3 класс. Чтение. Уроки и переменки. О. Григорьев «Витамин роста».
3 класс. Чтение. Уроки и переменки. О. Григорьев «Витамин роста».
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
О. Григорьев «Витамин роста».
Введение
Встаньте ровно, ребятишки,
И девчонки и мальчишки!
Руки вверх все – потянулись. (3 раза).
Все друг другу улыбнулись.
Здоровья всем мы пожелаем
И работать начинаем.
Прочитайте пословицы. Определите общую тему пословиц.
Здоровье дороже золота.
Здоровья не купишь.
Ум да здоровье всего дороже.
В здоровом теле здоровый дух.
Болезнь человека не красит.
— А как вы думаете, почему сегоднязанятие начали с пословиц о здоровье? (Наверное, будем читать произведения на эту тему.)
— А как сохранить и поддержать здоровье? Что надо делать?
-О чём говорят следующие пословицы и поговорки?
Ешь правильно – и лекарство не надо.
Обед без овощей – праздник без музыки.
Зелень на столе – здоровья на сто лет.
Хлеб да капуста никого не подпустят.
(Нужно правильно питаться, есть овощи и фрукты)
— А почему надо есть овощи и фрукты? Чем они так полезны? Я вам загадаю загадку, а отгадка поможет вам ответить на мой вопрос.
В каждом возрасте полезен
От рожденья до седин.
Он сражается с болезнью
Друг надежный …(витамин).
Словарная работа.
Витамины — это вещества, необходимые для питания человека. Известно около 30 витаминов. Каждый витамин выполняет определенную задачу в организме. Их обозначают латинскими буквами.
Витамин А — защищает от болезнетворных вирусов и микробов, влияет на зрение.
Витамины группы В (В1, В2, В3, В5, В6, В12 ) обеспечивают организм энергией, нужны для работы нервной системы и кишечника.
Витамин Д – помогает сохранить здоровыми зубы и кости.
Витамин Е – защищает организм то воздействия радиации и ядовитых веществ.
Витамин С – это витамин витаминов. Он поддерживает иммунитет и повышает сопротивляемость организма простудам.
Организм человека не способен запасать витамины впрок и поэтому должен получать их регулярно в полном объёме.
Отрывок из стихотворения А. Барто.
Скоро десять лет Сереже,
Все никак не может
До Сережи дорасти.
Брату все разрешено —
Он в четвертом классе!
Может он ходить в кино,
Брать билеты в кассе.
— О чём мечтает герой?
— Как вы думаете, существует ли такой витамин?
-На этот вопрос поможет ответить человек, произведение которого мы будем читать.
— Откройте учебник на стр. 168.
— Прочитайте название произведения и фамилию автора. Знаком ли автор? Какие произведения он создал? (Стихи).
Об авторе.
Олег Григорьев — поэт с очень непростой и трагической судьбой. Особенно это видно, если читать его взрослые стихи. Но для детей Олег Григорьев — это весёлый, немного хулиганистый поэт. Его часто сравнивают с Остером и Хармсом, но Олег Григорьев — это самобытный и запоминающийся писатель, стихи которого с удовольствием цитируют и дети и взрослые.
Оле́г Евге́ньевич Григо́рьев ( 1943, Вологодская область) — российский поэт и художник.
Родился в эвакуации в Вологодской области. Отец по возвращении с фронта запил, и мать (фармацевт) с двумя детьми переехала в Ленинград. В детстве жил в центре, неподалёку от Дворцовой площади, позже жил на Васильевском острове недалеко от Смоленского кладбища.
С раннего возраста увлекался рисованием. С 1956 по 1961 г. учился в СХШ при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, в одном классе с Михаилом Шемякиным, с которым дружил. Закончил СХШ в 1961 году.
Как отмечает исследователь творчества Григорьева Михаил Яснов: «Он должен был стать художником, но, по его собственным словам, „не отстоял себя как живописца“. В начале шестидесятых Григорьева изгнали из художественной школы при Академии художеств. Изгнали за то, что рисовал не то и не так. За то, что был насмешлив и скандален. За то, что имел особый взгляд, улавливающий смешную и трагичную алогичность жизни».
В дальнейшем Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником. В 1961 году сочинил четверостишие «Я спросил электрика Петрова», ставшее известным «детским народным» стихотворением.В 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», ставшую популярной; по нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Апельсин») были сделаны выпуски журнала «Ералаш». Многие его стихи вошли в питерский городской фольклор.
В 1981 году в Москве вышла вторая его детская книга — «Витамин роста». Стихи из неё вызвали негодование у некоторых представителей официальных литературных кругов, в частности у Сергея Михалкова, и Григорьев не был принят в Союз писателей СССР.
