Комиссия по социальным детерминантам здоровья — что, почему и как?
Что такое Комиссия по социальным детерминантам здоровья?
Комиссия по социальным детерминантам здоровья (КСДЗ) представляла собой глобальную сеть лиц, формирующих политику, научных исследователей и организаций гражданского общества, объединенных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для оказания поддержки в области воздействия на социальные причины плохого состояния здоровья и предотвратимые неравенства в отношении здоровья (несправедливость в отношении здоровья).
Когда и почему она была создана?
КСДЗ была создана д-ром Чон-вук ЛИ, бывшим Генеральным директором ВОЗ, в марте 2005 г. с целью сбора фактических данных о том, что может быть сделано для достижения лучшего здоровья, его более справедливого распределения в мире и для содействия глобальному движению в этих целях.
Что она должна была делать?
В течение трех лет КСДЗ собирала и изучала фактические данные о том, что необходимо сделать для уменьшения неравенств в отношении здоровья внутри стран и между ними, и предоставила Генеральному директору ВОЗ свои рекомендации для действий. Неотъемлемой частью этого было создание партнерств со странами, готовыми проводить всестороннюю деятельность по воздействию на неравенства в отношении здоровья на разных уровнях органов государственного управления. Для сбора фактических данных объединились эксперты, и организации гражданского общества также принимали участие в этом процессе.
Кто входил в ее состав?
Работу КСДЗ проводила замечательная группа людей с обширным опытом в области политики, науки и информационно-пропагандистской деятельности:
Майкл Мармот (Michael Marmot), председатель КСДЗ, является директором Международного института по изучению общества и здоровья (International Institute for Society and Health) и возглавляет кафедру эпидемиологии и общественного здравоохранения в Университетском колледже Лондона. В 2000 г. он был удостоен титула сэра за заслуги в области эпидемиологии и понимания неравенств в отношении здоровья.
Фрэнсис Баум (Frances Baum) является деканом факультета и профессором общественного здравоохранения Университета Флайндерс, а также основателем и директором Южно-Австралийского отделения научных исследований в области общественного здоровья. Он является сопредседателем Глобального координационного совета «Движение за здоровье человека».
Моник Бежэн (Monique Bégin) является профессором факультета управления Университета Оттавы, Канада, и дважды назначалась на должность министра национального здравоохранения и социального обеспечения. Она была первой женщиной из Квебека, избранной в Палату общин.
Джованни Берлингуэр (Giovanni Berlinguer) является членом Европейского парламента. Недавно он был членом Международного комитета ЮНЕСКО по биоэтике (2001-2007 гг.) и докладчиком по проекту Всеобщей декларации по биоэтике.
Мираи Чаттерджи (Mirai Chatterjee) является координатором по социальной безопасности Индийской ассоциации женщин, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Этот профсоюз насчитывает свыше 900 000 членов. Недавно она была назначена в Национальный консультативный совет и Национальную комиссию для неорганизованного сектора.
Уильям Х. Фоэге (William H. Foege) является почетным заслуженным президентом-профессором в области международного здравоохранения, Университет Эмори. Он был директором Центров Соединенных Штатов Америки по борьбе и профилактике болезней (ЦББ), руководителем Программы ЦББ по ликвидации натуральной оспы и исполнительным директором Центра Картера. Он также исполнял обязанности старшего медицинского советника Фонда Билла и Мелинды Гейтс.
Ян Гуо (Yan Guo) является профессором общественного здравоохранения и вице-президентом Центра медицинских наук Пекинского университета. Она является вице-председателем Китайской ассоциации сельского здравоохранения и заместителем директора Китайской академии политики здравоохранения.
Киоши Курокава (Kiyoshi Kurokawa) является профессором Национального института политических учений, Токио. Он также является членом Комитета по политике в области науки и технологии при Секретариате Кабинета министров. Ранее он был президентом Научного совета Японии и Тихоокеанской научной ассоциации.
Рикардо Лагос Эскобар (Ricardo Lagos Escobar) является бывшим Президентом Чили, а он также был министром образования и министром общественных работ. Экономист и юрист по образованию, он работал экономистом в Соединенных Штатах Америки.
Алиреза Маранди (Alireza Marandi) является профессором педиатрии Университета Шахид Бехешти, Исламская Республика Иран. Он был министром здравоохранения (и медицинского образования) в течение двух мандатов. Кроме того, он работал заместителем министра и советником министра. В 2008 г. он был избран членом Иранского парламента.
Пашкуал Мокумби (Pascoal Mocumbi) является высокопоставленным представителем Партнерства европейских и развивающихся стран по клиническим испытаниям и бывшим Премьер-министром Республики Мозамбик. До этого он возглавлял Министерство иностранных дел и Министерство здравоохранения.
