кровь вещества, участвующие в регуляции гомеостаза ССС. Увеличение жировой ткани сопровождается повышением секреции свободных жирных кислот, гиперинсулинемией, инсулинорезистентностью, АГ, дислипидемией. Избыточная МТ/ожирение и сопутствующие ФР повышают вероятностьразвития целого ряда заболеваний, вероятностьразвития которых возрастает по мере увеличения МТ. При этом повышен риск ССЗ и СД, заболеваний позвоночника, суставов и вен нижних конечностей Развитие ожирения напрямую связано с нерациональным (нездоровым) питанием.

●Нерациональное питание – избыточное потребление пищи, жиров, углеводов, потребление поваренной соли более 5граммов в сутки (досаливание приготовленной пищи, частое употребление соленостей, консервов, колбасных изделий), недостаточное потребление фруктов и овощей (менее 400граммов или менее 4–6порций в сутки). Научно доказана связь между питанием и развитием основных хронических неинфекционных заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых и некоторых онкологических

Классификация избыточной массы тела и ожирения (ВОЗ 1998г.).

Источник

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ по теме: Определение групп риска развития различных заболеваний

специалист в области арт-терапии

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

по теме: Определение групп риска развития различных заболеваний

по МДК 01.02. Основы профилактики

для специальности: 34.02.01. Сестринское дело

Разработал: преподаватель Евтушенко И.В.

Методическая разработка занятия по учебной практике составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 502 от 12.05.2014 г., зарегистрированным в Минюсте России 18.06.2014г № 32766

Евтушенко И.В. — преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»

Технологическая карта занятия по учебной практике

по МДК 01.02. Основы профилактики

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Тема занятия : Определение групп риска развития различных заболеваний

Количество часов: 4

Вид занятия: практическое обучение

Тип занятия : занятие на закрепление умений и формирование практического опыта

Студент должен иметь практический опыт:

проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода.

Студент должен уметь :

обучать население принципам здорового образа жизни;

проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;

консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики;

консультировать по вопросам рационального и диетического питания;

организовывать мероприятия по проведению диспансеризации

2. Развивающие цели:

развивать устойчивый познавательный интерес к профилактической медицине

развить умение студентов к восприятию и осмыслению знаний, полученных на занятии

развить самостоятельность деятельности

развить клиническое мышление

3. Воспитательные цели:

сформировать чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий

прививать навыки медицинской этики и деонтологии

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость в своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 . Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК.9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК. 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК .12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК. 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Уровень освоения знаний: 3

Место проведения: кабинет «Основ профилактики и санитарно-гигиенического образования населения по специальности34.02.01 Сестринское дело»

кушетка медицинская – 1 шт;

весы напольные – 1 шт;

ростомер вертикальный (для измерения роста детей и взрослых)- 1 шт;

сантиметровая лента — 5 шт;

тонометры для определения АД -5 шт;

фонендоскопы – 5 шт.

спирометр — 1 шт;

пульсоксиметр — 1 шт;

пикфлоуметр — 1 шт;

методические пособия, рекомендации для обучающихся;

Учебно-методическое оснащение: рабочая программа учебной практики, методическая разработка занятия по учебной практике.

ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией

ОП.02 Анатомия и физиология человека

ОП.03 Основы патологии

ОП. 04. Генетика человека с основами медицинской генетики;

ОП. 05. Гигиена и экология человека;

ОП. 06. Основы микробиологии и иммунологии;

ОП. 09. Психология;

ОП.11 Основы реабилитологии

МДК.05.01 Теория и практика сестринского дела

МДК.05.02 Организация безопасной среды для пациентов и персонала

МДК 02.01 Сестринский уход при заболеваниях в терапии

МДК.02.02. Инфекционные заболевания

МДК.02.03 Хирургические заболевания, травмы

Организация санитарно-гигиенического просвещения населения

Проведение специфической и неспецифической профилактики

Читайте также:  Как уберечь здоровье человека

Обучение пациента и его окружение способам сохранения и укрепления здоровья

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию

1.Петрова Н.Г., Основы профилактической деятельности (ПМ.01): Учебник [Текст] / Н.Г. Петрова [и др.], – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 285 с.

