Компьютерна программа для улучшения зрения Цветок
Статья обновлена: 2021-02-03
Программа «ЦВЕТОК» предназначена для диагностики нарушений бинокулярного зрения (косоглазие, амблиопия), его восстановления и развития, лечения амблиопии слабой и средней степени, миопии (близорукости). Первая ступень может использоваться и для лечения амблиопии высокой степени.
Амблиопия, «ленивый глаз» — ослабление зрения функционального и зачастую вторичного характера (при отсутствии структурных изменений зрительного анализатора), не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз.
2. Общая характеристика программы
Программа «ЦВЕТОК» (скачать) — интерактивная тренировочная программа, имеющая игровой характер. Программа предлагает пациенту серию усложняющихся, но однотипных зрительных упражнений, состоящих в поиске заданного объекта среди нескольких объектов, предъявляемых на лепестках цветка. По своей сложности упражнения подразделяются на 4 уровня, внутри которых производится только варьирование размеров изображений (5 градаций). На первом уровне объекты разного размера предъявляются поодиночке, на втором — группами по 4, на третьем — группами по 7, на четвертом — группами по 10.
3. Правила работы с программой
После запуска программы на экране появится окно, содержащее строки для регистрации пациента или выбора его из имеющегося списка, а также 4 кнопки и переключатель для контроля звука. Исходно в строке регистрации стоит порядковый номер нового пациента. Если пациент, действительно, новый, т.е. еще не работал с данной программой, надо записать его фамилию и имя в строке «Новый пациент», набирая их на клавиатуре. Если пациент тренируется не в первый раз, нужно просмотреть список пациентов, выведя его на экран стандартным способом, и щелкнуть мышью на нужной фамилии. При этом данные пациента должны появиться в строке регистрации.
Если есть необходимость, перед началом тренировки можно взглянуть на полученные в предыдущих тренировках результаты, щелкнув мышью на кнопке «Просмотр результатов». Кроме того, ориентируясь на особенности пациента и его результаты, можно изменить параметры тренировки, щелкнув на кнопке «Настройки». При этом откроется окно с предлагаемыми параметрами процедур, режимами работы и видами объектов. На выбор предлагается 5 типов объектов: русские буквы, латинские буквы, контурные изображения простых объектов, силуэтные изображения аналогичных объектов и силуэтные изображения животных. В таблице слева указано, сколько раз предъявляются объекты поодиночке и группами, и какое время (в секундах), отпускается на поиск объектов в разных условиях. Под таблицей показаны возможные размеры объектов (5 градаций). Проставив галочки в соответствующих квадратах, можно выбрать только крупные или только мелкие объекты, а можно оставить все размеры.
По умолчанию, во всех условиях тестовые объекты одного размера предъявляются по 5 раз, и на поиск одиночных объектов отпускается по 5 секунд, на поиск букв в группах из 4-х — по 10 секунд, в группах из 7-и — по 15 секунд, а в группах из 10 — по 20 секунд. Все эти параметры можно менять в соответствии с особенностями зрения данного пациента и восстанавливать заново, щелкая на кнопке «Исходные». Чтобы использовать индивидуально подобранные параметры в последующих тренировках, нужно щелкнуть на кнопке «Профиль пациента». В случае пациентов с сильно ослабленным зрением или замедленными реакциями можно включить «Адаптивный режим». В этом режиме программа автоматически увеличивает время предъявления объектов, если пациент не успевает их находить, а также перестает предъявлять мелкие объекты, если пациент часто ошибается.
Для начала тренировки следует щелкнуть на кнопке «Далее». При этом появится окно «Условия тренировки».
Если вы тренируете один глаз, прикройте второй окклюдором (лучше матовым, полупрозрачным) и щелкните мышью на нужной строчке. Эти сведения будут учтены при записи результатов тестирования.
После этого щелкните мышью на кнопке «Начать игру». Сначала на экране появится пример тестового изображения — схематический цветок с сердцевиной и шестью лепестками в виде правильных шестиугольников. На каждом лепестке и на сердцевине будет изображено по одному объекту. Этот кадр может стоять неопределенно долго, он предъявляется для объяснения задания. Если пациент уже знаком с программой, можно нажать любую клавишу и перейти к выполнению первого задания.
В этот момент начнется отсчет времени выполнения данного задания. Чтобы стимулировать пациента, у левого края экрана в этот же момент появится растущий красный столбик, который символизирует ход времени. Скорость роста этого столбика подобрана таким образом, чтобы к концу интервала времени, отпущенного на выполнение данного задания, столбик достиг верхнего края экрана.
Объект, изображенный на сердцевине цветка, является эталоном, который нужно найти среди всех, изображенных на лепестках. Задача пациента: работая мышью, как можно быстрее поставить изображение указателя (стрелки) на лепесток, содержащий искомый объект-эталон, не стараясь попасть на этот объект точно, и нажать левую кнопку мыши. В этот момент должен прозвучать сигнал «удача», если выбор лепестка был сделан правильно, и сигнал «неудача», если была допущена ошибка. Если пациент не успел выполнить задание за отпущенное время, должен прозвучать сигнал «время кончилось». Результат будет автоматически сохранен в памяти компьютера, и начнется новое упражнение. По умолчанию, объекты каждого размера предъявляются по 5 раз.
После завершения серии упражнений первого уровня, по умолчанию состоящей из 25 заданий (5 размеров объектов х 5 предъявлений), на экране высвечивается набранное число очков, и кнопка «Далее», щелкнув на которой пациент запускает упражнения второго уровня.
Упражнения второго уровня организованы по той же схеме, что и первого, только объекты на лепестках появляются не поодиночке, а компактными группами из 4-х. При этом искомый объект может занимать в группе как центральную, так и любую другую позицию. Допустимое время поиска нужного объекта на этом уровне увеличено до 10 секунд (по умолчанию). После завершения серии упражнений второго уровня высвечивается суммарное число очков, набранное на двух этапах, и пациент может запустить упражнения третьего уровня, щелкнув на кнопке «Далее».
Упражнения третьего уровня отличаются от упражнений второго уровня только числом объектов в группах, которое теперь равно семи, и временем, отпускаемым на одно задание, которое увеличено до 15 секунд (по умолчанию). После упражнений третьего уровня стереотипно осуществляется переход к упражнениям четвертого уровня, на котором число объектов в группах увеличено до десяти, а время, отпущенное на выполнение одного задания, до 20 секунд.
Показанные пациентом результаты высвечиваются на экране либо после завершения упражнений четвертого уровня, либо раньше — если пациент прекратил работу на более низком уровне.
4. Форма записи результатов
Полная таблица результатов содержит 4 столбца по числу уровней и 5 строк по числу градаций размера. В 20 клетках должны быть записаны затраты времени на выполнение всех упражнений и число ошибочных щелчков (на лепестках с неверно выбранными объектами) в пределах отпущенного времени. В дополнительной строке записываются также средние по всем размерам затраты времени на поиск одиночных объектов и объектов в группах.
Кроме того, дополнительно должно быть указано число очков, набранных после завершения одного, двух и трех этапов тренировки, и приведены краудинг-коэффициенты K1, K2 (отношения затрат времени на выполнение упражнений второго и третьего уровней к времени выполнения упражнений первого уровня).
Под таблицей появится вопрос: «Сохранить результаты?» (Да/Нет). При положительном ответе вся таблица сохранится в памяти, и кроме того, соответствующие точки будут нанесены на 3 графика, отражающие ход лечения. Эти графики можно посмотреть, вернувшись к началу и щелкнув на кнопке «Просмотр результатов». После таблицы результатов на экране появятся кнопки «Далее, возврат к началу», «Новый пациент, Возврат к началу» и «Выход». Кнопка «Выход» во всех случаях позволяет сразу выйти из программы. Две кнопки, возвращающие к началу, отличаются тем, что первая подразумевает продолжение тренировки с тем же самым пациентом, и его не нужно регистрировать.
При щелчке на кнопке «Просмотр результатов» на экране появляются графики, на которых видно изменение в ходе тренировки среднего времени поиска одиночных объектов и коэффициентов К1 и К2. Результатам, полученным для каждого глаза и обоих глаз, соответствуют точки и линии разного цвета. С увеличением числа тренировок ось времени прогрессивно сжимается. Дату тренировки можно высветить, поставив курсор на соответствующей точке: дата появляется в середине экрана.v
На странице с графиками вверху справа имеются 2 кнопки: «Возврат к началу» и «Таблицы». Первая кнопка позволяет повторить тренировку или продолжить в новых условиях, а вторая — просмотреть таблицы результатов за все время тренировок.
По техническим причинам результаты выполнения заданий 4-го уровня (с группами из 10-ти объ-ектов) в настоящей версии программы высвечиваются только по окончании данного сеанса, а в памяти не сохраняются, так что при необходимости их нужно фиксировать. Готовится новая версия программы, где это ограничение будет снято.
5. Минимальные системные требования
- Операционная система Microsoft WINDOWS 95/98/Me/2000/XP
- Процессор Pentium 75 МГц
- Видеорежим 16 бит
- Программа занимает 2 Мб дискового пространства
- Звуковая плата 16 бит, поддерживаемая Windows
- Колонки или наушники
Программа Цветок устанавливается как любая другая программа под Windows
Скачать программу ЦВЕТОК бесплатно вы можeтe по этой ссылке
КOММЕНТАРИИ 32
Источник
Методическая разработка По теме: «Здоровье сбережение. Глазная гимнастика» Подготовила Михалёва О.А
методическая разработка на тему
Задача данной разработки — ознакомить педагогов с особенностями развития зрительных анализаторов у детей дошкольного возраста, а так же использования в непосредственно образовательной деятельности, зрительной гимнастики, в рамках работы по здоровье сбережению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glaza.docx | 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете воспитателей группы №11 ХолошаС. А. И Михалёвой.О.А
По теме: «Здоровье сбережение. Глазная гимнастика»
Задача данного выступления — ознакомить педагогов с особенностями развития зрительных анализаторов у детей дошкольного возраста, а так же использования в непосредственно образовательной деятельности, зрительной гимнастики, в рамках работы по здоровье сбережению.
В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.
Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?
Педагогам необходимо помнить , что любая двигательная активность помогает глазкам ребенка лучше работать. Обязательно надо следить за осанкой, ведь если малыш сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
Проводя консультации для родителе необходимо отметить следующие моменты:
-Нельзя допускать, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом надо помнить, что сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив.
-Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и напрягаться, адаптируясь к свету. Это может привести к достаточно неприятным последствиям.
И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.
Таким образом проведение офтальмологических пауз в детских дошкольных учреждениях крайне важны для детей современности. Педагог планируя работу по здоровье сбережению обязательно должен помнить о необходимости проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях, имеющих монотонный характер и пред полагающих большую зрительную нагрузку (составление рассказов по серии картинок или по одной сюжет ной картине, раскрашивание карандашами сюжетных картинок и т.п.). Сочетание зрительных упражнений с двигательными играми, кроме того, обучает дошкольников ориентировке, но уже в пространстве помещения (группа, спортзал и т.п.). Закрепляются простейшие понятия: «лево», «право», «поворот», «разворот» и т.д., а также навыки направленного взгляда.
Учитывая тематическое планирование, предлагаем авторские и широко представленные в специальной литературе зрительные упражнения в сочетании с речевым сопровождением с учетом лексической темы недели. Их целесообразно проводить в середине или в конце занятия .
Источник
Гимнастика для глаз: 10 полезных упражнений для улучшения зрения
Нашим глазам, как и телу, необходимы регулярные тренировки. Pink подобрал комплекс простых и эффективных практик, которые не отнимут много времени и принесут ощутимую пользу. Они укрепляют глазные мышцы, улучшают фокусировку, снимают напряжение и усталость. Чтобы почувствовать результат, попробуйте заниматься по 10–15 минут в день.
Перед выполнением гимнастики снимите очки или контактные линзы, чтобы не травмировать роговицу. Важно не перенапрягать глаза и увеличивать нагрузку постепенно. А после выполнения каждого упражнения рекомендуется на несколько секунд закрывать глаза, чтобы дать им отдых. Если у вас есть глазные заболевания, перед проведением зрительной гимнастики посоветуйтесь с врачом-офтальмологом.
1. Мягко надавите на веки
Это упражнение быстро снимает напряжение век, нормализует отток внутриглазной жидкости и помогает подготовиться к зрительной гимнастике. Прежде всего, тщательно вымойте и высушите руки. Закройте глаза, начните глубоко и медленно дышать. После этого разогрейте ладони, интенсивно потерев их друг о друга. Теперь аккуратно надавите пальцами на верхние веки и помассируйте их легкими круговыми движениями в течение двух минут. Пальцы правой руки при этом должны двигаться в направлении против часовой стрелки, а левой руки — по часовой стрелке. Такое мягкое давление на веки активизирует кровообращение в зоне вокруг глаз.
2. Выгляните на улицу
Для этого упражнения потребуются небольшие наклейки. Также можно сделать кружки диаметром 3–5 см из пластилина или бумаги. Их нужно приклеить на оконное стекло. Когда все готово, отойдите от окна на полшага и выберите любой предмет, расположенный на улице. Это может быть столб, клумба или автомобиль. Затем начните «переключать» фокус зрения с наклейки на выбранный объект и обратно. Старайтесь при этом рассмотреть каждый из них как можно лучше. Если возможности встать к окну нет, попробуйте выполнить облегченный вариант этого задания. В течение 15–20 секунд внимательно смотрите на любой предмет, который находится вдалеке. Теперь переведите взгляд на ваши наручные часы или указательный палец, помещенный прямо напротив носа.
3. «Нарисуйте» буквы
Рисование в воздухе позволяет расслабить не только глазные мышцы, но и шею. Закройте глаза и представьте, что на кончике вашего носа закреплен фломастер или художественная кисть. Для начала попробуйте вывести в воздухе несколько букв, каждый раз чередуя их размер. Одни буквы можно растянуть на всю стену, а другие — уместить на каком-то небольшом предмете. Например, на телевизоре или холодильнике. При этом совсем необязательно «рисовать» воображаемой ручкой только буквы. Вы можете попробовать изобразить вертикальные и горизонтальные восьмерки, геометрические фигуры и различные несложные иллюстрации.
4. Подключите боковое зрение
Примите любое комфортное положение, желательно сидя. Восстановите ровное и медленное дыхание. На вдохе плавно отводите глаза вправо, «до упора». Постарайтесь сосредоточиться на том, что вы увидели. На выдохе верните взгляд в исходное положение. Теперь посмотрите как можно дальше влево. Шея и голова во время выполнения упражнения остаются неподвижными — работать должны только зрачки. При этом важно переводить взгляд из стороны в сторону с максимально возможной амплитудой, но перенапрягать глаза нельзя. Если почувствовали, что они устают, отдохните. По тому же принципу попробуйте посмотреть вверх и вниз, затем по диагоналям: вверх-влево и вниз-вправо, вверх-вправо и вниз-влево. Повторите цикл четыре раза.
5. Сконцентрируйтесь на кончике носа
Сохраняя глубокое и медленное дыхание, посмотрите на кончик носа. Сосредоточьте на нем взгляд, мысленно сосчитайте до трех и плавно вернитесь в привычное положение. Затем поднимите взгляд вверх и посмотрите в межбровье — в область третьего глаза. Задержитесь там на 3-4 секунды, закройте глаза и проделайте упражнение снова. После двух недель систематических занятий время задержки в верхней и нижней точках рекомендуется постепенно увеличить до нескольких минут.
6. Крепко зажмурьтесь
Сядьте на стул, выпрямите спину и слегка вытяните шею вверх. Теперь поморгайте в быстром темпе в течение пары минут. Движения век должны быть очень легкими. Попробуйте представить, что это крылья бабочки. Если в обычной жизни вы попробуете целенаправленно моргать чаще, глаза станут менее сухими и утомленными. После энергичного моргания крепко зажмурьтесь и мысленно сосчитайте до пяти. Затем поднимите брови и распахните глаза настолько широко, насколько возможно. Это упражнение позволяет быстро снять зрительное напряжение, нормализует тонус глазных мышц и активизирует кровообращение.
7. Посмотрите сквозь пальцы
Сядьте или встаньте ровно, голову держите прямо. Затем поднесите кисти рук к лицу на уровень глаз и широко раздвиньте пальцы. Теперь начинайте плавно и медленно вращать головой из стороны в сторону, поочередно закрывая и открывая глаза. Смотреть при этом нужно не на руки, а сквозь «решетку» пальцев — вдаль. Если делать все правильно, возникает иллюзия движения пальцев. Проделайте 20–30 таких поворотов. Затем отдохните 2-3 минуты и повторите упражнение.
8. Сфокусируйте взгляд
Вытяните перед собой правую руку и поднимите вверх большой или указательный палец. Он должен находиться на расстоянии примерно 30–40 см от глаз. Сосредоточьтесь на пальце, а затем начните медленно приближать и удалять его от лица. Перемещать руку желательно в разных направлениях: влево-вправо, вверх-вниз, по диагонали справа налево и слева направо. Основная задача — внимательно следить за каждым движением пальца и не отрывать от него взгляд. При этом старайтесь приближать палец к зрачкам до тех пор, пока на поверхности кожи не будет отчетливо виден папиллярный узор. Для тренировки зрения можно также использовать ребристую шариковую ручку или любой другой предмет с мелкой текстурой.
9. Вытяните шею
Встаньте ровно, положите руки на пояс и распрямите плечи. Теперь поверните голову в правую сторону, максимально вытянув шею. В течение нескольких секунд внимательно смотрите на локоть правой руки. Затем наклоните голову вниз, закройте глаза и дайте мышцам расслабиться. Теперь таким же образом повернитесь влево и сконцентрируйте взгляд на локте левой руки. Вернитесь в начальное положение и сделайте упражнение по пять раз в каждую сторону.
10. Сделайте пальминг
Самый простой способ снять напряжение — сделать пальминг (в переводе с английского palm — «ладонь»). Примите любую удобную позу, сложите ладони «чашечкой» и накройте глаза. Не стоит с силой давить на веки — они должны свободно открываться и закрываться. Между пальцами не должно быть «щелей», которые пропускают свет. Он не даст мышцам расслабиться. Для удобства локти можно поставить на стол. Старайтесь дышать ровно и глубоко. Попробуйте как можно реалистичнее представить что-то приятное. Например, пустынный пляж, красивый цветок или тропический лес. Мысли и посторонние звуки не должны вас отвлекать. Через пять минут медленно отведите руки, дайте глазам привыкнуть к свету и откройте их. Для достижения лучшего эффекта офтальмологи рекомендуют практиковать пальминг под приятную и расслабляющую музыку.
Комментарий врача
Оксана Агеенкова, руководитель клиники офтальмологии GMS Clinic
Наши глаза подвергаются суровому испытанию: мы уже не можем представить себе жизнь без компьютеров, планшетов и смартфонов. Рабочий день для большинства из нас проходит за компьютером, а домашний отдых ассоциируется с просмотром фильмов или общением в социальных сетях. Существует семь правил для сохранения здоровья глаз.
- Правильное освещение. Зрительная нагрузка в темноте – это вредно. В полумраке зрачок расширяется, увеличивается внутриглазное давление. В темноте наши глаза испытывают нагрузку сильнее, чем обычно. В большей степени страдают мышцы, обеспечивающие аккомодацию (способность глаза четко различать предметы) глаза. Свет должен рассеиваться по комнате равномерно, а рабочее место должно быть дополнительно подсвечено.
- Увлажнение. Комфортная для глазной поверхности температура в помещении — 18–20°С и влажность 45–60%. При любой нагрузке мы реже моргаем, поверхность глаза плохо смачивается и не получает должного увлажнения, особенно в зимнее время года. При синдроме сухого глаза обязательно нужно использовать увлажняющие капли.
- Отдых и прогулки на свежем воздухе. По данным последних исследований, нейробиологами было доказано, что активная выработка дофамина в структурах сетчатки глаза(нейронах, колбочках и палочках) происходит при дневном свете. Он благотворно влияет на удлинение и увеличение глазного яблока, способствует сохранению и здоровью глаз. Залог хорошего зрения – ежедневная прогулка в дневное время продолжительностью не менее 90 минут. Балуйте и заботьтесь о себе ежедневно.
- Рациональное питание. Это один из факторов, которые способствуют хорошему зрению. Употребление жиров и витаминов группы В. Регулярное употребление полезных жиров помогает сохранить остроту зрения в пожилом возрасте. Рыба, авокадо, масла, яйца и тд. способствуют выработке секрета мейбомиевых желез.
- Достаточное потребления воды. Соблюдение водного баланса является важным условием сохранения здоровья глаз.
- Защита от солнца. Ультрафиолетовые лучи обладают повреждающим действием. Очки помогают снизить нагрузку на глаза при ярком дневном свете и защищают их от ветра и пыли. Стоит отметить, что пренебрегать солнечными очками не рекомендуется людям с имеющимся скоплением пигмента или родинок в области век.
- Ежегодный осмотр у врача. Если нет проблем со зрением, раз в год нужно ходить к офтальмологу для профилактики. Тем, кто носит очки или линзы — для подбора средств коррекции. А если заметили, что зрение ухудшилось, появился дискомфорт, ощущение песка в глазах и другие симптомы, не стоит затягивать с походом к врачу или заниматься самолечением. Если у ваших родственников имеется такое заболевание, как глаукома, вам надо быть особенно бдительными: необходимо знать и измерять внутриглазное давление раз в год.
Источник