Меню

Гигиена здоровья опорно двигательной системы

Гигиена опорно-двигательной системы
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
gigiena_oporno-dvigatelnoy_sistemy.pptx 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Нарушения опорно-двигательной системы и значение физических упражнений для её формирования Учитель химии и биологии МБОУ СОШ № 13 пос. Венцы Запорожец Елена Петровна

По данным министерства здравоохранения России Заболевания опорно-двигательного аппарата занимают первое место в списке наиболее распространённых болезней школьников. За последние 30 лет количество детей с нарушениями осанки и плоскостопием увеличилось в 3 раза.

Причины заболеваний опорно-двигательной системы Многочасовое сидение в неудобной позе над учебниками за школьной партой и дома, перегруженные учебникам школьные портфели, малоподвижный образ жизни, связанный с отсутствием времени на игры и спорт

Цели урока: усвоить знания о возможных заболеваниях опорно – двигательной системы и их профилактики. Показать роль физических упражнений и труда для формирования скелета и развития мышц. Познакомить учащихся с правилами профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Изгибы позвоночника В процессе роста и развития ребёнка позвоночник приобретает физиологические изгибы : 2 изгиба в переднем направлении (лордозы) 2 изгиба в заднем направлении (кифозы)

Осанка – непринужденное привычное положение тела человека стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.

Различают три вида наиболее распространённых искривлений (деформаций) позвоночника

Сколиоз — боковое искривление позвоночника у человека. Возникает в период интенсивного роста позвоночника в возрасте 1-15 лет, у девочек бывает в 3-6 раз чаще. Искривление может быть врождённым или приобретённым .

Лордоз – искривление позвоночника, выпуклостью вперёд

Кифоз- заболевание, которое проявляется в виде, так называемого синдрома «круглой спины»

Последствия нарушений правильной осанки тела Затрудняет работу легких, сердца, желудочно-кишечного тракта. Уменьшается жизненная емкость легких, Снижается обмен веществ. Появляются головные боли , повышается утомляемость.

Профилактика нарушений правильной осанки тела Заботиться об осанке тела ребенка необходимо с рождения. Для этого надо правильно научить ребенка ползать, вовремя учить сидеть и ходить. В ранние периоды жизни ребенка необходимо проводить закаливание, массаж мышц и всего туловища, а также конечностей, принимать ванны.

Физкультура и спорт Для правильного формирования опорно-двигательной системы необходимы: ежедневная утренняя зарядка; уроки физкультуры; прогулки на свежем воздухе . Положительно влияет на развитие позвоночника ходьба на лыжах, баскетбол, волейбол, плавание, гимнастика.

Сбалансированное и рациональное питание

В меру жесткая постель, удобная одежда и обувь.

Правильно организованный рабочий уголок ученика, хорошее освещение, соответствующая росту ребенка мебель.

Портфель ученика не должен быть перегружен

Работа № 1. Определение искривлений позвоночника Методика определения искривлений поясничного отдела позвоночника. Определение лордозов . Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена. Методика определений искривлений грудного отдела позвоночника. Определение кифозов. Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.

Работа № 1. Определение искривлений позвоночника Методика определений бокового искривления позвоночника . Определение сколиозов . Это обследование хорошо проводить, когда ученик находится в спортивной майке или футболке. Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне.

Гиподинамия в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности.

Последствия гиподинамии Слабеют мышцы сердца и тела; Истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь; Кальций оседает на стенках сосудов, из-за чего они становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются; Избыточная масса тела

Плоскостопие – это деформация стопы, которая заключается в уменьшении высоты её продольных сводов Плоскостопие у детей и взрослых – следствие врождённых дефектов опорно-двигательного аппарата, а также результат воздействия длительной работы в положении стоя, хождения на высоких каблуках и в узких туфлях, избыточного веса.

Последствия плоскостопия Плоскостопие изменяет походку, вызывает развитие утомления при незначительных пеших прогулках, вследствие чего ухудшается кровоснабжение мелких суставов стопы, способствует нарушению осанки, развитию остеохондроза

Профилактика плоскостопия Ежедневная гимнастика и занятия физкультурой. Обувь следует носить с задником и со шнуровкой. Обувь должна быть с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке. Надо следить за правильной походкой. Людям длительно пребывающим на ногах надо отдыхать несколько раз в день по 5-10 минут. Необходимо следить за осанкой. Полезно ходить босиком .

Вопросы для обсуждения: 1.Что может стать причиной формирования неправильной осанки? 2.Как предупредить неправильную осанку? 3.Неправильная осанка это только некрасиво? 4.Что такое плоскостопие? 5.Чем опасно плоскостопие? 6.Как предупредить плоскостопие? 7.Что может стать причиной травм в школе?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одна из функций человеческого организма — изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые в.

Презентация урока разработана к учебнику Сонина Н.И. Биология.6класс. Живой организм.

Изучение влияния физических упражнений на органы и системы органов, укрепление здоровья: двигательная активность входят в состав обязательного минимума содержания основной образовательной программы Че.

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры «Кто хочеть стать отличником?».

Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х.

Конспект урока биологиив 8 классепо теме: «Роль двигательной активностив развитии опорно-двигательной системы человека&raquo.

Значение и роль систем организма человека в двигательной активности и формированию гармоничного развития личности.

Источник

Гигиена опорно-двигательного аппарата.

Татьяна Тихончик
Гигиена опорно-двигательного аппарата.

Гигиена опорно-двигательного аппарата

Признаки правильной осанки:

1. Умеренные изгибы позвоночника

2. Симетрично и паралельно расположенные развернутые лопатки.

4 Нормальные своды стопы.