Ндиоро Ндиайе (Ndioro Ndiaye) является заместителем Генерального директора Международной организации по миграции, а также бывшим министром социального развития и бывшим министром по вопросам женщин, детей и семей в Сенегале.
Черити Калуки Нгилу (Charity Kaluki Ngilu) является министром здравоохранения Кении. До вступления в эту должность она была членом Национальной ассамблеи Кении, представляя Демократическую партию. С 1989 г. она является лидером организации «Maenbeleo ya Wanawake» национального женского движения.
Хода Рашад (Hoda Rashad), директор и профессор, занимается исследовательской деятельностью в Центре социальных исследований при Американском университете Каира. Она является членом Сената, одного из двух парламентских органов Египта. Она работает в Национальном женском совете, который отчитывается перед Президентом Египта.
Амартия Сен (Amartya Sen) является профессором университета Лэймонт и профессором экономики и философии Гарвардского университета. В 1998 г. он стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики.
Дэвид Сэтчер (David Satcher) является директором Учебного центра по неравенствам в отношении здоровья и Инициативы Института Сэтчера по лидерству в области здравоохранения. Он был главным врачом Государственной службы здравоохранения и помощником секретаря Департамента здравоохранения Соединенных Штатов Америки. Он также занимал должность директора Центров США по борьбе и профилактике болезней.
Анна Тибаиджука (Anna Tibaijuka) является исполнительным директором Программы ООН по населенным пунктам (UN-HABITAT). Она также является основателем и председателем независимого национального женского совета Танзании.
Дэнни Вагеро (Denny Vågerö) является профессором медицинской социологии и директором Центра по исследованиям справедливости в отношении здоровья (CHESS) в Швеции. Он член Королевской шведской академии наук и ее Постоянного комитета по здравоохранению.
Гайл Виленски (Gail Wilensky) является старшим научным сотрудником Проекта «HOPE», международного фонда для образования в области здравоохранения. Ранее она руководила программами «Medicare» и «Medicaid» в Соединенных Штатах Америки, а также была председателем двух комиссий, консультирующих Конгресс Соединенных Штатов Америки по «Medicare».
Как она функционировала?
Работа Комиссии была действительно глобальным процессом, в который были вовлечены сотни научных исследователей и практических деятелей из университетов и научных институтов, министерств, международных организаций и организаций гражданского общества.
«Сети знаний», охватывающие научных работников и практических деятелей со всего мира, собирали фактические данные о политике и мероприятиях по улучшению здоровья и уменьшению несправедливости в отношении здоровья в целом ряде областей, таких как:
- раннее развитие детей
- условия на рабочих местах
- глобализация
- женщины и гендерная справедливость
- городские условия
- социальная отчужденность
- системы здравоохранения
- измерение
- приоритетные условия общественного здравоохранения.
Кроме того, Комиссия создала партнерства, собирающие фактические данные в рамках двух региональных сетей (Северной и Азиатской сетей) с участием научных исследователей в дополнительных ключевых областях, таких как старение, коренные народы, пищевые продукты и питание, насилие и конфликты, а также окружающая среда.
Были созданы партнерства с рядом стран, готовых к борьбе с несправедливостью в отношении здоровья. Бразилия, Иран, Канада, Кения, Мозамбик, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Швеция, Шри-Ланка и Чили — каждая из этих стран стала «страной-партнером» Комиссии и приняла обязательства по достижению прогресса в области социальных детерминант здоровья для улучшения справедливости.
По мере продвижения работы Комиссии ей оказывали поддержку и другие страны как в технической работе по работе над социальными детерминантами для улучшения справедливости в отношении здоровья (например, Норвегия), так и в области обмена опытом и рекомендациями относительно улучшения согласованности политики (например, Тайланд).
Представители групп гражданского общества в Африке, Азии, Америке и Европе также вносили свой вклад в работу Комиссии. Члены этих групп принимали участие в работе Комиссии по сбору информации. Они содействовали формированию мнения Комиссии, а в будущем будут активными партнерами в проведении дальнейших изменений.
Доклады, выпущенные Сетями знаний, и все другие справочные документы и отчеты, в том числе отчеты по направлениям работы в странах и группах гражданского общества, доступны на страницах, посвященных публикациям:
Чем была вызвана необходимость создания Комиссии?
Комиссия доказала, что несправедливость в отношении здоровья является результатом сложной системы, действующей на глобальном, национальном и местном уровнях.
Благосостояние групп населения зависит от обстановки в мире, оказывающей воздействие на международные отношения и внутренние нормы и политику, которые, в свою очередь, формируют то, как общество организует свою деятельность на национальном и местном уровне, приводя к образованию форм общественного положения и иерархии. Место, занимаемое человеком в социальной иерархии, определяет условия, в которых он растет, учится, живет, работает и стареет, степень его защищенности от плохого состояния здоровья и последствия таких проблем.
