Меню

Глоссарий по теме школа здоровья

Терминологический словарь по здоровьесбережению младших школьников в условиях реализации ФГОС

ГБОУ СОШ С.Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области

в условиях реализации ФГОС

Составитель: Семёнова Т.И.,

учитель начальных классов

с. Черный Ключ-2013 г.

Здоровье-психическое, физическое, душевное и социальное благополучие, что включает три основных признака здоровья: 1)структурная и функциональная сохранность органов и систем человека; 2)индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде; 3)сохранность привычного самочувствия. Важным компонентом общего здоровья является его психическое здоровье, которое подразумевает соответствие «Я» социальным требованиям.

Здоровьесберегающая инфраструктура– соответствующие требования к зданию ОУ, наличие в нем оснащенных помещений для организации питания, медобслуживания, занятия оздоравливающими комплексами, наличие квалифицированных специалистов.

Здоровый образ жизни– поведение человека, направленное на укрепление своего здоровья с объективной или субъективной точки зрения.

Здоровьесберегающий педагогический процесс специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

( Н. К. Смирнов) это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Данные технологии должны удовлетворятьпринципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

Рациональная организация образовательного процесса(М.М.Безруких):

соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся;

использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (в частности, использование только таких методик, которые прошли апробацию и получили поддержку органов управления образованием;

введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов (педагогов, врачей, психологов);

строгое соблюдение требований к использованию технических средств обучения (компьютер, аудиовизуальные средства);

рациональная и соответствующая педагогическим и гигиеническим требованиям организации уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике,

не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все

используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект-субъектные отношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Читайте также:  Генетический фактор здоровья кратко

Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранению здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на три основные группы:

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на принцип
природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к — п редотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Существенные обстоятельства, от которых зависит здоровье:

-высокий индивидуальный потенциал здоровья человека (резервные мощности);

-здоровый образ жизни;

-благополучная социокультурная система (семья, друзья, творческая деятельность,СМИ);

-систематическая двигательная активность

Источник

Глоссарий ПМ.04 Профилактическая деятельность

Раздел 1. Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. Организация здоровьесберегающей среды. Проведение санитарно-гигиенического просвещения населения. Организация и проведение работы школ здоровья для пациентов и их окружения

Адинамия — уменьшение или полное прекращение двигательной активности человека (животного) или отдельного органа.

Активное закаливание — это систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых раздражителей, направленных на повышение устойчивости организма к ним.

Анаэробные упражнения – это упражнения, выполняемые без использования кислорода, который поступает в организм при дыхании. Это специальная форма упражнения, которая может выполняться при задержке дыхания, (подводное плавание, забег на 100м).

Читайте также:  Задачи по семейному здоровью

Аутогенная тренировка(ауто — сам, генный — производящий) — это тренировка, производимая самостоятельно.

Аэробные упражнения требуют кислорода в течение длительного периода времени и, как следствие эта потребность заставляет организм совершенствовать работу тех систем, которые ведает переносом кислорода (сердце и кровеносные сосуды).

Бальнеотерапия — совокупность методов лечения, профилактики и реабилитации, основанных на применении минеральных вод, грязей, морских или речных купаний.

Белки —сложные азотосодержащие полимеры, мономерами которых служат аминокислоты.

Биологические ритмы – важные механизмы регуляции функций организма.

Болезнь – это нарушение целостности, потеря способности сопротивляться внешним и внутренним врагам живого организма.

Вакцинация — метод создания активного иммунитета против инфекционной болезни путем введения вакцины в организм человека или животного.

Вакцинопрофилактика— применение вакцин для профилактики инфекционных болезней.

Вакцинотерапия — метод лечения инфекционных болезней, основанный на введении больному вакцин, анатоксинов с целью стимуляции иммунитета.

Валеология –теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида с использованием медицинских и парамедицинских технологий.

Вегетарианство — общее название систем питания, исключающих или ограничивающих потребление продуктов животного происхождения. Этот термин происходит от латинского слова «вегетариус» — растительный.

Витаминаминазываются низкомолекулярные соединения органической природы, не обладающие энергетическими и пластическими свойствами, проявляющие биологическое действие в малых дозах.

