Меню

Гигиенические принципы организации физического воспитания учащихся с отклонением здоровья

Гигиенические принципы организации физического воспитания учащихся с отклонением здоровья

Прием обращений граждан

Обращение к руководителю

Инструкции для пользователей

Гигиенические принципы организации физического воспитания детей и подростков

Физическое воспитание — это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления его здоровья.

Основные задачи физического воспитания:

  • обеспечение созревания и функционального совершенствования ведущих систем организма, повышение его биологической надежности;
  • своевременное формирование двигательного анализатора и специфическое стимулирование развития основных физических качеств, что обеспечивает высокую работоспособность организма;
  • повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;
  • совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям;
  • нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и систем, коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние;
  • формирование мотивации и осознанного отношения к занятиям физической культурой и спортом.

Систематические занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функциональное стояние организма детей и подростков. Физические нагрузки, активизируя деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, благоприятно влияют на обменные процессы, что способствует гармоничному и своевременному физическому развитию. Их выполнение на открытом воздухе вызывает увеличение насыщения крови кислородом, обеспечивает продуктивную умственную работу.

Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в соответствии со следующими гигиеническими принципами:

  • оптимальный двигательный режим с учетом биологической потребности растущего организма в движении и его функциональных возможностей;
  • дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков;
  • систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания;
  • создание гигиенически полноценных условий внешней среды во время занятий физической культурой.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.

Источник

Гигиенические принципы организации физического воспитания школьников. Сроки допуска к занятиям физической культурой после некоторых перенесенных заболеваний

Важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний являются систематические занятия физическими упражнениями и закаливание организма. Физическое воспитание детей, осуществляемое на научной основе с раннего возраста, предопределяет правильное развитие школьника, подростка, обеспечивает высокую работоспособность взрослого человека, его трудовую и социально активность.

В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения — естественные и специально организованные. Объем их определяется биологическими особенностями организма. Естественную биологическую потребность ребенка в движении называют кинезофилией.

Суммарная двигательная активность за определенный промежуток времени (час, сутки, неделя и др.) оценивается по продолжительности двигательного компонента, количеству локомоций (шагов) и величине энергозатрат. Двигательная активность человека зависит от ряда биологических и социальных факторов, важнейшими из которых являются его возраст, пол, климатические условия, сезон года, состояние здоровья, образ жизни семьи, наличие благоприятных условий для занятий различными видами спорта и др. Дефицит движений вызывает в организме многообразные изменения от адаптивных до предпатологических и патологических и обозначается термином гипокинезия. Чрезмерная двигательная активность встречается у юных спортсменов при ранней спортивной специализации и форсированной спортивной подготовке, она связана с истощением симпато-адреналовой системы и называется гиперкинезией.

Физическое воспитание — это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных природных факторов с целью укрепления здоровья и подготовки к различным видам деятельности.

Правильно организованное физическое воспитание является фрагментом системы оздоровительных мероприятий, осуществляемых в образовательных учреждениях. Оно осуществляется на основе следующих принципов:

• соответствие средств и форм физического воспитания возрасту, полу, состоянию здоровья и физической подготовленности ребенка;

• систематичность, регулярность занятий;

• постепенное увеличение нагрузок;

• комплексность воздействия разнообразных средств и форм физического воспитания;

• учет индивидуальных особенностей и функциональных возможностей организма ребенка.

Основными средствами физического воспитания являются: физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные движения, личная гигиена.

Система физического воспитания включает в себя четыре вида обучения, которые в общеобразовательных учреждениях разного типа обеспечиваются конкретными организационными формами.

Основное обучение включает занятия и уроки физической культуры. Дополнительное обучение обеспечивается следующими видами: физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня, гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на переменах и прогулках, час здоровья в группах продленного дня. Факультативное обучение представлено внеклассными и внешкольными занятиями в спортивных кружках и секциях, в группах лечебной физкультуры, ежемесячными днями здоровья и спорта. Самостоятельное обучение включает подвижные игры, экскурсии, походы с родителями, занятия в группах (клубах) плавания, закаливания, бега, велоспорта, тренировки по индивидуальному плану.

