Организация обеспечения радиационной безопасности
Источники ионизирующего излучения (ИИИ) – это объекты повышенного риска. Это обусловлено тем, что такое излучение не воспринимается органами чувств человека, поэтому не может быть вовремя обнаружено. Однако в то же время его последствия могут оказаться чрезвычайно серьезными и оказывать сильное вредоносное влияние на здоровье человека, а подчас – и угрожать его жизни. Поэтому требования к обеспечению радиационной безопасности чрезвычайно строги и устанавливаются на федеральном уровне.
Основные принципы обеспечения радиационной безопасности: нормативная база
В список ключевых нормативных актов, которые регулируют деятельность организаций, осуществляющих эксплуатацию ИИИ, входят следующие позиции:
- федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ, посвященный вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
- федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ, устанавливающий общие принципы защиты от воздействия опасного излучения;
- федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ, регулирующий порядок использования атомной энергии;
- федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ, определяющий правила лицензирования отдельных видов деятельности в нашей стране;
- основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности СП 2.6.1.2612-10, утвержденные постановлением Главного государственного санврача РФ от 26 апреля 2010 года N 40.
Согласно этим правовым актам механизм реализации процесса обеспечения радиационной безопасности требует соблюдения повышенных мер защиты. Кроме этого, в связи с повышенным риском негативных последствий использования ИИИ работы, связанные с их эксплуатацией, относятся к категории лицензируемых. Однако важно подчеркнуть, что это условие не распространяется на медицинские виды деятельности: если для их осуществления применяется рентгеновское или другое оборудование, генерирующее опасное излучение, соответствующие обстоятельства прописываются в медицинской лицензии, получаемой учреждением.
Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности объекта
Требования в отношении объекта, в составе которого действуют ИИИ, устанавливается разделом 2.3.1 СП 2.6.1.2612-10. Этот раздел правил включает следующие пункты:
- обеспечение надлежащего качества проекта объекта, включая выбор места его размещения и зонирование территории, где он расположен;
- соблюдение правильного режима его эксплуатации и защита от несанкционированного доступа третьих лиц;
- выполнение условий эксплуатации инженерных систем на объекте;
- осуществление санитарно-эпидемиологического контроля за его работой;
- выполнение правил лицензирования этого вида деятельности;
- разработка и внедрение действенной системы защиты при использовании ИИИ и организации контроля за уровнем генерируемого излучения.
Перечисленные меры обязаны стать частью продуманной системы, включающей методы обеспечения радиационной безопасности предприятия в разных аспектах его работы.
Обеспечение радиационной безопасности персонала
Еще одна значимая составляющая этой системы – меры по организации требуемого уровня защищенности работников предприятия, технологический цикл которого предполагает использование источников ионизирующего излучения. Требования по обеспечению радиационной безопасности персонала, приведенные в пункте 2.3.2 СП 2.6.1.2612-10, включают:
- ограничение доступа к этой работе сотрудников, которые имеют ограничения, связанные с возрастом, состоянием их здоровья или другими факторами;
- проведение профильной подготовки персонала по обеспечению защиты при выполнении должностных обязанностей;
- предоставление индивидуальных и коллективных защитных средств, минимизирующих риск негативного воздействия ИИИ на организм, и контроль правильности их применения;
- информирование работников о рисках, связанных с эксплуатацией ИИИ, и правилах поведения в случае нештатной ситуации;
- другие меры, обусловленные спецификой работы конкретной организации.
Защита граждан
Помимо минимизации рисков в работе самого предприятия, руководству организации следует продумать систему мер, направленных на защиту населения от возможного вредоносного воздействия: ведь в случае аварийной ситуации оно может оказаться весьма серьезным. Поэтому система радиационной безопасности в обязательном порядке должна содержать следующие операции:
- обеспечение соответствия жизненных условий людей требованиям действующих санитарных и гигиенических нормативов;
- определение допустимого уровня облучения, превышать который запрещено;
- организацию системы информирования граждан о текущей обстановке в зоне работы предприятия;
- планирование эвакуационных путей и других мер на случай аварии или иной форс-мажорной ситуации в компании.
Соответствующие задачи обязаны решаться на продуманной и регулярной основе. Ответственность за разработку и внедрение системы специализированного контроля возлагается на руководителя компании. При этом он вправе делегировать такую работу профильному сотруднику или подразделению, в составе которого есть специалисты, прошедшие спецподготовку и владеющие необходимыми навыками по организации и проведению такой работы. Важно проследить, чтобы комплекс мер, реализуемых предприятием, учитывал специфику работы объекта и характер ключевых рисков.
Источник
Нормы радиационной безопасности. Главной целью радиационной безопасности является охрана здоровья населения, включая персонал, от вредного воздействия ионизирующего излучения путем соблюдения
Главной целью радиационной безопасности является охрана здоровья населения, включая персонал, от вредного воздействия ионизирующего излучения путем соблюдения основных принципов и норм радиационной безопасности без необоснованных ограничений полезной деятельности при использовании излучения в различных областях хозяйства, в науке и медицине.
