Витамин роста
Стихотворение «Витамин роста»
Автор: Олег Евгеньевич Григорьев
1.
Мир был, как глобус, синь и кругл.
Учитель биологии ходил по классу из угла в угол
И читал лекцию о питании человека.
В связи с научными достижениями века.
— Дорасти до потолка в наше время
Относительно просто.
для этого открыт в природе
Витамин А — витамин роста.
Особенно много витамина А
Содержит в себе морковь.
Наверно, поэтому у маленьких детей,
Особенно у зайцев,
К ней такая любовь.
Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз
И принеси из живого уголка
двух маленьких белых крыс.
Этих милых, крошечных альбиносов.
да смотри, не задерживайся у попугаев
И не задавай им
Никаких вопросов.
Заодно поймай на окне
Самую толстую муху
И накорми в террариуме
Тритона.
Будь осторожен — Не вспугни с яиц клуху
И опасайся питона.
А пока Смирнов ходит вниз,
Расскажу я вам немного про крыс.
Вы знаете, какие это вредные
И нахальные животные.
Особенно крысы опасны,
Когда бывают голодные.
Тогда они из склада в склад
Целыми стаями по городу носятся.
Кстати, кто скажет,
к какому отряду крысы относятся?
— К отряду грызунов, —
Сказал Иванов.
— Совершенно верно,
Только прекрати грызть яблоко.
А ты Мехнов, отверни от окна
И поверни ко мне
Хотя бы одно глазное яблоко.
Если с крысами не бороться
и дать им свободно плодиться,
Они бы всю землю заняли в год
И нам пришлось бы
Где-нибудь
На тесном Марсе ютиться.
Человечество ведет с ними
Непрерывную войну,
С переменным успехом
Их травят мышьяком,
Ядохимикатами,
На них ставят капканы,
Крысоловки
И вот теперь научились
Убивать их смехом.
В каком-нибудь складе,
Где их целое общество,
Или попросту популяция,
Ставится аппарат
И включается мультипликация.
И на том месте фильма,
Где начинают
Кота ремешком драть,
Так что искры летят из меха,
Крысы задирают ноги
И начинают так неистово хохотать,
Что лопаются от смеха.
Однако что это так долго
Ходит Смирнов?
Неужели опять питона
Не задвинули на засов?
Ах, вот и он сам. явился!
Что ж ты так долго не шел?
А я думал, ты куда-нибудь
Трагически провалился.
Итак, с сегодняшнего дня
Мы начинаем эксперимент.
Вот этому крысенку
Мы повесим бирку со знаком плюс
И будем кормить его пищей,
Богато насыщенной витамином А,
Чтобы он вырос у нас с арбуз
Или даже с два.
другому, вот этому,
Который высунул
Из клетки хвост,
Мы будем давать стерильную пищу,
Чтобы вызвать у него
Авитаминоз.
И примерно через месяц
Мы увидим,
Какой из этого получится эффект.
Конечно, в том случае,
Если крыса с плюсом
Не имеет в своих генах дефект.
Проходит неделя,
Проходит другая,
И вот уже опыт пора прекращать.
Учитель, за опытом наблюдая,
Ничего не может понять.
Выросла крыса,
Которой в пище
С избытком давали витамин А,
Но так же выросла
И другая крыса,
И даже больше раза в два.
2
Однажды,
Перед тем как начать урок,
Учитель зашел в живой уголок.
Крыса,
Которая не получала витамин А,
С жадностью ела морковку,
Учитель хотел морковку отнять,
Но крыса огрызалась
И отпрыгивала ловко.
— Тут, видимо, кто-то есть, —
Решил учитель и оглядел комнату. —
Ну да, так и есть! —
Из-под стола торчали чьи-то пятки.
— Кто это тут играет в прятки?
Ах, это ты, Смирнов!
Ну да. я так и знал.
Ты как это здесь оказался?
— У меня шнурок развязался,
Я его на бантик хотел завязать,
А он у меня на узел завязался. —
Из-под стола вылезли ноги Смирнова,
Потом туловище,
А затем голова.
Из карманов его
Предательски торчала,
Покачиваясь из стороны в сторону,
Зеленая ботва.
— Красна девица сидит в темнице? —
Задал учитель вопрос в упор.
Смирнов быстро сунул в карман «косицу»
И сказал в ответ:
— Я знаю, это помидор.
— Разгадываешь загадки ты ловко,
Можешь не хитрить.
Я знаю, что у тебя в кармане
Морковка.
Скажи, Смирнов, откровенно,
Ты крысу кормил
Из гуманных соображений
Или из шалости?
Смирнов опустил глаза
И сквозь слезы сказал:
— Не из гуманных соображений,
А от жалости.
— Ну не плачь,
Опыт ты, не сорвал,
А даже подтвердил.
Вот только внешней стороне дела
Ты немножко повредил.
И чтобы не возникли у кого-нибудь
Сомненья и придирки,
Я возьму
И переставлю на клетках бирки.
А поскольку за нарушенье
Режима питанья
Ты основной ответчик,
Ты сделаешь дома к весне, в наказанье,
И принесешь в живой уголок
Скворечник.
Над фильмом работали:
Автор сценария и кинорежиссёр: Василий Кафанов
Художник-постановщик: Ольга Боголюбова
Художники: Б. Травин, Е. Старикова, Геннадий Морозов, Е. Балашова, К. Ерошева, Татьяна Строева
Аниматоры: Андрей Смирнов, Тенно-Пент Соостер, Александр Панов, Андрей Игнатенко
Оператор: Александр Чеховский
Директор: Т. Зозуля
Композитор: А. Клевицкий
Звукорежиссёр: Борис Фильчиков
Редакторы: Елена Никиткина, Раиса Фричинская
Текст читает: Л. Левинский
Монтажёр: Н. Снесарева
Источник
Урок литературного чтения «О.Григорьев «Витамин роста»». 3-й класс
Класс: 3
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о гуманном поступке на основе изучения поведения и поступков литературных героев.
- Дать представление о понятии стихотворема;
- Раскрыть понятие “гуманный поступок”;
- Сформировать элементарные умения анализа конкретных поступков литературных героев на принадлежность к категории “гуманный”;
- Развивать умение составлять несложные монологические речевые высказывания о произведении (героях, событиях);
- Расширить словарный запас учащихся по темам “Биология” и “Витамины”;
- Развивать коммуникативные способности и познавательную активность учащихся;
- Способствовать воспитанию культуры речевого общения, сплочению детского коллектива;
- Продолжить работу по формированию умения работать в парах;
- Воспитывать интерес к учебному предмету, чтению литературных произведений;
- Формировать навык самооценки деятельности (рефлексии).
1. Самоопределение к деятельности. Введение в тему урока.
– Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок литературного чтения. Ваши ожидания? (Будет интересный урок.) Какое произведение по настроению вы хотите прочитать? (Веселое. / Грустное.) Учитель должен обращать внимание на детей, которые хотели бы прочитать грустное произведение на протяжении всего урока. На уроке мне будет нужна ваша помощь. Поднимите руки, на чью помощь я могу рассчитывать? Дети поднимают руки.
– Я пришла на урок не с пустыми руками. Отгадайте, что я принесла?
В каждом возрасте полезен
От рождения до седин.
Он сражается с болезнью –
Друг надежный – … (витамин).
Учитель показывает баночку с витаминами.
– Кто из вас употребляет витамины? (Ответы детей.)
– Какие витамины вы знаете? ( А, В, С, витамины для взрослых, витамины для детей…)
– Где они содержатся? ( В фруктах, овощах …)
– Зачем я принесла витамины на урок? ( Чтобы угостить нас витаминами. А может мы будем читать новое произведение, которое как-то связано с витаминами.)
– А для чего употребляют витамины? (Чтобы быть здоровыми. Не болеть.)
– О чем больше всего мечтают маленькие дети? (Вырасти.)
– А что нужно сделать, чтобы ускорить процесс роста? (Есть витамины, заниматься спортом.)
– А может существуют специальные витамины, витамины роста? (Нет./Да.)
– Вы, точно, знаете название витаминов, которые необходимы для роста? (Нет.)
– Вопрос был один, а мнений несколько. Что будем делать? (Можно спросить у педагога, можно обратиться к учебнику, спросить у старших ребят.)
2. Работа с текстом до чтения.
– Ответы на эти вопросы знает человек, произведение которого мы будем читать на уроке.
– Хотите узнать кто он?
– Какой секрет откроет нам?
– Откройте учебник, на странице 168 и попытайтесь извлечь как можно больше информации, прочитав имя автора, название произведения, рассмотрев иллюстрации.
– Кто автор? (Олег Григорьев)
Учитель показывает портрет поэта и на доске открывает табличку с фамилией и именем автора.
– Что вам известно о нем? (Он поэт, пишет стихи. Герои его стихов дети.)
– Что это за произведение? (Стихотворема.)
– Что такое стихотворема? ( Предположение детей.) Ответов прозвучало много и все они разные, но точного определения мы так и не имеем. Поэтому вопрос остается открытым.
На доске учитель фиксирует вопросы, которые возникли во время обсуждения, в разделе “Вопросы”, левая часть доски: 1. Что такое стихотворема? (Опорный сигнал.)
– Как называется произведение? ( “Витамин роста”.)
На доске учитель открывает табличку с названием “Витамин роста”. (Опорный сигнал.)
– По названию можно предположить, о чем будет это произведение? (О витаминах, которые помогают расти.)
– Из названия удалось ли узнать, как называется витамин роста? (Нет.)
На доске: 2. Как называется витамин роста? (Опорный сигнал.)
– Может быть, ответить на эти вопросы помогут иллюстриции?
Учащиеся рассматривают иллюстрации к произведению.
– Где находится витамин роста? (Трудно ответить.)
На доске: 3. Где находится витамин роста? (Опорный сигнал.)
– Можно предположить, где происходят действия? (Нет.)
– Почему произведение включено в раздел уроки и перемены? (Оно, наверное, связано со школой.)
– Вопросов накопилось много, а ответов нет. Что делать? (Нужно прочитать произведение.) Но прежде чем начнем знакомиться с новым произведением, давайте еще раз вспомним вопросы, на которые должны получить ответы.
На доске опорные сигналы: (файл Рисунки. docx)
- Что такое стихотворема?
- Как называется витамин роста?
- Где находится витамин роста?
3. Первичное знакомство с текстом.
– Ребята, сегодня я хочу предложить вам необычное знакомство с текстом. Сегодня мы текст будем не читать, а слушать и смотреть в обработке мультипликаторов. Хотите? (Да.) Тогда начнем.
Дети смотрят мультфильм “Витамин роста” О. Григорьева. (Продолжительность мультфильма 5 минут 50 секунд.)
– Понравился вам мультфильм? (Да.)
– Кто из героев вам понравился и запомнился? ( Смирнов. Учитель. А мне понравились крысы, они такие хорошенькие!)
– Что интересного было для вас? (Понравился весь мультфильм. А мне было интересно чем закончится эксперимент.)
– Нашли ли ответы на наши вопросы? (Да.)
– Может у вас возникли новые вопросы? (Почему эксперимент проводили на крысах, а не на других животных. А почему в нашей школе нет живого уголка, а в той школе есть?) Что-то было не понятно? (Да.)
– Предлагаю перечитать текст вместе. В тексте встретится много слов, значения которых могут быть непонятны. Поэтому прежде чем начнем читать я прошу своих учеников-помощников заполнить нам содержание “Словаря нужных слов”.
Ученики-помощники на доске в разделе “Словарь нужных слов” вывешивают домашние заготовки, опорные сигналы с кратким толкованием лексических значений слов или рисунки к данным словам (дома один ученик работал с одним словом): (файл Рисунки. docx).
– биология – альбинос – глазное яблоко – тритон (карточку готовил учитель) – питон (карточку готовил учитель) | – клуха – авитаминоз – эксперимент | – эффект – стерильная пища – гуманные соображения – Ребята, прочитайте значение слов, которые ребята нашли дома. Обратите внимание на рисунки, они вам помогут понять значение слова. 4. Перечитывание текста и беседа по содержанию. Текст отдельными частями читают хорошо читающие дети и учитель. Олег Григорьев Мир был, как глобус, синь и кругл. Учитель биологии ходил по классу из угла в угол. И читал лекцию о питании человека. В связи с научными достижениями века. – Итак, мы в школе на уроке биологии. Что такое биология? Ответ можно найти на доске в разделе “Словарь нужных слов”. (Этот предмет, изучающий живых существ – человека, животных, растения.) Тема этого урока – “Питание человека”. – Дорасти до потолка в наше время относительно просто. Для этого открыт в природе витамин А – витамин роста. – Мы ответили на один из вопросов? ( Да. Витамин роста – витамин А.) Особенно много витамина А содержит в себе морковь. – Кто такие альбиносы? (Животные белого цвета.) Интересно, зачем они понадобились? Да смотри не задерживайся у попугаев и не задавай им никаких вопросов – Похоже, Смирнов – ученик любознательный. Интересно, почему именно его попросили сходить в живой уголок? (Смирнов всегда помогает в живом уголке, любит животных, заботливый, исполнительный .) Заодно поймай на окне самую толстую муху И накорми в террариуме тритона. – Кто такой тритон? (Ящерица.) Тритон – небольшой по размеру 13–14 см в длину, неуклюж и некрасив. Тритоны плохо видят, так что ловля пищи для них сложна. Проворных насекомых им поймать трудно, поэтому они голодают. Будь осторожен – не спугни с яиц клуху. – Ребята, понять кто такая клуха вам поможет рисунок, который находится в “Словаре нужных слов”. И опасайся питона. – Необычный в этой школе живой уголок: здесь и крысы, и ящерица, и курица яйца высиживает, и змея есть – питон… Кто такой питон? (Большая змея.) Питон – гиганская змея. Достигает размеров от 6 и более метров. Чтобы завладеть добычей, змея обвивается вокруг своей жертвы, душит ее, а потом заглатывает. Жертвой питона может быть животное гораздо большее самого питона. А Смирнов, похоже, свой человек в живом уголке, и животных, кажется, любит и не боится. А пока Смирнов ходит вниз, расскажу я вам немного про крыс. Вы знаете, какие это вредные и нахальные животные. – А тема урока какая?( Питание человека.) Интересно, при чем здесь крысы? (На крысах будет учитель проводить эксперимент.) Особенно крысы опасны, когда бывают голодные. – К отряду грызунов, – сказал Иванов. Только прекрати грызть яблоко. А ты, Мехнов, отвернись от окна И поверни ко мне хотя бы одно глазное яблоко. – Вы заметили как О. Григорьев играет словами? ( Слова яблоки используются в этой игре.) В каком значении? Рисунки – помощники на доске помогут ответить на этот вопрос. (Яблоко и глазное яблоко похожи по форме.)А в чем провинился ученик Мехнов? (Он отвлекался на уроке, смотрел в окно.) Если с крысами не бороться и дать им свободно плодиться, – Как по-другому сказать? (Опыт.) Вот этому крысенку мы повесим бирку со знаком “плюс” – То есть какую? (Совсем без витаминов.) А для чего? (Чтобы доказать, что пища богатая витаминами полезна, а пища без витаминов приводит к тому, что живой организм плохо развивается.) Чтобы вызвать у него авитаминоз. – Что такое авитаминоз можно прочитать в “Словаре нужных слов”. ( Нехватка витаминов в организме.) И примерно через месяц мы увидим, – По-другому как можно сказать? ( Результат.) Конечно, в том случае, если крыса с “плюсом” – То есть, если здорова. Вы поняли, какого результата надо ожидать?( Да.) Проходит неделя, проходит другая, – Почему? Что случилось? (Обе крысы выросли, не видно никаких изменений в их развитие.) Выросла крыса, которой в пище – Вы догадались почему? Какое предположение возникает?( Крыс кормили пищей богатой витаминами.) Однажды, перед тем как начать урок, – Откуда взялась морковка, вы догадались? (Морковку принес Смирнов.) Учитель хотел морковку отнять, но крыса огрызалась – Тут, видимо, кто-то есть, – – Кого он увидел? (Смирнова.) Решил учитель и оглядел комнату. – – Что значит поступок “из гуманных соображений”? Я предлагаю разные варианты ответов выберите подходящий вариант(учитель на доске вывешивает опорные сигналы):
(Поступок “из гуманных соображений” – это добрый поступок, бескорыстный поступок, поступок ради других, поступок от чистого сердца, полезный поступок.) Ответы детей учитель фиксирует на доске. Смирнов опустил глаза и сквозь слезы сказал: – Ну не плачь, опыт ты не сорвал, – Чему же повредил Смирнов? (Крыса с биркой “минус” выросла больше, чем с биркой “плюс”, потому что Смирнов лучше ее кормил.) И чтобы не возникли у кого-нибудь сомненья и придирки, – Как вы думаете, для Смирнова это строгое наказание? Почему учитель поступил так? (Нет для Смирнова это не наказание и учитель знает об этом. Смирнов очень любит животных и готов для них сделать все что угодно. Тем более по мультфильму он попросит помощи у родителей.) 5. Работа с текстом после прочтения. – Мы прочитали произведение Олега Григорьева “Витамин роста”. Думаю, мы теперь можем вернуться к вопросам, которые у нас возникли в начале урока, чтобы дать на них верные ответы. Ответы детей учитель фиксирует на доске в разделе “Я знаю” (правая сторона доски), он переносит вопрос с левой части доски к ответам. (файл Рисунки.docx) – Может быть, у вас возникли новые версии того, почему произведение названо “стихотворема”? Для этого еще раз ответим на вопрос, с какой целью проводился эксперимент. (Чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти.) На доске опорные сигналы : (файл Рисунки.docx) стихотворение + теорема + поэма = стихотворема, т.е. стихотворный рассказ с доказательством теоремы. – Это наше предположение. Может быть, Олег Григорьев и согласился бы с нашими рассуждениями. Дети работают в парах. – Кто готов свои работы может вывесить на доске. Дети вывешивают свои работы. – Что скажете о своих работах? (Смирнов на рисунках меняется. Сначала мы нарисовали его маленьким, а затем он становился все больше и больше.) Учитель угощает учеников витаминками. – В начале урока ваши знания о пользе витаминов были какими? Выберите картинку на вашей парте, которая соответствует вашему ответу. Дети выбирают одну из картинок: (файл Рисунки.docx)
– А теперь оцените ваши знания. Выберите соответствующую картинку. Дети выбирают одну из картинок. – Покажите ваши картинки. Выросли ваши знания? (Да, выросли. Мы стали знать больше.) – Что нового для себя узнали из стихотворемы? Какие знания вынесли с урока биологии? А узнали .что-то новое о самих себе? (Ответы детей.) 8. Домашнее задание по выбору: Источник ➤ Adblockdetector |