«Природные факторы, влияющие на здоровье человека»
материал (6, 7, 8, 9 класс)
Здоровье человека всегда было связано с состоянием окружающей природной среды. Давайте рассмотрим факторы природной среды, которые влияют на здоровье человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие ЗОЖ | 28.14 КБ |
kartochki.docx | 13.96 КБ |
презентация | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
«Природные факторы влияющие на здоровье человека»
Подготовила: соц. педагог
2009 – 2010 учебный год
Тема занятия: «Природные факторы, влияющие на здоровье человека»
Цель: продолжать воспитывать у обучающихся привычку уважительно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих
— продолжать учить детей бережно относиться к природе;
— показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране
— дополнить и расширить знания обучающихся о некоторых природных
факторах влияющих на здоровье человека;
— продолжать знакомить учащихся с правилами ЗОЖ;
— продолжать учить учащихся самостоятельно следить за состоянием своего
Оборудование : карточки с заданиями, магнитная доска, плакаты, презентация, музыкальное оформление.
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа педагога:
— Ребята, мы с вами живем на большой, прекрасной планете, которая называется «Земля». На этой планете есть леса, моря, океаны, птицы, животные, насекомые, но самое главное на этой планете есть не просто жизнь, а жизнь разумная. Это – человек. Человек, часть природы и не может существовать без нее. Есть все условия для того чтобы человек себя чувствовал счастливым, а главное здоровым, ведь здоровый человек – это счастливый человек. Однако в последнее время он стал очень неразумно относиться к природе – своему дому. С появлением и ростом городов, увеличением числа заводов и средств транспорта, ростом населения все больше усиливается разрушительное влияние человека на окружающую среду. Огромное количество вредных промышленных отходов вызывает сильное загрязнение воздуха, воды, почвы, гибель многих растений и животных, распространение различных заболеваний у людей и животных. А самое главное, что все это может привести к гибели всего живого на Земле.
Здоровье человека всегда было связано с состоянием окружающей природной среды. Давайте рассмотрим факторы природной среды, которые влияют на здоровье человека.
III. Сообщение темы, цели и задач занятия
— Сегодня, мы с вами поговорим о некоторых природных факторах, влияющих на здоровье человека.
IV. Работа по теме занятия:
Одним из факторов, влияющих на здоровье человека является:
Кислород, находящийся в воздухе необходим всему живому на Земле.
— Ребята, а вы знаете, как и чем загрязняется воздух?
В настоящее время хорошо развита промышленность, построено огромное количество фабрик и заводов для работы которых необходимы различные виды топлива (бензин, керосин, уголь, торф, газ), которые при сгорании поглощают из атмосферы большое количество кислорода. Много вредных газов для человека и животных выделяют в воздух автомашины, тракторы, тепловозы. Загрязняется воздух и во время лесных пожаров. Загрязненный воздух затрудняет дыхание людей и животных. Это может привести к заболеваниям органов дыхания и даже к гибели.
Пыль проникает из воздуха в помещение. Здесь она оседает на мебель, стены, окна. Поэтому, чтобы в помещении было меньше пыли и легче дышалось нужно ежедневно проводить влажную уборку, стирать пыль с подоконников, дверей, комнатных растениях и других предметов. Придя с улицы надо вытирать ноги, не входить в помещение в пальто.
А в школе, ребята, надо регулярно проветривать класс, заботиться о цветах, которые находятся в классных комнатах и школьных коридорах, так как самый чистый воздух бывает там, где много зеленых растений.
— Ребята, а где же лучше дышится в лесу или в городе? (в лесу)
— А почему в лесу?
Леса — легкие нашей планеты.
Деревья поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Поэтому большинство санаториев, домов отдыха, лагерей обычно строится в живописных местах в лесу, около водоемов. Подальше от городов.
— Ребята, а сейчас давайте проверим, как вы знаете географию, природу, естествознание и экологию и ответим на некоторые вопросы.
1. Этот газ — основной компонент воздуха – занимает 78% его объема. (Азот.)
2. Почему в закрытом помещении, где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать? (Уменьшается количество кислорода.)
3. Почему в помещениях теплее наверху, чем внизу? (Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх.)
4. Почему шерстяная одежда теплая? (Шерсть состоит из волокон, которые задерживают много воздуха.)
5. Почему ласточки перед дождем летают низко? (Холодный воздух прибивает насекомых к земле, которыми они кормятся.)
6. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы.)
