newinspire
Здравоохранение как объект государственного регулирования
Рассмотрим систему здравоохранения как объект государственного регулирования .
Деятельность Российского государства по охране здоровья населения является конституционной обязанностью и важнейшей функцией государства.
В ст. 41 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В федеральном законе от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) признается основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемое условие жизни общества и говорится, что охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Государственная функция охраны здоровья населения страны включает в себя здравоохранение в широком социально-организационном смысле как деятельность государства, направленную на обеспечение высокого уровня здоровья граждан, характеризующуюся многими социально-политическими, экономическими, медико-демографическими показателями здоровья населения (уровень политической активности, социально-экономической дифференциации различных групп населения, уровень рождаемости, смертности, особенно преждевременной смертности, и др.), которые отслеживаются и оцениваются в процессе и в результате государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека (социально-гигиенический мониторинг).
Здравоохранение же в узком собственно отраслевом смысле включает в себя систему медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения в целях снижения заболеваемости и смертности населения, сохранения хорошего здоровья и гармонического развития человека.
К медико-санитарным мерам относятся: врачебно-медицинские мероприятия по лечению и предупреждению болезней, медицинские мероприятия по борьбе с массовыми инфекционными болезнями и их профилактике, удовлетворение граждан всеми видами медицинской помощи, медицинские мероприятия по диспансерному наблюдению, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и т.д.
Номенклатура учреждений здравоохранения включает в себя три типа учреждений здравоохранения: лечебно-профилактические учреждения; учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы; аптечные учреждения. Каждый тип состоит из нескольких видов учреждений здравоохранения.
Источник
Государственное регулирование здравоохранения и медицинской деятельности как составляющая социальной функции государства
Здравоохранение является сложной социально-экономической системой и призвано обеспечивать реализацию важнейшего социального принципа — сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи.
Здравоохранение— это система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом.
В настоящее время здоровье можно рассматривать как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Здоровье следует понимать как один из важнейших ресурсов для ведения благополучной жизни, для удовлетворения физических, психических, социальных, культурных и духовных потребностей.
Здоровье сегодня стало социально значимым фактором, по уровню и состоянию которого принято судить о степени развитости и благополучия общества. Негативные тенденции и показатели общественного здоровья — это серьезная социально-политическая проблема, требующая усилий всего общества.
Здоровье населения (общественное здоровье) складывается из здоровья каждого индивида общества. Состояние же здоровья отдельного человека определяет его способность обеспечивать собственное благополучие и реализацию потребностей низшего и высшего порядка и, тем самым, благополучия и благосостояния общества в целом.
Состояние здоровья человека определяется многими факторами, вернее системой факторов, охватывающей как те факторы и условия, которые зависят от системы здравоохранения (на них здравоохранение может воздействовать), так и на те факторы, на которые здравоохранение не может оказывать изменяющего воздействия.
Здоровье достигается путем постоянных усилий всех государственных и общественных структур, граждан, участвующих в общественном процессе. Фактически речь идет о взаимоотношениях между государственной (муниципальной) властью, здравоохранением (как частью публичной власти), общественным и индивидуальным здоровьем. Характер этих взаимоотношений определяет состояние здоровья индивида и общества.
Система здравоохранения относится к области оказания социальной помощи. В связи с этим, при социальной направленности деятельности государства, здравоохранение занимает одно из центральных мест в обществе, так как обеспечивает поддержание определенного уровня здоровья граждан и в некоторой степени определяет экономическое и социальное благополучие общества.
Система организаций здравоохранения включает в себя медицинские и оздоровительно-реабилитационные организации различных типов и профилей (стационары, амбулаторно-поликлинические учреждения, специализированные санатории и профилактории, реабилитационные центры и др.). Охрана здоровья предполагает наличие различных форм медицинской помощи (экстренную, лечебно-диагностическую, помощь на дому и др.) и различных уровней ее организации (низший, средний, высший).
Актуальность проблем охраны здоровья граждан и их многогранность приводят к необходимости интеграции результатов, полученных в других отраслях знаний. Так, результаты комплексного исследования, проведенного по инициативе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), показали, что с областью изучения здоровья связано более ста различных научных дисциплин. Целесообразно создание четкого механизма охраны здоровья людей, защиты их прав и законных интересов в современных условиях посредством комплексного правового регулирования данных отношений.
Законодательство является эффективным регулятором правоотношений, складывающихся в здравоохранении.
По мнению экспертов ВОЗ, законодательство способно:
1)устанавливать официальную политику государства;
2)определять функции здравоохранения;
3)регулировать географическое распределение ресурсов здравоохранения;
4)управлять условиями работы и обеспечивать необходимую структуру;
5)предъявлять определенные требования к субъектам рассматриваемых общественных отношений;
6)ассигновать средства на подготовку и развитие персонала и другие.
Организаторы здравоохранения, политики могут обращаться к тем или иным положениям законодательства для улучшения результативности медицинской деятельности.
Медицинская помощь— это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на диагностику, профилактику, лечение заболеваний человека, предотвращение нежелательной беременности, осуществляемых специально подготовленным для этих целей лицом (врач, фельдшер, медицинская сестра и др.).
Отношения между врачами (медицинскими организациями) и больными (пациентами, клиентами) имеют нравственное начало. Однако нравственные начала не исключают регулирования посредством права.
Действующая Конституция России провозгласила приоритет личности: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства , заложив, таким образом, предпосылки государственного регулирования здравоохранения как отрасли и медицинской деятельности.
Государственное регулирование отдельных направлений (например, экономики здравоохранения, медицинской деятельности, занятости населения и т. п.) — это одна из функций государственного управления, направленная на обеспечение общих правил поведения (деятельности) субъектов тех или иных правоотношений.
Что же представляет собой государственное регулирование и государственное управление? В узком понимании данный термин означает профессиональную деятельность государственных чиновников — государственное администрирование. В широком — это вся система государственных институтов.
Первый подход к определению государственного управления — это особой социальной функции, направленной на упорядочение развития в интересах всего общества, где государственный чиновник выступает специальным агентом власти».
Согласно второму подходу административно-государственное управление — это «осуществление государственной политики через систему административных учреждений. Это понятие корреспондирует с понятием «государственная служба.
Вне зависимости от оттенков, которые существуют в различных понятиях и толкованиях рассматриваемого явления, несомненно, одно — государственное управление в любых условиях неразрывно связано с правом.
Теория административно-государственного управления и представители ее отдельных школ и направлений (школа «человеческих отношений», поведенческое, системное, ситуативное и другие направления) стремятся раскрыть существующие закономерности в области государственной и административной деятельности и на их основе сформулировать определенные рекомендации. Право же призвано преобразовать имеющиеся рекомендации в действующие юридические нормы. Иными словами, задача юриспруденции состоит в том, чтобы основные положения, методы, приемы воздействия на общественные отношения выразить специфическим языком и закрепить их посредством специфического юридического инструментария.
Какие же формы и инструменты задействует государство в лице его компетентных органов для государственного регулирования в сфере охраны здоровья граждан и медицинской деятельности? Для ответа на этот вопрос обратимся к действующему законодательству. Анализ законодательства и практики его применения показывает, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования активно вмешиваются в медицинскую деятельность, оказывая значительное влияние на складывающиеся правоотношения.
Основными направлениями государственного регулирования здравоохранения и вмешательства в медицинскую деятельность являются:
1. установление порядка «входа»хозяйствующих субъектов на рынок медицинских услуг, функционирования на данном рынке и «выхода» с него;
2. правовое и административное обеспечение качества товаров, работ и услуг путем лицензирования, стандартизации, сертификации субъектов и аттестации специалистов; регулирование цен на соответствующие товары, работы, услуги;
3. регулирование статистической и иной отчетности;
4. контроль новых технологий, медицинских манипуляций;
5. создание государственных и муниципальных лечебно-профилактических, аптечных, образовательных, научных и иных учреждений и организаций;
6. бюджетное финансирование отдельных видов медицинской деятельности, отдельных направлений и программ; разработка и установление стандартов качества по отдельным направлениям, контроль за их соблюдением;
7. разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов;
Непосредственное руководство здравоохранением страны как отраслью осуществляет Министерство здравоохранения РФ, являющееся федеральным административным ведомством.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
· по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи,
· внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.
· Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Оно проводит государственную политику и осуществляет управление, регулирование и контроль в области охраны здоровья, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.
Иными словами, Минздрав РФ обладает следующими особенностями:
• имеет полномочия по управлению отраслевой системой медицинских учреждений;
• ряд его полномочий распространяется и на другие ведомства.
Основные задачи Минздрав РФ:
В то же время, в связи с принятием Конституции РФ и федерального закона о принципах местного самоуправления Минздрав РФ существенно утратил механизм управления. Данные субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям широкие полномочия позволяют говорить о существенном повышении их роли и значимости в решении проблем охраны здоровья граждан и обеспечения их качественной медицинской помощью. За каждым из них должны быть четко закреплены актами различных уровней сфера действия, предмет ведения, полномочия, мера ответственности.
Регулятивно-управленческие функции в отрасли здравоохранения осуществляются по следующим направлениям:
• медико-социальная помощь;
• лекарственная помощь отдельным категориям граждан;
• санитарно-эпидемиологические мероприятия;
• координация деятельности различных государственных, муниципальных органов, общественных организаций, учреждений, организаций и физических лиц по охране здоровья граждан (профилактические мероприятия, образовательные программы и т. д).
Комплексное и эффективное выполнение данных функций возможно только в условиях надлежащей правовой базы Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.
Управление здравоохранением субъекта РФ как отраслью осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти по здравоохранению (министерство, комитет, управление).
Особенностью современного этапа правотворческой деятельности в системе здравоохранения является потребность в правовом урегулировании складывающихся общественных отношений, следовательно, активное формирование регионального законодательства в этом направлении. На сегодняшний день во многих субъектах РФ приняты законы, регулирующие отдельные блоки из рассматриваемых правоотношений. Проводится работа более чем над сотней законопроектов. Казалось бы, такую тенденцию следовало бы приветствовать. Однако некоторые регионы принимают законы, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ.
Анализ общего и специального федерального и регионального законодательства позволяет сделать вывод, что хот законодателем различных уровней (федерального и регионального) и сделан определенный шаг в правовой регламентации как собственно управления здравоохранением, как отраслью, так и права граждан на медицинскую помощь, нормативно-правовая база охраны здоровья граждан остается явно недостаточной и крайне противоречивой. Причины этого многообразны: отсутствие законодательного определения целого рада понятий, наличие споров относительно методов правового регулирования отраслевой системы здравоохранения и другие.
Анализ законодательства, регулирующего исследуемые общественные отношения, позволяет условно выделить следующие блоки правового регулирования.
Первый блок регулирует отношения «по горизонтали» (преимущественно — частноправовые отношения).
Второй блок регулирует отношения «по вертикали» (преимущественно административно-правовые отношения).
Третий блок регулирует внутренние отношения конкретного субъекта оказания медицинской помощи: порядок учреждения, функционирования, реорганизации, ликвидации, организации труда и т. п. (гражданско-правовые, административно-правовые, трудовые и другие).
Четвертый блок регулирует отношения «по диагонали», в частности, с другими хозяйствующими субъектами, занятыми в данной сфере (конкурентные, корпоративные и другие), некоторыми контролирующими органами и т. д.
Наиболее «самостоятельными» и значимыми являются следующие правоотношения, складывающиеся в здравоохранении:
• горизонтальные — субъект предоставления (оказания) медицинской помощи (услуги) — пациент (клиент);
• вертикальные — субъект предоставления (оказания) медицинской помощи (услуги) — органы государственной (муниципальной) власти и управления.
Сердцевиной здравоохранительных правоотношений служат складывающиеся правоотношения в системе «медицинский работник — пациент» по поводу особого блага — жизни и здоровья, а также неразрывно или тесно связанных с ними иных благ и законных интересов.
Активно развивающееся законодательство об охране здоровья граждан ставит на повестку дня вопрос об одноименной отрасли права.
