Предмет и задачи гигиены детей и подростков
Гигиена детей и подростков представляет отрасль гигиенической науки, и поэтому ее определение основывается на общем понятии гигиены.
Гигиена— наука, изучающая влияние факторов окружающей среды (природных и социальных) на организм человека и разрабатывающая научно обоснованные нормативы и рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека.
Однако сохранение и укрепление здоровья, несмотря на их большое значение, недостаточны для детей и подростков. Для них самое главное — благоприятное развитие. Поэтому в гигиене детей и подростков любой фактор среды оценивается по его влиянию на развитие ребенка.
Гигиена детей и подростков — профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.
Гигиена детей и подростков как отрасль гигиенической науки и самостоятельная дисциплина изучает вопросы охраны и укрепления здоровья этого контингента, насчитывающего около 39 млн. человек, что составляет в настоящее время почти четверть населения России.
Эта научная дисциплина состоит из следующих разделов: дошкольная гигиена, школьная гигиена и гигиена молодежи.
Дошкольная гигиена— гигиена детей младших возрастных групп, предшествующих поступлению в школу.
Школьная гигиена— гигиена учащихся образовательных школ, гимназий, лицеев и т.д.
Гигиена молодежи— гигиена учащихся высшей школы (студентов) и вечерних школ рабочей молодежи.
Главные задачигигиены детей и подростков:
· изучение влияния естественных (природных) и искусственных факторов, обусловленных деятельностью человека, а также условий труда и быта на развитие и здоровье растущего организма;
· разработка мероприятий и норм, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков.
Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, в конечном счете сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению.
Поскольку воздействие факторов среды далеко не равноценно на разных возрастных этапах, перед предметом гигиены детей и подростков стоит задача дифференцированного гигиенического нормирования этих факторов с учетом возраста, определения для каждого из них того возрастного интервала, в пределах которого конкретный гигиенический норматив сохраняет свое значение.
Нормирование в гигиене детей и подростков— это научно обоснованное определение тех параметров (или той интенсивности), воздействующих на организм факторов, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние. При этом гигиенической нормой считаются такие интенсивность и длительность воздействия фактора, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие.
Для неблагоприятных факторов истинной «норме» соответствует нулевое значение, т.е. их отсутствие. Благоприятные факторы, влияние которых подчиняется параболической зависимости, имеют в качестве истинной «нормы» оптимальную величину их интенсивности; допустимые отклонения располагаются по обе стороны параболы: в сторону увеличения — до максимально допустимого, в сторону уменьшения — до минимально необходимого.
Основанием для установления гигиенических норм и градации допустимости воздействия изучаемых факторов служит функциональное состояние организма детей при разной интенсивности воздействующих факторов.
Для гигиены детей и подростков характерны следующие принципы нормирования.
1. Специфичность норм. В связи с особенностями чувствительности развивающегося организма к большинству факторов среды (и потребностью в них) для детей и подростков по сравнению со взрослыми необходимы другие нормы.
2. Непостоянство (сменяемость) норм. В процессе возрастного развития организм проходит ряд периодов, или стадий, каждой из которых свойственен определенный, именно ей присущий уровень чувствительности (потребности) к воздействию различных факторов. Поэтому на протяжении роста и развития гигиенические нормы непостоянны, они сохраняют свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по окончании его заменяются новыми.
3. Развивающая, тренирующая направленность норм. Гигиеническое нормирование должно создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой и оптимальное его состояние в настоящий момент, но и способствуют наилучшему развитию.
4. Дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.
Критериями гигиенической оценки условий (факторов) среды служат характер ответных реакций организма на воздействие этих факторов, степень соответствия или несоответствия этих реакций их нормальному течению. Исследования в области возрастной физиологии «вооружают» гигиену детей и подростков способом определения этого соответствия, т.е. определения ее «нормальности», понимая под нормой как оптимальную реакцию, так и допустимые отклонения от нее, в пределах которых физиологическая реакция сохраняет нормальный характер. Поэтому в гигиене детей и подростков широко используются физиологические методы исследования и она призвана оценивать, нормировать условия среды, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, благоприятное развитие растущего организма.
Поскольку воздействие факторов среды далеко не равноценно на разных возрастных этапах, перед предметом гигиены детей и подростков стоит задача дифференцированного гигиенического нормирования этих факторов с учетом возраста, определения для каждого из них того возрастного интервала, в пределах которого конкретный гигиенический норматив сохраняет свое значение.
Главная теоретическая проблема гигиены детей и подростков — функциональная зрелость растущего организма, соответствие его различным воздействиям, т.е. тем конкретным условиям и требованиям, которые ставит перед детьми жизнь.
