Уровни психологического здоровья.
Психологическое здоровье на витальномуровне жизнедеятельности предполагает осознанное, активное, ответственное отношение человека к своим биологическим потребностям, потребностям своего тела. Такой человек заботится не только о здоровье, чистоте, красоте своего тела, но и исследует, осознает свои привычные движения, жесты, зажимы, мышечный панцирь в целом. Кроме того, психологически здоровый человек может исследовать и само свое отношение к своему телу.
В целом здоровье витального уровня жизнедеятельности характеризуется динамическим равновесием всех функций внутренних органов, адекватно реагирующих на влияние внешней среды, стремящихся к поддержанию гомеостатического состояния всего организма в целом. Любое отклонение от нормативных показателей проявляется в виде болевой реакции, имеющей защитные свойства и предупреждающей о дисфункции, нарушении в деятельности того или иного органа или всего организма. Это уровень взаимодействия природной среды организма и окружающего его физического мира. Процесс самоопределения на витальном уровне актуализирует поведение человека, направленное на удовлетворение биологических потребностей. В психологии этот способ самоопределения связан с понятиями: саморегуляции (Конопкин О. А., Морсанова В. И.); адаптогенной ситуации (Посохова С. Т.), детерминации поведения (Павлов И. П.); генетической обусловленности (Вильсон Е. О.); либидо–танатоса (Фрейд З.); видового самосохранения (Дарвин Ч.).
Психологическое здоровье социального уровняжизнедеятельности определяется системой социальных отношений, в которые вступает человек как общественное существо. При этом наиболее значимыми для человека становятся условия протекания социальных отношений, определяемые нормами морали, права, ценностными ориентациями и нравственностью. Критерием социального здоровья часто выступают уровень социальной адаптации и адекватность реакций человека на внешние воздействия (Мясищев В. Н.), адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, направленность на общественно полезное дело, альтруизм, ответственность, эмпатия, бескорыстие, культура потребления (Никифоров Г. С.), способность к целеполаганию и достижению поставленных целей (Тихомиров О. К.). Этот уровень функционирования человека характеризуется сложной системой субъект–объектных отношений, содержащих в себе как субъектные, так и объектные характеристики. К субъектным характеристикам можно отнести закономерности психической организации человека, проявляющиеся в функционировании эмоционально–волевой и когнитивных сфер, дающих основание для формирования личности, интегрируемой ценностно–нравственной системой в мировоззрении. Объектные характеристики также имеют определенные закономерности, проявляющиеся в общественных отношениях, заданных нормами культурной среды, социальной и государственной организациями или субкультурными ценностями. Поэтому единых критериев социальной нормы не существует, каждая культурная среда формирует свои нормы, а показателем социального здоровья является уровень адаптивности к нормам того социума, в котором человек живет. Социальным иммунитетом на субъектном уровне являются интериоризированные общественные и культурные нормы, представленные в структуре ценностей и эталоне межличностных отношений, нарушение или неисполнение которых фрустрирует человека, проявляясь во внешнем или внутреннем конфликте, что вызывает тревогу, сигнализирующую о возможности возникновения проблем с социальным здоровьем.
Социальное психологическое здоровье определяется степенью профессиональной самореализации человека. Профессиональное самоопределение социального уровня характеризуется влечением к сотрудничеству, желанием следовать нормам, трудолюбием. Смысл жизни на данном уровне определяется стремлением к доверительным отношениям, защищенности и ответственности. Профессиональная деятельность (согласно исследованиям М. Я. Дворецкой) характеризуется стремлением к социальной стабильности, являющейся следствием жизненного и профессионального выбора с избеганием фрустрирующих ситуаций и бесполезной, бессмысленной деятельности.
О психологическом здоровье на социальном уровне жизнедеятельности свидетельствует высокая степень гармонизации человеком своих взаимоотношений с обществом. В процессе гармонизации своих взаимоотношений с обществом человек осознает свои социальные потребности, расширяет средства и способы их реализации. В это время он формирует собственную автономность, самодетерминацию, самоуправление, реализует заложенные природой силы и способности.
Психологическое здоровье на экзистенциальном (глубинном)уровне жизнедеятельности предполагает ориентацию человека на свой глубинный внутренний мир, формирование доверия своему внутреннему опыту, обновленных, духовных отношений с внешним миром.