Читайте также:  Как здоровье стива джобса

Составной частью физического воспитания является закаливание, которое представляет собой комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды. Специфический эффект закаливания вызван направленным развитием и совершенствованием терморегуляторных механизмов ответа организма на воздействие метеорологических факторов, прежде всего на низкие температуры. Неспецифический эффект проявляется через повышение иммунологической сопротивляемости организма детей, что приводит к снижению заболеваемости.

Закаливающие мероприятия подразделяют на общие и специальные. Общие включают в себя элементы закаливания в повседневной жизни: ежедневные гигиенические водные процедуры, душ, купание, сон на свежем воздухе, рациональную одежду, регулярное проветривание помещений. К специальным закаливающим процедурам относят гимнастику, воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение. Возможности физического воспитания расширяются при наличии плавательного бассейна и сауны. Возрастные регламенты плавания, пребывания в сауне, температурный режим воды в бассейне и термокамере и прочие условия обоснованы и принципиально отличаются от таковых для взрослых.

Контроль за физическим воспитанием в образовательных учреждениях осуществляют медицинский персонал учреждения и врач по гигиене детей и подростков ЦГСЭН по следующим направлениям:

• контроль за состоянием здоровья детей — определение группы физического воспитания, индивидуальных назначений, допуск к урокам после перенесенных заболеваний, допуск к соревнованиям;

• контроль за условиями проведения занятий, правильным подбором одежды и обуви в соответствии с метеоусловиями;

• контроль за организацией и методикой проведения занятий и уроков (структура, плотность, набор упражнений, интенсивность и др.);

• оценка влияния физической нагрузки на организм ребенка с использованием пульсометрии и хронометража;

• оценка эффективности физкультурных занятий в динамике года.

Примерные сроки возобновления занятий физкультурой учащимися основной медицинской группы после некоторых заболеваний и травм представлены в таблице.

Источник

Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в здоровье

Юлия Кренева
Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в здоровье

Воспитать здоровых детей — это значит приобщить их к двигательной культуре, т. е. сформировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки на основе деятельности сохранных анализаторов; воспитать интерес к различным видам двигательной деятельности, способствующим оздоровлению и закаливанию с учетом контингента детей, посещающих коррекционные группы.

Дети с нарушением зрения характеризуются меньшей подвижностью по сравнению с нормально видящими сверстниками; нечеткостью координации движений; снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности. Эти дети имеют трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие. У дошкольников с нарушением зрения осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей.

Ориентировка в пространстве

Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека. Оно тесно связано с работой двигательного анализатора. И. М. Сеченов отмечал особую роль движений, мышечного чувства, которые во взаимодействии со зрительными и слуховыми анализаторами лежат в основе ориентировки в пространстве. Выше изложенное указывает на важную роль физической культуры в пространственной ориентировке детей. Еще основоположник отечественной науки о физическом воспитании П. Ф. Лесгафт указывал на необходимость широкого применения физических упражнений для формирования у детей пространственной ориентировки и способности сознательно управлять своими движениями. Умение правильно ориентироваться в пространстве для детей с нарушением зрения имеет важное значение. Ориентировка в пространстве, в основном, формируется в процессе выполнения специальных упражнений и заданий. Особое значение следует уделять строевым упражнениям, построениям и перестроениям. Способствуя развитию ориентировке в пространстве, строевые упражнения помогают также формированию правильной осанки у детей, воспитывают организованность, точность. Желательно чтобы команды, замечания и исправления поступали из различных мест зала, площадки, а упражнения выполнялись в специальных условиях, добиваясь от детей усвоения необходимых навыков и умений.