Второй природный фактор, влияющий на здоровье человека это:
Загрязнение воды отрицательно влияет на здоровье человека. Вода — один из жизневажных факторов жизнедеятельности всех живых существ, в том числе и человека, без нее невозможна сама жизнь на Земле. Вода бесхозяйственно тратится человеком. Загрязняется промышленными, сельскохозяйственными предприятиями, канализационными стоками. Моря страдают от разлива нефти при аварии танкеров.
Запасы чистой, пресной воды нетронуты только в Антарктиде. Человек без воды может прожить
— Ребята, что же нужно делать, чтобы загрязненная вода не попадала в водоем? (Очистительные сооружения.)
Пресная вода большое богатство, ее нужно беречь.
— Как можно беречь воду дома?
Следить, чтобы краны были хорошо закрыты. Умываясь не открывать полностью кран, не брызгаться водой. Тот, кто не бережет воду, то на умывание тратит ежедневно по 1 ведру воды.
— Скажите, что же нужно делать, чтобы не загрязнять водоемы? (Нельзя бросать в них банки, бутылки, бумагу, пакеты, старые ведра, выливать воду после стирки белья порошком или мылом, не мыть машины, мотоциклы и другую технику на берегах водоемов и т.д.)
— А, сейчас, ребята, вспоминаем и отвечаем на вопросы, я уверена, что вы все это проходили и знаете.
1. Сколько на нашей планете океанов и как они называются? (4 –
Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский.)
2.Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)
- Как называется начало и конец реки? (Исток и устье.)
- В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (Байкал.)
- В роднике вода — всегда. А откуда в нем она? (Родник питают подземные воды.)
- У какого водоема бывают рукава? (У реки.)
- Какое казахское озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину соленым? (Балхаш.)
- Как называют человека, занимающегося плаванием зимой в открытых водоемах, и так же называют крупное ластоногое морское северное млекопитающее с длинными клыками и усатой мордой? (Морж.)
- Какая вода – сырая, кипяченая или талая – полезнее для организма и почему? (Талая, в ней дольше сохраняются полезные кристаллики льда.)
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на земле – вода!
Экономь ее и береги,
Мы ведь на планете не одни.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
Следующий природный фактор, влияющий на здоровье человека – это:
3. Ядовитые растения и ядовитые грибы
— Ребята, а как вы думаете, какой вред человеку могут нанести ядовитые растения и ядовитые грибы? (Отравление.) Вплоть до летального исхода.
— И какой же вывод мы с вами сделаем? Идя в лес, на луг, на прогулку не трогайте руками растения, названия, которых вы не знаете. А на уроках природоведения, географии, биологии, с/х труда внимательно относитесь к изучению тем, связанных с растениями и грибами. Нельзя собирать грибы и ягоды вблизи железных и шоссейных дорог, так как они накапливают вредные вещества от выхлопных газов.
— А какие же вы знаете ядовитые грибы? (поганки, ложные опята, мухоморы).
— А сейчас, ребята, давайте с вами немножечко отдохнем, поиграем.
Ядовитые грибы вы знаете, а знаете ли вы Ядовитые растения. Сейчас мы это проверим.
Итак — условия игры такие: если вы считаете, что растение не ядовитое, то хлопайте в ладоши 3 раза, а если ядовитое, то топайте 3 раза.
Мята Вороний глаз
Волчье лыко Черника
Душица Лопух большой
Мать и мачеха Ландыш майский
Жимолость (ягоды) Липа
Много трав растет полезных
На земле страны родной,
Помогает от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства
Следующим фактором, влияющим на здоровье человека является:
— Шум отрицательно действует на нервную систему человека, у человека могут появиться головные боли, бессонница, повыситься артериальное давление, человек быстро утомляется. Какие меры может предпринять человек, чтобы оградить себя и окружающих от шума?
Не включать громко музыку, не шуметь в общественных местах, громко не разговаривать. На предприятиях устанавливают шумоизоляцию.
Шум не дает человеку сосредоточиться, поэтому где бы вы не находились: на уроке, в общественных местах (больница, театр, магазин и т.д.) нужно не шуметь.
— А, сейчас, ребята, я загадаю вам загадку, попробуйте отгадать
1. Есть много в городе, но мало в деревне
2. Особенно силен он в промышленном городе, где много фабрик, заводов, машин
3. От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится еще больше
4. Его издают и разные приборы и машины
5. Он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик (ШУМ)
— Молодцы, ну а мы переходим к следующему природному фактору, влияющему на здоровье человека:
5. Переносчики и возбудители болезней
— Ухудшение санитарного состояния окружающей среды (загрязнение нечистотами почвы и водоемов) способствовало размножению болезнетворных организмов. Открытые туалеты около домов в селах и в поселках, навоз, складываемый около скотных дворов, — места размножения комнатных мух. С улицы мухи летят в жилые дома. На своих лапках они переносят на продукты питания яйца аскарид и бактерий, с которыми связаны многие кишечные заболевания. Распространение различных болезнетворных бактерий связано с крысами и мышами. Эти животные передают человеку возбудителей тифа, чумы и других тяжелых заболеваний. Сравнительно недавно стала известна болезнь сальмонеллез, вызываемая бактерией сальмонеллой. Бактерии попадают в организм человека при употреблении яиц, снесенных больными курами.
— Какой же вывод вы из этого сделаете?
Нужно следить за своим жилищем, двором, туалетом, сараем, подвалом, Чтобы там всегда было чисто, сухо, не заводились различные насекомые и грызуны. Открытые туалеты относить подальше от своего жилища. Не скапливать мусор, ненужные вещи. Быть самому аккуратным и опрятным. Соблюдать правила личной гигиены.
Все из вышеперечисленных факторов отрицательно влияют на здоровье человека.
— Ребята, а что же нужно делать, чтобы человек был здоров?
— Вести здоровый образ жизни.
— Действительно, если человек не будет сам заботиться о своем здоровье, то об этом не позаботиться никто.
— А что же такое здоровый образ жизни? ( На доску правила ЗОЖ)
Игра: «Что значит быть здоровым»
-Ребята, у меня на столе лежат карточки. Вы сейчас, подходите по одному и выбираете карточку, которая, по вашему мнению, характеризует здорового человека, и вывешиваем карточку на доску, чтобы все видели, какой же должен быть здоровый человек.
— Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.
Итог занятия: сегодня на нашем занятии мы говорили о некоторых природных факторах, влияющих на здоровье человека. Давайте же вместе с вами вспомним эти факторы.
— Как вы думаете, от кого зависит наше здоровье? (от нас самих)
— Конечно же все зависит от нас самих: как мы будем беречь природу, заботиться о ней, любить нашу планету, соблюдать правила здорового образа жизни, то и природа ответит нам тем же.
— Ребята, я желаю вам, чтобы вы все были здоровы!
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на земле – вода!
Экономь ее и береги,
Мы ведь на планете не одни.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
Источник
Экология природных ресурсов
Экология и здоровье человека
Понимание здоровья у людей в разные времена существенно различалось. Существуют следующие основные концепции здоровья:
- общепринятой концепцией здоровья с древних времен и по наше время считается просто отсутствие болезней. Такое понимание здоровья бытует с начала нашей эры, и его можно встретить в работах и древних, и средневековых, и современных врачей;
- по биологическим представлениям здоровье — это способность организма сохранять гомеостатическое равновесие, т.е. устойчивость регуляционных систем организма;
- по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье — это позитивное состояние, характеризующее личность в целом, т.е. состояние физического, духовного и социального благополучия.
Поскольку с биологических позиций здоровье представляет собой состояние гомеостатического равновесия, широкой адаптивности и резистентности, то современное понятие здоровья расширяется от узкого до более широкого понимания здоровья разных видов организмов, сообществ и даже экосистем.
Рассмотрим влияние природно-экологических и социально-экологических факторов на здоровье человека.
Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека
Изначально Homo sapiens жил в окружающей природной среде, как и все консументы экосистемы , и был практически незащищен от действия ее лимитирующих экологических факторов. Первобытный человек был подвержен тем же факторам регуляции и саморегуляции экосистемы, что и весь животный мир, продолжительность его жизни была небольшой, и весьма низкой была плотность популяции. Главными из ограничивающих факторов были гипердинамия и недоедание. Среди причин смертности на первом месте стояли патогенные (вызывающие болезни) воздействия природного характера. Особое значение среди них имели инфекционные болезни, отличающиеся, как правило природной очаговостью.
Суть природной очаговости в том, что возбудители болезней, специфические переносчики и животные аккумуляторы, хранители возбудителя, существуют в данных природных условиях (очагах) вне зависимости от того, обитает здесь человек или нет. Человек может заразиться от диких животных («резервуара» возбудителей), проживая в этой местности постоянно или случайно оказавшись здесь. К таким животным обычно относятся грызуны, птицы, насекомые и др.
