Закон о государственном надзоре за общественным здоровьем N 10-XVI от 01.01.2001 (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
готовность к неотложным ситуациям в общественном здоровье – способность системы общественного здоровья, включая службы здравоохранения, органов публичного управления, сообществ и индивидуумов предупреждать неотложные ситуации в общественном здоровье, защищаться в условиях таковых, быстро реагировать на них и восстанавливаться после них;
изоляция – физическое отделение индивидуума или группы индивидуумов, инфицированных или в отношении которых на основании некоторых предположений существуют подозрения, что они инфицированы контагиозной или, возможно, контагиозной болезнью, от других лиц с целью предупреждения или ограничения передачи болезни здоровым лицам;
мероприятия в области общественного здоровья – административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на охрану здоровья, предупреждение болезней и продвижение здоровья;
санитарный норматив – минимально и/или максимально допустимый качественный и/или количественный показатель, установленный на основании исследований оценки риска, который разграничивает значения детерминантов состояния здоровья с точки зрения их безвредности и безопасности для здоровья и жизни человека;
санитарное предписание – изданный в соответствии с законом акт компетентного органа надзора за общественным здоровьем, которым устанавливаются требования по устранению нарушений санитарного законодательства и/или по проведению мероприятий в области общественного здоровья;
предупреждение заболеваний – действия, предпринимаемые в первоочередном порядке в отношении индивидуума, направленные на предупреждение или снижение вероятности возникновения передающихся и непередающихся болезней, их распространения и/или на предотвращение рецидивов и осложнений;
первичное предупреждение – мероприятия, проводимые в целях создания обстоятельств, снижающих риск возникновения какого-либо заболевания у населения;
вторичное предупреждение – мероприятия, направленные на раннее выявление некоторых заболеваний и предупреждение их распространения в сообществе;
принцип предосторожности – инструмент, посредством которого компетентный орган надзора за общественным здоровьем принимает решения и осуществляет вмешательство в случаях установления наличия потенциального риска для здоровья населения в условиях недостаточной научной аргументации;
продвижение здоровья – процесс распространения информации, обучения и воспитания в целях формирования знаний и индивидуальных здоровых навыков, консультирования и вовлечения населения, создания партнерств, предоставляющих индивидууму и коллективам возможность контролировать и улучшать свое здоровье с физической, психической и социальной точек зрения, а также содействовать сокращению неравенств в области здоровья;
охрана здоровья – совокупность мероприятий, направленных на введение в действие законодательных и других нормативных актов с целью гарантирования безопасности и сохранения здоровья населения;
санитарный регламент – нормативный акт, устанавливающий правила и нормы обязательного характера в области общественного здоровья;
риск для здоровья – вероятность подвергнуться опасности, связанной с природными, техногенными, биологическими и социальными факторами, с последствиями их воздействия, выражающимися во вредном влиянии на здоровье и тяжести данного влияния;
индивидуальное здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (увечья или болезни);
профессиональное здоровье – отсутствие не только болезней или физических дефектов, но и физических и психических элементов, влияющих на здоровье и непосредственно связанных с безопасностью и гигиеной рабочего места;
общественное здоровье – совокупность научно-практических, законодательных, организационных, административных и другого рода мероприятий, направленных на продвижение здоровья, предупреждение болезней и продление жизни путем усилий и информированного выбора общества, публичных и частных сообществ и индивидуумов;
услуги в области общественного здоровья – деятельность, направленная на продвижение здоровья, продление жизни и предупреждение болезней в рамках отрасли здравоохранения, ориентированная на население;
режим неотложной ситуации в общественном здоровье – комплекс мероприятий административного, экономического, медицинского, социального характера и по поддержанию общественного порядка, установленных временно в некоторых населенных пунктах или на территории всей страны в случае угрозы возникновения или возникновения неотложной ситуации в общественном здоровье с целью предупреждения, уменьшения и ликвидации ее последствий;
государственный надзор за общественным здоровьем – принимаемые от имени государства меры, направленные на постоянный сбор, анализ, интерпретацию и распространение данных о состоянии здоровья населения и обусловливающих его факторах, а также меры государственного контроля общественного здоровья, на основании которых определяются приоритеты общественного здоровья и устанавливаются мероприятия в области общественного здоровья;
неотложная ситуация в общественном здоровье – возникновение или реальная угроза распространения болезни или проблемы для здоровья, которые предполагают высокую вероятность большого числа смертей и/или большого числа увечий среди пострадавшего населения, или широкое воздействие биологического, химического или физического агента, который может обусловить в будущем значительные риски для большого числа лиц среди пострадавшего населения.