Координация движений рук и ног

Многие авторы (М. И. Земцов, Л. И. Касаткин, Р. Н. Азарян и др.) указывают, что нарушение зрения приводит к значительному ухудшению точности, скорости, ритма и координации движений. Слабое развитие координации, точности и согласованности движений у детей со зрительной патологией в наибольшей степени проявляется, когда они выполняют малознакомые упражнения, или выполняют их в необычных условиях. Считается, что в процессе выполнения специальных упражнений и заданий можно развить у детей координацию, ритм и точность движений. В процессе занятий надо постоянно следить за тем, чтобы положение головы и корпуса было прямым, размах рук свободным, с должной амплитудой. г

Читайте также:  Яйцо для женского здоровья

Определенны основные задачи физического воспитания наших воспитанников:

— охрана и укрепление здоровья, совершенствования функций организма;

— полноценное физическое развитие;

воспитание интереса к различным двигательным действиям;

— формирование нравственных и личностных качеств;

— обеспечение своевременной подготовки детей к школе.

Наряду с общими задачами физического воспитания детей со зрительной патологией,решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности и предшествующего двигательного опыта:

— повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность движений;

— формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;

— коррекция и компенсация физического развития;

воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Специальные разделы работы по физическому воспитанию детейс нарушением зрения включают:

1. Развитие навыков пространственной ориентации

— ориентировка на себе (знание частей тела);

— ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке (знакомство с залом, оборудованием и их назначением, условиями безопасного передвижения);

— Определение направления (повороты, перемещения);

— ориентировка с помощью слухового и тактильно — двигательного анализаторов.

2. Коррекция вторичных дефектов (исправление нарушений осанки,плоскостопия: коррекция скованности, ограниченности и недостаточности движений).

3. Формирование мотиваций движений — положительного интереса к двигательной деятельности.

4. Развитие элементарных зрительных функций

— прослеживающие функции глаза;

— гимнастика для снятия зрительного утомления.

Для проведения физкультурно — оздоровительнойработы с детьми в нашем учреждении созданы условия:

— физкультурный (коррекционный, тренажерный) зал;

— специальный инвентарь, пособия, предметы для коррекции преодоления движений и вторичных отклонений;

— освещение всей площадки зала и оборудования;

— спортивная форма и обувь;

— личная гигиена (чистые очки, прочность окклюдора);

— гигиена окружающей среды;

— офтальмо — гигиенический контроль за физическим воспитанием.

При организации двигательной активности детей с нарушением зрения надо всегда помнить о рекомендациях врача — офтальмолога, диагнозе, зрительной нагрузке, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных упражнений.

Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов, приемов индивидуального подхода к детям. Для занятий с детьми с нарушением зрения должно использоваться нестандартное оборудование. Эти пособия вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть с ними. Использование этого оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий.

«Цветные полоски» — это пособие многофункциональное. Полоски собраны на веревке, которая может крепиться к стене. Полоски можно раздвинуть на любое расстояние.Игры: «Точный пас», «Прокати в ворота», «Перепрыгни ручеек с бережка на бережок».

«Цирковые обручи». Подвешенные обручи могут подниматься и опускаться на разную высоту. Игра «Мяч через обруч» (дети, стоя в парах, упражняются в бросках и ловле мяча через обруч разными способами).

Использование ярких пособий и нестандартного оборудования способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению движений коррекционно

— восстановительной работы. У детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика, активизируется мускулатура, зрительные функции.

Руководствуясь программой Л. И. Плаксиной, методическими рекомендациями Л. С. Сековец был составлен перспективный план для старших дошкольников со зрительной патологией, в котором наряду с развитием основных движений, были включены упражнения на развитие пространственной ориентации, зрительно — моторной координации, пропедевтические упражнения и коррекционные игры и задания на каждое занятие.

В коррекционно — педагогической работе по физическому воспитанию должны использоваться разнообразные упражнения на снятие зрительного напряжения.

Основные принципы зрительных гимнастик.

— индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений, состояния здоровья;

— постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

— сочетание с двигательной активностью;

— развитие интереса ребенка к этому виду упражнений.

Детей с нарушением зрения необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игру, а затем в привычку играть в эти игры. Также надо обучать детей дыхательной гимнастике.

Для достижения положительных результатов при проведении занятий с детьми необходимо соблюдать следующие условия:

Читайте также:  Чтобы кожа светилась здоровьем

— организовывать рациональный двигательный режим, обеспечивающий улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;

— обеспечивать взаимосвязь различных форм занятий и разнообразие средств;

— осуществлять коррекцию психоэмоциональных напряжений, связанных с движением, а также применяем игру, как средство социальной адаптации ребенка.