Для уменьшения неравенств в отношении здоровья между странами и внутри стран необходимо посмотреть на то, что стоит за пределами непосредственных причин болезней. Комиссия привлекла внимание к «причинам причин» — социальным факторам, определяющим то, как люди растут, живут, работают и стареют. Лежащие в основе детерминанты несправедливости в отношении здоровья взаимосвязаны и, поэтому, для их устранения необходимо проводить всестороннюю и комплексную политику, учитывающую особый контекст каждой страны и каждого региона.
Какой подход она применяла к фактическим данным?
Целенаправленные сети знаний, охватывающие целый ряд тем, изучали фактические данные и докладывали о своих результатах Комиссии.
Комиссия применяла широкий подход к фактическим данным. Традиционно применяемые иерархии фактических данных (в соответствии с которыми на самом верху находятся рандомизированные контролируемые испытания и лабораторные эксперименты), как правило, не применяются для научных исследований в области социальных детерминант здоровья. Судить о фактических данных необходимо по их пригодности для цели — то есть по тому, дают ли они убедительный ответ на поставленный вопрос. Комиссия получала фактические данные с помощью наблюдений (в том числе естественных экспериментов и межстрановых исследований), тематических исследований, поездок на места, экспертных и непрофессиональных знаний, а также, по возможности, с помощью оперативных испытаний на уровне местных сообществ.
Источник
Ключевые понятия
Что такое несправедливость или неравенства в отношении здоровья?
Несправедливость в отношении здоровья — это предотвратимые неравенства в состоянии здоровья между группами населения внутри стран и между странами. Такая несправедливость возникает в результате неравенств внутри сообществ и между сообществами. Социальные и экономические условия и их воздействие на жизнь людей определяют риск развития у людей болезней и действия, направленные на предотвращение развития у них болезней или их лечение в случае заболевания.
Примеры несправедливости в отношении здоровья между странами:
- показатель смертности детей грудного возраста (риск смерти ребенка в течение первого года жизни) составляет 2 на 1000 случаев рождения живых детей в Исландии и более 120 на 1000 случаев рождения живых детей в Мозамбике;
- риск материнской смертности на протяжении жизни во время или вскоре после беременности составляет лишь 1 из 17 400 в Швеции и 1 из 8 в Афганистане.
Примеры несправедливости в отношении здоровья внутри стран:
- в Боливии смертность детей грудного возраста, рожденных женщинами без образования, превышает 100 на 1000 случаев рождения живых детей, в то время как показатель смертности детей грудного возраста, рожденных матерями, имеющими, по крайней мере, среднее образование, меньше 40 случаев на 1000;
- ожидаемая продолжительность жизни среди аборигенов Австралии значительно ниже (54,4 года для мужчин и 64,8 года для женщин), чем у некоренных австралийцев (76,6 и 82,0, соответственно);
- ожидаемая продолжительность жизни мужчин в районе Калтон, Глазго, составляет 54 года, это на 28 лет меньше аналогичного показателя для мужчин в Лэнзи, расположенном в нескольких километрах;
- распространенность длительных форм инвалидности среди европейских мужчин в возрасте старше 80 лет составляет 58,8% среди менее образованных мужчин и 40,2% среди более образованных.
Что означает социальный градиент?
Самые неимущие люди во всем мире имеют самое плохое состояние здоровья. Внутри стран фактические данные свидетельствуют о том, что чем ниже социально-экономическое положение человека, тем хуже его состояние здоровья. Существует социальный градиент здоровья, который проходит через весь социально-экономический спектр сверху вниз. Это глобальный феномен, наблюдаемый в странах с низким, средним и высоким уровнем дохода. Социальный градиент здоровья означает, что несправедливость в отношении здоровья затрагивает каждого.
Например, если вы посмотрите на показатели смертности детей в возрасте до пяти лет в зависимости от уровней семейного достатка, вы увидите, что внутри стран связь между социально-экономическим уровнем и здоровьем имеет градацию. Самые высокие показатели смертности детей в возрасте до пяти лет наблюдаются в самых бедных семьях, а в семьях, находящихся во втором сверху показателе, наблюдается более высокая смертность детей, чем в семьях, уровень которых соотвествует самому верхнему показателю. Это социальный градиент здоровья.
Что такое социальные детерминанты здоровья?
Социальные детерминанты здоровья — это условия, в которых люди рождаются, растут, работают и стареют, и медико-санитарные системы. В свою очередь, эти условия формируются под воздействием разнообразных сил: экономики, социальных условий и политики.
Что является движущими силами несправедливости в отношении здоровья?
