Проекты
Статус проекта: победитель конкурса
Оказание психологической помощи родителям и опосредованное психофизическое оздоровление детей с ОВЗ
- Конкурс Первый конкурс 2021
- Грантовое направление Охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни
- Рейтинг заявки 63,25
- Номер заявки 21-1-015917
- Дата подачи 15.10.2020
- Размер гранта 500 000,00 ₽
- Cофинансирование 248 015,00 ₽
- Перечислено Фондом на реализацию проекта 500 000,00 ₽
- Сроки реализации 01.02.2021 — 30.06.2021
- Организация АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ «МЫ ВМЕСТЕ!»
- ИНН 6168111488
- ОГРН 1206100016440
Краткое описание
Проект «Оказание психологической помощи родителям и опосредованное психофизическое оздоровление детей с ОВЗ», разработанный автономной некоммерческой организацией «Центр психологической и социальной поддержки «Мы вместе!» для участия в конкурсе ФПГ, направлен на оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья (расстройства аутистического спектра, ДЦП, задержка психического развития) через работу с родителями (преимущественно с мамами).
Психологическое оздоровление родителей – освобождение от невротических, депрессивных состояний, эмоциональной неустойчивости и замкнутости на «своей проблеме», обретение родительской ОВЗ-компетентности – понимание ребенка, его заболевания и мер помощи, в итоге приводит к закреплению устойчивой позитивной динамики состояния ребенка.
Как известно, мать и дитя тесно связаны «психологической пуповиной», а в ситуации с ОВЗ, эта связь закрепляется постоянной зависимостью ребенка от родителя. Поэтому мы выбрали путь опосредованного воздействия на ребенка через маму, оздоравливая вначале ее.
Мы проводим работу в режиме онлайн на платформах Zoom, Skype, Telegram с группами мам детей с ОВЗ по разработанной программе, которая направлена на нормализацию их психологического здоровья. В результате мы получили последующее стойкое улучшение всех параметров здоровья в том числе и у детей. Наш опыт позволил сделать вывод, что такое воздействие на маму является своеобразным мостиком к здоровью ребенка, психики, ума и тела. То есть, работая с мамой-овз, мы через нее опосредованно воздействуем и на ребенка. Таким способом можно помогать ребенку постоянно и при этом абсолютно безопасно. Такой подход является инновационным в сфере помощи детям ОВЗ.
Разработанная программа работы с мамами рассчитана на 3 месяца. Работа ведется потоками, каждый поток включает 30 человек, из которых формируется 5 групп по 6 человек. На проекте работа с целевой группой пройдет тремя потоками:
1 поток – с 05.02.2021 г. по 30.04.2021г.;
2-й поток – с 01.03.2021 г. по 31.05.2021 г.;
3-й поток – с 01.04.2021 г. по 30.06.2021 г.
Всего будут участвовать 90 мам (родителей) детей с ОВЗ.
В ходе проекта мы получим:
1. психологическое оздоровление мамы, освобождение от невротических, депрессивных состояний, эмоциональной неустойчивости и замкнутости на «своей проблеме»;
2. обретение родительской ОВЗ-компетентности – понимание ребенка, его заболевания и мер помощи, воспитание;
3. создание психотерапевтической поддерживающей и оздоравливающей групповой среды в течение всего проекта;
4. закрепление устойчивой позитивной динамики состояния ребенка.
Программа будет реализована через проведение вебинаров, групповых занятий, сессии коучинга, медитаций, работу с психологом, закрепление домашними заданиями.
Онлайн формат особенно актуален в настоящее время в связи с распространением Covid, а так же является самым оптимальным для мамы ребенка с ОВЗ.
- Психологическое оздоровление и повышение специальной ОВЗ — компетентности родителей (мам) детей с ОВЗ в целях психофизического оздоровления детей.
- Улучшение здоровья и достижение устойчивой динамики у 90 детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 14 лет за 5 мес. посредством реабилитационной онлайн работы с их мамами. В результате мы получим следующие изменения: уменьшение и прекращение болей и ментально-психических нарушений, улучшение моторно-двигательной функции, речи, коммуникации и поведения. Данные изменения будут способствовать более эффективной реабилитации, социализации, развитию и обучению детей с ОВЗ.
Задачи
- 1. Психологическое и социальное оздоровление мамы (родителей)
- 2. Обретение родительской грамотности и специальной ОВЗ-компетентности
- 3. Закрепление позитивной динамики психофизического оздоровления ребенка и переход в новое качественное состояние семьи ОВЗ
Обоснование социальной значимости
Целевую группу проекта составляют родители детей с ОВЗ (в основном, это мамы) .