Выделяя коррекционно — педагогическое значение подвижных игр в физическом воспитании детей со зрительной патологией, хотелось бы

подчеркнуть, что развитие движений детей осуществляется успешно под контролем и участии зрения, так как через него ребенок получает информацию об окружающем его мире, оно дает возможность правильной ориентировке в пространстве. В процессе выполнения различных движений посредством зрения у ребенка имеется возможность видения цели при метании, бросании; ребенок упражняется в определении нужного направления и контролирования расстояния, темпа и точности движений. г

В работе с детьми рекомендуется использовать игры с ловлей и увертыванием, бросанием и метанием, которые способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций, фиксации, глазомера и т. д. :

«Прокати мяч в ворота»;

«Позвони в колокольчик»;

«Кто скорее соберет палочки определенного цвета»;

«Проследи за движением ленты»;

«Набрось кольцо» и другие.

В играх спортивного характера формируются различные технические навыки, но развитие их невозможно без участия зрения. Поэтому и здесь требуется осуществлять работу по тренировке зрения.

Подвижные и спортивные игры и упражнения должны использоваться в течение всего дня: на утренней и вечерней прогулках, между занятиями, после сна, на физкультурных занятиях.

Таким образом, комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств (лечебные мероприятия, физические упражнения, массаж, различные виды гимнастик, занятия, пропедевтические упражнения, компонентом которых являются движения) позволяет формировать двигательную активность, улучшить состояние мышц, зрения, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.

Качественное усвоение программы по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения предполагает совместную деятельность всех специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников.

Для более точного составления индивидуальных карт физического развития и подготовленности ребенка в начале года необходимо проводить тестирование. В диагностики физической подготовленности детейдошкольного возраста с нарушением зрения рекомендуется придерживаться некоторых правил:

— обеспечение идентичности условий и времени проведения;

— соблюдение основных гигиенических требований (температура помещений, его освещенность);

— создание положительного эмоционального фона;

— применение тестов, хорошо известных детям.

Заключительная диагностика позволяет увидеть результаты совместной работы всех специалистов ОУ пр физическому воспитанию детей с нарушением зрения и оценить их возможности и навыки к концу пребывания в ОУ и сделать вывод, что специфика работы с данной категорией детей дала возможность им освоить нормативные требования по физическому воспитанию и подготовиться к успешному обучению в школе.

Конспект занятия «Физическое воспитание в стихотворной форме» Конспект занятия. Тема: Физическое воспитание в стихотворной форме» Возраст детей :1-я младшая группа (от 2 до 3 лет) Место проведения:.

Аналитическая справка по областям: «Физическое развитие», «Здоровье», «Безопасность» разновозрастная младшая группа Младшую группу на конец 2014 года посещают 14 человек, из них 5 детей до 1,5лет, до 2,5 лет 5 детей, 3 детей до 3 лет, 1 ребёнок 3лет Деятельность.

Физическое воспитание Ребенок пришел в детский сад,родители хотят видеть как их детки становятся здоровее, сильнее, выносливее и поэтому большое внимание уделяется.

Физическое воспитание, как средство выявления и развития одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада Тип проекта: исследовательский По тематике : комплексный По срокам реализации:6 месяцев Цели проекта: 1. Выявление одаренных детей. Для.

Физическое воспитание младших дошкольников 1этап. Подготовительный (выявление). Тема: Физическое воспитание младших дошкольников. Образовательная область: физическое развитие..

Физическое воспитание в ДОУ Физическое воспитание в ДОУ Всестороннее развитие физических способностей осуществляется в процессе физического воспитания. Физическое.

Консультация «Физическое воспитание» Консультация «Физическое воспитание». Цель физического воспитания детей – последовательное их физическое совершенствование, с тем чтобы.

Методическая разработка проектной деятельности «Физическое воспитание–это то, что обеспечит здоровье и доставит радость» Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.

Методическая разработка проектной деятельности «Физическое воспитание» Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.

Источник

Adblock
detector