2.Двойников С.И., Проведение профилактических мероприятий: Учебник [Текст]/ под редакцией С.И. Двойникова, – М.: ГЕОТАР – Медиа, 2017.– 448с.

Вялков А.И., Организация профилактической деятельности амбулаторно — поликлинических учреждений на современном этапе: Учебник [Текст] / А.И. Вялков, М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 458 с.

Кожушко Е. А., Детское питание. От прикорма до трех лет [Текст] / Е. А. Кожушко . – М. : Эксмо, 2018. – 224 с.

Крюкова Д. А., Здоровый человек и его окружение : учебное пособие [Текст] / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса; под ред. Б. В. Кабарухина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 474 с.

Основы внутренней медицины / Ж. Д. Кобалава, С. В. Моисеев, В. С. Моисеев ; под. ред. В. С. Моисеева. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.

Шашель В. А., Основы формирования здоровья детей: учебник [Текст] / В. А. Шашель. – Р- н –Д.: Феникс, 2015. – 382 с.

Электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] // http://allmedbook.ru.

Информационно-справочный портал о медицине, здоровье [Электронный ресурс] // http://doctorspb.ru

Медицинская библиотека libOPEN.ru [Электронный ресурс] // http://libopen.ru.

Научная библиотека, обучение, уход за малышом [Электронный ресурс] // http://pediatr-russia.ru.

Профильные web – сайты Интернета:

Медико-санитарное просвещение и пропаганда здорового образа жизни( http // www . kzid . ru )

Министерство здравоохранения и социального развития РФ ( http // www . minzdravsoc . ru ).

Национальная электронная медицинская библиотека ( http // www . nemb . ru )

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( http // www . rospotrebnadzor . ru )

ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральнойслужбы по надзору в сферезащиты прав потребителей и благополучия человека ( http // www . fcgsen . ru ).

Информационно – методический центр «Экспертиза» ( http // www . crc . ru ).

Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения ( http // www . mednet . ru ).

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.12.2012 г № 1006н «Об утверждении порядка диспансеризации определенных групп взрослого населения».

Приказ МЗ РФ №455 от 23.09.2003 « О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации»

Приказ Минздрава России от 06.12.2012 г №1011н «Об утверждении порядка проведении профилактического осмотра».

Приказ 1364-н МЗ РФ от 21.12.2012 г. «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»

Приказ Минздрава России № 125н от 21.03.2014 г. Национальный календарь профилактических прививок.

Основные этапы занятия и их содержание

Время этапа (мин.)

Методы, приемы, формы обучения

Проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.

Учебный журнал группы

Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих

Доклад старосты об отсутствующих.

Подготовка рабочего места.

Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия

Инструкция к занятию по учебной практике (приложение 1)

Сообщают студентам тему, цели и основные этапы занятия. Объясняет значимость темы для профессиональной деятельности медицинской сестры.

Записывают в тетради тему и план занятия, обсуждают возможные сферы применения полученных знаний.

Демонстрация с пояснениями

Папка с набором алгоритмов практических навыков

Задания для профессионального тренинга

Демонстрация практических навыков (манипуляций)

Наблюдают, слушают, задают вопросы преподавателю

Папка с набором алгоритмов практических навыков

Дневник учебной практики

Методические пособия, рекомендации для обучающихся

Отработка навыков заполнения и ведения медицинской документации, листов сестринского обследования пациента

Индивидуальный профессиональный тренинг по работе с медицинской документацией

Задания для профессионального тренинга,

Контроль выполнения работы и её коррекция

Заполняют медицинскую документацию

Отработка навыков выявления факторов риска развития заболеваний

Практический тренинг малыми группами

Папка с набором алгоритмов практических навыков

Наблюдение за ходом самостоятельной работы, коррекция деятельности студентов

Выполняют практические навыки (манипуляции) в соответствии с алгоритмами. Закрепляют умения и практический опыт самостоятельной деятельности.

Отработка навыка консультирования пациентов по вопросам предупреждения заболеваний

Практический тренинг малыми группами

Папка с набором алгоритмов практических навыков

Наблюдение за ходом самостоятельной работы, коррекция деятельности студентов

Выполняют практические навыки (манипуляции) в соответствии с алгоритмами. Закрепляют умения и практический опыт самостоятельной деятельности.