Статья 3. Основные принципы государственной политики в области общественного здоровья
Основными принципами государственной политики в области общественного здоровья являются:
1) обеспечение государством надзора за общественным здоровьем путем координации и осуществления мониторинга усилий общества в данной области;
2) обеспечение справедливого доступа к услугам в области общественного здоровья для всех граждан страны;
3) ответственность индивидуума и общества в целом за общественное здоровье;
4) активное партнерство с сообществами и с центральными и местными органами публичного управления;
5) сосредоточение внимания на первичном и вторичном предупреждении и нуждах сообществ и популяционных групп;
6) забота о детерминантах состояния здоровья: социальных, окружающей среды, поведенческих;
7) многопрофильный и межсекторальный подход с четким распределением ответственности;
8) принятие решения на основе научных доказательств и/или рекомендаций компетентных международных организаций;
9) применение принципа предосторожности в специфических условиях;
10) обеспечение транспарентности принятия решений, в том числе путем использования информационных технологий.
Статья 4. Основные виды деятельности по надзору за общественным здоровьем
Государственный надзор за общественным здоровьем осуществляется посредством:
1) надзора за здоровьем населения и его оценки с установлением приоритетов общественного здоровья;
2) идентификации, оценки, управления и сообщения о рисках для общественного здоровья, их прогноза и уменьшения отрицательного воздействия на здоровье;
3) охраны здоровья путем разработки, координации, надзора и государственного контроля за применением законодательных и других нормативных актов, руководств по наилучшим практикам и стандартным рабочим процедурам, регламентирующих детерминанты состояния здоровья;
4) государственной авторизации деятельности, услуг и продуктов, влияющих на здоровье населения;
5) инициирования, участия в разработке, осуществления мониторинга и реализации политик и программ общественного здоровья;
6) предупреждения заболеваний путем осуществления вмешательств по первичному и вторичному предупреждению;
7) продвижения здоровья через информирование, воспитание и общение;
8) оценки качества и эффективности персонала и услуг в области общественного здоровья, оказываемых сообществам;
9) инициирования, поддержки и проведения научно-практических исследований в области общественного здоровья;
10) обеспечения готовности к неотложным ситуациям в общественном здоровье и управления этими ситуациями, в том числе посредством введения ограничений в перемещении лиц и товаров;
11) развития и планирования кадровых ресурсов, институционального развития в области услуг, связанных с общественным здоровьем;
12) интеграции приоритетов общественного здоровья в политики и отраслевые стратегии устойчивого развития;
13) координации деятельности в области общественного здоровья на уровне административной территории и сообщества;
14) консультирования и вовлечения общества в организацию оказания услуг в области общественного здоровья;
15) обеспечения лабораторной базы для исследования биологических, химических, физических и радиологических факторов, воздействующих на общественное здоровье.
Статья 5. Сферы государственного надзора за общественным здоровьем
(1) Государственному надзору за общественным здоровьем подлежат все сферы жизни и деятельности населения, которые могут отрицательно влиять на здоровье населения.
(2) Приоритетными сферами государственного надзора за общественным здоровьем являются:
1) надзор, предупреждение и контроль за передающимися болезнями;
2) надзор, предупреждение и контроль за непередающимися болезнями и хроническими болезнями, обусловленными преимущественно экзогенными факторами;
3) продвижение здоровья, информирование и воспитание в целях здоровья;
4) научные исследования и инновации в области общественного здоровья;
5) оценка социальных детерминантов здоровья;
6) здоровье, связанное с окружающей средой;
7) предупреждение травматических повреждений;
8) гигиена, безопасность пищевых и других продуктов;
9) здоровье, связанное с питанием;
10) профессиональная безопасность и профессиональное здоровье;
11) здоровье и гигиена коллективов;
12) продвижение и охрана здоровья матери, ребенка и молодежи;
13) продвижение и охрана здоровья лиц преклонного возраста;
14) контроль и предупреждение международного распространения болезней и государственный надзор в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.);
Источник
Закон о государственном надзоре за общественным здоровьем N 10-XVI от 01.01.2001 (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
15) безвредность и безопасность работ с опасными или потенциально опасными биологическими агентами, химическими веществами, физическими и радиологическими факторами;
16) безопасность переливания крови;
17) предупреждение наркомании, злоупотребления алкоголем, курения;
18) надзор за гигиеническими условиями и осуществлением контроля инфекций в медико-санитарных учреждениях;
19) надзор за гигиеническими условиями в публичных местах, местах отдыха и учреждениях обслуживания.