Важен принцип отнесения детей к тому или иному возрастному периоду. В понятие «возрастной период» входит тот отрезок времени, в пределах которого процесс роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны. В то же время возрастной период — это время, требующееся для завершения определенного этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребенка к той или иной деятельности.
В гигиене детей и подростков научно обоснованная регламентация всех сторон жизни ребенка возможна только при выявлении взаимодействий и связей растущего организма с биологическими и внешними условиями.
Задача гигиены детей и подростков заключается в следующем: не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности.
Критериями гигиенической оценки условий (факторов) среды служат характер ответных реакций организма на воздействие этих факторов, степень соответствия или несоответствия этих реакций их нормальному течению, и поэтому физиология должна вооружить гигиену способом определения этого соответствия.
Гигиена детей и подростков как учебная дисциплина состоит из следующих основных разделов:
• здоровье детей и подростков;
• гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня;
• гигиена физического воспитания;
• гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся;
• гигиена питания детей и подростков;
• гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков;
• гигиеническое обучение и воспитание. Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков;
• медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.
Основным методом в гигиене детей и подростков является метод естественного гигиенического эксперимента. В дополнение к нему обычно применяется метод лабораторного эксперимента. Широко используется метод гигиенического наблюдения. Обработка и анализ полученных в ходе исследований материалов невозможны без использования санитарно-статистического метода. В дополнение ко всем этим методам в настоящее время широко применяется современный математический аппарат — методы математического прогнозирования.
Дата добавления: 2017-11-04 ; просмотров: 5639 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Особенности охраны здоровья детей и подростков: нормативно-правовые акты
Охрана здоровья детей и подростков занимает одну из главных позиций среди приоритетных задач государства. Эта сфера жизни общества требует постоянного совершенствования и контроля. Уровень реализации мер по охране детского и подросткового здоровья является показателем социального здоровья всего общества в целом.
Важно! Понятие здоровья, по смыслу содержания устава ВОЗ, следует трактовать как полное благополучие всех сфер жизнедеятельности человека (физической, социальной, психологической и пр.), а не как отсутствие дефектов и болезней.
Законодательное регулирование охраны здоровья детей и подростков
Основой всего российского законодательства в области здравоохранения является Конституция РФ. Ст. 41 главного закона страны гарантирует право каждого члена российского общество на охрану здоровья и получение медицинской помощи на бесплатной основе в учреждениях Минздрава, осуществляющих деятельность за счет средств бюджетов разных уровней.
Во исполнение норм Конституции РФ, направленных на закрепление прав граждан на охрану здоровья, был принят ряд документов — Федеральных законов, основные из которых:
- «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.;
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г.;
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.
- «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157-ФЗ от 17.09.1998 г.
- «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11.2010 г.
Для того, чтобы конкретизировать и обусловить осуществление мер по предоставлению государственных гарантий, заложенных Конституцией и Федеральными законами, приняты подзаконные нормативно-правовые акты, в числе которых приказы Минздрава, постановления главного санитарного врача РФ и иные.
Организация системы охраны здоровья детей в России
Принцип приоритета охраны здоровья детей, прописанный на законодательном уровне, подразумевает разработку и реализацию комплекса мер социального, нормативного, научного, экономического характера, обеспечивающих всестороннее гармоничное развитие личности.
Система охраны здоровья включает в себя не только учреждения здравоохранения, где осуществляется диспансеризация, выявление заболеваний и их лечение, но и учреждения социальной защиты населения, образовательные учреждения вне зависимости от форм их организации и финансирования.
Деятельность медицинских учреждений по охране материнства и детства имеет несколько видов:
- перинатальное наблюдение:
- антенатальное (охрана жизни матери и плода до момента родов);
- интранатальное (направлено на снижение детской смертности и поддержание здоровья новорожденных детей (до 28 дней));
Интересно! Учеными доказано, что здоровье ребенка в первые 12 месяцев жизни зависит от здоровья его биологической матери на 80%.
Социальная защита направлена на сохранение социального здоровья. Она имеет два уровня:
- Первый (повседневный) — осуществляется непрерывно. Реализуется посредством работы с семьями и в пределах образовательных учреждений. Этот уровень защиты представляет собой социальное оздоровление путем мониторинга и, при необходимости, аккуратного воздействия на среду постоянного обитания ребенка.
- Второй (чрезвычайный) — требует немедленного реагирования при выявлении детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обусловленную потерей близких, экологической катастрофой, социальным сиротством.
