Статья 20. Основные направления государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан
Статья 20. Основные направления государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан
Политика государства в области охраны репродуктивного здоровья направлена на:
— формирование сознательного и ответственного отношения граждан к репродуктивному здоровью;
— безопасное предотвращение нежелательной беременности и сокращение числа абортов;
— профилактику инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции и СПИДа;
— правильное и широкое использование методов контрацепции и защиты репродуктивной функции;
— обеспечение рождения здоровых детей;
— поддержку семей, имеющих детей, и пар, планирующих беременность;
— развитие качественных услуг в области охраны репродуктивного здоровья;
— содействие развитию эффективного публично-частного партнерства в области охраны репродуктивных прав;
— пропаганду знаний в области репродуктивного воспитания населения;
— поддержку научных исследований в области репродуктивного здоровья;
— подготовку специалистов в области охраны репродуктивного здоровья и защиты репродуктивных прав в соответствии с международными стандартами.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Государственная политика в сфере репродуктивного здоровья
Главная > Реферат >Государство и право
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Демографическая ситуация в России характеризуется сложными и не однозначными процессами в развитии населения. По числу жителей РФ занимает седьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана 7 . К началу XXI века Россия подошла в состоянии устойчивого процесса депопуляции, имея один из самых высоких темпов естественной убыли населения.
Главными особенностями сложившейся демографической ситуации в современной России являются: значительные масштабы сокращения населения; низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей воспроизводства населения; продолжающееся старение населения, изменение соотношения между работниками и пенсионерами, обостряющее проблемы пенсионного обеспечения; огромные потери населения от сверхсмертности мужчин, особенно от несчастных случаев, отравлений и травм; кризис семьи, высокий уровень разводов; зависимость темпов сокращения численности населения от уровня компенсации естественной убыли внешней миграции; значительные объемы вынужденной миграции и нелегальной миграции; сокращение объема внутренней миграции, снижение мобильности населения.
Численность постоянного населения РФ на 1 января 2009 г. составляла 141,9 млн. человек, из которых 103,7 млн. человек (73%) — горожане и 38,2 млн. человек (27 %) — сельские жители. Сокращение числа россиян в 2008 г. (на 104,9 тыс. человек, или на 0,07%) было наименьшим за последние 13 лет (в 2007 г. — 212,1 тыс. человек и 0,15%; 2006 г. — 533 тыс. человек и 0,37%). 8
В условиях естественной убыли населения миграция стала единственным источником восполнения его численности. Однако объемы миграции таковы, что только в «пиковый» 1994 г. они были достаточны не только для компенсации естественной убыли, но и для обеспечения прироста численности россиян.
Изменения численности населения в 2008 г. практически не повлияли на структуру расселения. Более 40% россиян проживают в Центральном и Южном федеральных округах, где плотность населения наибольшая и составляет соответственно 57 и 39 человек на 1 кв. км (в среднем по России плотность населения — 8,3 человека на 1 кв. км.). Самыми малонаселенными к 1 января 2008 г. были Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где плотность населения составляла менее 1 человека на 1 кв. км 9 .
Вследствие снижения смертности населения показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении за 2006-2007 годы вырос у мужчин на 2,5 года, у женщин — на 1,5 лет. Несмотря на то, что сокращение числа умерших в 2008 году по сравнению с 2007 годом составило только 4,5 тыс.человек, ожидаемая продолжительность жизни по предварительной оценке возросла у мужчин до 61,7 лет, у женщин — до 74,2 лет (в 2007 г. — 61,4 и 73,9 соответственно). Это объясняется существенным снижением показателя младенческой смертности. В 2008 г. он составил 8,5 умерших детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми (в 2007 г. — 9,4).
Высокой остается смертность населения от причин, связанных с употреблением алкоголя. Это такие заболевания, как алкогольная кардиомиопатия, случайные отравления алкоголем, алкогольная болезнь печени, хронический алкоголизм, алкогольные психозы, дегенерация нервной системы, вызванная алкоголем, хронический панкреатит алкогольной этиологии. В 2008 году от этих причин умерло 56 тысяч мужчин и 20 тысяч женщин.
Среди всех умерших почти 30% приходится на лиц трудоспособного возраста (более 600 тыс. человек в год), из них 80% — мужчины.
