Меню

Глоссарий по здоровью детей

Словарь терминов

Абилитация — комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие функциональных систем организма и способностей индивида, естественное становление которых затрудненно наличием болезни или дефекта, необходимых личности для реализации в данном сообществе.

Адаптация социальная — приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности, при поступлении в общественные учебно- воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив.

Адаптация социально-психологическая — оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций, вхождение в ее ролевую структуру.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Амблиопия – ослабление зрения функционального и вторичного характера (при отсутствии структурных изменений зрительного анализатора), не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз.

Анамнез — сообщение больного или его близких об условиях жизни, предшествующих заболеванию (история возникновения заболевания). В психологии применяется как метод исследования деятельности человека.

Арттерапия — один из методов реабилитации, использующий в качестве основных терапевтических средств различные формы искусства, творчества (музыку, танцы, изобразительную деятельность и др.).

Аутизм — болезненное состояние личности, проявляющееся в чрезмерной самоуглубленности, в уходе от контактов с окружающими, в погружении в мир собственных переживаний.

Безбарьерная среда – обеспечение доступности, беспрепятственности, безопасности, удобства экстерьера и интерьера образовательной организации для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Ведущая деятельность — это та деятельность, которая определяет (задает, назначает) основное направление развития в том или ином возрасте. В самом понятии «ведущая деятельность» содержится представление о рукотворном, культурно-обусловленном характере психического развития.

Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности и импульсивности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания.

Девиантное поведение — отклоняющееся от требований социальных норм.

ДЕТИ с ограниченными возможностями здоровья – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «аномальные», «с отклонениями в развитии», «с особыми образовательными потребностями», «с ограниченными возможностями здоровья» (см. «ОВЗ», «обучающийся с ОВЗ»).

ДЕТИ с особыми образовательными потребностями – не является правоустанавливающим понятием, используется применительно к обучающимся с несоответствием своих возможностей «общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения».

Депривация — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей ребенка в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей. Д. бывает зрительная, слуховая, речевая, эмоциональная и др.

Диагностика — определение, учение о методах распознания какого- либо явления, действия, события и т.п. ДИССОЦИАЦИЯ — нарушение связности психических процессов, неосознанность конкретных раздражений, мотивов действий и самих действий.

ЗПР — задержка психического развития — временное отставание развития психики или её отдельных функций.

Читайте также:  Духовный уровень здоровья это

Задержка речевого развития – группа различных видов отклонений в развитии речи, имеющая различную этиологию, патогенез, степень выраженности. При ЗРР нарушается ход речевого развития, проявляются несоответствия нормальному онтогенезу, отставание в темпе.

Запущенность педагогическая — устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Условно выделяют несколько стадий запущенности. Первая рассматривается как предрасполагающая (в основном соответствует дошкольному возрасту). Вторая стадия характеризуется появлением у младших школьников начальных форм негативного отношения к нормам и правилам жизни в детском коллективе. Третья и четвертая стадии запущенности педагогической наиболее часто проявляются в подростковом возрасте. Признаки третьей и четвертой стадий встречаются и у старших школьников. Их поведение отличается большей скрытностью, умением закамуфлировать неблаговидные поступки «правильными словами» и т. п.

Зона ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) — расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуального развития) и под руководством взрослых (зона ближайшего развития).

Инвалид — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Инвалид-ребенок — индивид в возрасте до 18 лет включительно с отклонениями в физическом или психическом развитии, имеющий ограничения жизнедеятельности, обусловленные врожденными, наследственными или приобретенными заболеваниями, последствиями травм, вызывающими необходимость его социальной защиты.

Компенсаторный процесс — совокупность реакций организма на повреждение, выражающееся в возмещении нарушенной функции организма за счет деятельности неповрежденных еистем, отдельных органов или их составных частей.

Механизм сдвига мотива на цель — цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу — сама становится мотивом.

Ограничение жизнедеятельности — отклонение в личностном развитии индивида от нормы вследствие нарушения здоровья, характеризующееся ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, учение и трудовую деятельность.

