Меню

Государственный правоохранительный орган призванный защищать жизнь здоровье права свободы

Правоохранительные органы

Признание и защита прав и свобод граждан являются конститу­ционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Кроме того, согласно Конституции Российской Федера­ции каждому гражданину предоставляется право защищать свои пра­ва и свободы любыми способами, не запрещенными законом.

Когда нарушение прав и свобод граждан лицами или государ­ственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм или возникает необходи­мость юридической ответственности за преступления или иные пра­вонарушения, а также восстановления справедливости, то защиту граждан осуществляют правоохранительные органы.

Стоит обратить внимание, что точной формулировки понятия «правоохранительные органы» в законодательных актах нет. Это по­нятие можно встретить в различных документах ненормативного ха­рактера, оно широко применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осу­ществления правоохранительной деятельности.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самосто­ятельную группу органов государства, имеющих свои четко опреде­ленные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушен­ного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, либо когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Исходя из поставленных перед правоохранительными органами задач, можно сказать, что их деятельность характеризуется специфи­ческими чертами:

— они осуществляют свою деятельность только на основании за­конов и подзаконных актов;

— осуществлять эту деятельность имеют право только лица, рабо­тающие в правоохранительных органах;

— законные решения правоохранительных органов имеют юриди­ческую силу и должны выполняться любыми должностными лицами и гражданами.

Для решения этих задач правоохранительные органы выполняют определенные, только им присущие функции:

— исполнение судебных решений;

— предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Все эти функции одновременно характеризуют разделение ком­петенции данных органов и определяют их структуру и место в си­стеме органов власти и управления.

Конституционный контроль на федеральном уровне осуществ­ляет Конституционный суд Российской Федерации.

Отправление правосудия осуществляют федеральные суды, кон­ституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Россий­ской Федерации.

Закон о судебной системе провозглашает принципы деятельно­сти, самостоятельности судов и независимости судей. Суды осу­ществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

Важнейшим принципом, который устанавливает Закон, является равенство всех перед законом и судом. Согласно этому принципу суд не отдает предпочтения каким-либо организациям или лицам, участ­вующим в судебном процессе. Суд не может отдать предпочтение ли­цу по признакам его государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Особая роль в выполнении функций, возложенных на суд, отво­дится судьям, которым доверяется судебная власть и которые осу­ществляют ее на профессиональной основе. Свои полномочия осу­ществлять правосудие судьи приобретают в результате их назначения на должность. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компе­тенцией.

Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на дру­гую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению со­ответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Читайте также:  Угроза причинения вреда здоровью судьи

Согласно Закону судьи независимы и подчиняются только Кон­ституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью в Российской Федерации. С судебными органами прокуратуру связыва­ет лишь выполнение названными органами правоохранительной функции, осуществление полномочий по защите прав граждан.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую центра­лизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров выше­стоящим и Генеральному прокурору. Основной задачей прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства законности на всей территории Российской Федерации. Для ее выполнения прокура­тура организована как единая централизованная система, в которую входят Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов Федерации, специализированные прокуратуры (например, транспортная, приро­доохранная), военная прокуратура. Все звенья органов прокуратуры связаны отношениями подчинения нижестоящих прокуроров выше­стоящим.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объясне­ний по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законода­тельством.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Феде­рального Собрания по представлению Президента.

Если предложенная Президентом кандидатура на должность Ге­нерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представ­ляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания в по­рядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора.

Срок полномочий Генерального прокурора — пять лет.

Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Феде­рального Собрания Российской Федерации и Президенту доклад о со­

стоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о про­деланной работе по их укреплению.

К правоохранительным органам в Российской Федерации отно­сится нотариат, который призван обеспечивать в соответствии с Кон­ституцией, Конституциями республик в составе Российской Федера­ции защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия нотариусы, работающие в государст­венной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариаль­ные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

На должность нотариуса в Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающе­гося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имею­щий лицензию на право нотариальной деятельности.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой.

Каждый гражданин для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Адвокатура относится к правоохранительным органам, однако она не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь со стороны адвоката, когда он в ней нуждается.