Отработка навыка обучения пациентов в школе здоровья

Практический тренинг малыми группами

Папка с набором алгоритмов практических навыков

Наблюдение за ходом самостоятельной работы, коррекция деятельности студентов

Выполняют практические навыки в соответствии с алгоритмами. Закрепляют умения и практический опыт самостоятельной деятельности.

Контроль конечного уровня усвоения знаний.

Демонстрация практических навыков

Взаимооценка (рецензирование) студентами практических навыков, сравнение с алгоритмами

Папка с набором алгоритмов практических навыков

Направляет и корректирует ход рецензирования

Участвуют в рецензировании

Представление заполненной медицинской документации

Взаимооценка (рецензирование) студентами заполненных документов, сравнение с эталоном

Температурный лист, лист назначений, эталон

Направляет и корректирует ход рецензирования

Участвуют в рецензировании

Учебный журнал группы

Делает заключение, оценивает деятельность группы и каждого студента. Оценивает достижение целей занятия

Анализируют свою работу

Анализ и оценивание деятельности обучающихся на занятии

Учебный журнал группы

Оценивает деятельность каждого студента и выставляет оценки в журнал. Обосновывает качественный и количественный результат

Анализируют свою работу

ФИО и подпись преподавателя: Евтушенко И.В.

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Развитие и исход болезней зависят не только от внешних причин, но и от образа жизни самого человека. В формировании здорового образа жизни большую роль играет выявление факторов риска.

Факторы риска – это обстоятельства (внешние или внутренние), отрицательно влияющие на здоровье человека и создающие благоприятную среду для возникновения и развития заболеваний.

Факторы риска — чаще условия возникновения и только иногда — причина заболевания.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА

биологические, не подлежащие влиянию экзогенных условий ( не модифицируемые — возраст, пол, наследственная предрасположенность, генетические заболевания);

эндогенные, подлежащие влиянию экзогенных причин ( м одифицируемые — АГ, повышенное содержание ХС в крови, уровень мочевой кислоты, ЧСС);

факторы окружающей среды и образ жизни (курение, питание, физическая активность, стрессы)

патологические изменения во внутренней системе самого организма (изменения на ЭКГ).

1) способствующие возникновению заболевания

— особенности конституции, профессиональные вредности,

2) усиливающие или ускоряющие процесс развития заболевания

— АГ, сахарный диабет, инфекция, интоксикация

Среди ведущих факторов, негативно влияющих на здоровье, следует отметить:

2. Злоупотребление алкоголем.

Курение является основной причиной возникновения ряда заболеваний: ишемической болезни сердца, злокачественных новообразований трахеи, бронхов, легких, губ, пищевода, глотки, гортани, развивается хроническая обструктивная болезнь легких.

Содержащийся в сигарете никотин, с уверенностью можно отнести к наркотическим веществам, только зависимость к нему развивается гораздо медленнее, чем к традиционным наркотикам.

Курение приводит к преждевременной смертности. Среди курящих уровень смертности выше, чем среди некурящих.

2. Злоупотребление алкоголем.

Нет ни одного органа в организме человека, на котором бы не сказалось губительное действие алкоголя. Запомните, безвредных спиртных напитков не бывает!

Частое употребление алкоголя может стать причиной серьезных проблем со здоровьем. Исследователи доказали связь употребления алкоголя с возникновением более шестидесяти видов болезней, в том числе: заболеваний центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, онкологических заболевании. Алкоголь влияет на все процессы в организме.

Уровень смертности систематически пьющих в 2-3 раза выше, чем непьющих. В структуре смертности ведущее место занимают травмы, отравления, заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания.

Употребление энергетических напитков приводит к нарушениям в работе центральной нервной системы, повышению артериального давления, депрессии, в тяжелых случаях к смерти.

Переедание означает потребление такого количества пищи, энергетическая ценность которого больше расходуемой нами энергии, что приводит неминуемо к увеличению веса. Лишний вес — это база для возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической болезни, сахарного диабета, заболеваний опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, ряда онкологических заболеваний. Ожирение неблагоприятно влияет на потомство.