Экзистенциальный уровень жизнедеятельности также имеет свои критерии и показатели здоровья. В первую очередь к ним можно отнести наличие смысла жизни, определяющего устремления человека к идеалу, осуществление которых сопряжено, как правило, с борьбой идеала и действительности. Экзистенциальный идеал есть нечто бесконечное, никогда не достижимое, особенно в пределах короткой жизни личности в чувственном мире. Он определяется как вечная, не завершаемая цель человеческого существования. Экзистенциальный идеал призван определять то, что есть вечное и неизменное в человеческой природе, оттеняя собой преходящие ценности конечного бытия. Он способствует поиску смысла жизни, связанному с разрешением экзистенциальных дихотомий (жизнь – смерть; свобода – ответственность; смысл – бессмысленность; одиночество – любовь; совесть – закон), что в свою очередь активизирует процесс самопознания человека. Присутствие экзистенциальных дихотомий, с одной стороны, указывает на наличие глубинных внутренних конфликтов, сопровождающихся нарастающей тревогой и безотчетными страхами, но, с другой стороны, при их позитивном разрешении, – представляет собой возможность личностного роста, где осуществление выбора и принятие ответственности за него определяет направленность личности в целом. Негативное разрешение дихотомий чаще всего сопряжено с явлением «сожжения совести», когда человек в своем безудержном стремлении к потреблению и удовольствиям избирает путь внешнего благополучия, обессмысливая свою духовную, подлинно человеческую жизнь.
Эмоционально значимые отношения проявляются в форме сотрудничества и «братской» любви. Особое значение придается творчеству, приносящему духовное удовлетворение и способствующему «развитию себя». Смысл жизни заключается в «активном жизнетворчестве», помогающем обрести «мир в душе», «стать личностью».
Итак, еще раз подчеркнем разницу между психическим и психологическим здоровьем. Психическое здоровье имеет отношение к отдельным процессам и механизмам психики: мышлению, памяти, ощущению, восприятию, эмоциям, воле и пр. Психологическое здоровье характеризует личность в целом, ее отношение к миру, себе,
Источник
В чём заключается психологическое здоровье?
Понятие психологического здоровья
Впервые термин «психологическое здоровье» был введен И.В. Дубровиной, которая и определила психологическое здоровье как необходимое условие полноценного функционирования и развития личности в процессе своей жизнедеятельности.
Более целостное и развёрнутое описание психологически здоровой личности даёт профессор, доктор педагогических наук О.В.Хухлаева:»это человек спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно-умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Про эмоциональное здоровье и благополучие подробнее
Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония» или «баланс». И, прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс»
Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной полноценной жизни. Безусловно каждому необходимо стремиться укрепить психологическое здоровье и постараться сохранить его. Ведь устойчивое психологическое здоровье – это общее благополучие личности, адаптивность, активность, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п., что само собой ведёт к успешной жизни во всех её проявлениях. Закон Паркинсона — секрет финансового успеха
Основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации внутриличностных ресурсов. Основы сохранения психологического здоровья
Что способствует становлению психологически здоровой личности?
Многие учёные обосновывают положительную роль трудных ситуаций и различных препятствий в процессе развития личности. Несомненно конфликты и всевозможные трудности могут приводить к негативному влиянию на личностное развитие, но они же способствуют и развитию воли, и накоплению опыта преодоления препятствий, а также мотивируют к саморазвитию. Ещё В. Франкл писал о том, что всякая трудная ситуация, принесшая страдание, только тогда имеет смысл, когда она делает человека лучше, т.е. имеет развивающее и обучающее значение.
Выделяют следующие условия формирования психологически здоровой личности:
1 Баланс между интеллектуальным, эмоциональным и физическим напряжением и расслаблением;
2 Положительный фон настроения;
3. Формирование социального интереса.
Уровни психологического здоровья
Высший уровень психологического здоровья — креативный. Такой уровень психологического здоровья имеют люди с устойчивой адаптацией к среде, которые постепенно накапливают внутренние ресурсы для преодоления стрессовых ситуаций. Людям с развитым уровнем психологического здоровья характерно активное творческое отношение к действительности, наличие созидательной позиции и тому подобные признаки душевного и психического благополучия.
К среднему уровню — адаптивному уровню психологического здоровья относят людей, в целом адаптированных к окружающей действительности и социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют достаточного резерва прочности психологического здоровья и могут периодически нуждаться в психологическом сопровождении. Жизнь после стресса. Последствия сильного стресса
Низший уровень психологического здоровья — дезадаптивный. Люди с таким уровнем психологического здоровья — это люди, которые используют для разрешения внутреннего конфликта ассимилятивный стиль поведения, характеризующийся прежде всего стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям.
