Критерии здоровья(по Громбаху).
1. наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
Наличие хронических заболеваний определяют при диспансеризации детей и подростков, в ходе систематических плановых медицинских осмотров, проводимых в детских поликлиниках и подростковых кабинетах с участием врачей-специалистов (окулист, отоларинголог, хирург, ортопед,
невропатолог и др.).
2. уровень функционального состояния основных систем организма;
Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием функциональных проб.
3. уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;
Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, степень физического развития определяется путем сравнения индивидуальных показателей со средними показателями физического развития для данного возраста, а степень его гармоничности —
по оценочным таблицам (шкалам регрессии).
Степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.
О степени сопротивляемости организма судят по числу и длительности острых заболеваний или обострений хронических болезней в предшествующем году.
Группы здоровья ДиП
I группа – дети, не имеющие хронических заболеваний без морфологических и функциональных отклонении, с гармоничным физическим и нервно-психическим развитием, с высокой сопротивляемостью организма. В благополучном обществе должно быть 20%(в России 10%)
II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма — часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.
В благополучном обществе – 35%
III группа – дети с хроническими заболеваниями стадии ремиссии или компенсации
IV группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации
V группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации(обострение)
Физическое развитие детей и подростков, понятие, показатели.
Физическое развитие ДиП – совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств ребенка, а также уровень его биологического развития на определенном жизненном этапе.
Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. Изучение физического развития ребенка начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный возраст на момент обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это необходимо в связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, поэтому с учетом меняющихся темпов развития возрастная группировка проводится с различными интервалами («временным шагом»).
Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.
Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.
Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.
Для детей старше 7 лет – каждый год.
Соматометрические,
Соматоскопические и
3. физиометрические признаки.
Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.
Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития.
Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.
Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.
1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;
2) определение степени жироотложения;
3) оценку степени полового созревания;
4) оценку состояния кожных покровов;
5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник
Понятие «группа психического здоровья» (Громбах)
С.М. Громбах, считает, что между здоровьем и болезнью нет резких границ и что норма психич. здоровья представляет собой континуум. Ученый выделяет четыре группы людей с разными критериями психического здоровья:
· Первая группа – психически здоровые, жалоб нет.
· Вторая группа – легкие функциональные нарушения, о которых свидетельствуют эпизодические жалобы астено-невротического характера, обусловленные конкретной психотравмирующей ситуацией (например, жалобы на рассеянность, сонливость и др.).
· Третья группа – субклинические отклонения в виде невротических и патохарактерологических реакций и клинические формы в стадии компенсации, свидетельством чего являются жалобы астено-невротического характера вне рамок психотравмирующих ситуаций (в анамнезе – часты токсикозы, неблагополучие беременности, родовые травмы, диатезы и др.).
· Четвертая группа – клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации (клинические пограничные формы нарушения – неврозы, психопатии, невротическое развитие).
Болезнь как процесс. Типы течения.
Болезнь-это нар-е норм-й жизнедеят-ти орган-ма,обусл-е функц-ми и морфолог изменен.Болезнь- это нар-е целостн-ти,потеря способн сопрот-ся внеш и внутр врагам орг-ма. Бол полифункциональна(очень много причин для воз-е болезни)Причины воз-я бол-ни:а)наслед-я предраспол-ть;б)род-е травмы;в)органич-е забол-я разного возр-та;г)особен воспит-я в раннем возр-те;д)переж-е телесно-травмир-го опыта в дет-ве и младен-ве;д)эмоц-й климат в семье и хар-е личностн особен сиблингов;е)недавние телесные поврежд.Типы течения:непрерывное и приступообразное.Непрерывноевкл:а)регредиентный-этообратно развёрн симптом,регресс.б)стационарн тип(это скореене процесс,а сост-е,стойкое, не имеющ тенденцию ни к улучшен,ни к ухудшен-ю;в)прогридиентный (клинич картина носит хар-р постоянного усложн-я негативной и продуктивнойсимптоматики тип.Приступообразн вкл:а)фазный(явл как фазы и течения,пр-р:маниакально-депрессивный психоз;б)рецидивирующий(на фоне резидуальной симптоматике происходит обострение или рецидивирующие усиление;в)рекурентный тип;г)приступообразно-прогридиентный.
Понятие симптома и синдрома как внешнего проявления болезни
Болезнь вкл. в себя представление о некотор. группе патологических расстройств, и без них она не существует.
Любая болезнь, в том числе и психич., проявл. не в виде отдельных разрозненных признаков — симптомов, а в форме синдромов, т.е. типичной совокупности внутренне связанных симптомов.
Симптомы
Позитивные обозначают вновь возникающие дезадаптивные признаки психич. д-ти (сенестопатии, галлюцинации, бред, тоска, страх, тревога, эйфория, психомоторное возбуждение и т. д.).
Негативные вкл. признаки обратимого или стойкого, прогрессирующего, стационарного или регрессирующего ущерба, выпадения, изъяна, дефекта того или иного психического процесса (гипомнезия, амнезия, гипобулия, абулия, апатия и т. п.).
Совокупность всех симптомов, выявленных в процессе обследования конкретного больного, образует симптомокомплекс.В нем выделяется ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов, образующих синдром.
Синдром – система взаимосвяз. симптомов (элементов), подчиненных некотор. особому закону. Симптом вне этой системы не имеет смысла.
В структуре психопатологического состояния значимость симптомов различна. Определяющие индивидуальное своеобразие синдрома, они делятся на обязательные (среди них есть ведущие), дополнительные и факультативные.
Обязательные симптомы – дают возможность выделить из группы синдромов конкретный синдром.
