Меню

Гигиена это наука изучающая условия сохранения здоровья человека психические состояния человека

Гигиена это наука изучающая условия сохранения здоровья человека психические состояния человека

Гигиена как наука

Основной медицинской профилактической дисциплиной является гигиена — наука, изучающая влияние условий жизни на здоровье, разрабатывающая мероприятия, направленные на предупреждение болезней, сохранение и укрепление здоровья человека и человеческого коллектива.

Гигиена как наука преследует великую и благородную цель — сделать развитие человеческого организма «наиболее совершенным, жизнь наиболее сильной, увядание наименее быстрым, а смерть наиболее отдаленной» (Э. А. Паркс).

И. М. Сеченов выдвинул положение, согласно которому «организм без внешней среды, которая поддерживает существование, немыслим». Окружающая человека внешняя среда пребывает в постоянном движении, развитии и изменении. В силу этого организм человека постоянно подвергается воздействию множества непрерывно меняющихся факторов (раздражителей). Однако обычные изменения факторов внешней среды у людей не вызывают патологических изменений, так как организм человека приспосабливается к ним. Между организмом и внешней средой в каждый данный момент устанавливается подвижное, динамическое равновесие (И. П. Павлов). Заболевание же возникает тогда, когда нарушается равновесие между организмом и внешней средой, в чем ведущую роль играет необычное по силе или по качеству воздействие факторов внешней среды.


И. М. Сеченов

Факторы внешней среды, воздействующие на организм, можно схематически разделить на несколько групп.

1. ХИМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. Единство организма и внешней среды — это прежде всего общность химического состава организма и среды, обмен веществ и энергии между ними. Многие химические элементы и соединения необходимы организму для осуществления пластических и энергетических процессов.

В связи с производственной деятельностью в среду обитания человека могут поступать химические вещества, обладающие токсическим действием. Наличие в окружающей среде — воздухе, воде, пище — химических веществ, обладающих токсическим действием, может привести к патологическим изменениям как функционального, так и органического характера.


И. П. Павлов

2. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. В их число входят температура, влажность и движение воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, шум, вибрация, радиоактивные излучения и т. д. Некоторые из них необходимы для жизнедеятельности организма, но все они при определенных уровнях интенсивности могут оказать на него вредное воздействие.

3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. К ним относятся патогенные микроорганизмы, вирусы, гельминты, грибки и пр.

Так как для человека внешняя среда — это не только природа с ее изменчивыми факторами, но и общество с его средствами производства и производственными отношениями, то на состояние организма и здоровье влияют социальные условия его существования.

На организм человека влияют не только объекты внешней среды, но и слово, речь, взаимоотношения с людьми, т. е. раздражители, относящиеся ко второй сигнальной системе. Вызывая у человека различные эмоции, то или иное психическое состояние — горе, страх, радость и т. п., они в силу кортико-висцеральных связей влияют на состояние организма, на его здоровье.

Основоположники марксизма-ленинизма учили, что охрана здоровья широких трудящихся масс неразрывно связана с осуществлением социалистической революции и строительством бесклассового коммунистического общества.

Таким образом, охрана здоровья народа является проблемой социальной и медицинской.

С успехами социалистического строительства и укреплением Советского государства улучшались материальное благосостояние народа, его культура, жилищно-бытовые условия, питание, условия труда в промышленности и сельском хозяйстве, т. е. создавались все необходимые условия для подъема здоровья населения.

В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья Коммунистическая партия с первых же дней существования страны Советов положила «проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний». В связи с этим профилактика стала ведущим принципом советского здравоохранения, а предупреждение заболевания — первой обязанностью всего медицинского персонала.

В деятельности советского врача предупредительные и лечебные мероприятия взаимно дополняют друг друга.

В соответствии с изложенным для достижения своих целей гигиена должна:

1. Изучать факторы и условия внешней среды (социальные и природные) и их влияние на организм человека и общественное здоровье.

2. Разрабатывать гигиенические нормативы, правила и мероприятия, имеющие целью максимальное использование положительно действующих на здоровье человека факторов и устранение по возможности факторов, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека.

3. Внедрять в жизнь разработанные мероприятия, правила и гигиенические нормативы.