Вторичная профилактика — проведение мер, позволяющих выявлять и лечить заболевания на ранней стадии. Медицинская сестра может выявить факторы риска, которые повышают вероятность заболевания, но могут быть устранены. Особое значение имеют меры, снижающие подверженность заболеванию. Примером вторичной профилактики является массовое обследование по выявлению туберкулеза, само обследование молочной железы.

Гелиотерапия — метод лечения общим или местным дозированным солнечным облучением

Гериатрия — область клинической медицины, изучающая болезни людей пожилого и старческого возраста, разрабатывающая методы их диагностики, профилактики и лечения. (Греч.: старец + лечение)

Герогигиена— раздел геронтологии, изучающий влияние условий и образа жизни на процесс старения человека, разрабатывающий мероприятия, направленные на предупреждение раннего и патологического старения и создание условий, обеспечивающих населению активное долголетие. (Греч.: старец + здоровье).

Геродиететика – научно обоснованные рекомендации по рациональному питанию в старости.

Герокомия — особый способ омоложения, когда старый человек соединял свою жизнь с молодой девушкой.

Геронтология— наука, изучающая процессы старения с позиций биологии, физические и духовные особенности старых людей, а также их социальную значимость. (Греч.: старец + наука).

Гигиеническое воспитание населения – закрепления и развитие ведущих элементов первичной профилактики в виде навыков поведения и здорового образа жизни.

Гиподинамия – снижение всякой работы, как кинетической, так и статической – этот термин более широк.

Гипокинезия – снижение двигательной активности, связанной с перемещением.

Движение – это признак полноценной жизни и деятельности человека в любом возрасте, оно необходимо для развития и роста организма.

Читайте также:  Террария как сделать зелья здоровья

Жиры —вещества, состоящие из глицерина и жирных кислот, соединенных эфирными связями.

Закаливание —это система профилактических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям разнообразных факторов.

Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.

Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 1432 | Нарушение авторских прав

Источник

Основные понятия и термины в сфере здоровьесбережения.

«ЗДОРОВЬЕ — это состояние нашего телесного, душевного и социального благополучия, а Не ТОЛЬКО отсутствие Заболеваний И Дефектов РАЗВИТИЯ». Определение ВОЗ

«Здоровье-это сумма резервных мощностей основных функциональных систем организма». Определение академика Н.М.Амосова

«Здоровье — это нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма».

«Физическое здоровье — это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма».

«Психическое здоровье — состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера».

«Социальное здоровье — это система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде».

«Формирование здоровья — образ жизни (уровень производства и производительности труда, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей, образовательный и культурный уровни, особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений, вредные привычки, состояние окружающей среды и т.д.)».

«Здоровый образ жизни — это совокупность форм поведения, способствующих выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности на сохранение, укрепление и формирование своего здоровья».

«Здоровый образ жизни — поведение, базирующееся на научно обоснованных валеологических и санитарно-гигиенических нормативах, направленное на сохранение и укрепление здоровья, формирование валеологического мировоззрения и миропонимания». Основные компоненты здорового образа жизни: оптимальная двигательная активность; рациональное питание; учет биологических ритмов; отказ от вредных привычек; положительные эмоции и позититвная оценка результатов труда; соблюдение личной и общественной гигиены; половое воспитание с учетом национальных семейных традиций.

«Здоровый образ жизни населения — такой образ жизни, который обеспечивает сочетание полноценной биологической и социальной активности с возможностью максимального самовыражения нации, класса, социальной группы, отдельных людей в конкретных условиях жизни и который определяет дальнейшее развитие общества». «Третье состояние» (автор термина — профессор И.И.Брехман, основоположник валеологии как научного направления) — целый класс состояний, пограничных между здоровьем и болезнью (донозологаческие и преморбидные состояния), которые характеризуются снижением уровня функциональных резервных возможностей организма и, как следствие, ухудшением адаптации человека к различным нагрузкам и изменениям внешней среды. К «третьему состоянию» относятся следующие группы населения: люди, имеющие нарушения в питании (недостаточность, избыточность, повышенная калорийность); с вредными привычками, функциональная незрелость; период выздоровления после болезни; возрастные периоды; от рождения до 7 лет, период полового созревания, у женщин период вынашивания и вскармливания ребенка; период угасания репродуктивной функции, пожилой и старческий возраст; гипотония. «Валеология — наука об управлении здоровьем человека путем оптимизации (оздоровления) его образа жизни».

Источник

Adblock
detector