Нормы радиационной безопасности определены Санитарными правилами СП 2.6.1.758-99 «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)» [19] и применяются для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения. Нормы распространяются на следующие виды воздействия ионизирующего излучения на человека:
– в условиях нормальной эксплуатации техногенных источников излучения;
– в результате радиационной аварии;
– от природных источников излучения;
– при медицинском облучении.
Требования по обеспечению радиационной безопасности сформулированы для каждого вида облучения. Суммарная доза от всех видов облучения используется для оценки радиационной обстановки и ожидаемых медицинских последствий, а также для обоснования защитных мероприятий и оценки их эффективности.
Нормирование осуществляется отдельно для всех категорий трудящихся – лиц, работающих с техногенными источниками излучения (группа А) или находящихся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б) и населения (группа В).
Для категорий облучаемых лиц устанавливаются три класса нормативов:
– основные пределы доз (ПД), приведенные в табл. 5;
– допустимые уровни монофакторного воздействия (для одного радионуклида или одного вида внешнего облучения), являющиеся производными от основных пределов доз: пределы годового поступления (ПГП), допустимые среднегодовые объемные активности (ДОА), среднегодовые удельные активности (ДУА) и другие;
– контрольные уровни (дозы, уровни активности, плотности потоков и др.). Их значения должны учитывать достигнутый в организации уровень радиационной безопасности и обеспечивать условия, при которых радиационное воздействие будет ниже допустимого.
Основные пределы доз
Нормируемые величины (1) | Пределы доз | |
Персонал (гр. А) (2) | Население | |
Эффективная доза | 20 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв в год. | 1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год. |
(1) Допускается одновременное облучение до указанных пределов по всем нормируемым величинам.
(2) Основные пределы доз, как и все остальные допустимые уровни облучения персонала группы Б, равны 1/4 значений для персонала группы А. Далее в тексте все нормативные значения для категории персонал приводятся только для группы А.
Основные пределы доз облучения не включают в себя дозы от природного и медицинского облучения, а также дозы вследствие радиационных аварий. На эти виды облучения устанавливаются специальные ограничения.
Эффективная доза для персонала не должна превышать за период трудовой деятельности (50 лет) – 1000 мЗв, а для населения за период жизни (70 лет) – 70 мЗв. Для женщин в возрасте до 45 лет, работающих с источниками излучения, вводятся дополнительные ограничения: эквивалентная доза на поверхности нижней части области живота не должна превышать 1 мЗв в месяц, а поступление радионуклидов в организм за год не должно быть более 1/20 предела годового поступления для персонала. В этих условиях эквивалентная доза облучения плода за 2 месяца невыявленной беременности не превысит 1 мЗв. Для студентов и учащихся старше 16 лет, проходящих профессиональное обучение с использованием источников излучения, годовые дозы не должны превышать значений, установленных для персонала группы Б.
Планируемое облучение персонала группы А выше установленных пределов доз при ликвидации или предотвращении аварии может быть разрешено только в случае необходимости спасения людей и (или) предотвращения их облучения. Планируемое повышенное облучение допускается для мужчин старше 30 лет лишь при их добровольном письменном согласии, после информирования о возможных дозах облучения и риске для здоровья.
Повышенное облучение не допускается:
– для работников, ранее уже облученных в течение года в результате аварии или запланированного повышенного облучения с эффективной дозой 200 мЗв или с эквивалентной дозой, превышающей в четыре раза соответствующие пределы доз, приведенные в табл. 5;
– для лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе с источниками излучения.
Эффективная доза облучения природными источниками излучения всех работников, включая персонал, не должна превышать 5 мЗв в год в производственных условиях (любые профессии и производства). Воздействие космических излучений на экипажи самолетов нормируется как природное облучение в производственных условиях.
Принципы контроля и ограничения радиационных воздействий в медицине основаны на получении необходимой и полезной диагностической информации или терапевтического эффекта при минимально возможных уровнях облучения. При этом не устанавливаются пределы доз, но используются принципы обоснования назначения радиологических медицинских процедур и оптимизации мер защиты пациентов.
При проведении профилактических медицинских рентгенологических исследований и научных исследований практически здоровых лиц годовая эффективная доза облучения этих лиц не должна превышать 1 мЗв. Лица (не являющиеся работниками рентгенорадиологического отделения), оказывающие помощь в поддержке пациентов (тяжелобольных детей) при выполнении рентгенорадиологических процедур, не должны подвергаться облучению в дозе, превышающей 5 мЗв в год.
Радиационный контроль является важнейшей частью обеспечения радиационной безопасности, начиная со стадии проектирования радиационно-опасных объектов. Он имеет целью определение степени соблюдения принципов радиационной безопасности и требований нормативов, включая непревышение установленных основных пределов доз и допустимых уровней при нормальной работе, получение необходимой информации для оптимизации защиты и принятия решений о вмешательстве в случае радиационных аварий, загрязнения местности и зданий радионуклидами, а также на территориях и в зданиях с повышенным уровнем природного облучения. Радиационный контроль применяется ко всем источникам излучения.