В августе 2009 года в России впервые за последние 15 лет зафиксирован естественный прирост населения, который составил 1 тыс. человек. Об этом заявила 29 сентября 2009 года министр здравоохранения и социального развития России Т. Голикова. По данным министерства, за август 2009 г. в России родилось 151,7 тыс. детей, умерло 150,7 тыс. человек. «Буквально сегодня мы получили последние данные по численности родившихся и умерших по 8 месяцам 2009 г.» — сказала министр. Количество родившихся за январь-август составило 1,164 млн. человек, что больше на 41 тыс. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Количество умерших составило 1,347 млн, что на 57 тыс. человек меньше показателя 2008 г. 10
В Чукотском АО, Республике Алтай, Республике Тыва и Чеченской Республике суммарный коэффициент рождаемости превышает значение, необходимое для простого воспроизводства населения (2,3 — 3,1). Наиболее низкий уровень рождаемости наблюдается в Ленинградской и Тульской областях, г. Санкт-Петербурге (менее 1,2).
Улучшению демографической ситуации способствовали такие меры, как внедрение родовых сертификатов, оснащение лечебных учреждений современным оборудованием, субсидии на строительство и приобретение жилья, увеличение размеров пособий. Например, самая «массовая» выплата — ежемесячное пособие на ребенка, возросла на 25% и сегодня ее получают родители 107954 детей в возрасте до 16 лет.
Примечательно, что даже экономический кризис не оказал значительного влияния на демографическое развитие – отмечается дальнейшее увеличение числа родившихся и снижение числа умерших.
Следует отметить, что ярким показателем репродуктивной деградации является и число совершаемых ежегодно абортов. В 2005 году в России только по официальной статистике было прервано 1 611 тыс. беременностей, что превысило число рождений на 151 тыс. чел. Число абортов в России до сих пор является одним из самых высоких в мире. Таким образом, большая часть беременностей в нашей стране ежегодно уходит в абортивную плоскость, способствуя тем самым ухудшению женского здоровья и нарастанию демографического кризиса 11 .
По оценке министра здравоохранения и социального развития РФ в России ежегодно делается 1,6 — 1,7 миллионов абортов. 12 Россия на первом месте в мире по числу абортов: здесь, даже по официальной статистике, абортом заканчиваются 57% всех беременностей. Каждый пятый аборт делается подростками до 18 лет. От 10 до 15 % абортов дают различные осложнения, 7-8 % женщин после них становятся бесплодными. Каждый год армия тех, кто не может иметь детей, пополняется на 200-250 тысяч. В нашей стране около 15% пар, состоящих в браке, не способны зачать ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, 15% — это предел, после которого бесплодие становится социальной проблемой. Главный акушер-гинеколог Минздрава РФ академик РАМН Владимир Кулаков привел данные Научного центра акушерства и гинекологии, директором которого он является: «бесплодны 6-7 млн. российских женщин и 3-4 млн. мужчин. Данные эти неполные. » 13 . Многие врачи говорят, что официальную статистику по количеству абортов следует умножить вдвое.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента в октябре 2007 года (Указ от 09.10.2007 № 1351), ставит одной из задач «укрепление репродуктивного здоровья населения».
Репродуктивное здоровье является важнейшим фактором, который формирует благоприятную демографическую перспективу страны. От его состояния зависит не только уровень рождаемости, но и жизнеспособность будущих поколений.
На уровне семьи улучшение репродуктивного здоровья уменьшает число трагедий, связанных с бесплодием или появлением нежелательной беременности, которые часто выливаются в семейные конфликты, приводящие к дестабилизации брачно-семейных отношений и к их разрыву.
Охрана репродуктивного здоровья включает совокупность факторов, методов, процедур, которые направлены на поддержку репродуктивного здоровья и содействуют повышению благосостояния семьи или отдельного человека, путем профилактики возникновения проблем, связанных с репродуктивным здоровьем.
Государственная политика в сфере охраны репродуктивного здоровья реализуется на основе законодательства и через соответствующие целевые программы.
Правоотношения в сфере охраны репродуктивного здоровья регулируются «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», в соответствии с которыми каждый гражданин имеет право на информацию о состоянии своего здоровья, в том числе репродуктивного, право на бесплатную медицинскую помощь при нарушении здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Раздел VII указанных основ устанавливает регулирует медицинскую деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
Трудовым кодексом Российской Федерации устанавливается запрет на использование труда работающих беременных женщин и несовершеннолетних на вредных производствах, право на неполный рабочий день и предоставление оплачиваемого отпуска по беременности и родам.
Законодательные аспекты охраны репродуктивного здоровья граждан регулируются также в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, законодательством о пособиях семьям, имеющим детей и другими федеральными законами.
В ряде субъектов приняты и успешно реализуются законы «Об охране репродуктивного здоровья» и об этом сегодня будет сказано во время обсуждения проблемы.