С организационно-правовой точки зрения охрана здоровья представляет собой неоднородную систему предусматривается, что в РФ существуют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.
К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ и соответствующие органы на уровне субъектов Федерации, Российская академия медицинских наук (РАМН), которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики РФ, по выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. В нее также входят находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и мед. техники и др. Кроме того, сюда же относятся соответствующие предприятия, учреждения и организации, создаваемые министерствами и ведомствами помимо Министерства здравоохранения.
Муниципальная система здравоохранения объединяет муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, аптечные и другие учреждения и предприятия.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
Предусматривается развитие частного сектора здравоохранения, предоставление частным медицинским учреждениям равных с государственными и муниципальными учреждениями прав на участие в системе обязательного медицинского страхования, в реализации государственных и муниципальных целевых программ — возможно, на конкурсной основе.
Мировая практика знает несколько вариантов организации национальных систем здравоохранения:
· преимущественно государственную (общественную) медицину — Великобритания;
· преимущественно страховую — Германия, Франция;
· преимущественно частную (частное страхование и платные услуги) — США.
В субъектах Федерации нет единообразия форм органов управления здравоохранением: действуют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и т. п. Задачи и функции этих органов сходны с теми, что решает Минздравсоцразвития России, но с учетом региональных особенностей.
Помимо органов управления здравоохранением государственные функции в этой сфере осуществляют другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения. Медицинские службы входят в структуру множества министерств и ведомств (Минобороны, ФСБ, МВД и др.).
Учреждения здравоохранения, занимающиеся непосредственно медицинским обслуживанием граждан и обеспечением санитарно-эпидемиологического обслуживания, делятся на два вида в зависимости от условий предоставления медицинской помощи: стационарные и амбулаторные. Основными типами таких учреждений являются лечебно-профилактические, аптечные, санитарно-профилактические, судебно-медицинские.
Конкретных разновидностей медицинских учреждений Довольно много: больницы, поликлиники, родильные дома, станции скорой медицинской помощи, медико-санитарные части при предприятиях.
Учреждения государственной системы здравоохранения, как правило, находятся в ведении вышестоящих органов Управления здравоохранением, направляющих и контролирующих их деятельность. Руководители таких учреждений назначаются на должность и освобождаются от нее вышестоящими органами здравоохранения.
Муниципальные и частные учреждения здравоохранения, будучи неподведомственны государственным органам управления здравоохранением, тем не менее, подконтрольны им в вопросах качества медицинского обслуживания, соблюдения правовых актов, общих для всех учреждений здравоохранения.
ЛИЦЕНЗИРОВАНЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в РФ
Медицинская деятельность является лицензируемым видом деятельности.
Лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:
а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в отношении:
медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;
медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за исключением медицинских организаций, находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, — по 31 декабря 2012 г. включительно;
медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении:
медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, медицинских и иных организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, — по 31 декабря 2012 г. включительно;
медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, — с 1 января 2013 г.;
Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Лицензия выдается на срок, указанный соискателем в заявлении, но не более чем на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, установленном для ее получения. Лицензия может быть приостановлена лицензирующим органом в случае выявления нарушений лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, а также в случае невыполнения лицензиатом решений указанного органа, обязывающих его устранить выявленные нарушения. Срок устранения нарушений устанавливается лицензирующим органом и не может превышать 6 месяцев. При устранении нарушений действие лицензии возобновляется. Если в указанный срок нарушения не были устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия утрачивает юридическую силу и считается аннулированной в случае неуплаты лицензионного сбора в течение 3 месяцев со дня получения Уведомления о выдаче лицензии, а также в случае ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий. Информация, которая в них содержится, является открытой и предоставляется на платной основе юридическим и физическим лицам в виде выписок о конкретных лицензиатах.
Заключение.
Таким образом, медицинское право можно представить многопланово: виде отрасли законодательства в, в виде комплексной отрасли права, в виде науки и учебной дисциплины. При этом медицинское право имеет свой предмет и метод изучения, а также систему и источники.
Источник