Меню

Грех вреда своему здоровью

Какие болезни даются за какие грехи?

Человеческая природа познала тление тогда же, когда познала и грех. Отпадение от Бога, нарушение единения и целости с Ним привели к тому, что человек стал болеть и умирать. К сожалению, такое нарушение изначальной человеческой природы неизменно и находится в каждом из нас. Господь дарует каждому человеку возможность спасти свою бессмертную душу, но нет человека, в котором не было бы греха.

Почему страдает человек

Если грех настолько нарушил природу человека, существует ли взаимосвязь тех или иных заболеваний с конкретными грехами, присущими конкретному человеку? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, потому что грехи человеческие бесчисленны, как песок морской. И если бы Господь проявлял бы к нам не милость, а справедливость — каждый из нас бы заслуживал тягчайших наказаний и тяжелейших болезней.

Но к счастью, так не происходит. Но в этом нет никакой человеческой заслуги. Только Господь Бог по великой своей милости ведет каждого из нас теми путями, которые лучше всего подходят для нашего спасения.

Болезнь не всегда является наказанием или прямым следствием какого-то одного конкретного греха. Мы не можем достоверно знать, почему Господь приготовил нам именно такой путь, но должны смиренно доверять Его Промыслу. В таком случае любая болезнь может принести большую духовную пользу человеку.

Таблица взаимосвязи грехов и болезней

Тем не менее, проследить определенную связь болезни и греха, к ней приведшего, возможно. Конечно, не нужно к подобной классификации относиться слишком строго. Это скорее некий ориентир, опираясь на который, человеку может стать понятнее, на какие грехи стоит обратить больше внимания, с чем бороться в первую очередь.

Далее приведем таблицу с перечнем некоторых заболеваний (как психических, так и соматических) и те греховные страсти, которые могут привести к недугу.

Болезнь Грех или страсть
Шизофрения Самомнение, своеволие, излишняя самоуверенность
Эпилепсия Упрямство, жестокосердие
Истерики Тщеславие, жажда внимания и славы
Депрессия Уныние, неверие, не упование на Бога
Язвенная болезнь Трусость, угодничество перед людьми или, наоборот, постоянный поиск конфликтных ситуаций
Тиреотоксикоз Чрезмерное рвение, самонадеянность, вера в то, что человек сам может все. Противопоставляется этому умеренность во всем, упование на Господа
Ишемическая болезнь сердца Жестокосердие, чрезмерные амбиции, желание получать большего, притязательность. Для борьбы нужно развивать в себе благодарность, скромность, самодисциплину
СПИД Наркомания, блуд, отсутствие целомудрия
Ожирение, сахарный диабет Чревоугодие, неумеренность в пище, гортаннобесие
Бесплодие и импотенция Прелюбодеяние, блуд, грехи абортов
Неврозы и психозы Сребролюбие, гнев, властолюбие
Астения Неверие в Бога, леность, праздность

Этот небольшой перечень может быть пополнен еще множеством причинно-следственных связей. Важно понимать, что нельзя бороться с одним-единственным грехом, вызвавшим, вероятно, то или иное заболевание. Духовная составляющая человека -это очень тонкий мир, тут не действуют логические законы причины и следствия.

Молитвы во время болезни:

Для того, чтобы получить исцеление как телесное, так и духовное, человек должен всесторонне позаботиться о своей душе. Необходимо каяться во всех своих совершенных грехах, которые мы можем припомнить, и стараться в целом исправить свою жизнь по христианским заповедям.

Борьба только с одной определенной страстью не даст никакого результата, да и не возможно преодолеть какой-либо грех без полного переосмысления всей своей жизни. Кроме того, в православной традиции можно часто услышать фразу, что мать всех грехов — гордыня. Поэтому, если мы не боремся со своими грехами, мы обязательно впадаем в гордыню. Эта смертельная страсть способна действительно привести человека не только к телесной смерти, но и к духовной погибели.

Как правильно лечиться

Еще какое-то столетие назад вполне нормальным вопросом, который доктор задавал пациенту, был: «Как давно вы исповедовались и причащались?». Такой вопрос никого не удивлял, потому что народ в массе своей был верующий, и если даже не сильно соблюдал все предписания веры, то, как минимум, не сомневался в их справедливости и необходимости.

Современная медицина, безусловно, совершила огромный рывок в изучении тех процессов, которые протекают в организме человека. Сегодняшние медицинские технологии, лекарственные средства, профессиональная подготовка кадров позволяют преодолевать те заболевания, которые столетие назад считались смертельными. Чего стоит одно лишь изобретение антибиотиков в середине ХХ века, которое спасло тысячи и тысячи человеческих жизней во всем мире.

Тем не менее, современная медицина, к сожалению, все дальше и дальше уходит от духовных аспектов и сути заболеваний. Вера в Бога никак не учитывается в подходах к лечению пациента. Хорошо, если заболевший человек сам понимает, что даже волос не упадет с его головы без Воли Господа, не то что болезнь не приключится. Но очень часто бывает, что пациент изо всех сил лечится, меняет специалистов, прибегает к самым передовым и прогрессивным методикам, а результата не ощущает. А все дело в том, что такой человек совершенно забыл, что он состоит не только лишь из одного тела. У него еще есть душа, дарованная Господом, которая страждет.

Интересно! История нашей Церкви имеет немало примеров, в том числе и официально задокументированных, когда искренняя молитва с верой и упованием на Господа поистине творила чудеса.

Исцелялись даже самые безнадежные больные, и таких примеров очень много. Все это говорит о том, что истинным врачевателем душ и телес является Господь Бог.

Тем не менее, это совсем не означает, что за исцелением не нужно обращаться к врачам, но только к Богу. Такой радикальный подход встречается у очень ревностных христиан, однако он часто основан на большой гордости. Такие люди считают себя достойными видимого и явного Божьего чуда, в то время как Господь часто действует прикровенно — как раз через руки врачей.

Православный христианин не должен впадать в крайности. Безусловно, в любой болезни и немощи нужно исповедоваться, причащаться, молиться, идти в храм. Но при этом необходимо и обращаться к врачам, выполнять их назначения и рекомендации с молитвой и верой, что Господь таким путем поможет в выздоровлении.

Все ли болезни — наказание за грехи?

Говоря о взаимосвязи конкретного заболевания и греха, встает вопрос — а всегда ли существует такая очевидная связь? Всегда ли болезнь — это наказание за грех, или Господь может посылать нам подобное испытание для чего-либо другого?

Святые отцы уверяют нас, что далеко не всегда болезнь — это наказание. Всемилостивый Господь очень часто не наказует своих чад, ведя их другими, только Ему ведомыми, путями ко спасению.

Так, святой старец Варсонофий в одном из своих писем к болящему духовному чаду писал, что бывают недуги, посланные для испытания. Человек, который в своей жизни не столкнулся с подобными испытаниями и трудностями, остается неопытным, не повзрослевшим. Такой человек легко впадает в искушения, его легко соблазнить. Для того, чтобы закалить в вере и духе такого христианина, Господь и может посылать болезни.

Первостепенное значение в таких испытаниях приобретает наше терпение. Если человек может нести свой Крест смиренно, с терпением и упованием на Бога, без ропота и смущения — он получает огромную духовную пользу. Конечно, это очень сложный и тяжелый путь, но Господь никогда не дает испытаний сверх меры.

Преподобного старца Паисия Святогорца однажды спросили, почему на долю одних людей выпадает множество испытаний, а другие живут, и горя не знают. Старец ответил, что те, кому приходится много претерпевать уже в этой земной жизни, должны радоваться, поскольку они тем самым облегчают свою участь загробную. По словам Писания, Господь тех наказует, кого любит. Только к наказанию этому надо относиться как к великому благу, приводящему нас ко спасению.

Читайте также:  Животное которое символизирует здоровье

Еще о причинах болезней

Помимо общих грехов, присущих человеку по его падшей природе, на болезненность накладывает отпечаток и то время, в которое мы живем. Да, сегодня удалось победить смертельные эпидемии, которые еще в Средние века убивали людей десятками тысяч. Но сегодня наша повседневная жизнь, как никогда, наполнилась стрессами и унынием. И если мы не имеем твердого основания в вере, нам очень сложно будет эти стрессы преодолевать.

По словам святителя Иоанна Златоустого, даже в самые тяжелые времена человек может пребывать в спокойствии и умиротворении, если его мысли направлены к Богу. Мы можем и должны понуждать себя противостоять суете и искушениям современного мира, не забывать о Боге. Это непросто, но если сделать хотя бы первые шаги — Господь всегда поможет и человек почувствует радость и мир в душе.

И, с обратной стороны, человеку, который не вспоминает о Боге, совершенно естественно мучаться, жить в постоянной тревоге, сомнениях, терзаниях. Неудивительно, что рано или поздно такое самоощущение выльется в физические или психические заболевания.

Святитель Иоанн также подчеркивает, что особенно приводят к болезненности таки страсти, как чревоугодие, пьянство, леность. Можно сказать, что бездействующих, праздный человек, проводящий всю свою жизнь в комфорте и расслаблении, более подвержен болезням. Это прекрасно демонстрирует наше современное общество — несмотря на очевидный прогресс медицины, здоровье людей в общей массе стало хуже, нежели 1-2 столетия назад. Раньше люди больше трудились, жили в более стесненных условиях, которые не позволяли впадать в излишнее расслабление.

Излишнее стремление к комфорту вредит не только душе человека, но и его телу. Ожирение, избыточное неправильное питание, проблемы со щитовидной железой и органами пищеварения — эти заболевания давно перестали быть редкостью. Только вот Бог их посылает в наказание, или человек сам себе их создает своим образом жизни, поступками, мышлением?

Немного о пользе болезней

Что же означает правильное отношение к болезни? Прежде всего, православный христианин должен помнить, что недуг — это посещение Божье.

Важно! По словам Исаака Сирина, болезнь тела может и должна способствовать выздоровлению души.

Прекрасный пример — евангельский расслабленный, исцеленный Христом. Этот человек много лет нес искушение недугом, но зато именно на нем стала очевидна Божья милость и великое чудо.

К сожалению, современному человеку очень трудно правильно относиться к недугам, поскольку мы сделали целью жизни не Бога, а максимальный комфорт и удобство. Конечно, никакие болезни не вписываются в такие стандарты. Но, возможно, они нам для того и даются, чтобы мы хотя бы на этот период задумались, а как и чем мы живем. И хотя бы немного повернулись к Богу, раскрыли ему свою душу.

О том, что болезни не всегда означают наказания за грехи, подтверждают и святые отцы. Многие из них на себе испытали очистительную силу телесный заболеваний. Так, святой Паисий Святогорец болел онкологией, и однажды сказал, что эта его болезнь дала ему больше, нежели все годы монашества.

Как бы ни хотели всегда жить комфортно, нет ни одного человека, который не столкнулся бы с проблемами со здоровьем. И только от нас самих зависит, приобретем ли мы этим испытанием какую-либо пользу для своей души, или же, напротив, погибнем и душой, и телом.

Источник

Грех – болезнь или преступление?

про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Гипп,
пре­по­да­ва­тель Калуж­ской духов­ной семи­на­рии

Что такое “грех”

Сего­дня чело­век очень много слышит о грехе, но почти ничего о нем не знает. Совре­мен­ная мас­со­вая куль­тура так часто исполь­зует это слово не по назна­че­нию, что оно посте­пенно лиша­ется своего истин­ного содер­жа­ния. В супер­мар­кете сим­па­тич­ная девушка в фор­мен­ном наряде пред­ла­гает про­де­гу­сти­ро­вать вино “Испо­ведь греш­ницы”. Муже­ствен­ный про­филь Брюса Уил­лиса на огром­ных реклам­ных щитах рекла­ми­рует блок­ба­стер “Город грехов”. А в эфире FM-радио­стан­ций уже лет десять гоняют шля­геры с назва­ни­ями “Греш­ной души печаль”, “Греш­ный ангел” и т.п. В резуль­тате мас­со­вым созна­нием грех сего­дня вос­при­ни­ма­ется как нечто запрет­ное, но чрез­вы­чайно при­вле­ка­тель­ное, что очень хочется совер­шить, хотя по непо­нят­ным при­чи­нам это очень не нра­вится Богу. Поэтому Он сурово нака­зы­вает тех, кто все же на это отва­жи­ва­ется.

В общем, по отно­ше­нию к греху в совре­мен­ном мире дей­ствует пси­хо­ло­гия школь­ного хули­гана: нару­шая все, что только можно нару­шить, полу­ча­ешь запрет­ное удо­воль­ствие и одно­вре­менно – зара­ба­ты­ва­ешь репу­та­цию сме­лого и неза­ви­си­мого чело­века.

При этом для всех совер­шенно оче­видно цер­ков­ное про­ис­хож­де­ние слова “грех”, но далеко не все спо­собны при­ло­жить усилия к тому, чтобы выяс­нить, как же пони­мает грех сама Цер­ковь? А ведь в хри­сти­ан­ском веро­уче­нии борьба с грехом, победа над грехом и, нако­нец, сво­бода от греха явля­ются поня­ти­ями фун­да­мен­таль­ными. И непра­вильно пони­мая слово “грех”, невоз­можно пра­вильно понять хри­сти­ан­ство вообще.

Навер­ное, проще всего рас­смот­реть учение Церкви о грехе на фоне несколь­ких усто­яв­шихся в обще­ствен­ном созна­нии заблуж­де­ний.

Что слу­чи­лось в Рай­ском саду?

Одно из самых рас­про­стра­нен­ных заблуж­де­ний отно­сится к гре­хо­па­де­нию первых людей – Адама и Евы. У нево­цер­ко­в­лен­ных людей суще­ствует довольно вуль­гар­ное мнение, что смысл его таков: Адам и Ева, наев­шись яблок (почему-то запре­щен­ных к упо­треб­ле­нию) спря­та­лись в кустах и впер­вые пре­да­лись там плот­ской любви. За что и были с позо­ром изгнаны из Рая. Таким обра­зом, все, что свя­зано с интим­ной жизнью чело­века, якобы – гре­ховно.

Это нагляд­ный пример того, что может про­изойти с рели­ги­оз­ным созна­нием народа в отдельно взятой стране, где семь­де­сят лет люди могли зна­ко­миться со Свя­щен­ным Писа­нием исклю­чи­тельно по лек­циям Союза воин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков (впо­след­ствии стыд­ливо пере­име­но­ван­ного в обще­ство “Знание”). Чело­веку, кото­рый хотя бы одна­жды держал в руках Библию, подоб­ный бред нико­гда не пришел бы в голову. Потому что на первых же ее стра­ни­цах ясно напи­сано: Адам познал свою жену уже после изгна­ния из Рая, а сле­до­ва­тельно – после гре­хо­па­де­ния, кото­рое, таким обра­зом, ну никак не могло заклю­чаться в плот­ском соитии первых людей. Более того, Апо­стол Павел прямо пишет, что “брак – честен, и ложе – нескверно есть…”. А Цер­ковь уже в сере­дине тре­тьего века выра­зила свое отно­ше­ние к поло­вой жизни в браке, опре­де­лив в первом пра­виле Ган­гр­ского Собора: “Аще кто пори­цает брак, и женою верною и бла­го­че­сти­вою, с мужем своим сово­куп­ля­ю­ще­юся, гну­ша­ется, или пори­цает оную, яко не могу­щую внити в цар­ствие: да будет под клят­вою (т.е. – отлу­чен)”.

Так что же такое гре­хо­па­де­ние – с хри­сти­ан­ской точки зрения? Цер­ковь утвер­ждает, что нару­ше­ние пер­выми людьми запо­веди Божией – это не просто личный посту­пок, имев­ший для них печаль­ные послед­ствия. В хри­сти­ан­ском веро­уче­нии гре­хо­па­де­ние рас­смат­ри­ва­ется как гло­баль­ная ката­строфа, кото­рая пора­зила Адама и Еву, все их потом­ство и весь сотво­рен­ный мир на много тыся­че­ле­тий вперед. По цер­ков­ному пре­да­нию, Бог сотво­рил чело­века, вложив в его есте­ство начатки всего, что было сотво­рено Им ранее. Чело­век стал венцом тво­ре­ния, потому что все тво­ре­ние было в нем пред­став­лено, и он обла­дал такой пол­но­той веде­ния о мире, кото­рую совре­мен­ным ученым невоз­можно даже вооб­ра­зить. При этом, Бог, созда­вая чело­века по Образу и Подо­бию Своему, вложил в него духов­ное начало. Чело­век – един­ствен­ное духовно-телес­ное суще­ство во Все­лен­ной, и в этой двой­ствен­но­сти своего есте­ства – уни­ка­лен. По Боже­ствен­ному Замыслу он должен был объ­еди­нять в себе мир телес­ный с миром духов­ным. Пред­стоя Богу от лица всего мате­ри­аль­ного мира, он гос­под­ство­вал над этим миром, неся в себе Боже­ствен­ное начало. Адам был царем мира по самой своей при­роде. Через него все тво­ре­ние было при­звано иметь радость бытия в любви и еди­не­нии со своим Созда­те­лем.

Читайте также:  Психологическое здоровье людей пожилого возраста

Вот это един­ство вза­им­ной любви и было раз­ру­шено в гре­хо­па­де­нии. Нару­шив по под­сказке сатаны запо­ведь о нев­ку­ше­нии плодов с древа позна­ния добра и зла, чело­век, по сути – совер­шил пре­да­тель­ство по отно­ше­нию к Богу. Он пере­сту­пил некую грань в отно­ше­нии к своему Созда­телю. И для любви за этой гранью места уже не было. Чело­век как бы сказал Богу: Ты гово­ришь, “не вкушай этих плодов, потому что умрешь”? Я Тебе не верю. Сатана гово­рит, что, вкусив их, я стану во всем равен Тебе. А значит, смогу жить без Тебя.

Это душев­ное устро­е­ние и ока­за­лось тем страш­ным резуль­та­том нару­ше­ния запо­веди, о кото­ром Бог пре­ду­пре­ждал чело­века. Стрем­ле­ние к бытию без Бога глу­боко вошло в чело­ве­че­скую при­роду. Тра­ге­дия гре­хо­па­де­ния заклю­ча­лась в том, что чело­век был заду­ман Богом как помощ­ник, и в общую кар­тину миро­зда­ния он был вписан как намест­ник Бога на Земле. Отпав от Творца, он, конечно же, не стал равным Творцу. А вот цар­ствен­ное пред­на­зна­че­ние свое утра­тил. Когда вместо воли Божией чело­век начал испол­нять свою волю, сотво­рен­ный мир просто пере­стал его вос­при­ни­мать. И из царя при­роды, чело­век пре­вра­тился всего лишь в ее часть, под­чи­нив себя общим зако­нам мате­ри­аль­ного мира. Но и это не было самым страш­ным. Гораздо тра­гич­нее было то, что послу­шав одна­жды совет диа­вола, чело­век, в сущ­но­сти, испол­нил его жела­ние. Иначе говоря, поже­лав обре­сти неза­ви­си­мость от Бога, он тут же начал испол­нять волю сатаны. И искусно управ­ляя жела­ни­ями чело­века, сатана полу­чил власть и над мате­ри­аль­ным миром. Поэтому Хри­стос в Еван­ге­лии и назы­вает сатану “князем мира сего”. Эта власть, конечно же, не явля­ется абсо­лют­ной, она огра­ни­чена Божиим Про­мыш­ле­нием о мире и зна­чи­тельно умень­шив­ши­мися воз­мож­но­стями чело­века в его падшем состо­я­нии. Но суть от этого не меня­ется – свое цар­ское пред­на­зна­че­ние чело­век усту­пил сатане. Это и было тем тра­ги­че­ским для всей Все­лен­ной резуль­та­том гре­хо­па­де­ния чело­века, о кото­ром Библия рас­ска­зы­вает такими про­стыми сло­вами.

Болезнь и Врач

Но воз­ни­кает вопрос: а почему все мно­го­чис­лен­ные поко­ле­ния потом­ков Адама и Евы должны нести ответ­ствен­ность за гре­хо­па­де­ние пра­ро­ди­те­лей? Ведь их дети, внуки, пра­внуки, и уж тем более такие отда­лен­ные потомки, как мы, не виновны в том, что первые люди нару­шили запо­ведь. Почему же мы рож­да­емся и живем в мире, кото­рый по-преж­нему нахо­дится во власти греха, и напол­нен жесто­ко­стью, нена­ви­стью и стра­да­ни­ями? Полу­ча­ется, Бог нака­зы­вает детей за грехи роди­те­лей? Но в таком случае, это, навер­ное, очень жесто­кий и неспра­вед­ли­вый Бог!

При­мерно так выгля­дит еще одно рас­про­стра­нен­ное заблуж­де­ние, свя­зан­ное с темой греха. Оно вызвано спе­ци­фи­че­ским пони­ма­нием про­блемы, кото­рое в бого­сло­вии назы­ва­ется “юри­ди­че­ским мето­дом”. Суть его заклю­ча­ется в том, что грех рас­смат­ри­ва­ется как пре­ступ­ле­ние, Бог – как судья, причем очень стро­гий, а чело­век – как пре­ступ­ник, кото­рый обя­за­тельно должен поне­сти тяже­лое нака­за­ние. Это пони­ма­ние греха харак­терно для като­ли­че­ского и про­те­стант­ского бого­сло­вия. Не вда­ва­ясь в его подроб­но­сти, нужно просто отме­тить: в таком бого­сло­вии пред­по­ла­га­ется, что в Адаме лично согре­шили все после­ду­ю­щие поко­ле­ния людей, не исклю­чая и нас с вами. И не ищите здесь не только любви, но и эле­мен­тар­ной спра­вед­ли­во­сти.

Пра­во­слав­ное же бого­сло­вие исполь­зует совер­шенно иные кате­го­рии. Для него грех – это смер­тель­ное забо­ле­ва­ние, чело­век – тяжело боль­ной паци­ент, а Бог – любя­щий врач. И это не просто образ, исполь­зо­ван­ный каким-то авто­ром с худо­же­ствен­ной целью. Шестой Все­лен­ский Собор прямо опре­де­ляет грех – как болезнь души. А в литур­ги­че­ской прак­тике Пра­во­слав­ной Церкви такое пони­ма­ние греха выра­жено в мно­го­чис­лен­ных молит­во­сло­виях, и самые извест­ные из них – в чине Испо­веди. Чело­веку, испо­ве­да­ю­щему свои грехи, гово­рится: “Внемли убо, понеже бо пришел еси во вра­чеб­ницу, да не неис­це­лен оты­деши”. Да и само гре­че­ское слово амар­тиа, пере­во­дя­ще­еся как “грех”, имеет еще несколько зна­че­ний, одно из кото­рых – болезнь.

При таком опре­де­ле­нии греха легко понять, почему потомки стра­дают из за гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей. Сего­дня всем известно, что целый ряд серьез­ных забо­ле­ва­ний пере­да­ются по наслед­ству. Никого не удив­ляет, что дети алко­го­ли­ков, напри­мер, могут иметь наслед­ствен­ную пред­рас­по­ло­жен­ность к алко­го­лизму, не говоря уже о целом букете сопут­ству­ю­щих забо­ле­ва­ний. И если грех – это болезнь, он вполне может пере­да­ваться по наслед­ству.

Всякая болезнь при­чи­няет стра­да­ние. Послед­ствия греха в пра­во­слав­ной аске­тике также назы­ва­ются стра­стями. Есть очень выра­зи­тель­ный образ, упо­треб­лен­ный прп. Мака­рием Еги­пет­ским, в кото­ром он упо­доб­ляет дей­ствие греха на чело­ве­че­скую при­роду – дей­ствию дрож­жей на тесто. “Как пре­сту­пив­ший запо­ведь, Адам принял в себя закваску стра­стей, так и родив­ши­еся от него, и весь род Адамов, по пре­ем­ству стали при­част­ни­ками оной закваски; а при посте­пен­ном пре­успе­я­нии и воз­рас­та­нии до того уже умно­жи­лись в людях гре­хов­ные стра­сти, что про­стер­лись они до пре­лю­бо­де­я­ний, непо­требств, идо­ло­слу­же­ний, убийств и других непо­треб­ных дел, пока все чело­ве­че­ство не вскисло поро­ками”.

В рус­ской лите­ра­туре есть сти­хо­тво­ре­ние, очень точно опи­сы­ва­ю­щее дей­ствие греха на чело­ве­че­скую при­роду. Это сти­хо­тво­ре­ние Зина­иды Гип­пиус, кото­рое так и назы­ва­ется:

И мы про­стим, и Бог про­стит.
Мы жаждем мести от незна­нья
Но злое дело – воз­да­я­нье
Само в себе, таясь, хранит.

И путь наш чист, и долг наш прост:
Не надо мстить, не нам отмще­нье.
Змея сама, свер­нувши звенья,
В свой соб­ствен­ный вопьется хвост.

И мы про­стим, и Бог про­стит.
Но грех про­ще­ния не знает,
Он для себя себя хранит,
Своею кровью кровь смы­вает,
Себя вовеки не про­щает –
Хоть мы про­стим, и Бог про­стит…

Вопрос о жесто­ком нака­за­нии за грех, таким обра­зом, попро­сту отпа­дает как оче­вид­ная бес­смыс­лица. Боль­ного и стра­да­ю­щего чело­века не нужно нака­зы­вать, он сам себя уже нака­зал. Его нужно лечить. Поэтому Бог в пра­во­слав­ном бого­сло­вии не судья, и уж никак не палач, при­во­дя­щий при­го­вор в испол­не­ние. Хри­стос – это врач, при­шед­ший исце­лить сотво­рен­ное Им чело­ве­че­ство, стра­да­ю­щее от смер­тель­ного забо­ле­ва­ния. В утрен­нем пра­виле есть чудная молитва к Божией Матери, где так и гово­рится: “…Врача рожд­шая, увра­чуй души моея мно­го­лет­ныя стра­сти”.

Смер­то­нос­ный промах

У святых отцов есть раз­де­ле­ние греха на три кате­го­рии: пер­во­род­ный, родо­вой и личный. Пер­во­род­ный и родо­вой грех – это, скорее, гре­хов­ное пора­же­ние чело­ве­че­ской при­роды. И только личный грех под­ра­зу­ме­вает пер­со­наль­ную ответ­ствен­ность чело­века за соде­ян­ное. Об этом стоит пого­во­рить подроб­нее.

Если мы попы­та­емся опре­де­лить сущ­ность греха, то с удив­ле­нием обна­ру­жим, что у греха – нет сущ­но­сти. Само зло в пра­во­слав­ном веро­уче­нии – несуб­стан­ци­о­нально, оно пара­зи­ти­рует на добре, иска­жая его сущ­ность. Так, обра­зо­ва­ние ржав­чины воз­можно лишь при нали­чии железа. Болезнь воз­можна лишь при нали­чии здо­ро­вья. А грех пара­зи­ти­рует на здо­ро­вых импуль­сах чело­ве­че­ской при­роды. Все наши вле­че­ния (вклю­чая сек­су­аль­ные и прочие физио­ло­ги­че­ские потреб­но­сти), с точки зрения пра­во­слав­ной аске­тики, нужны, добры и зало­жены в нас Гос­по­дом. А грех рож­да­ется как не вовремя и нев­по­пад реа­ли­зо­ван­ный добрый импульс. Про­стой пример: чело­век хочет есть. Про­стая и вполне есте­ствен­ная потреб­ность. Но можно просто пожа­рить себе яич­ницу, а можно отобрать зав­трак у пер­во­класс­ника. Можно взять деньги и пойти в хоро­ший ресто­ран, а можно пообе­дать в этом ресто­ране и сбе­жать, не запла­тив по счету. Можно уто­лить свой голод, а можно объ­есться и уме­реть от заво­рота кишок. Так что, грех рож­да­ется не в бого­дан­ной при­роде чело­века, а в тумане его лич­ного выбора, как неверно выбран­ное направ­ле­ние дей­ствия воли.

Читайте также:  Дыхание диафрагмой польза для здоровья

Как мы уже гово­рили, гре­че­ское слово амар­тиа, обо­зна­ча­ю­щее грех, имеет несколько зна­че­ний. А бук­вально оно пере­во­дится как “промах”. Про­ма­хи­ва­ется же чело­век оттого, что стре­ляет не в ту цель. Совер­шая грех, он наце­ли­ва­ется на что-то, попа­дет, но потом ока­зы­ва­ется, что цель была иллю­зор­ной и, кроме вреда, ничего не при­несла. Потому что Бог ставил перед ним совсем другую цель, а чело­век своим духов­ным зре­нием, помра­чен­ным стра­стями, ее даже не заме­тил. Эти про­махи ранят прежде всего самого чело­века, и в конце концов – уби­вают его.

Во второй поло­вине два­дца­того века, когда наука начала активно изу­чать дея­тель­ность мозга высших живот­ных, физио­ло­гами был постав­лен любо­пыт­ный экс­пе­ри­мент. В мозгу крысы были най­дены нерв­ные центры, фор­ми­ру­ю­щие импульсы удо­воль­ствия. В эти центры были вжив­лены элек­троды, а крысу научили нажи­мать мор­доч­кой на педаль, кото­рая вклю­чала слабый ток. Ученые соби­ра­лись иссле­до­вать пове­де­ние крысы после того, как она научится полу­чать удо­воль­ствие в обход зако­нов своей, кры­си­ной при­роды. Но их ожи­дало разо­ча­ро­ва­ние. Крыса жала на педаль до тех пор, пока не сдохла от жажды и голода. Удо­воль­ствие побе­дило даже страх смерти. Навер­ное, так уми­рают люди, имев­шие несча­стье при­стра­ститься к тяже­лым нар­ко­ти­кам…

Заме­ча­тель­ный англий­ский писа­тель-хри­сти­а­нин Клайв Льюис в “Хро­ни­ках Нарнии” писал: “Каждый чело­век полу­чает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этому рад”. Бог создал чело­века с волей, сво­бод­ной в выборе добра и зла. И нико­гда не отни­мал у него этой сво­боды. Всю чело­ве­че­скую жизнь Бог тер­пе­ливо ждет, когда чело­веку надо­ест кале­чить себя гре­хами. И если он поймет, что смер­тельно болен и обра­тится к Богу за помо­щью, Гос­подь с радо­стью исце­лит раны, кото­рые тот сам себе нано­сил всю жизнь. А если посчи­тает себя здо­ро­вым, то просто убьет себя соб­ствен­ными гре­хами. Даже Бог не может спасти нас вопреки нашей воле…

И на реклам­ных щитах рядом со словом “грех” вместо геро­и­че­ского про­филя Брюса Уил­лиса пра­виль­нее было бы изоб­ра­зить совсем другой порт­рет. Символ греха – это мерт­вая крыса, уткнув­ша­яся мор­доч­кой в завет­ную педаль…

Кому сего­дня неиз­ве­стен зна­ме­ни­тый биб­лей­ский сюжет: Адам и Ева в раю съе­дают яблоко с дерева позна­ния добра и зла, нару­шая тем самым заклю­чен­ный с Богом Завет – вку­шать со всех дере­вьев в Эдем­ском саду, кроме этого? За подоб­ный про­сту­пок пра­ро­ди­тели жестоко рас­пла­чи­ва­ются: Бог изго­няет их из Рая. И хотя в таком опи­са­нии все кажется вполне соот­вет­ству­ю­щим биб­лей­скому изло­же­нию, на самом деле оно довольно далеко от истины: нет там ни Евы, ни яблока. Но – начнем по порядку.

Во-первых, не Адам и Ева, а Адам и жена. Имя Ева (Хавва – «жизнь» – древ­не­евр.) жена пер­вого чело­века полу­чает уже после изгна­ния из Эдема. «Бук­во­ед­ство!» – может воз­му­титься совре­мен­ный обра­зо­ван­ный либе­раль­ный чита­тель. Но скорее всего будет неправ. Дело в том, что в тра­ди­ци­он­ных куль­ту­рах наре­че­ние имени пред­по­ла­гало, что дающий имя обла­дает соот­вет­ству­ю­щей вла­стью. Поэтому не исклю­чено, что до гре­хо­па­де­ния Адам такого права не имел, раз он не дает имя жене сразу после ее сотво­ре­ния. И только тот факт, что Ева первой под­да­лась на про­во­ка­цию змея, нару­шил опре­де­лен­ное равен­ство муж­чины и жен­щины: «И к мужу твоему вле­че­ние твое, и он будет гос­под­ство­вать над тобою» – гово­рится жене при изгна­нии, а не после тво­ре­ния.