Читайте также:  Как здоровье у быстрицкой

Гиподинамия – низкая физическая активность. Многочисленными клиническими и экспериментальными исследованиями установлено, что при гиподинамии сокращается объем мышечной массы (атрофия мышц, в том числе и сердечной), снижается тонус мышц, их работоспособность; уменьшается масса и плотность костей, повышается выделение минеральных веществ из них в кровь, поэтому кости становятся более хрупкими, появляется наклонность к образованию камней в почках; снижается эластичность сухожилий и связок, уменьшается объем движений в суставах, ухудшается координация движений.

При гиподинамии нарушаются все виды обмена веществ в организме, в том числе и жировой, что способствует развитию избыточного веса и ожирения; растет уровень холестерина и липопротеидов в крови, быстрее развивается атеросклероз; повышается артериальное давление, что способствует развитию гипертонической болезни; ухудшается работа дыхательной системы, нарушается пищеварение, снижается иммунитет.

Выключается конечное звено стрессовой реакции — движение, поэтому в организме накапливаются гормоны стресса и нарастает состояние психического напряжения, что ведет к развитию так называемых болезней цивилизации (ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, диабет, неврозы, психические расстройства и др.).

Стресс – это реагирование организма на любое воздействие, которое нарушает равновесие или стабильное состояние здоровья. Такое воздействие может быть как эмоциональным, так и физическим. На стресс реагируют все системы организма человека: нервная, пищеварительная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, эндокринная, репродуктивная и другие.

Стрессовая ситуация приводит к раздражительности, агрессивности, депрессии, неврозам, бессоннице.

По данным специалистов ВОЗ все многообразие факторов риска по их природе можно разделить на две большие группы:

Первичные факторы риска здоровью :

1) нездоровый образ жизни, явными показателями которого являются курение, алкоголизм, избыточный вес, несбалансированное и нерациональное питание, гиподинамия, артериальная гипертензия, психоэмоциональный стресс, нарушение режима труда и отдыха. Эти факторы риска имеют место при многих неэпидемических хронических заболеваниях;

2) экология; загрязнение внешней среды продуктами химии, отходами различных производств и пр.;

3) генетический риск (наследственные предпосылки заболеваний);

4) неблагоприятная организация служб здравоохранения, недостатки и дефекты медицинской помощи; и многие другие.

Большинство факторов риска здоровью носят субъективный характер – зависят от самих людей, их поведения, образа и условий жизни.

Вторичные факторы риска здоровью представляют собой различные патологические состояния – диабет, артериальная гипертензия, липидемия, холистеринемия, ревматизм, аллергия иммунодефициты и др. Такие состояния сами являются заболеваниями, имея свои первичные факторы риска, они сами часто относятся к факторам риска.

Среди населения выделяют группы риска, которые в большей степени предрасположены к различным заболеваниям.

1. Группы демографических факторов риска : дети; старики; одинокие; вдовы и вдовцы; мигранты, беженцы, перемещенные лица.

2. Группы производственного, профессионального риска: работающие в условиях вредных для здоровья производств (тяжелое машиностроение, химическая и металлургическая промышленность, транспорт и др.).

3. Группа риска функционального, патологического состояния:

беременные; недоношенные дети, родившиеся с малой массой тела; лица с генетическим риском, с врожденными аномалиями, дефектами; инвалиды детства.

4. Группа риска низкого материального уровня жизни, бедности,
нищеты: бедные ; необеспеченные; безработные, работающие неполный рабочий день; «бомжи».

5. Группа риска лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением,
наличием психопатических, социально-психологических и других коллизий:

алкоголики; наркоманы; токсикоманы; проститутки; с сексуальными отклонениями (гомосексуалисты, бисексуалы и другие так называемые «сексуальные меньшинства»); с деформациями психического здоровья и поведения (невроптии, психопатии и пр.); религиозные и другие сектанты с психическими и физическими отклонениями.

Эта классификация факторов риска и групп риска используется для определения ведущих факторов риска здоровью.