К направлениям социальной защиты относят:
- профориентация и трудоустройство;
- выплату пособий;
- реабилитацию и адаптацию детей;
- реализацию права на жилище;
- содействие в получении квалифицированной правовой помощи;
- организацию оздоровительного отдыха детей, проживающих в экстремальных условиях и на территориях с неблагоприятной экологией.
В учреждениях системы образования здоровьесбережение реализуется в виде комплекса направлений:
- медико-санитарная помощь, предоставляемая в здравпунктах школ и детских садов;
- обеспечение детей питанием во время нахождения их в учреждении;
- определение необходимого и допустимого уровня нагрузок при обучении, соблюдение режима;
- популяризация правильного образа жизни;
- меры по предупреждению заболеваний, создание условий для оздоровления обучающихся;
- содействие своевременному прохождению детьми медицинских осмотров;
- профилактика девиантного поведения;
- обеспечение безопасности детей в период занятий;
- обучение педагогического состава приемам оказания первой помощи.
Дополнительная информация
Для всестороннего и объективного обследования детей в рамках образовательных учреждений создаются психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).
Если ПМПк выявляет серьезные нарушения в здоровье обследуемого, консилиум выдает направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Комиссия состоит из врачей нескольких специальностей (логопед, невролог, офтальмолог), психолога, дефектолога, но может включать в себя и других специалистов. ПМПК действует на уровне муниципалитета, имеет большую значимость по сравнению с консилиумом и имеет право присваивать освидетельствованному лицу статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот статус дает возможность получения дополнительных льгот при обучении.
Образовательные учреждения разрабатывают и утверждают порядок проведения иструктажей по безопасности труда и другим видам деятельности, сопутствующим обучению. Различают вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой и иные виды инструктажей. Инструктаж может быть посвящен безопасности при, например, угрозе террористического акта, повышении зимнего травматизма, экскурсиях, туристских походах и т.д. Проведение того или иного инструктажа фиксируется регистрационной записью в журнале по технике безопасности учреждения.
Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков
Наиболее удобная классификация определяет следующие группы факторов, от которых зависит здоровье детей:
- эндогенные (внутренние причины, к которым можно отнести наследственность, врожденные пороки, внутриутробные воздействия и пр.);
- экзогенные (внешние факторы, оказывающие влияние на детей уже после рождения):
- природно-климатические (рельеф, экологическая обстановка, климат и пр.);
- социально-экономические (уровень жизни, организация быта, питания и пр.);
- социально-гигиенические (степень воспитанности и обученности детей, навыки гигиены и общий культурно-образовательный уровень).
В повседневной жизни воздействие всех этих факторов на ребенка или подростка происходит непрерывно. Эндогенные факторы во многом определяют состояние объективных физических показателей. Экзогенные же оказывают влияние на уровень социальной адаптации и состояние психики детей.
Проведение мониторинга здоровья обучающихся
Осуществление комплексной системы наблюдения за детьми в образовательных учреждениях позволяет отслеживать персональную динамику показателей каждого ученика, а также обобщать полученные результаты и анализировать их. В мониторинге, как правило, участвуют кризисные группы. К ним относят:
- первоклассников;
- учеников пятых классов;
- выпускников 9-го и 11-го классов.
Мониторинг направлен на сбор и обработку информации о физическом, психическом и социальном самочувствии детей. На основе полученных данных каждому из компонентов здоровья присваивают один из уровней:
В зависимости от того, какой результат получен, намечаются основные направления работ, подбираются соответствующие методики, корректируются педагогические планы.
Консультирование подростков и профилактическое образование
Трудности подросткового возраста, связанные с психоэмоциональным становлением личности на фоне яркого гормонального всплеска, зачастую отражаются на самоопределении подростка в обществе. Переход ребенка во взрослую жизнь требует осторожного контроля и наблюдения не только со стороны членов семьи, но и психологов, представителей образовательных учреждений и социальных служб.
Наиболее востребованными среди подростков являются следующие виды консультирования:
- по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации;
- по вопросам нарушения межличностных отношений;
- по проблемам нарушения внутренней гармонии;
- по развитию самосознания.
Самое главное в работе специалиста, осуществляющего консультирование, — установить доверительный контакт с подростком. Затем определяются основные проблемы, требующие внимания и коррекции. Прекращение консультативного контакта происходит естественно, когда подросток начинает ясно осознавать свои проблемы и самостоятельно находить правильные пути их решения.
Подведем итоги
Сохранение здоровья детей и подростков, его укрепление являются целью государства и общества. Комплексная и эффективная работа медицинских, образовательных учреждений, органов социальной защиты, направленная на улучшение всех показателей детского здоровья, является залогом надежного будущего нашей страны.
Источник