ОВЗ — ограниченные возможности здоровья

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

ПМПК и ПМПк — две схожие аббревиатуры двух совершенно разных по составу, формированию, задачам и осуществляемой деятельности, образовательных структур. Общее у них одно- помочь детям с проблемами в обучении осилить образовательную программу.

ПМПК (МПК) — психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия) создается в целях коррекции детского недоразвития, путём установления права данной категории детей на специальное образование, а также для консультирования родителей (законных представителей), педагогов и других заинтересованных лиц по всем вопросам, связанным с физической и (или) психической недостаточностью детей.

ПМПк — школьный психолого-медико-педагогический консилиум -необходимое звено в системе диагностико-консультативной работы: осуществляет диагностику учащихся и консультирования родителей и педагога, организует помощь и педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении, готовит документы на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию.

Читайте также:  От чего следует отказаться для здоровья

Социальный патронаж — медико-социальная, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая, социально-трудовая и социально-правовая поддержка инвалидов и их семей на дому с целью создания оптимальных условий их реабилитации и жизнедеятельности.

Способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену.

Среда специальная развивающая — такая организация жизнедеятельности детей, в которой проявляется гармоничное сочетание взаимоотношения ребенка и социальной среды и которая побуждает яетей быть активными и целеустремленными. В основе функционирования специальной развивающей среды лежит оптимальное сочетание учебной и игровой деятельности, содержательного и увлекательного отдыха детей с одновременным решением по разработанной программе специальных обучающих, развивающих, воспитательных и социально-реабилитационных задач.

Стандарты реабилитационные — нормативные документы по оценке качества и эффективности реабилитации инвалидов.

Травма психологическая — временное функциональное нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами.

Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги — психического состояния осознанного или неосознанного ожидания неприятностей.

Тренировка аутогенная — вид психотерапии, основанный на максимальном мышечном расслаблении, сочетающимся с самовнушением.

Ценностные ориентации — содержание направленности личности, обусловленное спецификой устойчивых значимых оценок окружающей действительности, которые имеют выраженную эмоциональную окрашенность.

Экспертиза профессиональная — часть медико-социальной экспертизы, представляющая собой специализированную процедуру изучения и вероятностной оценки пригодности индивида к овладению определенной профессией и достижению определенного уровня мастерства.

Комментарии

Подсайт официального сайта школы. Все права защищены. При использовании материалов ссылка обязательна. © МБОУ СОШ № 2 Карасукского района НСО, 2017.

Источник

Здоровый ребенок. Учебное пособие по учебной дисциплине Здоровый человек и его окружение раздел Здоровый ребенок

Название Учебное пособие по учебной дисциплине Здоровый человек и его окружение раздел Здоровый ребенок
Дата 11.10.2018
Размер 0.69 Mb.
Формат файла
Имя файла Здоровый ребенок.doc
Тип Учебное пособие
#53075
страница 8 из 13
Подборка по базе: Новое пособие по WORD. Лабораторный практикум Часть 2.doc, ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ДОУ.doc, Сборник тестов по дисциплине «Основы архитектуры и строительные , Краткий обзор по дисциплине.docx, Темы контрольных работ по дисциплине ОКН зао.docx, Учебное пособие Переностная база.docx, Практическая работа по дисциплине «Правовое обеспечение професси, Методическое пособие по выполнению практических работ по междисц, Методичекое пособие ТГиВ курсовик 2020 ЕГ 19.04.2020.pdf, Рабочая тетрадь по дисциплине семейное право.pdf

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД – период до рождения ребёнка

АПНОЭ – остановка дыхания

АСФИКСИЯ – состояние, которое характеризуется отсутствием дыхания или отдельными нерегулярными дыхательными движениями