Мероприятия по охране репродуктивного здоровья включены в ряд программ:
1) Составной частью федеральной программы «Дети России» на 2007-2010 годы является подпрограмма «Здоровое поколение», реализация которой предусматривает комплекс мероприятий по охране материнства и нормальных родов, охране здоровья детей и подростков, включая репродуктивное здоровье, а также профилактические меры, направленные на сокращение заболеваний, инвалидности и смертности среди детей и подростков.
2) В рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)», в частности, подпрограммы «ВИЧ–инфекция», выделяются средства на научные разработки и профилактическую работу, направленную на сохранение и улучшение репродуктивного здоровья россиян.
3) В федеральном бюджете на 2009 и последующие 2010-2011 годы предусмотрены средства на строительство новых перинатальных центров и на прикладные научные исследования в области здравоохранения.
4) В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» предполагается оснащение федеральных специализированных учреждений для развития новых высоких медицинских технологий, в том числе репродуктивных. 14
Вместе с тем приходится констатировать, что сегодня негативные тенденции ухудшения репродуктивного здоровья россиян сохраняются. Подтверждением этому являются:
Первое — это ухудшение репродуктивного здоровья женщин.
По оценкам экспертов, в России насчитывается примерно 8 млн женщин, которые по состоянию здоровья не могут исполнить свою самую заветную мечту — родить ребенка.
Ухудшение здоровья беременных женщин приводит к увеличению частоты невынашивания беременности, росту числа недоношенных и маловесных детей и детей с врожденными пороками развития, выхаживание которых обходится государству в 250-300 раз дороже, чем медицинское обеспечение здоровых новорожденных.
Второе: — это ухудшение здоровья мужчин. На фоне высокой смертности мужчин трудоспособного возраста растет число заболеваний репродуктивной системы у мужчин. На сегодня из общего количества урологических больных 78% – это мальчики, юноши, мужчины. Около 15% среди всех инвалидов – инвалиды по урологическим заболеваниям.
Третья проблема – это бесплодие. В настоящее время в Российской Федерации около 15% супружеских пар бесплодны в браке, причем в структуре причин бесплодия около 50% составляет мужское бесплодие. Высокий процент бездетных пар является со всех точек зрения значимой проблемой и должен рассматриваться как резерв рождения желанных детей, перспективного увеличения репродуктивного потенциала населения.
В среднем каждая седьмая супружеская пара в России на протяжении жизни сталкивается с проблемами планирования семьи вследствие бесплодия.
Число разводов среди бездетных пар в среднем в 6-7 раз выше по сравнению с аналогичными показателями в семьях с детьми. Кроме того, бесплодие часто является причиной тяжелых эмоциональных расстройств, потери интереса к жизни, работе.
Четвертая, и, пожалуй, самая важная проблема — это проблема сохранения и улучшения репродуктивного здоровья детей подростков и молодежи.
По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет доля абсолютно здоровых девочек уменьшилась с 28,6% до 6,3%. 80% девушек-подростков и до 40% юношей в возрасте до 18 лет имеют серьезные отклонения в репродуктивном здоровье.
Факторами, влияющими на ухудшение репродуктивного здоровья, являются:
— рост болезней, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции на фоне;
— высокое число абортов;
— социальная незащищенность молодежи, особенно женщин, (низкая зарплата, безработица).
Все эти процессы происходят на фоне низкого уровня нравственного и гигиенического воспитания, отсутствия санитарной культуры, высокой распространенности вредных привычек: курения, потребления алкоголя и плохой информированности об их последствиях. В этой связи обозначается ряд проблем, которые требуют решения.
Все эти данные подтверждают необходимость принятия на государственном уровне необходимых мер, направленных на улучшение репродуктивного здоровья, важнейшими из которых являются:
1) формирование единой государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья и повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию;
2) совершенствование законодательства в сфере охраны репродуктивного здоровья;
3) реальное, обоснованное обеспечение финансированием государственных гарантий по охране репродуктивного здоровья;
4) развитие приоритетных научных направлений в области охраны репродуктивного здоровья и необходимое финансирование;
5) повышение уровня квалификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья;
6) преемственность и интеграция всех медицинских служб, призванных обеспечить сохранение репродуктивного здоровья детей и подростков, и разработка унифицированных стандартов диагностики и лечения основных патологических состояний репродуктивной системы детей;
7) создание подростковых центров охраны здоровья, в том числе репродуктивного, которые должны заниматься в основном профилактикой заболеваний и оказывать психологическую помощь подросткам. При этом актуальной задачей на государственном уровне является обеспечение внедрения в практику здравоохранения комфортных, высокоэффективных и оптимальных форм медицинского обслуживания девочек и девушек;
8) В разряд первоочередных мер следует включить формирование установки на здоровый образ жизни, повышение уровня гигиенических навыков и знаний об основных закономерностях становления функционирования репродуктивной системы не только у подростков, но и у их родителей и педагогов.