Статья 6. Законодательство об обеспечении общественного здоровья
(1) Законодательство об обеспечении общественного здоровья (далее – санитарное законодательство) включает настоящий закон и другие нормативные акты, устанавливающие нормы по защите здоровья людей, а также международные договоры, одной из сторон которых является Республика Молдова.
(2) Санитарные нормы, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов окружающей среды, профессиональной среды, продуктов и услуг, требования к обеспечению благоприятных условий для жизни и санитарные нормативы, регламентируются санитарными регламентами, разработанными Министерством здравоохранения и утвержденными Правительством.
(3) Санитарные регламенты гармонизируются с применимым законодательством Европейского Союза.
Статья 7. Национальные программы общественного здоровья
(1) Национальные программы общественного здоровья представляют собой комплекс мероприятий, организованных с целью предупреждения и контроля болезней, оказывающих существенное воздействие на общественное здоровье.
(2) Разработка национальных программ общественного здоровья осуществляется с целью:
1) приоритетного решения проблем здоровья в соответствии с Национальной политикой здоровья;
2) эффективного использования выделенных ресурсов для достижения целей в области здоровья;
3) ориентирования программ на удовлетворение нужд населения и преодоление социальной несправедливости;
4) обеспечения соответствия политикам, стратегиям и рекомендациям международных учреждений и организаций в данной области.
СОТРУДНИЧЕСТВО ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
Статья 8. Обеспечение общественного здоровья
Обеспечение общественного здоровья реализуется посредством совместных усилий центральных органов публичной власти, органов местного публичного управления, сообществ и гражданского общества путем разработки и внедрения политик по охране и продвижению здоровья, предупреждению заболеваний.
Статья 9. Компетенция Правительства
В области обеспечения общественного здоровья Правительство имеет следующие полномочия:
1) гарантирует адекватный уровень обеспечения общественного здоровья при разработке и реализации всех политик и намеченных действий;
2) интегрирует проблемы общественного здоровья в социально-экономическую политику развития государства;
3) утверждает национальные программы в данной области и определяет источники их финансирования;
4) организует комплексные меры ответа и контроля в случае неотложных ситуаций в общественном здоровье;
5) утверждает перечень и тарифы платных услуг в области общественного здоровья для физических и юридических лиц;
6) обеспечивает финансирование Службы государственного надзора за общественным здоровьем.
Статья 10. Компетенция Министерства здравоохранения
(1) В области обеспечения общественного здоровья Министерство здравоохранения имеет следующие полномочия:
1) устанавливает приоритеты, обеспечивает разработку и координирует реализацию национальной политики в области общественного здоровья;
2) обеспечивает государственный надзор за общественным здоровьем;
3) разрабатывает проекты законодательных и других нормативных актов в данной области и дает заключения на проекты законодательных и других нормативных актов, разработанные другими центральными органами публичной власти, регламентирующие деятельность, оказывающую влияние на общественное здоровье;
4) разрабатывает, осуществляет мониторинг, оценивает, координирует и способствует реализации национальных программ общественного здоровья;
5) продвигает принцип “Здоровье во всех политиках” и координирует деятельность в области общественного здоровья в здравоохранении и вне этой отрасли;
6) обеспечивает планирование, обучение и учет кадровых ресурсов;
7) обеспечивает надлежащее финансирование и оснащение Службы государственного надзора за общественным здоровьем;
8) представляет в соответствии с законом государство в отношениях с международными организациями в области общественного здоровья;
9) представляет предложения Правительству, органам местного публичного управления относительно установления или отмены ограничительных мер по перемещению товаров и лиц в случаях неотложных ситуаций в общественном здоровье;
10) планирует и реализует мероприятия по подготовке, предупреждению и ответу на неотложные ситуации в общественном здоровье;
11) выдает документы о санитарной авторизации в соответствии с положениями, утвержденными Правительством.
(2) Министерство здравоохранения принимает санитарные меры других стран – членов Всемирной торговой организации как эквивалентные национальным в соответствии с положением, утвержденным Правительством.
(3) Министерство здравоохранения является ответственным за нотификацию Всемирной организации здравоохранения о внедрении Международных медико-санитарных правил (2005 г.), за координацию разработки, внедрения и мониторинга установочных стандартов, за информирование, подтверждение, нотификацию и организацию ответных мер в случаях происшествий в общественном здоровье, подлежащих отчетности согласно указанным правилам.
Статья 11. Компетенция других органов центрального публичного управления
Другие органы центрального публичного управления имеют следующие полномочия в области общественного здоровья:
1) согласовывают разработанные отраслевые политики с Министерством здравоохранения в целях оценки их воздействия на общественное здоровье;
2) осуществляют меры, положительно воздействующие на общественное здоровье, в пределах своей компетенции;
3) участвуют в пределах своей компетенции в реализации национальных программ здоровья и обеспечивают соблюдение норм общественного здоровья подведомственными им структурами;
4) участвуют в организации и осуществлении комплексных мер ответа и контроля в случаях неотложных ситуаций в общественном здоровье.
Статья 12. Компетенция органов местного публичного управления
В области обеспечения общественного здоровья органы местного публичного управления имеют следующие полномочия:
1) разрабатывают, утверждают и финансируют местные программы обеспечения общественного здоровья в рамках территориальных планов социально-экономического развития и осуществляют контроль за их выполнением;
2) вовлекают физических и юридических лиц в реализацию мер по обеспечению общественного здоровья;
3) организуют и осуществляют комплексные меры ответа и контроля в случаях неотложных ситуаций в общественном здоровье;
4) обеспечивают надежные условия и услуги для соблюдения прав и интересов населения в области общественного здоровья, в том числе в отношении обеспечения качественной питьевой водой, охраны атмосферного воздуха, защиты от шума, санитарной очистки территории;
5) продвигают и поощряют в пределах своих полномочий деятельность физических и юридических лиц, направленную на предупреждение и ликвидацию вредного воздействия на человеческий организм детерминантов состояния здоровья.
Статья 13. Сотрудничество в обеспечении деятельности в области общественного здоровья и в надзоре за такой деятельностью
С целью обеспечения деятельности в области общественного здоровья и надзора за такой деятельностью Служба государственного надзора за общественным здоровьем сотрудничает с органами центрального публичного управления и органами местного публичного управления, с гражданским обществом и профильными международными организациями.
Статья 14. Разграничение функций
(1) Разграничение функций по обеспечению общественного здоровья и надзору за таковым между заинтересованными органами и службами регламентируется законодательными и другими нормативными актами по специфическим областям.
(2) Министерство здравоохранения является центральным отраслевым органом публичного управления, ответственным за оценку рисков для здоровья людей и информирование о них.
(3) Надзор и контроль за продуктами животного происхождения осуществляются в соответствии с положениями Закона о ветеринарно-санитарной деятельности от 19 октября 2007 года.
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
ЗА ОБЩЕСТВЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
Статья 15. Организация системы государственного надзора за общественным здоровьем
(1) Министерство здравоохранения является центральным отраслевым органом публичного управления в области общественного здоровья.
(2) Служба государственного надзора за общественным здоровьем является компетентным органом надзора за общественным здоровьем, подведомственным Министерству здравоохранения.
(3) Совет по общественному здоровью, созданный и действующий на основании положения, утвержденного Министерством здравоохранения, является консультативным органом по реализации деятельности в области общественного здоровья на территориальном уровне.
Статья 16. Организация Службы государственного надзора за общественным здоровьем
(1) Государственный надзор за общественным здоровьем осуществляется Службой государственного надзора за общественным здоровьем и распространяется на всю территорию страны.
(2) Положение о деятельности Службы государственного надзора за общественным здоровьем утверждается Правительством.
(3) Служба государственного надзора за общественным здоровьем обеспечивает координацию мероприятий в области общественного здоровья на территориальном уровне.
(4) Служба государственного надзора за общественным здоровьем представляет собой единую систему с подчинением по вертикали и возглавляется главным государственным санитарным врачом Республики Молдова – заместителем министра здравоохранения.
(5) Служба государственного надзора за общественным здоровьем имеет следующую структуру:
Источник