Во-вторых, конечно, Библия ничего не гово­рит ни о рай­ских ябло­ках, ни о рай­ской яблоне. Книга Бытия вообще не уточ­няет, о каком дереве идет речь: ска­зано только, что это древо позна­ния добра и зла, рас­ту­щее посреди рая и ска­зано, что змей пре­льстил жену пло­дами древа. Библия – книга сим­во­ли­че­ская. Символ ука­зы­вает не на то, что давно прошло и стало «пре­да­ньем ста­рины глу­бо­кой», а о том, что чрез­вы­чайно акту­ально и сейчас и будет акту­ально всегда, так как соот­но­сит нас с веч­но­стью. Рас­сказ об Адаме и Еве в послед­нюю оче­редь сле­дует вос­при­ни­мать как «исто­рию жизни одного семей­ства». Сим­во­лизм дан­ного рас­сказа при­зван пока­зать, что чело­век поте­рял изна­чаль­ное, есте­ствен­ное состо­я­ние отно­ше­ний с Богом и с себе подоб­ными…

Но вер­немся к яблоку. Откуда же тогда оно появи­лось, откуда все эти мно­го­чис­лен­ные ассо­ци­а­ции, кар­тины и проч.? Сейчас сложно, навер­ное, ска­зать, каким обра­зом именно яблоко стало ассо­ци­и­ро­ваться с гре­хо­па­де­нием чело­века. Вообще-то в хри­сти­ан­стве сим­во­лизм яблока двой­стве­нен: яблоко явля­ется сим­во­лом гре­хо­па­де­ния и изоб­ра­жа­ется в каче­стве такого страш­ного сим­вола в пасти змея, обе­зьяны или руках первых людей. Попытки объ­яс­нить выбор яблока тем, что латин­ское слово malum (яблоко) явля­ется одно­ко­рен­ным со словом malus (зло) несо­сто­я­тельны – корни у этих слов разные.

Тра­ди­ция же изоб­ра­жать яблоко в каче­стве сим­вола гре­хо­па­де­ния появи­лась скорее всего в Эпоху Воз­рож­де­ния, когда каждый ува­жа­ю­щий себя худож­ник писал биб­лей­ские сюжеты, а эпизод с гре­хо­па­де­нием был одним из самых рас­про­стра­нен­ных. Не исклю­чено, что данный сим­во­лизм вос­хо­дит к древ­не­гре­че­ским мифам, в кото­рых именно яблоко часто играло весьма сим­во­ли­че­скую роль: вспом­ним хотя бы зна­ме­ни­тое яблоко раз­дора, кото­рое Парис вручил богине Афро­дите как побе­ди­тель­нице пер­вого в чело­ве­че­ской исто­рии «кон­курса кра­соты». Правда, закон­чился этот «кон­курс» весьма печально: в бла­го­дар­ность Афро­дита награ­дила Париса любо­вью Елены Пре­крас­ной, что в конеч­ном итоге при­вело к Тро­ян­ской войне. В самой же Библии яблоко встре­ча­ется в книге Песнь песней. При этом многие спе­ци­а­ли­сты пола­гают, что и в гре­че­ской мифо­ло­гии, и в Песни песней речь идет не просто о ябло­ках, а о гра­на­то­вых ябло­ках, попро­сту – о гра­на­тах, кото­рые испо­кон веков счи­та­лись сим­во­лом любви.

Кроме того, в хри­сти­ан­ской сим­во­лике яблоко также явля­ется и сим­во­лом спа­се­ния, если оно изоб­ра­жа­ется в руках Мла­денца Христа или Бого­ро­дицы. Оче­видно, это свя­зано с тем, что Иисус Хри­стос име­ну­ется в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции Новым Адамом, так как через одного чело­века (Адама) грех и смерть вошли в чело­ве­че­скую при­роду, так через одного Бого­че­ло­века, Иисуса Христа, при­рода люд­ская была осво­бож­дена от греха и смерти (см.: Рим.5:12–21 ).

Яблоко широко исполь­зу­ется в каче­стве сим­вола и в других куль­ту­рах: в Китае, напри­мер, оно явля­ется сим­во­лом мира, а его цветки – сим­во­лом кра­соты.

Источник

Adblock
detector