В 1985 году Леонид Десятников написал одноактную классическую оперу для детей, для солистов и фортепиано «Витамин роста» по одноимённой поэме Олега Григорьева. В 1988 году по этой же поэме был снят одноимённый мультфильм (реж. Василий Кафанов)
Следующая книга Григорьева, «Говорящий ворон», вышла уже в перестройку, в 1989 году. В том же году он получил вторую судимость («за дебош и сопротивление милиции») с условным сроком; многие поэты и писатели выступили тогда в его защиту. За полгода до смерти был принят в Союз писателей.
Умер 30 апреля 1992 года в Санкт-Петербурге.
Уже после его смерти вышло несколько красочно оформленных книг с его произведениями, в том числе в переводе на немецкий и на французский язык.
— Какие стихи О. Григорьева вы читали?
— В чём особенности стихов Олега Григорьева? (Они короткие, смешные, весёлые, герои в них – дети).
— Новое произведение тоже стихотворение? (Нет, стихотворема).
— Что может обозначать это слово? Как образовалось? (Стихи + творить).
-Можно предположить, кто герои стихотворемы?
(. Учитель биологии ходил по классу из угла в угол
И читал лекцию о питании человека.
В связи с научными достижениями века.
— Дорасти до потолка в наше время
Относительно просто.
для этого открыт в природе
Витамин А — витамин роста.
Особенно много витамина А
Содержит в себе морковь.)
— Как вы думаете, почему это произведение включено в раздел « Уроки и переменки»?
Вопросы, на которые нужно ответить после прочтения:
- Какой витамин является витамином роста?
- Где он содержится?
- Кто главные герои стихотворемы?
Работа после чтения 1 части.
— Понравилось произведение?
-На какие вопросы вы можете дать ответы, прочитав 1 часть?
— Какое по жанру напоминает это произведение? (рассказ в стихах)
-Перечитайте 1 часть и подчеркните ключевые, главные слова, не более 8-10 словосочетаний.
— Задание на внимание. Выписаны ключевые слова, прочитайте и проверьте, всё ли верно:
Витамин В ( витамин А)
Серые крысы ( белые крысы)
Чтобы вырос с тыкву ( вырос с арбуз)
— С какой целью проводился эксперимент? (Чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти.)
— Удался ли эксперимент?
(. Учитель, за опытом наблюдая,
Ничего не может понять.
Выросла крыса,
Которой в пище
С избытком давали витамин А,
Но так же выросла
И другая крыса,
И даже больше раза в два.
— Тут, видимо, кто-то есть, —
Решил учитель и оглядел комнату. —
Ну да, так и есть! —
Из-под стола торчали чьи-то пятки.
— Кто это тут играет в прятки?
Ах, это ты, Смирнов!
Ну да. я так и знал.
Ты как это здесь оказался?)
Итоги
Познакомились с произведением О. Григорьева «Витамин роста»; с биографией и творчеством писателя;
Источник
«Открытие секретов роста в стихотвореме О.Григорьев «Витамин роста»».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения 3 класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
29.11_lit_chten.docx | 31.34 КБ |
lit.29.11.pdf | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема: « Открытие секретов роста в стихотвореме О.Григорьев «Витамин роста» ».
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 1»
Жанр – рассказ в стихах или стихотворема, т.е. стихотворный рассказ с доказательством теоремы
Художественная задача текста – поделиться открытиями в науке и в личностном росте человека, воздействовать на эмоции и воображение читателя
Тип урока – урок работы с новым текстом.
а) проследить по тексту, какие открытия в науке и в личностном росте человека делает герой стихотворемы,
б) привлечь внимание к необычному строению стихотворемы: разная длина строк, использование сразу двух речевых стилей – разговорного и научного,
I Актуализация знаний.
1. Введение в тему урока.
– Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок литературного чтения. Ваши ожидания? (Будет интересный урок.) Какое произведение по настроению вы хотите прочитать? (Веселое. / Грустное.)
. Отгадайте загадку? Слайд 2,
В каждом возрасте полезен
От рождения до седин.
Он сражается с болезнью –
Друг надежный – … (витамин).
– Кто из вас употребляет витамины? (Ответы детей.)
– Какие витамины вы знаете? ( А, В, С, витамины для взрослых, витамины для детей…)
– Где они содержатся? ( В фруктах, овощах …) Слайд 3
– А для чего употребляют витамины? (Чтобы быть здоровыми. Не болеть.)
– О чем больше всего мечтают маленькие дети? (Вырасти.) Слайд 4
– А что нужно сделать, чтобы ускорить процесс роста? (Есть витамины, заниматься спортом.)