Адвокатура действует на основе принципов законности, незави­симости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равно­правия адвокатов.

В целях обеспечения доступности населения к правосудию, юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адво­катуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, ока­зывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, а также

Читайте также:  Крепкое здоровье это прямое или переносное значение

при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юри­дическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения до­ступа к правосудию.

Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокат­скую деятельность на территории Российской Федерации, регистри­руются федеральным органом исполнительной власти в области юс­тиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством Российской Федерации.

Формами адвокатских образований являются: адвокатский каби­нет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консульта­ция.

Юридическая помощь адвоката может оказываться на основании договора.

Охрана общественной безопасности возложена на полицию Рос­сийской Федерации.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных пося­гательств.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государ­ственной власти субъектов Российской Федерации, иным государ­ственным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собствен­ности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав [18] .

Ученые юристы относят к правоохранительным органам и та­моженные органы, органы наркоконтроля, ФСБ, службу внешней раз­ведки. Однако деятельность этих органов регламентирована норма­

тивными правовыми актами, связанными с законом о государственной тайне и не подлежит широкому распространению.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основы конституционного строя в Российской Федерации?

2. Перечислить юридические свойства Конституции РФ.

3. Какие элементы содержит конституционный статус личности в Россий­ской Федерации.

4. Государственное устройство и административно-территориальное деле­ние в России.

Источник

Право. 10 класс

Конспект урока

Урок №17. Правоохранительные органы РФ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Каково значение полиции РФ?

2. Каково особенности деятельности других правоохранительных органов?

Глоссарий по теме:

Полиция — объединение государственных органов исполнительной власти, предназначенных для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, для противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, для обеспечения общественной безопасности.

Заявление о преступлении это документ, содержащий важную информацию, которая должна быть рассмотрена в обязательном порядке.

Контрразведывательная деятельность деятельность служб ФСБ России в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.

Ключевые слова: Полиция; заявление о преступлении; контрразведывательная деятельность.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 167 — 190с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, какие функции выполняет полиция, прокуратура, следственный комитет, различные федеральные службы.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов правоохранительных органов РФ

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

1. Контекст видеоролика:

Правоохранительные органы – это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность – это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Читайте также:  Как восстановить здоровье после химии

В целом в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.

Основные функции правоохранительных органов:

1. Охрана государственного и общественного порядка

2. Укрепление законности и правопорядка

3. Защита прав и свобод человека и гражданина

4. Охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений.

5. Борьба с преступностью

Виды правоохранительных органов:

Органы, осуществляющие защиту прав граждан и юридических лиц:

1. Суды общей юрисдикции

2. Арбитражные суды

3. Специализированные суды.

Органы выявления и расследования преступлений:

1. Следственный комитет РФ

2. Министерство внутренних дел

4. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

Органы юридической помощи:

Органы обеспечения правопорядка и безопасности :

1. Прокуратура РФ

2. МЧС (Министерство по Чрезвычайным Ситуациям)

3. ФСО (Федеральная Служба Охраны)

4. ФСБ (Федеральная Служба Безопасности)

5. Налоговые службы

6. ФТС (Федеральная Таможенная Служба)

7. Министерство юстиции РФ

8. ФСИН (Федеральная Служба Исполнения Наказания)

9. ФССП (Федеральная Служба Судебных Приставов)

Полиция – составная часть единой централизованной системы МВД РФ. Включена в органы внутренних дел.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности

Прокуратура РФ – единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Функции прокуратуры РФ (Единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории)

1. Осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями;

2. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

3. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя;

4. Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда.

Министерство внутренних дел – федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.

1. Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

2. Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность);

3. Обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Министерство юстиции РФ — федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере судопроизводства, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

1. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ);

2. Организационная роль в деятельности судов общей юрисдикции и военных судов;

3. Государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти;

4. Регистрация уставов общественных и религиозных объединений;

5. Организация и развитие системы юридических услуг;

6. Осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан;

7. Организация функционирования уголовно-исполнительной системы.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Соедините функции с правоохранительными органами

Источник

Adblock
detector