Это задачи не только системы здравоохранения, не только государственных органов, но и всего общества в целом. Не случайно, что этот вопрос сегодня обсуждается на совместном заседании Комиссии по здравоохранению Общественной палаты Российской Федерации и Национального комитета по просветительству в сфере здоровья нации.
Сегодня в условиях экономического кризиса чрезвычайно важно обеспечить приоритет профилактических мероприятий, раннего выявления и своевременного лечения патологических состояний репродуктивной системы.
Восстановление системы санитарного просвещения, внедрение инновационных просветительско-образовательных технологий, широкая реклама здорового образа жизни, в том числе, через СМИ позволит обеспечить увеличение популяции здоровых людей за счет повышения уровня информированности и повышения культуры здоровья и будет способствовать решению задач по сохранению здоровья нации. 15
Итак, в заключение хотелось бы отметить следующие моменты:
в последние годы значительно повысился интерес государственных структур к демографическим и социальным проблемам, что, в свою очередь, отразилось на направлении государственной политики в сторону поддержки материнства и детства;
органами власти приняты государственные программы, ориентированные на стабилизацию и улучшение демографического положения и поддержку детей;
в настоящее время в России разработан и реализован механизм финансирования целевых программ по поддержке материнства и детства.
Государство должно быть заинтересовано в обеспечении прав детей, молодежи, матерей. Государственная политика должна эффективно работать по направлениям, охватывающим:
— поддержку молодых и многодетных семей;
— социальную, правовую и экономическую защиту семьи, в целях обеспечения ее всестороннего развития, включая поощрение роста рождаемости;
— оказание социальной помощи неполным семьям с низкими доходами;
— социальную помощь детям, оставшимся без попечения родителей;
— обеспечение всестороннего физического, интеллектуального и духовного развития детей и молодежи.
Только при таких условиях государство будет сильным, успешным, уважаемым.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Андреев Е.М., Кваша Е.А., Харькова Т.Л. Смертность и продолжительность жизни. // Население России. – М.: Книжный дом «Университет». – 2007
Благотворительный фонд защиты материнства и детства. Институт демографических исследований URL: http :// www . semya . org . ru
Баллаева Е.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России// Здоровье. — 2009, — №12, с. 13-15.
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. — 10 декабря 1998г.
Институт демографических исследований. URL www . demographia . ru
Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) ст. 7
Лента РУ в России. URL: http :// lenta . ru
Международное сообщество христианских церквей.URL: http://www.domgorshechnika.ru
Независимая газета. URL: www . ng . ru
Население стран мира. Рейтинг стран по населению. URL: www.geo-tour.net
О городской целевой программе «Дети и город» на 2009-2011 годы от 15 октября 2008 г. № 1072 (в ред. решений Совета депутатов г. Новосибирска от 29.04.2009 N 1202, от 24.06.2009 N 1260)
О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон РФ от 19.05.95 № 81(ред.от 24.07.2009).
О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей от 27 декабря 2006 г. №256-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 25.12.2008 № 288-ФЗ)
О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы: Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007г. №172 (в ред. от 23.07.2009 N 608)
О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 — 2010 годы: Распоряжение Правительств РФ от 26 января 2007 г. №79-р
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. N 1109 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Дети России» на 2007 — 2010 годы»
Присмакина Л.Н. «Тепло наших сердец – детям» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007г., с.29 – 31
Сидоренко В.Л. Особенности репродуктивного здоровья в современных условиях // Здоровье женщины, — 2009, — №10, с. 22-24.
Современное здравоохранение. Приоритетный национальный проект «Здоровье» URL: www.rost.ru/projects/health
Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
Федеральная служба государственной статистики. URL: http :// www . gks . ru /
Черняк Е. М. Социология семьи: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. — 238 с.
Щербаков А.И., Мдинарадзе М.Г. Основы демографии и государственной политики народонаселения: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект: Культура, 2006. — 208 с.
1 Щербаков А.И., Мдинарадзе М.Г. Основы демографии и государственной политики народонаселения: Учебное пособие для вузов, 2006. С. 24.
3 Сидоренко В.Л. Особенности репродуктивного здоровья в современных условиях // Здоровье женщины, — 2009, — №10, с. 22-24.
4 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
5 Сидоренко В.Л. Особенности репродуктивного здоровья в современных условиях // Здоровье женщины, — 2009, — №10, с. 22-24.
6 Баллаева Е.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России// Здоровье. — 2009, — №12, с. 13-15.
Источник