– А может существуют специальные витамины, витамины роста? (Нет./Да.) Слайд 5
– Вы, точно, знаете название витаминов, которые необходимы для роста? (Нет.)
– Вопрос был один, а мнений несколько. Что будем делать? (, можно обратиться к учебнику,.)
II Развитие умений
2 . Работа с текстом до чтения.
– Ответы на эти вопросы знает человек, произведение которого мы будем читать на уроке.
– Хотите узнать кто он?
– Какой секрет откроет нам?
– Откройте учебник, на странице 168 и попытайтесь извлечь как можно больше информации, прочитав имя автора, название произведения, рассмотрев иллюстрации.
– Кто автор? (Олег Григорьев)Слайд 6
– Что вам известно о нем? ( Марк с сообщением) после слайд 7
– Что это за произведение? (Стихотворема.)
– Что такое стихотворема? ( Предположение детей.) Ответов прозвучало много и все они разные, но точного определения мы так и не имеем. Поэтому вопрос остается открытым.
На доске учитель фиксирует вопросы, которые возникли во время обсуждения, в разделе “Вопросы”, левая часть доски: 1. Что такое стихотворема? Первый лист на доске .
– Как называется произведение? ( “Витамин роста”.)
– По названию можно предположить, о чем будет это произведение? (О витаминах, которые помогают расти.)
– Из названия удалось ли узнать, как называется витамин роста? (Нет.)
На доске: 2. Как называется витамин роста? ( Второй лист на доску.)
– Может быть, ответить на эти вопросы помогут иллюстриции?
Учащиеся рассматривают иллюстрации к произведению.
– Где находится витамин роста?
На доске: 3. Где находится витамин роста? ( Третий лист на доску)
– Можно предположить, где происходят действия? (Нет.)
– Почему произведение включено в раздел уроки и перемены? (Оно, наверное, связано со школой.)
– Вопросов накопилось много, а ответов нет. Что делать? (Нужно прочитать произведение.).
3. Первичное знакомство с текстом.
Дети начинают комментировованное чтение по абзацу (комментированное чтение, диалог с автором)
Мир был, как глобус, синь и кругл.
Учитель биологии ходил по классу из угла в угол.
И читал лекцию о питании человека
В связи с научными достиженьями века. ( Где мы находимся? Итак, мы в школе, на уроке биологии. Это предмет, изучающий живых существ – человека, животных, растения. Тема этого урока – «Питание человека».) Слайд 9
– Дорасти до потолка в наше время
Для этого открыт в природе
Витамин А – витамин роста. (Мы ответили на один из вопросов? Обратить внимание детей на этот ответ)
Особенно много витамина А
Содержит в себе морковь.
Наверное, поэтому у маленьких детей,
И особенно у зайцев,
К ней такая большая любовь. ( Что мы узнали из этого абзаца? Похоже, этот учитель с чувством юмора.)
Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз
И принеси из живого уголка
Двух маленьких белых крыс.
Этих милых, крошечных альбиносов. ( Какое новое слово нам встретилось? Альбиносы – животные белого цвета. Интересно, зачем они понадобились?) Слайд 9
Да смотри не задерживайся у попугаев
И не задавай им
Никаких вопросов. (Похоже, Смирнов – ученик любознательный. Интересно, почему именно его посылают в живой уголок?)
Заодно поймай на окне
Самую толстую муху
И накорми в террариуме
Тритона. ( Опять новое слово! То есть ящерицу.)Слайд 10
Не спугни с яиц клуху
И опасайся питона. (Какой в этой школе живой уголок? Необычный в этой школе живой уголок: здесь и крысы, и ящерица, и курица яйца высиживает, и змея есть – питон… А Смирнов, похоже, свой человек в живом уголке, и животных, кажется, любит и не боится.)
А пока Смирнов ходит вниз,
Расскажу я вам немного про крыс.
Вы знаете, какие это вредные
И нахальные животные. (А тема урока какая? Интересно, при чём здесь крысы?)
Особенно крысы опасны,
Когда бывают голодные.
Тогда они из склада в склад
Целыми стаями по городу носятся.
Кстати, кто скажет,
К какому отряду крысы относятся?
– К отряду грызунов, –
Только прекрати грызть яблоко.
А ты, Мехнов, отвернись от окна
И поверни ко мне
Хотя бы одно глазное яблоко. (Вы заметили, как Олег Григорьев играет словами? А в чём провинился ученик Мехнов?)
Если с крысами не бороться
И дать им свободно плодиться,
Они бы всю землю заняли в год,
И нам пришлось бы
На тесном Марсе ютиться. (Посмотрите, как наш художник представил себе эту картину.)