Все эти животные входят в состав биоценоза экосистемы, связанного с определенным биотопом. Поэтому природные очаговые болезни тесно связаны с определенной территорией, с тем или иным типом ландшафта, а значит, с климатическими его особенностями, например отличаются сезонностью проявления. Е.П.Павловский (1938), впервые предложивший понятие природного очага, относил к природно-очаговым болезням чуму, туляремию, клещевой энцефалит, некоторые гельминтозы и др. Исследования показали, что в одном очаге могут содержаться несколько болезней.
Природно-очаговые болезни являлись основной причиной гибели людей вплоть до начала XX в. Наиболее страшной из таких болезней была чума, смертность от которой во много раз превосходила гибель людей в бесконечных войнах средневековья и более позднего времени.
Чума — острое инфекционное заболевание человека и животных, относится к карантинным болезням. Возбудителем является чумной микроб в виде яйцевидной биполярной палочки. Эпидемии чумы охватывали многие страны мира. В VI в. до н. э. в Восточной Римской империи за 50 лет погибло более 100 млн человек. Не менее опустошительной была эпидемия в XIV в. С XIV в. чума неоднократно отмечалась России, в том числе и в Москве. В XIX в. она «косила» людей в Забайкалье, Закавказье, в Прикаспии и в начале XX в. наблюдалась даже в портовых городах Черного моря, в том числе и в Одессе. В XX в. крупные эпидемии регистрировались в Индии.
Заболевания, связанные с окружающей человека природной средой, существуют и в настоящее время, хотя с ними ведется постоянная борьба. Их существование объясняется, в частности, причинами сугубо экологической природы, например резистентностью (выработкой сопротивления к различным факторам воздействия) носителей возбудителей и самих возбудителей болезней. Характерным примером этих процессов является борьба с малярией.
Малярия — заболевание, вызываемое заражением паразитами рода Plasmodeum, передаваемое укусом зараженного малярийного комара. Это заболевание — экологическая и социально-экономическая проблема.
В 1955 г., по данным ЮНЕП (1979), число заболевших малярией составляло от 200 до 255 млн человек из 2,65 млрд, проживавших в то время в малярийных районах, и умирало ежегодно примерно 2 млн. человек. Против комаров в 1943 г.начали применять ДДТ, особенно интенсивно — c 1956 г. ДДТ и другие пестициды — мощные и стойкие, но уже к 70-гг число популяций комаров, стойких к ДДТ, возросло настолько , что число заболеваний, например, только в Индии возросло до 6 млн уже в 1976 г., в то время как в 1966 г. их было всего 40 тыс. К 1976г. 43 вида комаров стали резистентны к различным инсектицидам. Другой фактор, препятствующий ликвидации малярии, — у ее паразита появилась устойчивость к лекарствам от малярии (хлохину и др.).
Все больше внимания уделяется комплексным, экологически оправданным методам борьбы с малярией — методам «управления жизненной средой». К ним относятся осушение заболоченных территорий, уменьшение солености воды и др.
Следующие группы методов — биологические — использование других организмов для снижения опасности комара; в 40 странах для этого используются не менее 265 видов личиноядных рыб, а также микробы, вызывающие болезни и гибель комаров.
Чума и другие инфекционные болезни (холера, малярия, сибирская язва, туляремия, дизентерия, дифтерия, скарлатина и др.) уничтожали людей различного возраста, в том числе репродуктивного. Это обусловило достаточно медленный рост населения
первый миллиард жителей на Земле появился в 1860 г. Но открытия Пастера и других в конце XIX в., давшие мощный толчок развитию профилактической медицины XX в. в лечении весьма тяжелых заболеваний, резкое улучшение санитарно — гигиенических условий жизни, культуры и образованности человечества в целом, привели к резкому снижению заболеваемости природно-очаговыми болезнями, а некоторые из них практически исчезли в XX в.
Однако чтобы бороться с действием естественных факторов регуляции экосистемы человеку пришлось использовать природные ресурсы, в том числе и невосполнимые, и создать искусственную среду для своего выживания.
Искусственная среда также требует адаптации к себе, которая происходит через болезни. Главную роль в возникновений болезней в этом случае играют следующие факторы: гиподинамия, переедание, информационное изобилие, психоэмоциональный стресс. В связи с этим наблюдается постоянный рост «болезней века»: сердечно-сосудистых, онкологических, аллергических заболеваний, психических расстройств, СПИДа и др.
Уважаемые студенты!
Специалисты нашего сайта готовы оказать помощь в учёбе по экологии и другим предметам:
✔ Решение задач
✔ Выполнение учебных работ
✔ Помощь на экзаменах
Источник