Радиационному контролю подлежат:
– радиационные характеристики источников излучения, выбросов в атмосферу, жидких и твердых радиоактивных отходов;
– радиационные факторы, создаваемые технологическим процессом на рабочих местах и в окружающей среде;
– радиационные факторы на загрязненных территориях и в зданиях с повышенным уровнем природного облучения;
– уровни облучения персонала и населения от всех источников излучения, на которые распространяется действие настоящих норм.
Требования по обеспечению радиационной безопасности населения и работников организаций нефтегазового комплекса (НГК) Российской Федерации при обращении с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов, включая организацию и проведение радиационного контроля на всех этапах, определеныСанитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.6.6.1169–02. Радиоактивные отходы. «Обеспечение радиационной безопасности при обращении с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов на объектах нефтегазового комплекса Российской Федерации» [20].Правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федераций всеми юридическими и физическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, которые в своей деятельности осуществляют геологические изыскания (разведку), добычу, переработку и транспортировку нефти и газа (газового конденсата), а также ремонт и техническое обслуживание оборудования, сбор, переработку, транспортирование и захоронение производственных отходов предприятий нефтегазовой отрасли.
Потенциально источниками производственного облучения работников организаций отрасли являются:
– промысловые воды, содержащие природные радионуклиды;
– загрязненные природными радионуклидами территории (отдельные участки территорий) нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий;
– отложения солей с высоким содержанием природных радионуклидов на технологическом оборудовании и поверхностях рабочих помещений;
– загрязненные природными радионуклидами транспортные средства и технологическое оборудование, направляемое в ремонт и в места их временного хранения;
– технологические процессы, в результате которых в воздух рабочих помещений могут интенсивно поступать изотопы радона ((222)Rn и (220)Rn), а также образующиеся из них короткоживущие дочерние продукты (очистка буллитов и РВС, ремонт технологического оборудования и др.);
– производственная пыль с высоким содержанием природных радионуклидов в воздухе рабочей зоны (очистка буллитов и РВС, резка труб и другого технологического оборудования и др.);
– производственные отходы с повышенным содержанием природных радионуклидов.
Оценка радиационной обстановки на предприятиях и объектах НГК производится по данным радиационного контроля, в том числе производственного радиационного контроля, с учетом доз производственного облучения работников природными источниками излучения, а также категории производственных отходов и их объемов.
Индивидуальная годовая эффективная доза производственного облучения работников организаций за счет всех природных источников излучения при обращении с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов не должна превышать 5 мЗв/год.
При дозах облучения более 1 мЗв/год соответствующие работники относятся к лицам, подвергающимся повышенному производственному облучению природными источниками излучения.
Если индивидуальные годовые эффективные дозы облучения всех работников организации не превышают 1 мЗв/год, то дальнейший радиационный контроль на предприятии не является обязательным. Однако при существенном изменении характеристик технологических процессов, которые могут привести к увеличению уровней облучения работников, следует провести их повторное обследование.
Для работников, дозы облучения которых находятся в пределах от 1 до 2 мЗв/год, устанавливается периодический радиационный контроль рабочих мест с наибольшими уровнями облучения.
Если индивидуальные годовые эффективные дозы облучения работников превышают 2 мЗв/год, но не превышают 5 мЗв/год, то для них устанавливается постоянный радиационный контроль и осуществляются мероприятия по снижению доз облучения. Порядок, объем и периодичность производственного радиационного контроля, а также план мероприятий по снижению уровней облучения работников устанавливаются в программе производственного контроля, которая должна быть согласована с главным врачом (его заместителем) территориального центра госсанэпиднадзора и утверждена руководителем организации.
При установлении превышения норматива производственного облучения работников природными источниками (5 мЗв/год), руководитель организации должен принять все необходимые меры по снижению облучения работников.
При невозможности оперативного снижения уровней облучения работников ниже установленного норматива, допускается временно, по согласованию с органами госсанэпиднадзора, приравнивать соответствующих работников организации по условиям труда к персоналу группы А, работающему с техногенными источниками ионизирующего излучения.
Инструментальные измерения для целей оценки уровней облучения работников и населения, а также установления категории производственных отходов проводится аккредитованными в соответствующих областях измерений лабораториями радиационного контроля по методикам, утвержденным в установленном порядке. Результаты радиационного контроля заносятся в протоколы измерений.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 1997 г. № 93 «О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий» введена обязательная паспортизация организаций и территорий, которая является государственной системой оценки влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) и направлена на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности, сопряженной с другими системами наблюдения за ионизирующим излучением.
Радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий должны включать:
– оценку радиационной безопасности населения (персонала);
– информацию о территориях и группах риска населения (персонала), подверженных повышенным уровням воздействия ионизирующего излучения;
– прогноз радиационной ситуации в организациях, использующих источники ионизирующих излучений, и на территориях;
– рекомендации, необходимые для планирования, проведения мероприятий и принятия решений, связанных с обеспечением радиационной безопасности населения (персонала);
– анализ эффективности проводимых мероприятий, связанных с обеспечением радиационной безопасности населения (персонала);
– информацию, необходимую для принятия решений органами управления.
Ведение радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий основано на единых методологических принципах, направленных на охрану здоровья населения и снижение отрицательного воздействия ионизирующего излучения.
Источник