Человечество ведёт с ними
С переменным успехом:
Их травят мышьяком, Слайд 10
На них ставят капканы,
И вот теперь научились
Убивать их смехом.
В каком-нибудь складе,
Где их целое общество,
Или попросту популяция,
И включается мультипликация.
И на том месте фильма,
Кота ремешком драть,
Так что искры летят из меха,
Крысы задирают ноги
И начинают так неистово хохотать,
Что лопаются от смеха.
Однако что это так долго
Неужели опять питона
Не задвинули на засов? (А что, бывало уже такое?!)
Ах, вот и он сам. явился!
Что ж ты так долго не шёл?
А я думал, ты куда-нибудь
Итак, с сегодняшнего дня
Мы начинаем эксперимент. (Как сказать по-другому? Опыт. Начинается какой-то опыт, наверное, по теме урока.)
Вот этому крысёнку
Мы повесим бирку со знаком «плюс»
И будем кормить его пищей,
Богато насыщенной витамином А,
Чтобы он вырос у нас с арбуз. (То есть чем кормить?)
Другому, вот этому,
Из клетки хвост,
Мы будем давать
Стерильную пищу, (То есть какую? Слайд 10 (Совсем без витаминов.) А для чего?)
Чтобы вызвать у него
Авитаминоз. ( Нам снова встретилось не знакомое слово, что оно означает? Слайд 10
И примерно через месяц
Какой из этого получится эффект. (То есть результат.)
Конечно, в том случае,
Если крыса с «плюсом»
Не имеет в своих генах дефект . (То есть если здорова. Вы поняли, какого результата надо ожидать?)
И вот уже опыт пора прекращать.
Учитель, за опытом наблюдая,
Ничего не может понять. (Почему? Что случилось?
С избытком давали витамин А,
Но также выросла
И даже больше раза в два. ( Вы догадались почему? Какое предположение возникает ?)
Перед тем как начать урок,
Которая не получала витамина А,
С жадностью ела морковку. ( Отгадайте, откуда взялась морковка? Догадались? )
Учитель хотел морковку отнять,
Но крыса огрызалась
И отпрыгивала ловко.
– Тут, видимо, кто-то есть, – ( Кого он увидел, как вы думаете. Проверим .)
Решил учитель и оглядел комнату. –
Ну да, так и есть! –
Из-под стола торчали чьи-то пятки.
– Кто тут играет в прятки?
Ах, это ты, Смирнов! ( Мы были правы, это действительно Смирнов !)
Ну да. я так и знал.
Ты как это здесь оказался?
– У меня шнурок развязался,
Я его на бантик хотел завязать,
А он у меня на узел завязался. –
Из-под стола вылезли ноги Смирнова,
Из карманов его
Покачиваясь из стороны в сторону,
Зелёная ботва. ( А вот и ответ на вопрос!)
– Красна девица сидит в темнице? –
Задал учитель вопрос в упор.
Смирнов быстро сунул в карман «косицу»
И сказал в ответ: – Я знаю, это помидор.
– Разгадываешь загадки ты ловко,
Можешь не хитрить.
Я знаю, что у тебя в кармане
Скажи, Смирнов, откровенно,
Ты крысу кормил
Из гуманных соображений
Или из шалости? ( Что значит «из гуманных соображений»? – То есть потому что любил и жалел.)
Смирнов опустил глаза
И сквозь слёзы сказал:
– Не из гуманных соображений,
А от жалости. ( Смирнов не знает этого слова, но кормил действительно от жалости. Попробуйте предположить: учитель накажет или похвалит ученика? А вы бы на его месте?)
Опыт ты не сорвал,
А даже подтвердил. (То есть доказал, что… витамин А действительно витамин роста.)
Вот только внешней стороне дела
Ты немножечко повредил. (Чему же повредил Смирнов? – Крыса с биркой «–» выросла больше, чем с биркой «+», потому что Смирнов её лучше кормил.)
И чтобы не возникли у кого-нибудь
Сомненья и придирки,
И переставлю на клетках бирки.
А поскольку за нарушенье
Ты основной ответчик,
То сделаешь дома к весне, в наказанье,
И принесёшь в живой уголок скворечник. (Как вы думаете, это для Смирнова строгое наказание? Похоже, учитель простил его за срыв эксперимента.)
Дети выразительно читают вторую часть. Давайте посмотрим, как меняется интонация учителя на протяжении второй части.
5.Обобщающая беседа. – Мы прочитали произведение Олега Григорьева “Витамин роста”. Думаю, мы теперь можем вернуться к вопросам, которые у нас возникли в начале урока, чтобы дать на них верные ответы.