Признаки неправильной осанки:

2.Усиление естественных изгибов позвоночника:

а) Кифотическая осанка — это усиление изгибов в трудном отделе из-за снижения элостичности связок.

б) Лордотическая осанка — сильнейший изгиб уменьшен, а живот чрезмерно выдается.

в) Сколиоз — скривление позвоночника которое сопровождается асимитричным положение плеч, лопаток и таза. различной величиной треугольников талии.

Профилактика нарушения осанки:

1. Организация рационального режима.

2. Соблюдать продолжительность сна.

3. Прогулки на свежем воздухе.

4. Полноценное питание (молочн. продукты, фрукты).

5 Мебель должна соответствовать росту ребенка, кровать на 20-25см больше от пола.

6. Систематические занятия упражнениями (массаж и гимнастика на 1-м г. жизни.)

7. Методически правильно проводимые физкультурные занятия.

Циклограмма деятельности воспитателя. Средняя группа с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 смена: время и мероприятия воспитателя 7.00 – 8.00. Прием детей в группе. 1. Беседы с родителями и детьми о самочувствии детей или по.

Конспект организации трудовой деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата III года обучения Вид: хозяйственно-бытовой труд Тема: «Уход за комнатными растениями» Цель: закрепление у детей навыков ухода за комнатными растениями.

Конспект занятия с детьми 2 мл. группы Тема: «Гигиена» Цели: Прививать детям простейшие культурно-гигиенические навыки Оборудование: Кукла (грязная, лохматая, в помятой одежде, Предметы гигиены.

Конспект занятия в младшей группе «Личная гигиена» Конспект занятия в младшей группе «Личная гигиена». Задачи: • Формировать положительное отношение к личной гигиене, чистоте. Способствовать.

Консультация «Гигиена и здоровье» Чистота тела-залог здоровья -утром умойся и почисти зубы -мой руки и лицо после прогулки -моясь в душе,плтри тело мочалкой -купаясь,не забудь.

Логопедическое сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата В настоящее время дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата все больше интегрируются в общеобразовательную среду. Обучающиеся с НОДА.

Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Причины нарушений опорно-двигательного аппарата: 1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более.

Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Права детей-инвалидов на получение образования Основным законом, регламентирующим конституционное право на образование, является Закон.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Источник

Методическая разработка урока на тему: » Гигиена опорно-двигательного аппарата» , с использованием кейс-технологии.

специалист в области арт-терапии

Урок биологии 8 класс. Кейс-технология.

Тема: Гигиена опорно-двигательного аппарата.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: формирование у учащихся понимания причин нарушения опорно-двигательного аппарата и мер их предупреждения.

Предметные: формирование знаний о заболеваниях опорно-двигательного аппарата и мер по предупреждению плоскостопия и искривления позвоночника, учиться использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Метапредметные: знакомство с кейс-технологией, учиться работать в группе, выполнять задания в соответствии с поставленными задачами, принимать участие в обсуждении, высказывать свою точку зрения, находить ответы на вопросы из разных источников информации.

Личностные: мотивация к получению новых знаний, формирование основ здорового образа жизни.

Оборудование: кейсы, учебники, дополнительная литература, иллюстрации основных типов нарушений осанки, литература по лечебной гимнастике, настенные плакаты « Нарушение осанки».

1. Этап мотивации. Критерии оценивания.

2. Этап актуализации.

Фронтальный письменный опрос по домашнему заданию.

1.Что такое мышечное утомление? С чем оно связано? 2. К чему приводит малоактивный образ жизни?

3.Выявление места и причины затруднений.

Зачитывается отрывок из статьи «Человек и его здоровье»

За последние годы в России значительно возросло количество хронических неинфекционных заболеваний, в том числе и заболеваний опорно-двигательной системы. …. Так из-за подобных заболеваний имеют ограничения в выборе профессии 40% выпускников школ. К 13 – 17 годам, когда в целом завершается формирование скелета, практически у каждой четвертой отмечено нарушение в его формировании.

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока и ставят цели и задачи.

5. Этап открытия новых знаний.

Знакомство с кейсом.

Ситуация. На вечере встрече выпускников Анна встретилась со старой школьной подругой Машей, которую не видела 5 лет. Маша зашла в зал на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, платье висит мешком… Маша так изменилась, что все ее не сразу узнали.

Работа в группах( 15 мин):

Вопросы: Что случилось с внешностью Маши?

Что такое осанка?Какие типы нарушения осанки бывают?

По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке?

Определите,какой тип нарушения осанки наблюдается у Маши.

Оказывает ли влияние неправильная осанка на здоровье человека или просто изменяет его внешность?

Что бы вы посоветовали Маше, можно ли исправить ее проблему?

Предлагается приложение из фотографий различных нарушений осанки.

Материал текста учебника и дополнительная литература по лечебной гимнастике.

Обсуждение изученного материала.

6. Этап первичного закрепления.

Вопрос 1. Как вы считаете, какие виды искривлений позвоночника чаще всего наблюдаются у подростков?

Вопрос 2. Что может стать причиной искривления позвоночника?

Вопрос 3. Что помогает избежать в нарушении осанки?

7 .Этап включения в систему знаний.

Использую информацию учебника на стр. 75, определите, есть ли у вас какие либо нарушения осанки.

8. Этап подведения итогов урока

Подвести учащихся к выводу о взаимосвязи активного образа жизни и здоровья.

Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай»

9. Этап рефлексии и оценивания

Предлагается ответить на вопросы

1.На уроке я узнал…, понял…, научился…

2.Работать мне было…

Рефлексируют сою деятельность.

10 . Этап ознакомления с домашним заданием

По желанию выполнить лабораторную работу «Выявление плоскостопия»

Источник

Читайте также:  Нанесение вреда здоровью работодателем
Adblock
detector