АЭРОФАГИЯ – заглатывание воздуха

БЦЖ – вакцина, применяемая для вакцинации туберкулёза

ГИПЕРТОНУС – повышенный мышечный тонус

ГИПОГАЛАКТИЯ – снижение секреторной деятельности молочных желёз

ГИПОТОНИЯ – снижение мышечного тонуса

ЗАПОР – задержка стула

ИКТЕРИЧНОСТЬ – желтушное окрашивание кожи и слизистых

ИНТРАНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД – период в родах

КОПРОГРАММА – макроскопическое и микроскопическое исследование кала

ЛАКТАЦИЯ – секреторная деятельность молочных желёз

МЕТЕОРИЗМ – вздутие живота, обусловленное повышенным газообразованием в кишечнике

МОЛОЗИВО – молоко, высококалорийное, богатое белком, минеральными солями, жиром, вырабатывается в первые дни лактации

МОЧЕКИСЛЫЙ ИНФАРКТ – повышенное выделение мочевой кислоты с мочой

НЕОНАТОЛОГИЯ – раздел педиатрии, изучающий физиологические особенности и болезни детей первого месяца жизни

ПАТРОНАЖ – активное посещение ребёнка (без вызова родителей) на дому

ПЕДИАТРИЯ – наука о развитии и заболеваниях детей

ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД – период после рождения

ПРИКОРМ – качественно новый вид пищи

РЕЖИМ – правильное чередование сна, бодрствования, кормления

СРЫГИВАНИЕ — пассивное забрасывание небольших количеств пищи из желудка в пищевод, в глотку и ротовую полость в сочетании с отхождением воздуха

ШКАЛА АПГАР – шкала оценки состояния новорожденного

ЭРИТЕМА – покраснение кожи

Профессиональная задача № 1

Медицинская сестра детской поликлиники осуществляет первый дородовый патронаж к 20 летней беременной женщине. Во время беседы выяснилось, что беременность у женщины первая, желанная, брак зарегистрирован. Она состоит на диспансерном учёте по поводу хронического заболевания почек, работает на предприятии по производству удобрений, в цехе. Со слов женщины, через месяц ей обещали перевод из цеха на другое рабочее место. До наступления беременности курила, сейчас старается этого не делать. хотя считает, что одна сигарета в день не может нанести существенного вреда ребёнку. На момент проведения патронажа состояние будущей матери удовлетворительное, беременность протекает хорошо, женщину ничего не беспокоит.

Задания:

  1. Какую дополнительную информацию необходимо собрать медсестре при проведении первого патронажа?
  2. Назовите оптимальные сроки проведения и цели дородовых патронажей.
  3. Составьте план сестринского ухода с мотивацией
  1. При проведении первого дородового патронажа необходимо выяснить следующую информацию:

— характер и режим питания

— режим двигательной активности и степень физических нагрузок

— наличие вредных привычек (алкоголь, наркотики)

— акушерский анамнез (выявление факторов риска)

— социально–бытовые, материальные условия

— здоровье и наличие вредных привычек у отца будущего ребёнка

  1. Кратность проведения дородовых патронажей — 2

Оптимальный срок проведения 1-го патронажа – после постановки беременной на учёт в женской консультации.

Цель: обеспечение оптимальных условий для развития плода.
Оптимальный срок проведения 2-го патронажа – 32-34 неделя беременности

Цель: подготовка будущей матери к грудному вскармливанию, уходу за ребёнком.

  1. План сестринского вмешательства
Действия медицинской сестры Мотивация
1. Медсестра проведёт беседу с беременной женщиной о влиянии курения на развитие плода.

2. Медсестра расскажет об угрозе жизни и здоровья будущего ребёнка из-за профессионального контакта беременной с химическими веществами.

3. Медсестра порекомендует немедленный отказ от курения и исключение профессиональной вредности.

4. Медсестра даст рекомендации по организации правильного питания, режима дня и физических нагрузок для будущей матери

5. Медсестра проведёт беседу о факторах риска для развития плода с будущим отцом.

7. Медсестра порекомендует тщательное наблюдение за функцией почек беременной женщины (регулярный лабораторный контроль); обоснует необходимость регулярного посещения и наблюдения в женской консультации.

8. Медсестра ответит на возникшие у женщины вопросы и постарается мотивировать её к здоровому образу жизни.

Источник

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector