Гигиеническое воспитание и образование
В Федеральном Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ гигиеническое воспитание и обучение граждан определено как одна из главных составляющих комплекса организуемых и проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Законом также установлен обязательный характер гигиенического воспитания и обучения граждан с целью повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний и распространения знаний о здоровом образе жизни.
Наиболее актуальным и эффективным направлением гигиенического воспитания и образования является профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, воспитанием и обучением детей, от уровня санитарной культуры которых, соблюдения ими требований соответствующих санитарных правил и гигиенических нормативов зависит здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие всего населения.
Зачастую незнание санитарных правил и норм приводит к негативным последствиям, в том числе к массовым инфекционным заболеваниям, пищевым отравлениям. Поэтому профессиональная гигиеническая подготовка с последующей проверкой знаний (аттестация) — важное профилактическое мероприятие, включенное в Российское Законодательство, а именно ст.11, 29, 36 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30.12.2001г., 10 января, 30 июня 2003г., 22 августа 2004г., 09.05. 2005г.) № 52-ФЗ от 30.03.1999г., ст. 23, п.2. ст. 30 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000г.
При положительном результате аттестации по профессиональной гигиенической подготовке отметка о ее прохождении вносится в выдаваемую определенным группам работников личную медицинскую книжку и защищается голографическим знаком.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (в ред. от 18.07.2011 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005г. № 402 личные медицинские книжки выдаются центрами гигиены и эпидемиологии. Этим же приказом утверждена форма личной медицинской книжки. Обеспечение центров гигиены и эпидемиологии бланками личных медицинских книжек и голографическими марками к ним осуществляется ФГУЗ «Информационно-методический центр «Экспертиза».
Приобретенные в других местах личные медицинские книжки оформлению не подлежат.
В соответствии со ст. 212, 213 ТК РФ приобретение личных медицинских книжек и прохождение профессиональной гигиенической подготовки должно осуществляться за счет средств работодателя.
Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовкой и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утвержден Приказом МЗ РФ № 229 от 29.06.2000г. «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» (зарегистрировано в Минюсте РФ регистрационный № 2321 от 20.07.2000г.).
Руководствуясь письмом Минздрава РФ от 07.08.2000 № 1100/2196-0-117, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» (а также его филиалы) осуществляют профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию обязательных контингентов следующих профессий:
1. должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, работающие:
1.1. в организациях торговли, в т.ч. продовольственных рынках, включая оптовые;
1.2. в организациях общественного питания (столовые, рестораны, кафе, бары, буфеты и др.);
1.3. на пищеблоках всех учреждений и организаций;
1.4. в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, базах, складах хранения и реализации;
1.5. в транспортных организациях.
2. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией питьевой воды, в т.ч. работники водопроводных сооружений, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также лица, обслуживающие водопроводные сети.
3. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и непосредственно с питанием детей, работающие:
3.1. в детских дошкольных учреждениях (ясли, сады, дома ребенка, детские санатории, круглогодичные оздоровительные учреждения);
3.2. в учебно-воспитательных учреждениях (общеобразовательные школы, детские дома, профессионально-технические училища, техникумы, школы интернаты, лицеи, колледжи);
3.3. в сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждениях (перед началом работы);
3.4. во внешкольных детских учреждениях (детские спортивные школы, клубы, библиотеки и др.).
4. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, работающие:
4.1. в организациях по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения (бани, душевые, сауны, парикмахерские, косметические и массажные салоны, солярии, прачечные, химчистки, пункты приема белья, жилищно-эксплуатационные организации, организации, осуществляющие комплексную санитарно-гигиеническую очистку территории города);
4.2. в организациях, занятых обслуживанием канализационных сетей и сооружений;
4.3. в гостиницах, общежитиях, мотелях, кемпингах, туроператорских и туристических фирмах;
4.4. в ночных клубах;
4.5. в бассейнах, водолечебницах, спортивно-оздоровительных учреждениях;
4.6. в лечебно-профилактических учреждениях, интернатах и домах для инвалидов и престарелых, хосписах, а также санаториях, домах отдыха, пансионатах, туристических базах, непосредственно связанных с питанием и коммунально-бытовым обслуживанием пациентов и отдыхающих;
4.7. в организациях торговли промышленными товарами, в т.ч. комиссионной торговли, организациях по хранению и реализации товаров, поступающих из-за рубежа для повторного использования, вещевых рынках и организациях.
4.8. водителями транспортных организаций, индивидуальными предпринимателями, занятыми перевозками людей (такси, городской пассажирский транспорт), а также междугородними и международными перевозками.
5. Учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, лицеев, колледжей и т.п. в период прохождения практики на предприятиях, в учреждениях, организациях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
6. Иностранные рабочие в период работы в организациях и учреждениях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
Профессиональная гигиеническая подготовка осуществляется по утвержденным главным государственным санитарным врачом РФ программам (8-12 час) и обязательна для лиц указанных выше профессий, впервые устраивающихся на работу и в дальнейшем с периодичностью:
— для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников — ежегодно в соответствии с требованиями санитарных норм и правил для вышеназванных типов предприятий (организаций) и исходя из того, что данный контингент работников является наиболее вероятным источником риска для здоровья населения;
для остальных категорий работников — 1 раз в 2 года.
Профессиональная гигиеническая подготовка проводится:
— по очной форме;
— по очно — заочной форме;
— по заочной форме.
После прохождения профессиональной гигиенической подготовки проводится аттестация в форме тестирования, которой предшествует прохождение медицинских осмотров и внесение их результатов в личную медицинскую книжку.
При неудовлетворительном результате аттестации отметка в личную медицинскую книжку не вносится. Не аттестованные должностные лица и работники организаций направляются на повторную профессиональную гигиеническую подготовку по очной форме.
Профессиональная гигиеническая подготовка проводится на базе:
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» — г.Тамбов, ул. Рахманинова, д. 5-а, оформление личных медицинских книжек осуществляется с понедельника по пятницу с 8 30 до 15 45 . Перерыв с 13 00 до 13 30 . Суббота и воскресенье выходные.
филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» в городе Мичуринске — г.Мичуринск, ул.Интернациональная, д.82;
филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» в городе Моршанске — г. Моршанск, ул. Заводская, д.29-а;
филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» в городе Рассказово — г. Рассказово, ул. Лесная, д.62-а;
филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области в городе Уварово — г. Уварово, Больничный переулок, д.8;
филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» в р.п. Сампур — с.Сатинка, ул.Южная,д.18;
и непосредственно в организациях, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при условии предоставления помещения.
Обучение проводится на основании заявлений ЮЛ, ИП, заключенных с ними договоров, после оплаты в установленных законодательством случаях услуг за проведение гигиенического обучения, оформление, выдачу и учет личных медицинских книжек согласно прейскуранту цен.
Источник
Гигиеническое воспитание населения.
Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.
В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:
· снижение распространенности курения;
· улучшение качества питания;
· увеличение физической активности;
· смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;
· соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;
· снижение потребления алкоголя;
· профилактика употребления наркотиков;
Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.
Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные.
Первичные– когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.
Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.).
И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.
Виды медицинских профилактических услуг:
· профилактическое консультирование отдельных пациентов;
· профилактическое консультирование групповое;
· профилактические медицинские осмотры;
· профилактические оздоровительные услуги (физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными видами физической культуры, сан-кур оздоровление и т д.);
Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганда здорового образа жизни:
Методы | Средства |
Устный | Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д. |
Печатный | Памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов. |
Наглядный | ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени. |
Смешанный | Все средства вместе. |
Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.
Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.
Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).
Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения.
Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов. Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.
Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей. Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.
Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.
Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.
Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).
Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.
Санбюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также эпидемиологической обстановки. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».
Санбюллетенъ состоит из 2-х частей—текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13—15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.
Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.
Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.
Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.
Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.
В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.
Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.
Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.
Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.
Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:
• согласование организации уголка с руководством данного учреждения;
• определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);
• выбор места —желательно такого, где постоянно или часто бывает масса людей;
• подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по гигиеническому воспитанию района.
Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).
3. Планирование, организация и контроль проведения гигиенического обучения на примере организации школ здоровья.
Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.
Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.
Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан закреплен приоритет профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения.
К числу важнейших профилактических мероприятий относится:
1. Гигиеническое обучение и воспитание населения для формирования здорового образа жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
2. Профилактика заболеваний.
3. Создание и функционирование сети центров медицинской профилактики
4. Создание федеральных научно-исследовательских институтов медицинских проблем формирования здоровья.
Таким образом, гигиеническое образование и воспитание населения является одним из разделов профилактической работы.
Основными направлениями гигиенического образования и воспитания населения являются:
1. пропаганда здорового образа жизни;
2. разработка, реализация и оценка эффективности программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения;
3. координация деятельности различных государственных органов, учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования ЗОЖ.
Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связаны с образом жизни и окружающей среды, то необходимо:
1. Формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в области жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умение и навыки ЗОЖ и предупреждение заболеваний.
2. Создавать природную и социальную окружающую среду по принципу «делать более здоровый выбор более легким выбором».
В этом случае основными задачами гигиенического обучения и воспитания являются:
1. снижение распространенности курения и употребления табака;
2. улучшение качества питания;
3. увеличение физической активности;
4. смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышения качества жизни,
5. соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;
6. снижение потребления алкоголя;
7. профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;
8. улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.
Санитарное просвещение – специальная область медицинской науки и здравоохранения, имеющая целью формирование знаний и поведения, направленных на обеспечение здоровья индивидуума, коллектива, общества.
Санитарное просвещение является обязательным разделом деятельности каждого ЛПУ, профессиональной обязанностью каждого медицинского работника.
Методы и формы санитарного просвещения:
1. Устные методы (беседа, лекция, диспут, вечер вопросов и ответов, индивидуальная консультация).
2. Печатные методы (книги, журналы, листовки, памятки, буклеты, стенная печать).
3. Изобразительные методы (плоскостные — фото, плакаты, таблицы; объемные — макеты, муляжи, модели; натуральные — предметы).
4. Смешанные методы (урок «Уголок здоровья», кино, эстрада, театр).
Для организационно-методического руководства медицинским персоналом по вопросам предупреждения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья в России сформирована специализированная сеть структурных подразделений службы медицинской профилактики:
• в республиках, краях, областях, автономных образованиях: республиканские, краевые, областные, окружные центры медицинской профилактики; в городах и сельских районах: городские, районные центры (отделы) медицинской профилактики;
• в лечебно-профилактических учреждениях: кабинеты (отделения) медицинской профилактики.
Центр медицинской профилактики является самостоятельным практическим учреждением здравоохранения, главным учреждением службы медицинской профилактики и укрепления здоровья.
Основные задачи центра медицинской профилактики
1. определение общих направлений в первичной и вторичной профилактике заболеваний, а также приоритетов в пропаганде медицинских и гигиенических знаний, исходя из анализа показателей заболеваемости населения, демографических данных, состояния экологической и эпидемиологической обстановки;
2. выявление и оценка причинно-следственных связей между здоровьем населения, его образом жизни и разработка на этой основе профилактических мероприятий и практических рекомендаций по коррекции поведения различных групп с целью оздоровления;
3. координация работы органов и учреждений здравоохранения, образования, культуры, других ведомств и организаций по вопросам профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в рамках Федеральных комплексных и целевых программ охраны и формирования здоровья населения.
В соответствии с основными задачами центр медицинской профилактики осуществляет: организационно-методическую, учебную, пропагандистскую, научно-практическую, консультативно-оздоровительную деятельность.
Структура центра медицинской профилактики:
• организационно-методический отдел с методическим кабинетом;
Санитарно-гигиеническое просвещение населения — обязательный раздел деятельности каждой лечебной организации, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.
Санитарно-гигиеническое просвещение населения регламентировано статьей 79 ФЗ -323 « Об основах охраны здоровья граждан».
Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветительской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.
Службу санитарно-гигиенического просвещения населения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.
Организационно-методическими и координационными центрами в областях, городах, районах являются Дома санитарно-гигиенического просвещения населения. Они разрабатывают планы санитарно-гигиенического просвещения населения, координируют деятельность медицинских и других учреждений, учитывая важнейшие задачи здравоохранения, предложения и пожелания населения.
Санитарно-гигиеническое просвещение населения в лечебной организации представляет собой комплекс дифференцированного, целенаправленного санитарно-гигиенического просвещения, предусматривающего гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанного с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-гигиеническое просвещение проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебных организаций.
Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-гигиенического просвещения осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.
В санитарно-гигиенического просвещения выделяют 3 основных звена: санитарное гигиеническое просвещение населения в поликлинике, стационаре и на участке.
Санитарно-гигиеническое просвещение населения в поликлинике.
Цель данной работы —выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.
Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни, издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни, местными домами санитарно- гигиенического просвещения населения, а также тематические брошюры.
В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, неправильный режим и т.д.
Санитарно-гигиеническое просвещение населения, находящегося под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому Санитарно-гигиеническое просвещение населения должно строиться таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник — контролировать выполнение этих обязательств.
Методика Санитарно-гигиеническое просвещение населения с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.
Санитарно-гигиеническое просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления
Санитарно-гигиеническое просвещение в стационаре.
Цель Санитарно-гигиенического просвещения в больнице —повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий привитием больному необходимых гигиенических навыков.
Санитарно-гигиеническое просвещение в стационаре дает информацию:
о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, особенно после выписки для предупреждения прогрессирования заболевания, т. е. служит целью вторичной профилактики заболеваний. При этом важно учитывать потребность больного получить максимум информации о своем заболевании и состоянии;
дополнительную медико-гигиеническую по общегигиеническим вопросам в связи с тем, что у больного человека отмечается повышенный интерес к медицинским вопросам, а в стационаре имеются все условия и время для получения необходимой информации.
В соответствии с информативными задачами санитарно-гигиеническое просвещение населения осуществляется на всех этапах пребывания больного в стационаре:
в приемном отделении —индивидуальная беседа, с вручением памятки, содержащей сведения о внутрибольничном распорядке, о гигиенических требованиях к поведению больных;
в палате —индивидуальная или групповая беседа;
в холлах больничных отделении —групповая беседа с больными, дискуссия в соответствии с нозологической формой заболевания с использованием тематических наглядных пособий — лекционных диапозитивов, лекторских папок и др. С успехом применяется слайдоскоп с набором широкоформатных слайдов, иллюстрирующих основные медицинские сведения и гигиенические рекомендации, сообщаемые больным;
при выписке —индивидуальная беседа с вручением памятки, содержащей гигиенические рекомендации, выполнение которых строго необходимо для успешной реабилитации и в целях профилактики рецидивов заболевания.
Санитарно-гигиеническое просвещение родственников и близких больного включает: индивидуальную беседу в приемном отделении и выдачу листовки-памятки с основными требованиями и рекомендациями в адрес лиц, посещающих больного, индивидуальные беседы лечащего врача в холле для посетителей и самовоздействие средствами санитарно-гигиенического оформления этого помещения. Оформление поликлиники и стационара является дополнительным, но важным источником информации. Оно должно быть выполнено с учетом требований эстетики интерьера и необходимости стилевого единства и базироваться на принципе: формы стационарные, экспозиции сменные, врачу — контролировать их выполнение пациентом. В оформлении санитарно-гигиенического просвещения поликлиники целесообразно учитывать типовое размещение отделений и кабинетов поликлиники, которое содержит: справочно-информационные материалы; гигиеническую информацию общего характера — пропаганда здорового образа жизни, важность профилактических осмотров, сезонная информация (профилактика гриппа, острых желудочно-кишечных заболеваний и т. д.);
В стационаре должно предусматриваться оформление санитарно-гигиенического просвещения приемного отделения, лечебных отделений и холлов для посетителей. В приемном отделении и холлах для посетителей должен экспонироваться информационно-справочный материал, касающийся правил внутреннего распорядка для больных и посетителей. Помимо этого, в этих же холлах необходимо иметь материалы, освещающие роль членов семьи больного в создании его адекватной психологической установки на стационарное лечение и последующее выполнение врачебных назначений в условиях дома.
При отборе форм и средств оформления санитарно- гигиенического просвещения населения лечебных отделений важно учитывать то обстоятельство, что больные в них находятся длительный срок. Поэтому настенные экспозиции здесь практически неприемлемы, они могут даже вызывать отрицательный эффект. Целесообразно использовать настольное оформление: альбомы, турникеты, картотеки, которые представляют собой тематическую подборку иллюстраций с текстом.
Санитарное просвещение на участке.
Эта работа складывается из санитарно-гигиенического просвещения населения:
— больных и их родственников при посещениях на дому, формы и средства санитарно-гигиенического просвещения населения аналогичны гигиеническому воспитанию больных с острыми заболеваниями;
— всего населения обслуживаемой территории (информация населения о профилактических и оздоровительных мероприятиях, проводимых поликлиникой, и гигиеническое воспитание населения, направленное на привитие навыков здорового образа жизни).
Несомненно, значительный объем санитарно-гигиенического просвещения население обслуживаемой территории получает через радио, кино, телевидение, прессу. Именно в жилом квартале должна быть сконцентрирована значительная часть профилактического, в том числе санитарно-гигиенического просвещения населения.
Широко используются по месту жительства традиционные формы массового и группового санитарно-гигиенического просвещения населения: лекции, профилактические приемы, вечера вопросов и ответов и тематические. Врачи лечебно-профилактических учреждений принимают участие в народных университетах здоровья.
Источник