Алгоритм краткого профилактического консультирования

При кратком профилактическом консультировании задачи медработника заключаются в следующем:

1) Информировать пациента (о выявленных заболеваниях, имеющихся факторах риска, уровне суммарного сердечно-сосудистого риска, уровнях артериального давления, общего холестерина, глюкозы крови и пр.), а также при необходимости о важности динамического (диспансерного) наблюдения. Информировать о рекомендуемых для соответствующего возраста (пола) целевых уровнях факторов риска, к которым необходимо стремиться (целевых уровнях), о возможности получить в поликлинике углубленное профилактическое консультирование или посетить школу пациента (график работы кабинета медицинской профилактики, центра здоровья, порядок записи на прием желающих бросить курить, снизить избыточную массу тела и др.).

2) Объяснить пациенту факторы риска, их негативное влияние на здоровье и необходимость снижения риска и поддержания здорового образа жизни, повышения ответственности за здоровье, важность постоянного контроля факторов риска, объяснить правила самоконтроля уровня артериального давления (АД), основы самопомощи при острых состояниях и показания к вызову скорой медицинской помощи.

3) Оценить отношение пациента к факторам риска, его желание и готовность к изменению образа жизни (оздоровлению). Если краткое профилактическое консультирование проводится в рамках диспансеризации или профилактических осмотров, рекомендовать всем пациентам со II группой здоровья и по показаниям с III группой здоровья обратиться в отделение (кабинет) медицинской профилактики для углубленного индивидуального или группового профилактического консультирования.

4) Регистрировать в амбулаторных картах факторы риска, рекомендации, сроки повторных контрольных визитов при необходимости.

5) Контролировать выполнение рекомендаций, одобрять позитивные изменения и соблюдение рекомендаций, повторять советы при последующих визитах.

Содержание рекомендации по факторам риска при крат ком профилактическом консультировании определяется прежде всего имеющимися у конкретного пациента факторами риска, в связи с этим краткое профилактическое консультирование по содержанию формируется врачом индивидуально для каждого пациента.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

1. Занятие физической культурой и спортом.

Спорт — это наше долголетие. Зарядка – самый простой и доступный всем вид спорта. Движение для человека – жизнь. Необходимо тренироваться в любом возрасте, есть разнообразные виды физических упражнений.

2. Правильное питание.

В рацион питания следует включать как можно больше фруктов, овощей и продуктов, в состав которых входят полезные вещества (витамины, минералы). Откажитесь от фастфуда, газировки, полуфабрикатов, чипсов, сухариков и прочего.

3. Нет вредным привычкам.

Вредные привычки – главные враги нашего организма. Здоровый образ жизни не совместим с наркоманией, табакокурением, чрезмерным употреблением спиртных напитков.

Наряду с плодотворной работой следует разумно отдыхать и восстанавливать свои силы. Надо стараться не переутомляться ни физически, ни умственно. Необходимо ложиться спать не позже 23 часов, на сон надо отводить не менее 7-8 часов. Постоянное недосыпание отрицательно может сказаться на здоровье.

5. Позитивное настроение.

Наиважнейшее правило здорового образа жизни – это светлое и позитивное настроение! Радуйтесь хорошим моментам, достижениям и не заостряйте внимание на оплошности и неудачи. Не стоит тревожиться по пустякам!

6. Свежий воздух.

Проветривайте свой дом, квартиру или офис ежедневно, выезжайте на свежий воздух. Для нормального физического состояния обязательно глубокое и правильное дыхание.

Закаливание – это система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды, повышает выносливость организма, укрепляет нервную систему, повышает иммунитет и сопротивляемость болезням. Закаливание считают одним из лучших способов сохранить здоровье.

8. Соблюдение личной гигиены.

Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также соблюдение чистоты при приготовлении пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела, в противном случае нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков и других вредных микроорганизмов.

9. Профилактическая активность.

Раннее обращение за медицинской помощью позволяет своевременно выявить хронические неинфекционные заболеваний, а также факторы риска их развития.

Регулярная диспансеризация и профилактические медицинские осмотры являются важнейшими массовыми и высокоэффективными медицинскими технологиями сбережения здоровья и снижения преждевременной смертности населения.

Источник

Adblock
detector