Меню

Горячее питание как здоровье школьника

Правильное питание школьника: нормы ВОЗ и советы родителям

Эта статья для вас, если вы переживаете о рационе питания школьника и заботитесь о том, чтобы ребёнок получал максимальную пользу из продуктов. Приводим нормы и рекомендации медицинских и научных организаций. Рассказываем, как решить проблему, если питание в школе оставляет желать лучшего.

Каким должно быть питание школьника

Вот главные рекомендации по здоровому питанию школьника и всей семьи от Всемирной организации здравоохранения, Роспотребнадзора, Минздрава и других научных сообществ.

Соблюдение БЖУ

Правильное питание школьника — это в первую очередь баланс белков, жиров и углеводов. Недостаток этих веществ плохо сказывается на здоровье. Так, белки — это строительный материал организма, который отвечает за генерацию тканей и обмен веществ. Больше всего белка — в бобовых. Насыщенные жиры — их больше всего в рыбе и орехах — обеспечивают транспортировку питательных веществ в организме и выработку нужных гормонов. Углеводы — источник энергии. Они бывают простые и сложные — если первые в большом количестве содержатся в хлебобулочных изделиях и сладостях, то вторые можно найти в цельнозерновых продуктах, бобовых, крупах.

Потребление достаточного количества воды

Часто встречается утверждение о двух литрах в день, но это условно. Проще всего ориентироваться на чувство жажды — пить тогда, когда хочется. Но у некоторых людей естественное чувство жажды притуплено — чтобы ввести воду в постоянную привычку, придётся механически заставлять себя выпивать несколько стаканов в течение дня. Можно скачать ребёнку приложение для соблюдения водного баланса — на телефон будут приходить напоминалки.

Включение в рацион овощей, фруктов, орехов, бобовых

Согласно предписаниям ВОЗ, овощи и фрукты являются основным компонентом правильного питания. Рекомендуется употреблять не менее 400 грамм в день — это норма, которую часто недобирают. Потом идут бобовые, орехи, цельные злаки.

Отдельно отметим, что ВОЗ не выделяет мясо как обязательный продукт — более полезной альтернативой являются бобовые, так как содержат больше белка и клетчатки. По рекомендациям Роспотребнадзора, в программе питания школьников половина белка должна быть растительного происхождения, а не животного.

Ограничение соли и сахара

Согласно рекомендациям ВОЗ, необходимо следить за размером порций и ограничить потребление соли до пяти граммов в день — это примерно одна чайная ложка. То же самое призывают сделать и с сахаром — лучше употреблять фрукты.

Учитывайте, что 50–75% потребляемой соли уже содержится в продуктах. Избыток соли и сахара приводит к задержанию жидкости в организме и повышению веса. А ещё ребёнок привыкает к усилителям вкуса и отучается наслаждаться едой без добавок.

Ограничение молочных продуктов

Принято считать, что молочные продукты — источник кальция. На самом деле кальция гораздо больше в других продуктах — овощах, зелени, орехах. Лучше почаще есть шпинат, чем пить по стакану молока в день. Кроме того, молочка нередко ведёт к проблемам с кожей — акне, высыпаниям, аллергии. Согласно Минздраву, если выпивать более одного стакана молока в день, то это негативно отразится на организме.

Регулярные приёмы пищи

В суете между кружками, уроками и секциями у ребёнка не остаётся времени поесть — а для поддержания энергии нужно есть не менее трёх раз в день.

Частая проблема, особенно среди старших классов, — отсутствие завтрака. Если младшеклассника мама усадит и накормит кашей, то подросток пулей вылетит из дома, в лучшем случае выпив чаю. Но горячий полноценный завтрак — одна из рекомендаций Роспотребнадзора по меню питания школьника.

За завтраком должны следовать обед и ужин — желательно каждый день в одно и то же время.

Если ребёнок учится в традиционной школе, он так или иначе будет есть пиццы в школьной столовой и запивать сладкой газировкой — на это сложно повлиять. Попробуйте компенсировать это, когда ребёнок дома: кормите полноценной домашней едой, подсовывайте полезные продукты. Лайфхак: приносить фрукты и овощи нарезанными в комнату ребёнку, пока тот сидит за домашкой или компьютером. Школьник сам не заметит, как съест их.

Почему меню в школе не всегда правильное

Для школ разработаны специальные документы, которые устанавливают как требования к поставкам и организации питания, так и санитарно-гигиенические нормы: посадочные места, перечень посуды. За качеством еды следит администрация школы, но в теории приветствуется общественный контроль со стороны родителей.

Читайте также:  Классный журнал листок здоровья как заполнять

Но несмотря на все стандарты, питание школьников в школе оставляет желать лучшего. В некоторых регионах даже не налажены поставки горячей пищи.

А там, где горячее питание имеется, меню не всегда соответствует последним рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и других научно-медицинских объединений. Как правило, в школе готовят по советским стандартам, далёким от передовых исследований. А санитарно-гигиенические нормы зачастую нарушаются — у каждого школьника есть история про таракана в столовой.

Что делать, если вы недовольны питанием ребёнка в школе

Если вы хотите, чтобы ребёнок не пропускал приёмы пищи, питался горячей и свежей едой домашнего приготовления, в качестве которой вы всегда уверены, то присмотритесь к семейному обучению.

Забрать ребёнка из школы можно по желанию семьи — никакие специальные причины не требуются. А учиться дома может быть даже эффективнее, чем в школе, потому что экономишь время и не отвлекаешься. Режим питания школьника не нарушается — ребёнок ест качественную и вкусную домашнюю еду.

Источник

О правилах здорового питания для школьников

1. Питайтесь каждый день вместе с одноклассниками в школьной столовой

Помните, что ежедневное здоровое горячее питание, организованное в школе, способствует хорошему настроению, высокой умственной работоспособности, получению новых знаний, успешности, успеваемости, достижению новых свершений в физической культуре и спорте, защите организма от возбудителей инфекционных заболеваний, формированию привычки правильно питаться и здоровых пищевых предпочтений.

2. Соблюдайте правильный режим питания

— Время приема пищи должно быть каждый день одинаковое, это имеет большое значение и способствует заблаговременной подготовке организма к приему пищи.

— Принимайте пищу сидя за столом, не спеша, все тщательно пережевывайте, не спешите — продолжительность перемены для приема пищи достаточная (не менее 20 минут).

3. Не пропускайте приемы пищи

Для правильного развития организма человека важен каждый прием пищи, который имеет свое значение и свой состав. Получайте в школе горячий завтрак и(или) обед.

Меню завтраков в обязательном порядке включает горячее блюдо (каша, запеканка, творожные или яичные блюда) и горячий напиток (чай, какао, кофейный напиток). Дополнительно могут быть добавлены продукты — источники витаминов, микроэлементов и клетчатки (овощи, фрукты, ягоды, орехи, йогурты).

Меню обедов включает овощной салат (овощи в нарезке), первое блюдо, второе основное блюдо рубленое или цельнокусковое (из мяса или рыбы), гарнир (овощной или крупяной), напиток (компот, кисель).

4. Следуйте принципам здорового питания и воспитывайте правильные пищевые привычки

— Соблюдайте режим питания – не реже 5 раз в день (основные приемы пищи – завтрак, обед и ужин; дополнительные приемы пищи – второй завтрак, полдник и второй ужин).

— Не переедайте на ночь – калорийность ужина не должна превышать 25 % от суточной калорийности.

— Обогащайте привычную структуру питания блюдами и продуктами с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов (блюда с добавлением микрозелени, ягод, меда, обогащенный витаминами и микроэлементами хлеб, кисломолочная продукция).

— Отдавайте предпочтение блюдам тушеным, отварным, приготовленым на пару, запеченым, пассерованным и припущенным блюдам.

— Сократите количество сахара до двух столовых ложек в день, соли — до 1 чайной ложки в день. Не досаливайте блюда, уберите солонку со стола.

— Исключите из рациона питания продукты с усилителями вкуса и красителями, продукты источники большого количества соли (колбасные изделия и консервы).

— Сократите до минимума потребление продуктов-источников сахара (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы). Замените их на фрукты и орехи.

— Мойте руки перед каждым приемом пищи.

— Мойте руки правильно. Тщательно не менее 30 секунд намыливайте ладони, пальцы, межпальцевые промежутки, тыльные поверхности кистей, мойте с теплой проточной водой, затем ополосните руки еще раз и вытрите насухо.

Источник

О пользе горячего питания школьника.
статья по зож на тему

Статья о пользе питания

Скачать:

Вложение Размер
o_polze_goryachego_pitaniya_shkolnika.docx 25.04 КБ

Предварительный просмотр:

О пользе горячего питания школьника.

Горячее питание в системе питания человека имеет крайне важное значение. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал,что

учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу,быстрее

утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желуд-

ке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособ-

ность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьно-

го возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного

аппарата. Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего

питания для всех школьников во время их пребывания в школе. Еще не так давно статистика показывала, что школьники, особенно старшеклассники

предпочитают не качественную еду, а чипсы, бутерброды, кока-колу, всевозможные рекламируемые сухарики. К счастью тенденция стала меняться

и все больше старшеклассников склоняются к тому, что при большой нагрузке

в школе необходимо горячее питание.

«И кому же в ум пойдет

на желудок петь голодный!»

(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»)

Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной актив-

ности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.

Современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо.

Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыры и кисломолочные

продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также

помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать

не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу,

лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны

выпивать не менее двух литров жидкости, но не газированной воды, а

фруктовых или овощных соков. Питание школьника должно быть сбаланси-

рованным. В меню школьника обязательно должны входить продукты,

содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые амино-

кислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходи-

мы для полноценного развития детского организма. Соотношение между

белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет:

„Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть“.

Никто ещё не оспорил Сократа, но и не следуют его кредо немногие.

Ведь еда —наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает

эндорфины — особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие

настроение. На страже здоровья, чтобы погоня за эндорфинами не нанесла

вреда, стоит режим питания. Режим питания необходимо соблюдать всем: и взрослым и детям. Особенно это важно для растущего детского организма.

Каждый ребёнок должен получать горячее питание. Разумный режим

обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-

кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена

веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму требуется четырёхразовое питание.

Уважаемые родители! Будьте внимательны к здоровью своих детей.

«Школьное питание –это залог здоровья подрастающего поколения» .

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из

важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному

обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению

показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая,

что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание

является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости,

физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия

к их адаптации к современной жизни. Рациональное питание обучающихся —

одно из условий создания здоровье -сберегающей среды в общеобразователь-

ном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования.

Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте

отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболева-

емости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений

и хронической патологии. В Законе Российской Федерации «Об образовании»

сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать пита-

ние обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать

перерыв достаточной продолжительности. Школа представляет собой

жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формироватьу школьников верные навыки

и стереотипы в данном вопросе.

В школе существуют эффективные возможности, для проведения

работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и

формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное

питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и

поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном пита-

нии как составляющей части здорового образа жизни.

Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима

питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фастфудами, сухарика-

ми, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно этосвязано с

недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.

Здоровое (рациональное) питание -одна из главных составляющих

здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.

В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей,

в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит,

затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь.

Становится все более понятным, что именно здоровье -самое ценное достоя-

ние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия.

Питание современного человека становится основным фактором риска

развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной

системы, сердечно -сосудистой системы и онкологических процессов.

В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого

не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность.

Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития орга-

низма. Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем полноценнее обеспечение организма незаменимыми

пищевыми веществами. Несмотря на то, что вопрос «питание» касается

каждого человека несколько раз в день и оказывает систематическое влияние

на состояние здоровья, теме этой до сих пор еще не уделяется должного

внимания. Школьная программа и образовательный стандарт среднего

образования не упоминают принципов здорового питания. Не преподается

тема «организация питания» и в педагогических учебных заведениях.

Пропаганда здорового питания важна не только для привлечения родитель-

ских средств на питание, но и потому, что привычки питания, полученные

человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти

привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повли-

ять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая–

главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.

Обеспечение школьников полноценным горячим питанием напрямую

связано с сохранением здоровья населения. По определению Всемирной

организации здравоохранения «Здоровье –это не только отсутствие болезней

и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и

социального благополучия». Одной из уязвимых групп населения на фоне

происходящих в стране социально-экономических преобразований оказа-

лись дети, особенно школьного возраста.

Для учащихся, посещающих группу продленного дня, должно быть организовано

2-разовое питание: завтрак и обед, а в некоторых случаях обед и полдник.Дети,

посещающие группы продленного дня, должны получать в школе не менее 50 процентов суточного рациона. Для покрытия повышенных суточных энерготрат

необходимо, чтобы рацион питания для детей младшего школьного возраста содержал 2200-2700 ккал в сутки.

Обучение в школе вызывает немало затруднений в питании детей. Нередко утром они мало и неохотно едят, с трудом удается уговорить ребенка выпить хотя бы

стакан молока. Часто приходится прилагать усилия, чтобы он ел спокойно, не торопясь. Ребенку, у которого из-за усталости после школы нет аппетита, до обеда необходим отдых.

Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например,

если у школьника будет перерыв между обедом и ужином 6-7 часов, то через несколько недель у него начнется головокружение, появятся вялость, слабость, ему станет труднее учиться. Кроме того, после длительного перерыва ребенок,

сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, плохо ее пережевывает. Большое количество пищи, проглоченное наспех, плохо переваривается и не

принесет пользы.Могут возникнуть сильная резь в животе, тошнота и даже рвота,

а впоследствии- заболевания пищеварительной системы.

Следует, однако, помнить, что даже прекрасно организованное питание в школе не даст хорошего результата, если в семье на питание ребенка не обращают внимания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания?Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способн.

конкурсна лучшую организацию школьного питания в 2012 году номинация«лучший классный руководитель – организатор работы с родителями и школьниками по пропаганде ЗДОРОВОГО питания».

Цель:выяснить полезные свойства творога; узнать, как творог влияет на организм человека.Задачи исследования:найти информацию об истории возникновения творога;изучить качественный состав творога.

Значение горячего питания в формировании организма младшего школьника.

Когда наша пища становится полезной для нашего организма? Тогда, когда мы осознаем умом старую истину, нужно есть для жизни, а не жить для еды. Каждый продукт имеет свой характер, свои свойства .

Источник

Adblock
detector