Благосостояние сообществ зависит от обстановки в мире, оказывающей воздействие на международные отношения и внутренние нормы и политику. Они, в свою очередь, формируют то, как общество, на национальном и местном уровне, организует свою деятельность, приводя к образованию форм общественного положения и иерархии, которые организуют группы населения в соответствии с доходами, образованием, занятостью, полом, расой/этнической принадлежностью и другими факторами. Место, занимаемое человеком в социальной иерархии, определяет условия, в которых он растет, учится, живет, работает и стареет, степень его защищенности перед плохим состоянием здоровья и последствия такого состояния.
- Преимущества экономического роста, происходившего на протяжении последних 25 лет, распределены неравномерно. В 1980 г. валовой национальный доход самых богатых стран, в которых сосредоточено 10% населения мира, в 60 раз превышал аналогичный показатель самых бедных стран, где проживает 10% населения мира. К 2005 г. это соотношение возросло до 122.
- Расширению международных потоков помощи — в значительной мере не отвечающих требованиям и не достигающих обещанных уровней — препятствуют размеры обязательств многих бедных стран по выплате долгов. В результате, во многих случаях наблюдается тревожное положение вещей: чистый отток финансовых средств из более бедных в более богатые страны.
- В течение последних 15 лет во многих странах наблюдалась тенденция снижения доли беднейшией группы населения в национальном потреблении. Так, например, в Кении при нынешних показателях экономического роста и неравенствах в уровнях дохода средняя бедная семья не выберется за черту бедности до 2030 года. Удвоение доли дохода бедного населения Кении означало бы, что уменьшение размеров нищеты произошло бы к 2013 году.
- Гендерная несправедливость в полномочиях, ресурсах, правах, нормах и ценностях, а также в способе структурирования организаций и осуществления программ наносит ущерб здоровью миллионов девочек и женщин. Положение женщин в обществе связано также со здоровьем и выживанием детей — мальчиков и девочек.
- Справедливость в отношении здоровья в значительной степени зависит от предоставления полномочий людям для преодоления и изменения несправедливого и резко дифференцированного распределения общественных ресурсов, на которые все имеют равные притязания и права. Несправедливость в полномочиях проявляется в четырех основных областях — политической, экономической, социальной и культурной, составляющие спектр, в рамках которого группы населения в разной степени включаются в жизнь общества или исключаются из нее.
Что такое первичная медико-санитарная помощь?
Как было провозглашено на Алма-Атинской конференции: «Первичная медико-санитарная помощь составляет важную часть медико-санитарного обеспечения и базируется на практических научно обоснованных и социально приемлемых методах и технологии, которые должны быть доступны как отдельным лицам, так и семьям при их всестороннем участии в этой работе и при таких затратах, которые местное сообщество и страна в целом могут позволить на каждом этапе своего развития в духе самостоятельности и самоопределения». В Докладе ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире 2008 г. это определение было доработано.
Что такое справедливость в отношении здоровья в политике в различных секторах?
Каждый аспект управления и экономики имеет потенциал для воздействия на здоровье и справедливость в отношении здоровья. Достаточно перечислить лишь шесть из них: финансы, образование, жилье, занятость, транспорт и здравоохранение. Несмотря на то, что здоровье может не являться главной целью политики в этих секторах, они в значительной мере связаны со здоровьем и справедливостью в отношении здоровья.
Согласованность политики имеет решающее значение — политические курсы различных департаментов правительства должны скорее дополнять, чем противоречить друг другу в том, что связано со справедливостью в отношении здоровья. Например, торговая политика, которая активно поощряет производство, торговлю и потребление пищевых продуктов с высоким содержанием жиров и сахаров в ущерб производству фруктов и овощей, противоречит политике здравоохранения.
Ожирение становится такой же реальной проблемой общественного здравоохранения в странах с переходной экономикой, какой оно уже стало в странах с высоким уровнем дохода. Для предотвращения ожирения необходимы подходы, обеспечивающие устойчивое снабжение питательными пищевыми продуктами в достаточном количестве; жилище, пригодное для легкого потребления более здоровых пищевых продуктов; участие в физической активности; и обстановка в семье, учебном заведении и на работе, активно способствующая здоровому образу жизни. Лишь немногие из этих действий находятся в рамках возможностей или ответственности сектора здравоохранения. Несомненно, достигнуты успехи — например, наложен запрет на рекламу пищевых продуктов с высоким содержанием жиров, сахаров и соли во время показа детских телевизионных программ. Однако если мы хотим положить конец глобальной эпидемии ожирения, нам еще многое предстоит сделать: привлечь многочисленные сектора за пределами здравоохранения к участию в таких областях, как торговля, сельское хозяйство, занятость и образование.
Источник