Дополнительные симптомы характеризуют признаки, которые закономерно встречаются в рамках определенного синдрома, но могут и отсутствовать.
Факультативные симптомы позволяют выделить атипичные варианты синдромов.
Разв. болезни сопровождается увеличением числа симптомов и изменением их взаимоотношения, а также возникновением нов. симптомов, что приводит к видоизменению картины болезни, превращению одного синдрома в другой.
Из синдромов и их последовательной смены складывается клинич. картина болезни в ее развитии. Иначе, болезнь проявляется непрерывной сменой синдромов.
Клинич. проявлению каждого нозологически самостоятельного психического заболевания свойственно преобладание одних синдромов над другими и характерная закономерность их смены — стереотипный механизм развития болезни. Всем болезням, а психическим в особенности, присущи разнообразные индивид-е отклон. от стереотипа. Тем не менее, несмотря на подобные отклонения, типичность в преобладании одних синдромов над другими и повторяемость их последовательного возникновения, свойственная каждому отдельному психическому заболеванию, сохраняется довольно прочно. Последнее и позволяет клинически выделить отдельные психические болезни (нозологические единицы).
Понятие ВКБ. Ее структура и способы исследования
ВКБ – то, что испыт. и пережив. больной, его представления о своей болезни, о ее причинах
Компоненты ВКБ (структура):
— Чувственное отраж. болезни (ощущения и состояния)
— Эмоц. уровень (непосредств. эмоц. Реакция на болезненные ощущ., эмоц. реакция на последствия болезни)
— Интеллект. уровень (знания о болезни и рацональн. оценка заболевания)
Этапы формирования ВКБ:
I. Сенсологический – реакция больного в начале болезни на различные ощущения
II. Становление ВКБ – формир. личн. диагноз заболевания
Типы психолог. реагирования (Личко, Иванов):
1. гормоничный – объктив. оценка своего состояния
2. тревожный – беспок., мнительность, жажда доп. знаний
3. ипохондр. – стремл. постоянно рассказ. о своей болезни
4. меланхолич. – неверие в выздоровление
5. апатический – полн. безразлич., утрата интереса ко всему
6. неврастенич. – «раздаж. слабость»
7. обсессив.-фобич. – волнения больше, чем надо
8. сенситивн. – чрезмер. озабоченность впечатлениями, котор. могут быть у окруж.
9. эгоцентрич. – выставление на показ своих страданий
10. эйфорич. – «само собой все пройдет»
11. анозогнозический – отрицание очевидного, приписывание случаю
12. эргопатический – «уход от болезни в работу»
13. паранойяльный – болезнь-результат злого умысла
1. установл. доверит. дистанции
2. выявление жалоб, оценка ВКБ
3. опр. субъективной модели здоровья испытуемого
· опросник ЛоБи ( ленинградск. опрос. Бехтеревск. инстит.)
Феноменологический подход к оценке психического состояния пациента
Феноменология — описательная психологию (описание наблюдаемых феноменов так, как они даются исследователю)
Феноменолог. метод для клинической психологии адаптировал К. Ясперс.
Исследователь ориентируется не на подтверждение гипотезы, а на получение максимально детализированных описаний жизненных ситуаций
Вопросы: «Что Вы при этом чувствовали?», «На что это было похоже?», «Что Вы под этим понимаете?»
Феноменолог. методом пользовались К.Г. Юнг, Э. Фромм, В. Франкл, Ф. Перлз и другие.
Черты феноменологического метода:
- отрицание прямой причинной зависимости психических процессов;
- беспредпосылочность (отсутствие предварительных гипотез, конструктов);
- описательность (фиксация наблюдаемых явлений без их оценки);
- использование обыденного языка
- интуитивное постижение объекта;
- включенность, вовлеченность исследователя в ситуацию исследования;
- использование рефлексивных данных ( а) самоотчеты испытуемых; б) самоотчеты исследователя; в) худож-е, философские тексты, дневниковые и автобиограф. записи, мифы и т. п)
- личная ответственность за полученные результаты.
— принцип беспристрастности и точности описаний;
— принцип контекстуальности (описание наблюдаемого феномена в контексте времени и пространства)
— принцип понимания; принцип «эпохе», т.е. воздержания от преждевременных суждений.
Источник
Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.
Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.
[1], [2], [3], [4]
Основные группы здоровья детей
В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:
- 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
- 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
- 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
- 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
- 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.
Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.
Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.
Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.
Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:
- особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
- социального анамнеза);
- физическое развитие;
- нервно-психическое развитие;
- уровень резистентности;
- функциональное состояние организма;
- аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.
Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.
Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).
- 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
- 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
- 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
- о 0,9 и выше — отягощённость высокая.
Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.
- Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
- токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
- угроза выкидыша;
- экстрагенитальные заболевания у матери;
- о профессиональные вредности у родителей;
- отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
- хирургические вмешательства;
- вирусные заболевания во время беременности;
- посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
- Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
- характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
- пособие в родах;
- оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
- оценка по шкале Апгар;
- крик ребёнка;
- диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
- срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
- срок вакцинации БЦЖ;
- время отпадения пуповины;
- состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
- состояние матери при выписке из родильного дома.
- Поздний неонатальный период:
- родовая травма;
- асфиксия;
- недоношенность;
- гемолитическая болезнь новорождённого;
- острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
- поздний перевод на искусственное вскармливание;
- пограничные состояния и их длительность.
- Постнатальный период:
- повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
- наличие анемии;
- расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
- наличие диатезов.
Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.
Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.
- полнота семьи;
- возраст родителей;
- образование и профессия родителей;
- психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
- наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность семьи;
- санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.
Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.
В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.
Источник