Неконструктивность данного стиля проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих, а это зачастую приводит к разрушению личности и её психологического здоровья.
Факторы, приводящие к психологическому нездоровью
К серьёзным последствиям нарушения психологического здоровья человека можно отнести всевозможные формы социопатии, психопатии, невротизм, алкоголизм и т.д. Психологическое нездоровье может проявляться в различных формах агрессии, во враждебности, в депрессивных состояниях, в постоянном чувстве вины, страхе, патологических привязанностях, в преобладающей позиции жертвы и др. Что приводит к таким нарушениям?
К факторам риска нарушения психологического здоровья относят: объективные факторы или факторы среды и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.
Под объективными факторами риска понимаются семейные неблагоприятные факторы, а также факторы, связанные с воспитательным процессом, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране. К субъективным факторам относят индивидуальные особенности темперамента, уровень тревожности, особенности саморегуляции, уровень притязаний, устойчивость к стрессу, включающая в себя контроль, самооценку и т.д.
К факторам, провоцирующим пограничные расстройства психики относят биологические факторы (влияние сложных физических, химических, климатических и других явлений); социальные факторы (материальные проблемы, финансовые лишения, отсутствие или потеря работы и т.д.);
и психологические факторы (конфликты в семье или на работе, несчастная любовь и т.п.)
Критерии психологического здоровья
Психологически здоровый человек адаптирован к той среде, в которой проживает, к социуму, умеет нормально переносить процесс адаптации к изменяющимся социальным и другим условиям жизни, работы или окружающей среды в целом, уверен в том, что его поведение определяется прежде всего им самим, а не только культурными стереотипами.
Человек, который психологически здоров имеет высокий уровень развития рефлексии, успешно проходит возрастные кризисы, позитивно относится к себе и к окружающим, не испытывает страхов, когда для этого нет реальных оснований, ответственен за свои поступки, самостоятелен.
К другим критериям психологического здоровья человека можно также отнести: адекватность понимания общества, осознание поступков, работоспособность и активность, целеустремлённость и коммуникабельность, в целом благополучная семейная жизнь, чувство привязанности к родным, умение планировать, ориентированность на саморазвитие, целостность, гармоничность.
Психологическое здоровье личности также характеризуется позитивной, конструктивной мыслительной направленностью, критическим мышлением, стремлением человека активно разрешать возникающие проблемы и не впадать в уныние или панику, искать положительные стороны жизни и т.д.
Как же сохранить психологическое здоровье?
Укрепление и сохранение психологического здоровья целиком зависит от самой личности и во многом зависит от того, насколько человек готов работать над собой.
Принятие ответственности-это первый шаг на пути к сохранению психологического здоровья.
Необходимо понимать, что никто другой не способен решить ваши личностные или внутриличностные проблемы. Принимая на себя ответственность, человек раскрывает свои подлинные способности, обнаруживает свою сущность. В этом случае мы перестаем обвинять кого бы то ни было в собственных проблемах, что снижает риски утраты психологического здоровья и психического благополучия.
Развитие уверенности укрепляет психологическое здоровье.
Развивать уверенность в себе необходимо для того, чтобы поддерживать своё эмоциональное равновесие. Ведь уверенность в себе начинается с понимания себя, а затем с постепенным самопринятием возникает вера в себя. В меру уверенный в себе человек перестаёт себя обвинять или критиковать, не боится непредсказуемых последствий, он берёт на себя ответственность за свои поступки, а если в чём-то и ошибается, то принимает свои ошибки за опыт, а полученный урок служит для него поводом стать ещё более уверенным.
Психологическое здоровье предполагает, что личность готова эффективно работать над собой, систематически претворять в жизнь новые идеи и стремления.
Если человек психически и эмоционально благополучен, то он сумеет отстоять свою правоту при любых обстоятельствах. Тот, кто хочет добиться в жизни чего-то значительного, не должен опускать руки перед малейшими преградами. Нет ничего грустнее, чем перестать верить в себя и подолгу зацикливаться на происходящих неудачах. Психологическая устойчивость
Чтобы сохранить психологическое здоровье старайтесь ценить себя и окружающих. Проявляйте добродушие и уважение, толерантность, сопереживание, взращивайте доверие к людям и к миру в целом, Как избавиться от плохих навязчивых мыслей?
Источник