Практически все семьи с детками ОВЗ находятся в тяжелом морально-психологическом состоянии, многие из них дошли до отчаяния, замкнуты «в своей проблеме», нуждаются в постоянной моральной, психологической и социальной поддержке. В таких семьях один из родителей вынужден находиться дома, обслуживать ребенка, занимаясь постоянным уходом и реабилитационными мероприятиями. В большинстве своем эти семьи имеют низкий материальный достаток при достаточно высоких тратах на постоянные лечебные, реабилитационные и коррекционные мероприятия. Тяжелое состояние детей с ОВЗ, а так же постоянный рост заболеваемости данной группы, охватывающей 4-5 % всех детей, свидетельствует о серьезности данной проблемы, как для Ростовской области, так и для Российской Федерации.
В 2020 году по данным статистики в РФ насчитывается 688 000 детей-инвалидов, из них в Ростовской области – около 33 000, то есть, 81 ребенок из 1000. По сравнению с прошлым 2019 г. количество больных детей выросло на 20 000 по всей стране, такая динамика роста сохраняется и даже растет при имеющемся демографическом спаде в целом по стране. Если эти проценты количества детей с ОВЗ умножить на 2 (вместе с родителем), то увидим, что большое количество граждан выключается из трудовой и социальной жизни страны.
Среди этой группы заболеваний по данным Росстата 23,9 % приходится на болезни нервной системы, 25,8 % — на психические расстройства и расстройства поведения; многие из них приводят практически к 100 % — ной инвалидности. Общая продолжительность жизни в этой группе значительно ниже средней и составляет 20-30 лет вследствие серьезных осложнений. По нашим исследованиям, более 50% страдающих детей находятся в тяжелом состоянии, большая часть из них совсем выключена из социальной жизни по состоянию здоровья; их называют «дети-невидимки» — мы не видим их на игровых площадках и в парках.
Множество благотворительных фондов и организаций оказывают только финансовую и материальную помощь данной группе детей и их семьям. Некоторые некоммерческие организации содействуют в оказании психолого-педагогической помощи только детям, что в некоторой степени улучшает состояние ребенка, помогает социализации. Другие НКО проводят развивающие, культурные мероприятия со всей семьей с детьми ОВЗ, направленные на их социализацию. Некоторые специалисты начинают понимать важность работы с мамами в плане повышения их специальной грамотности и компетентности. Так руководитель проекта «Ясли-сад для особой мамы» в г.Волгоград Елена Лапп, утверждает, что «мамы детей с ОВЗ не считают себя компетентными в вопросах ухода за своим атипичным ребенком (21,9 %), лечения (38,9 %), воспитания (63,9 %), обучения (88,2 %), общения (77,4)».
Но данные мероприятия не приводят к оздоровлению, не дают качественного изменения жизни детей и их семей при стойкой положительной динамике.
Наш подход в решении проблемы – программа комплексного психофизического оздоровления и улучшения качества жизни, как родителей, так и ребенка, направленная на постоянную долгосрочную перспективу. Такой подход психологического оздоровления мамы, с последующим оздоровлением через нее ребенка, позволяет в дальнейшем получать уже гораздо более высокий качественный и количественный эффект от всего комплекса работ психологов, дефектологов, коррекционных педагогов.
В ближайшем будущем мы планируем подкрепить нашу программу научными исследованиями и дополнить новым направлением — профилактической работой.
Наша программа ставит цель: оздоравливая маму — оздоровить ребенка. Такой запрос мы получаем от родителей, так как, естественно, не может быть счастлив родитель, когда его ребенок страдает. Именно этому служат все проводимые мероприятия проекта, на котором мамы обучаются эмоциональной грамотности, учатся справляться со своими негативными эмоциями, работают с деструктивными установками, совместно строят помогающую среду, улучшают отношения в семье, снова находят радость жизни, обретают потерянные и новые цели и мотивации. Положительные изменения в состоянии ребенка незамедлительно происходят в ответ на изменения у мамы.
Психосоциальная реабилитация родителей и ребенка ОВЗ позволит значительно улучшить образа жизни и материальный уровень всей семьи.
Источник
Проекты
Статус проекта: победитель конкурса
Центр обучения и сопровождения родителей и детей с ОВЗ » Творим, говорим, адаптируем»
- Конкурс Второй конкурс 2020
- Грантовое направление Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
- Рейтинг заявки 68,25
- Номер заявки 20-2-015290
- Дата подачи 06.04.2020
- Размер гранта 788 493,00 ₽
- Cофинансирование 354 000,00 ₽
- Перечислено Фондом на реализацию проекта 788 493,00 ₽
- Сроки реализации 01.07.2020 — 31.12.2020
- Организация АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЕРУССКАЯ АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗНАНИЯ»
- ИНН 4027990592
- ОГРН 1134000000276
Краткое описание
Основная идея проекта Центр «Творим, говорим, адаптируем» заключается в создании площадки с комплексным педагогическо-психологическом сопровождением родителей детей с ОВЗ (группа ментально-психических нарушений). Данная площадка даст возможность родителям при поддержке логопедов и специалистов в сенсорной интеграции пройти обучение и анализ динамики в развитии ребенка, включая обогащение сенсорного опыта.