– Какой же витамин является витамином роста и где он содержится? ( Витамин А –витамин роста. Он содержится в моркови.)
– Может быть, у вас возникли новые версии того, почему произведение названо “стихотворема”? Для этого еще раз ответим на вопрос, с какой целью проводился эксперимент. (Чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти.)
– Учитель утверждал на уроке, что для того, чтобы вырасти, необходимо употреблять в пищу витамин А. Доказать это он решил на опыте с крысами, чтобы все ученики убедились. В математике подобные утверждения, в истинности которого убеждаются при помощи доказательства, называется теорема. Значит, на уроке биологии доказывали биологическую теорему.
– Что напоминает по жанру произведение Олега Григорьева? (Рассказ в стихах.)
– Стихотворную повесть или рассказ в стихах иначе называют поэма. Можем теперь выделить составляющие “стихотворемы”: Слайд 11
стихотворение + теорема + поэма = стихотворема, т.е. стихотворный рассказ с доказательством теоремы.
– Это наше предположение. Может быть, Олег Григорьев и согласился бы с нашими рассуждениями.
– В произведении О. Григорьева “Витамин роста”, на уроке биологии учитель проводил что? ( Эксперимент.) Подберите слова синонимы к слову эксперимент. (Опыт, исследование.)
– Хорошо. Я хочу вам предложить провести тоже исследование. Но не с крысами, а с текстом.
– Главный герой произведения – Смирнов. Мы наблюдаем за ним на протяжении всего текста. Я предлагаю вам работу в парах:
на листочке, который у вас лежит на столе, нужно нарисовать, изобразить с помощью знаков или цвета, как меняется ваше отношение к главному герою, Смирнову. Вы можете пользоваться текстом.
Дети работают в парах.
– Кто готов показать свои работы на доске.
Дети вывешивают свои работы.
– Что скажете о своих работах? (Смирнов на рисунках меняется. Сначала мы нарисовали его маленьким, а затем он становился все больше и больше.)
– Почему Смирнов “вырос” у вас на ваших рисунках? Ведь он сорвал эксперимент? (Смирнов совершает гуманный поступок из жалости к крысам. Его доброта и любовь к животным очень велики, и он “растет” в наших глазах, становится взрослее.)
– А как бы вы поступили на месте Смирнова ? (Кормили бы крыс одинаковой едой, чтобы они не погибли. Крысы ведь живые, их жалко.)
– Согласны ли вы с названием произведения “Витамин роста”? Почему? (“Растут” в этом произведении не только крысы, но и ребенок – ученик Смирнов. Он совершает “взрослый” поступок из жалости к крысам. Учитель понял и оценил поступок Смирнова.)
– Только Смирнов и крысы выросли в этом произведении, может быть еще кто-то “вырос” в ваших глазах? ( Учитель. Он тоже вырос за время эксперимента, он не стал наказывать своего ученика за то, что тот нарушил ход опыта. Учитель понял и простил Смирнова. И даже, наверное, он им очень гордился.)
– На мой вопрос как называется витамин роста и где он находится, вы ответили, что это витамин А и находится он в моркови. Смирнов и его учитель не употребляли морковь и витамин А, но они “выросли” в наших глазах. Так может быть, для того чтобы “вырасти” нужно употреблять не только морковь? (Чтобы “вырасти” нужно совершать гуманные поступки, как Смирнов. Нужно делать так, чтобы окружающим было хорошо рядом с тобой.)
– А какие еще проблемы поднимает, на ваш взгляд, Олег Григорьев в своем произведении? (Проблемы любви к животным, отношения учителя и учеников, воспитание личности.) Слайд 15
– Я могу с гордостью сказать, что не только Смирнов из произведения О.Григорьева “вырос” за этот урок, “выросли” и вы у меня, мои ученики. А это самая большая награда для любого педагога. Вы выросли в своих знаниях, суждениях, а вместе с вами выросла и я, ваш учитель. Спасибо, вам за это! Учитель угощает учеников витаминками.
– В начале урока ваши знания о пользе витаминов были какими? Поставьте себе оценку на листке от 1 до 10. А теперь поставьте оценку своим знаниям в конце урока.
. – Покажите ваши оценки. Выросли ваши знания? (Да, выросли. Мы стали знать больше.)
– Что нового для себя узнали из стихотворемы? Какие знания вынесли с урока биологии? А узнали .что-то новое о самих себе? (Ответы детей.)
8. Домашнее задание по выбору:
1. Выучить отрывок из стихотворемы.
2. Узнать о других витаминах, для чего они необходимы, где находятся.
Источник