Если гигиена — наука о сохранении и улучшении здоровья, то санитария * — это практическое применение научных положений, разработанных гигиеной. Обобщение опыта санитарной деятельности в свою очередь обогащает науку гигиеническую.

Для внедрения гигиенических норм и санитарных мероприятий в практику необходимо, чтобы общество было в этом заинтересовано. Нужно, чтобы оно выделило для этого материальные средства, чтобы общество приняло санитарное законодательство, чтобы оно было заинтересовано в создании благоприятных условий труда и быта трудящихся масс, в постоянном улучшении материальных, культурных и гигиенических условий жизни населения.

Таким обществом является социалистическое, и лишь в нем могут быть полностью реализованы достижения гигиенической науки. В социалистическом обществе гигиенические мероприятия являются составной частью государственных планов промышленного, сельскохозяйственного, коммунального и культурного строительства.

Вся политика Советского государства, направленная на максимальное удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей всего общества, имеет социально-гигиеническое значение. Это обусловило возможность в относительно короткий исторический срок добиться весьма значительного улучшения в состоянии здоровья населения.

В реализации научных положений гигиенической науки велика роль и каждого человека в отдельности, его знания правил личной гигиены, его понимания значения санитарной дисциплины. В связи с этим большое значение имеют санитарная пропаганда гигиенических знаний, ознакомление населения с причинами возникновения болезней и мерами их предупреждения, привитие населению гигиенических навыков в быту и на производстве.

Источник

Гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности

Гигиена — основная профилактическая наука в медицине. Слово «гигиена» происходит от греч. «higieinos» — принося­щий здоровье. Термин «гигиена» связывают с именем древ­негреческой богини здоровья Гигиеи — дочери бога враче­вания Эскулапа. Используется много определений гигиены как науки. От простых: «Гигиена — это наука о здоровье лю­дей» до более сложных: «Гигиена — это наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм че­ловека и общественное здоровье с целью обоснования гигие­нических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний».

Предметом изучения гигиены являются:

изучение природных и антропогенных факторов, соци­альных условий;

· изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на человека и на популяцию;

· научное обоснование нормативов, ПДК;

· внедрение в практику здравоохранения и хозяйство разра­ботанных гигиенических мероприятий, правил, проверка их эффективности;

· прогнозирование санитарной ситуации.

1. Эпидемиологический (совокупность методов, позво­ляющих изучить здоровье под влиянием разнообраз­ных факторов).

2. Санитарное обследование (санитарное описание, уг­лубленное санитарное обследование).

3. Метод натурного гигиенического эксперимента.

4. Метод лабораторного гигиенического эксперимента.

5. Метод санитарной экспертизы.

Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый — лечение заболеваний людей; второй -предупреждение болезней, т. е. профилактика.

Отрасли гигиены: гигиена труда, гигиена питания, ком­мунальная гигиена, радиационная гигиена, гигиена детей и подростков, военная гигиена и другие.

Развитие гигиены в России

Развитие гигиены в России, как и ее развитие в целом, характеризуется двумя периодами: донаучным и научным. Донаучный период называют еще периодом гениальных на­блюдений. Эти наблюдения принимали форму обычаев, за­конов и религиозных правил. Зачатки эмпирических (опи­сательных) гигиенических знаний возникли на рубеже обра­зования Киевской Руси (X век). В известном труде того периода «Домострое» много внимания уделялось чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами; мощению мостовых; кольцевой планировке городов; сбо­ру и удалению нечистот. Водопровод в русских городах был сооружен раньше, чем на западе. Эти мероприятия про­водились на государственном уровне (XVII век — Аптекар­ский приказ при Петре 1 переименован в Медицинскую кан­целярию, во главе которой стоял врач). Издаются указы по охране здоровья населения, о надзоре за санитарным со­стоянием городов (1737), о санитарных условиях на сукон­ных фабриках (1741), об обязательном извещении в случае

Читайте также:  Натуральные сиропы для здоровья

заразных заболеваний (1743). К этому периоду относится деятельность М. В. Ломоносова. Известны такие его труды: «О размножении и сохранении российского народа» (зачатки школьной гигиены) (1761), «Первые основания металлургии или рудных дел» (указания об организации труда, отдыха, о предохранении от заболевании, о вентиля­ции шахт).

Примечательно, что гигиенические аспекты медицины подчеркивали и пропагандировали выдающиеся терапевты и хирурги. Гигиена в виде самостоятельного курса начала преподаваться с 1798 г., курс назывался «Медицинская полиция», а с 1835 г. — « Медицинская полиция и гигиена». Этот курс входил в состав такой дисциплины, как «Судеб­ная медицина».

Первая кафедра гигиены в России была организована в Петербургской медико-хирургической академии (1871) и возглавил ее А. П. Доброславин (учился у К. Фойта и М. Петтенкофера). Заслуга А. П. Доброславина заключается в том, что он внес большой вклад в разработку таких вопросов, как рациональное питание, военная гигиена, создал первые ори­гинальные учебники по гигиене. К основоположникам ги­гиены относят и Ф. Ф. Эрисмана. Уроженец Швейцарии, он начал деятельность как окулист. Проводил обширные иссле­дования зрения у школьников и изучал причины близоруко­сти. Известны его работы в области гигиены труда, социаль­ной гигиены. Организовал кафедру гигиены в Московском университете (1881).

Из проблем профилактической медицины на современ­ном этапе следует отметить проблему сохранения среды обитания, сохранения здоровья в условиях научно-техниче­ского прогресса и здоровья подрастающего поколения. Реше­ние этих вопросов возможно при использовании современ­ных исследовательских и профилактических технологий.

Экология. Эколого-гигиеническая диагностика

Экология (греч. oikos — дом, жилище, местопребыва­ние; logia — наука) — биологическая наука об отношениях живых существ между собой и окружающей средой. Совре­менная экология изучает влияние человека на окружающую среду, пути охраны среды, способы оптимизации отноше­ний человека, общества и природы. В этой науке выделяет­ся несколько направлений. Среди них важное значение имеет экология человека, изучающая закономерности взаи­моотношений человеческого общества с окружающей сре­дой и проблемы ее охраны.

Под окружающей средой принято понимать целост­ную систему взаимосвязанных природных и антропоген­ных объектов, в которых протекают труди отдых людей. Окружающая среда включает в себя природную и социаль­ную среду. При этом природная среда подразделяется на естественную и антропогенную. Под естественной средой понимается неизмененная среда, а под антропогенной — за­грязненная и денатурированная природная среда.

Основой природной среды является биосфера (греч. bios — жизнь, sparia — слой, оболочка) — нижняя часть атмо­сферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы (твердь земли). По В. И. Вернадскому, биосфера — это «область жи­вого вещества». Человеческая деятельность воздействует на биосферу и рассматривается как геохимический фактор. Преобразованную биосферу В. И. Вернадский называл ноо­сферой (сфера разума).

Здоровье человека в значительной степени определяет­ся совокупным влиянием природных и социально-экономи­ческих факторов на жизнь человека. Загадка гигиенической науки и практики состоит в изучении связи человека с факторами окружающей природы. С этих позиций рассматри­вается гигиеническое значение атмосферного воздуха, воды, почвы и других факторов. В настоящее время установлено, что если все экологические факторы неинфекционной при­роды принять за 100 %, то на долю влияния образа жизни приходится 49 — 53 %, на долю генетического фактора прихо­дится 18-20 %, на фактор загрязнения внешней среды -17-20%, медицинский и экологический факторы — 8-10%.

На основе осмысления возможности влияния факто­ров окружающей среды сформированы законы гигиены. Так, согласно первому закону гигиены нарушение уровня здоро­вья людей, вызванное этиологическими факторами, может возникнуть только при наличии трех движущих сил: ис­точника вредности, механизма воздействия (передачи) и восприимчивого организма.

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Питание как фактор здоровья

Пища — важнейший элемент внешней среды, являю­щийся непременным условием существования людей. Со­став пищи, ее свойства и количество определяют физиче­ское и нервно-психическое состояние человека, состав его тела. Пища — единственный источник энергии. Питание включает в себя процесс приема пищи, ее переваривание, всасывание питательных веществ и их усвоение.

Нарушения в организации питания приводят к раз­личным проявлениям болезней питания: ухудшение показа­телей физического и умственного развития, снижение со­противляемости к инфекциям и другим факторам внешней среды, увеличение общей заболеваемости, снижение рабо­тоспособности, преждевременное старение, сокращение

Гигиенические требования к питанию здорового чело­века определяются его сбалансированностью и адекватно­стью. Адекватность питания предусматривает необходи­мость:

поддержания молекулярного состава и возмещение энер­гетических и пластических расходов организма;

поступления не только нутриентов (питательных ве­ществ), но и балластных веществ;

учета не только потоков нутриентов из желудочно-кишечного тракта, но и потоков нутритивных и регуляторных веществ (эндокринные элементы желудочно-кишечного тракта);

учета эндоэкологии (взаимодействие организма хозяина и микрофлоры).

Кроме адекватности большое значение имеют такие требования, как рациональный режим питания (соблюдение времени приема пищи и интервалов между приемами, ра­циональная кратность приемов пищи, правильное количе­ственное и качественное распределение пищи по приемам, условия приема пищи) и соблюдение санитарных правил при получении, транспортировке, хранении, кулинарной обра­ботке пищи, выполнение принципа безопасности пищи в эпидемическом и токсическом отношении.

Физиологические нормы питания регламентируют ка­лорийность, поступление необходимого количества пита­тельных веществ. Нормирование проводится с учетом воз­раста , пола, профессии, климатических условий, физиоло­гических особенностей (беременные женщины).

В настоящее время действующими являются нормы фи­зиологических потребностей в пищевых веществах и энер­гии для различных групп населения (1991).

Спорные концепции питания

Концепция рационального и сбалансированного питания разработана академиком А. А. Покровским. Сущность ее со­стоит в том, что нормальная деятельность человека возмож­на лишь при условии обеспечения его необходимой энергией и «строительным» материалом, а также соблюдения сложных отношений между многочисленными компонентами пищи, каждому из которых отведена определенная роль в обмене веществ. В сбалансированном питании предусматриваются оптимальные количественные и качественные взаимосвязи белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных ве­ществ. Энергетическая ценность пищи должна быть сбалан­сирована с энергетическими тратами. Теория сбалансирован­ного питания называется еще классической. На ее основе разрабатывались рационы, строились физиологические нор­мы питания, технология переработки пищевых продуктов. Однако практика идеальной пищи (использование паренте­рального питания) показала вред использования рафиниро­ванных продуктов (развитие заболеваний желудочно-кишеч­ного тракта, печени, ожирение). Эти ошибки пытается из­бежать теория адекватного питания. Наряду с этой теорией бытуют так называемые спорные концепции питания: индек­сы пищевой ценности (учитывается количественно ценность принимаемой пищи; белки, жиры и углеводы рассматри­ваются как взаимозаменяемые факторы); живая энергия лищевым продуктам приписывается роль носителей осо-ой энергии, предполагается утилизация всех отходов пищи); ; пиление организма голоданием (очищение организма от -л-ь правильно построенных белков, которые становятся для -•его «вредными); мнимых лекарств (лакстрил — растительный . >7ь-моя, гидролизах АУ-8) и другие.

3.3. Физиолого-гигиенические требования к энергетической ценности пищевого рациона

Пища является единственным источником энергии, расходуемой организмом на работу мышц, желез внутрен­ней секреции, для синтеза различных химических соедине­ний. Основная доля освобождающейся энергии в конечном счете трансформируется в механическую, тепловую и другие виды.

Основным законом, определяющим адекватность пи­тания, является закон соблюдения соответствия количества энергии, заключенной в питательных веществах, поступаю­щих в организм, количеству энергии, расходуемой организ­мом.

Энергия расходуется на поддержание основных функ­ций жизнедеятельности организма (энергия основного обме­на); на работу, связанную с процессом усвоения пищи и пи­тательных веществ (специфическое динамическое действие пищи); на активную, главным образом мышечную, деятель­ность (работа, ведение домашнего хозяйства, активные фор­мы отдыха).

Читайте также:  Конспекты по здоровью сберег технологии

Расходы энергии устанавливаются методами прямой и непрямой калориметрии. Прямая калориметрия проводится в специальных теплоизоляционных изотермических каме­рах, в стенках которых циркулирует вода. Непрямая кало­риметрия — это газометрический метод, метод алиментарной калориметрии и хронометражно-табличный.

Нарушение количественной адекватности питания про­исходит за счет внешних и внутренних причин. Внешние причины: недостаточное или избыточное поступление пита­тельных веществ. Внутренние причины: нарушения в состоя­нии организма, препятствующие поступлению пищи или за­трудненное ее усвоение. Например, снижение или повышение аппетита, механические препятствия (структуры пище­вода), заболевания желудочно-кишечного тракта.

Последствия недостаточного количественного питания:

— увеличение катаболизма белков;

— атрофия слизистых, истончение стенок пищеварительно­го тракта, снижение секреции пищеварительных желез;

Последствия избыточного питания:

— отложение жира, повышение веса (ожирение), переходит в теплонарушение деятельности сердечно-сосудистой системы;

— атеросклеротические изменения стенок сосудов, измене­ния функции внешнего и внутреннего дыхания;

— застойные изменения в желудочно-кишечном тракте;

— изменения костно-суставной системы из-за увеличения на­грузки;

— нарушение углеводного, жирового, водно-солевого обме­нов;

— функциональные нарушения коры головного мозга (затор­моженность, инертность нервных процессов, нередко не­устойчивость психики).

Веществ

Минеральные вещества не синтезируются организмом, а поэтому относятся к незаменимым компонентам питания. Их значение:

■ пластическая роль (входят в состав клеток и тканей орга­низма);

■ участвуют в осуществлении физиологических функций и биохимических реакций — осмотическое давление, колло­идное состояние, рН, транспорт газов крови (Fe +2 , Fe +3 ), свертываемость крови (Са +2 ), возбудимость нервной и мышечной ткани (Са +2 , Na + , K + ), перенос белков через мембраны (К + ); входят в состав многих ферментов и гормонов (Fe +2 — в состав пероксидазы, каталазы, цитох-ромов; Са» 2 в тирозиназе; марганец и кобальт в пептидазе, йод в тироксине и т. д.).

Отсутствие того или иного микроэлемента приводит к возникновению различных расстройств в организме.

Недостаток натрия, кальция, хрома ослабляет функции пищеварительных желез; железа, меди и кобальта приводит к замедлению кроветворения; недополучение йода снижает функцию щитовидной железы и ведет к возникновению зоба; дефицит цинка ведет к ухудшению синтеза белков, задержке роста и возникновению железодефицитной анемии; недоста­ток фтора способствует возникновению кариеса зубов.

Имеет значение и избыток минеральных веществ, вызы­вающий нарушения обмена, хронические и острые отравле­ния и заболевания: избыток фтора вызывает флюороз; желе­за — сидероз; кальция и фосфора — тугоподвижность суставов и отложение этих веществ в связочном аппарате; марган­ца — поражение нервной системы типа болезни Паркинсона. Содержание минеральных веществ в теле человека очень часто соответствует их содержанию в составе земной коры. В связи с этим можно говорить об эндемических заболевани­ях и биогеохимических провинциях. Все микроэлементы ус­ловно делят на макро- и микроэлементы. К макроэлементам относят кальций, фосфор, магний, калий, натрий, хлор; к микроэлементам — железо, медь, цинк, молибден, марганец, кобальт. Гранью разделения минеральных веществ на мак­ро- и микроэлементы является предел 0,05 мг/кг.

При нормировании микроэлементов учитывают необхо­димость оптимального соотношения между различными ве­ществами, в том числе жиров и витаминов.

Минеральные вещества содержатся почти во всех, осо­бенно нерафинированных, продуктах питания. Большим разнообразием отличается состав минеральных веществ рыбы, мяса, молока.

В организме есть депо различных химических элементов.

3.10. Пищевая ценность рыбы и рыбопродуктов. Заболевания, передающиеся с рыбой, и их профилактика

Рыба и рыбные продукты по питательным свойствам и биологической ценности не уступают мясу, а по некоторым показателям превосходят его. В рыбе содержится от 13 до 22 % белков, от 0,4 до 31 % жира, от 1 до 2,6 % минеральных веществ (около 60 элементов), жирорастворимые витамины (А, Е, Д), до 1 % углеводов, экстрактивных веществ (усили­вают секрецию пищеварительных соков, тонизирую цент­ральную нервную систему).

Мясо рыбы хорошо усваивается, по скорости усвояемо­сти приближается к молоку.

При употреблении рыбы могут возникать желудочно-кишечные заболевания (при контакте с выловленной из загрязненных водоемов рыбой или в результате потребления рыбы, загрязненной в процессе приготовления патогенными микроорганизмами). Возможны пищевые отравления рыбой при загрязнении воды химическими веществами (болезнь Минаматы — при загрязнении воды и рыбы соединениями ртути, итай-итай — при загрязнении кадмием).

Из гельминтозов, возникающих при употреблении ры­бы, наибольшее значение имеют дифиллоботриоз и описторхоз.

Возбудителями дифиллоботриоза являются различные виды лентецов, из которых чаще всего встречается широкий (Diphillobotrium latum). Половозрелая форма его паразити­рует в кишечнике человека, собак, кошек, свиней. Заражение происходит в результате употребления рыбы, пораженной личинками лентеца — плероцеркоидами. Яйца паразита выде­ляются с фекалиями, попадают в открытые водоемы, где превращаются в личинки — корацидии. Затем заглатываются веслоногими рачками — циклопами и превращаются в про-церкоиды, а после заглатывания рачков рыбой — в плероцеркоиды. Если такая рыба используется в пищу без надлежащей термической обработки, то из плероцеркоида в кишечнике через 15-18 дней развивается половозрелая форма.

Описторхоз вызывается паразитом Opistorchis felineus, паразитирующем в печени, желчном пузыре, в поджелудоч­ной железе. Кроме человека, основным хозяином являют­ся домашние животные (кошки, собаки). Цикл развития про­исходит через двух промежуточных хозяев — моллюска и пресноводных рыб (главным образом из семейства карпо­вых), где в мышцах инцистируются личинки паразита.

Профилактика: сбор и обезвреживание фекалий, дегельментация населения, санитарный надзор за качеством ры­бы и рыбопродуктов, обработка рыбы перед употреблени­ем (кипячение не менее 20 мин, длительное соление — 10-15 дней, замораживание — несколько дней).

3.11. Питательная ценность мяса и мясных продуктов. Заболевания, передающиеся с мясом, и их профилактика

Мясо — один из важнейших продуктов питания. Источ­ник полноценных белков, содержание которых находится в пределах от 12 до 18 %. Источник жира (от 1,5 до 40 %); минеральных солей (1,0-1,3 %): основная доля приходится на калий и натрий, имеются фосфат, медь, цинк, кальций, магний, железо, кобальт и другие. Мало углеводов и витами­нов. Содержатся экстрактивные вещества (до 3,5 %) — креа­тин, креатинин, мочевая кислота, мочевина, холин, мине­ральные вещества.

К болезням, которые могут передаваться человеку от убойных животных, относятся сибирская язва, сап, туберку­лез, бруцеллез, сальмонеллез, глистные инвазии. Для выяв­ления больных животных проводится ветеринарный осмотр. К числу глистных инвазий, передающихся человеку через мясо животных, относятся трихинеллез и тенниидоз.

Заражение трихинеллезом происходит в основном при употреблении недостаточно проваренного мяса свиней, ди­ких кабанов и медведей. В мышечной ткани этих животных могут находиться личинки трихинелл. При попадании в же­лудочно-кишечный тракт они через 2-3 дня превращаются в половозрелые формы, самки оплодотворяются и, проник­нув головным концом в лимфатические сосуды кишечных ворсинок, начинают выделять личинки. Личинки разносят­ся током крови по всему организму и задерживаются в по­перечнополосатой, активно работающей мускулатуре (диа­фрагма, межреберье, жевательные мышцы, мышцы языка). Здесь они скручиваются в виде спиралек, инкапсулируют­ся. При интенсивном заражении заболевание протекает тяже­ло (лихорадка, отеки, мышечные боли). Профилактика: предупреждение заражения свиней (защита от грызунов как источников); ветеринарный надзор при убое (трихинеллоскопия). При обнаружении трихинелл мясо технически ути­лизируется или уничтожается.

Тенниидоз (финноз) возникает при употреблении мяса, зараженного личинками (финнами) бычьего или свиного лен­точных глистов. При попадании в желудочно-кишечный тракт из финн вырастает половозрелая форма. Яйца глистов с фекалиями могут попадать в корм для скота и заражать; в желудочно-кишечном тракте животных из яиц вырастают финны, которые активно проникают через стенку кишечника в кровь и с кровью — в мышцы, где образуются серо-белые прозрачные пузырьки, содержащие финны величиной с горошинки. Профилактика: обследование населения и его де­гельминтизация, исключение загрязнения корма. Ветеринар­ный надзор над убоем. Если обнаруживаются 3 и более фин­ны на площади 40 см^, то мясо подлежит технической ути­лизации или уничтожению. Если менее 3, то подлежит дли­тельной тепловой обработке.

Читайте также:  Товары для здоровья питера

Микотоксикозы

Микотоксикозы — заболевания, возникающие в результа­те потребления пищевых продуктов, в которых размножи­лись токсические грибки.

Эрготизм — отравление рожками спорыньи, поражающих рожь и реже пшеницу. Две клинические формы: конвульсионная (парестезии, рвота, спазмы, контрактуры, подергива­ние в области лицевого нерва, парезы) и некротическая(симптомы отравления тканей в форме сухой гангрены). Профилактика: контроль за содержанием токсина в муке, проведение агротехнических мероприятий.

Алиментарно-токсическая алейкия возникает при упот­реблении продуктов из зерна злаков, перезимовавших под снегом на корню. Характерны диспепсические расстройства, в последующем развивается лейкопения и различные анги­ны, в том числе некротическая. Профилактика: запрещение употребления перезимовавшего зерна.

Афлатоксикозы. После короткого инкубационного пери­ода (до 2 суток) развиваются явления нейротоксикоза (на­рушение координации движений, судороги, парезы), гемор­рагический синдром и прогрессирующий цирроз печени (са­мый сильный гепатоканцероген). Профилактика: контроль за содержанием в продуктах плесневых грибков.

БОЛЬНИЧНАЯ ГИГИЕНА

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА

Методы обеззараживания воды

Обеззараживание воды — это освобождение воды от пато­генных микроорганизмов (полное удаление — стерилизация).

1. Физические: температурная обработка, использование лучистой энергии (ультрафиолетовые лучи), ультра­звук, токи высокой частоты, у — лучи.

2. Химические (использование какого-либо химического соединения): хлорирование, озонирование, использо­вание олигодинамического действия серебра и другие.

В нашей стране широко используется хлорирование воды.

1. Хлорирование обычными дозами (доза рассчитывается таким образом, что после фильтрации остаточный хлор составляет 0,3-0,5 мг/л).

2. Двойное хлорирование (дозу делят на две части: одна часть добавляется с коагулянтом, вторая часть — после фильтрации).

3. Хлорирование с преамонизацией: сначала к воде до­бавляют аммиак, а через 1-2 мин хлор. В результате в воде образуются хлорамины. Используется, когда в во­де имеются фенолы (во избежание образования хлор-фенольного «аптечного» запаха).

4. Перехлорирование — больше дозы 10-20 мг/л — лучший бактерицидный эффект, даже мутная вода может быть обеззаражена. Гибнут туберкулезная палочка и вирусы. Механизм действия препарата: хлор инактивирует неко­торые ферменты, в частности триозофосфорую дегидрогена-зу, что приводит к прекращению окисления углеводов в клет­ке и ее гибели.

Препараты хлора: двуокись хлора, газообразный хлор, хлорная известь, хлорамины, гипохлорид кальция, натрия, калия, ДТСГК (двутретьеосновная соль гипохлорида кальция). Факторы, влияющие на эффективность хлорирования:

2. Наличие взвешенных веществ (мутность воды).

3. Время контакта — не менее 0,5 ч летом и 1 ч зимой.