Специалисты смогут транслировать свои компетенции, необходимые родителям для самостоятельных занятий с детьми тем самым, поддерживая их успешную адаптацию к жизни в социуме.
Сенсорная интеграция – неврологический процесс, в ходе которого ребенок принимает и различает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы. Это служит базой для развития речи поэтому крайне необходимо регулярно проводить упражнения, направленные на устранение дисфункций в развитии мозга. Но в зависимости от симптоматики ребенка с ОВЗ упражнения и методики их донесения различаются. Поэтому перед проведением групповых занятий по сенсорной интеграции проводится обязательная диагностика каждого ребенка, исходя из чего в группу подбираются дети, объединённые общими нарушениями. В течении и по окончанию обучения проводится неоднократная диагностика детей с выявлением адаптированности упражнений, корректностью проведения упражнений родителями и динамики развития ребенка.
В связи с большим объемом и значимостью вышеуказанных дисциплин необходимо поддерживать эмоциональный интеллект родителей. Поэтому на протяжении всего курса обучения будут проводиться тренинги, направленные на развитие таких качеств как: эмпатия, самомотивация, самоконтроль. Важной целью тренингов служит снятие психологической нагрузки родителя.
Все мероприятия площадки могут проходить как в очном, так и в дистанционной формате (в режиме вебинаров). Таким образом немобильные родители всегда смогут получить всю информацию через специально созданную интернет-платформу, а также взаимодействовать с педагогами в режиме онлайн.
На начальном этапе Центр примет порядка 60 родителей, 3 потока включающий от 1 до 3 групп каждый , сформированных с учетом сенсорного профиля ребенка.
Социальный эффект проекта — это не только обучение родителей навыкам логопедии и индивидуальным программам сенсорной интеграции, но и поддержание благоприятного климата внутри семьи.
- Комплексное педагогическо-психологическом сопровождение родителей детей с ОВЗ путем организации взаимозаменяемых дистанционных и очных занятий по: обучению сенсорной интеграции, курсу логопедии; проведению тренингов эмоционального интеллекта.
Задачи
- Формирование и диагностика групп, исходя из сенсорного профиля ребенка
- Проведение очных или дистанционных занятий с родителями детей с ОВЗ по сенсорной интеграции
- Проведение очных или дистанционных занятий с родителями детей с ОВЗ с дефектологом-логопедом
- Проведение тренингов эмоционального интеллекта
Обоснование социальной значимости
По данным Министерства труда и социальной защиты на начало 2020 года в Калужской области зарегистрировано 3636 (из них 1232 в Калуге) ребенка в возрасте от 0 до 18 лет, имеющих статус «инвалид». Более 1500 детей имеют сложности в речевом развитии.
Знания, помогающие родителям овладевать навыкам коммуникаций с таким ребенком, повышение его адаптивных способностей, формирование игровых и бытовых навыков, можно сформировать при составлении сенсорного профиля ребенка. Но специалистов, работающих в сенсорной интеграции в городе и области практически нет.
Согласно государственному порталу https://www.kaluga-gov.ru/?q=news/для-особенных-детей-создаются-условия-доступного-образования_237211186 в Калуге есть около 100 логопедов, работающих в области инклюзивного образования. Занятия логопедией требуют системности, которая не возможна в рамках такого количества детей и педагогов. Одним из решений данной проблемы является обучение родителей навыкам и упражнениям по логопедии от тьюторов-дефектологов с многолетним стажем работы с детьми с ОВЗ. Приказом Министерства Просвещения № 741 от 30 декабря 2019 года академии был присвоен статус Федеральной Инновационной Площадки по дефектологии, что говорит о квалифицированных педагогах и высококачественных программах по логопедии.
Для немобильных семей проект предполагает очное обучение с применением дистанционных технологий, во время которого педагог взаимодействует с каждым родителем в режиме онлайн.
За последние 2 месяца на базе академии повысили квалификацию 12 логопедов и 2 психолога, работающих с детьми с ментально-психическими расстройствами, среди их подопечных порядка 80 детей, родителям которых необходимо дополнительно заниматься с ребенком в домашних условиях, но отсутствует возможностей обучения необходимым навыкам.
За 2019 г. Академией было разработано порядка 20 программ по эмоциональному интеллекту для родителей детей с ОВЗ, в т.ч. инвалидов, которые были транслированы психологам, а в дальнейшем реализованы более чем для 300 родителей. Еще 14 программ разработаны по запросу психологов, работающих с детьми-инвалидами и их семьями, что говорит о высоком спросе программ «Эмоционального интеллекта» среди выбранной целевой аудитории.
Источник