Оптимальная доза хлора — это количество хлора, необхо­димое для обеззараживания 1 л воды с учетом хлорпоглащае-мости и остаточным хлором в пределах 0,3-0,5 мг/л.

ГИГИЕНА ТРУДА

Гигиена умственного труда

К умственному труду относят те виды деятельности, ко­торые характеризуются приемом и переработкой информа­ции, напряжением сенсорного аппарата (чувства, ощуния), напряжением внимания и памяти, активизацией процессов памяти и внимания, эмоциональной сферы.

— Операторский труд (управление машинами, оборудова­нием).

— Управленческий труд (руководители, учителя, препода­ватели).

— Творческий труд (научные работники, писатели, компо­зиторы, конструкторы).

— Труд медицинских работников.

— Труд учащихся и студентов.

Кроме нервно-эмоционального напряжения сопутству­ющим фактором являются гипокинезия, наследственная предрасположенность к болезням, курение, избыток веса. У человека при умственном труде образуется стойкая «рабо­чая доминанта», которая не угасает сразу после работы.

1. Разработка и соблюдение рациональных режимов труда и отдыха на основании анализа работоспособности и пси­хофизиологического состояния

2. Чередование умственного и физического труда (исполь­зование производственной гимнастики).

3. Психоэмоциональная разгрузка — аутогенная тренировка.

4. Создание благоприятного психологического климата.

5. Создание благоприятных условий микроклимата, отсут­ствие шума, рациональное освещение, рациональное обо­рудование рабочего места (с позиций эргономики).

6. Контроль за развитием утомления осуществляется по груп­пам признаков: технико-экономические (рост брака, сни­жение выработки), физиологические (уменьшение вынос­ливости, наличие лишних движений, тремор), психологи­ческие (чувство усталости, замедление психических про­цессов, ошибочные действия), медицинские заболевания.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности

Гигиена — основная профилактическая наука в медицине. Слово «гигиена» происходит от греч. «higieinos» — принося­щий здоровье. Термин «гигиена» связывают с именем древ­негреческой богини здоровья Гигиеи — дочери бога враче­вания Эскулапа. Используется много определений гигиены как науки. От простых: «Гигиена — это наука о здоровье лю­дей» до более сложных: «Гигиена — это наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм че­ловека и общественное здоровье с целью обоснования гигие­нических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний».

Предметом изучения гигиены являются:

изучение природных и антропогенных факторов, соци­альных условий;

· изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на человека и на популяцию;

· научное обоснование нормативов, ПДК;

· внедрение в практику здравоохранения и хозяйство разра­ботанных гигиенических мероприятий, правил, проверка их эффективности;

· прогнозирование санитарной ситуации.

1. Эпидемиологический (совокупность методов, позво­ляющих изучить здоровье под влиянием разнообраз­ных факторов).

2. Санитарное обследование (санитарное описание, уг­лубленное санитарное обследование).

3. Метод натурного гигиенического эксперимента.

4. Метод лабораторного гигиенического эксперимента.

5. Метод санитарной экспертизы.

Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый — лечение заболеваний людей; второй -предупреждение болезней, т. е. профилактика.

Отрасли гигиены: гигиена труда, гигиена питания, ком­мунальная гигиена, радиационная гигиена, гигиена детей и подростков, военная гигиена и другие.

Развитие гигиены в России

Развитие гигиены в России, как и ее развитие в целом, характеризуется двумя периодами: донаучным и научным. Донаучный период называют еще периодом гениальных на­блюдений. Эти наблюдения принимали форму обычаев, за­конов и религиозных правил. Зачатки эмпирических (опи­сательных) гигиенических знаний возникли на рубеже обра­зования Киевской Руси (X век). В известном труде того периода «Домострое» много внимания уделялось чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами; мощению мостовых; кольцевой планировке городов; сбо­ру и удалению нечистот. Водопровод в русских городах был сооружен раньше, чем на западе. Эти мероприятия про­водились на государственном уровне (XVII век — Аптекар­ский приказ при Петре 1 переименован в Медицинскую кан­целярию, во главе которой стоял врач). Издаются указы по охране здоровья населения, о надзоре за санитарным со­стоянием городов (1737), о санитарных условиях на сукон­ных фабриках (1741), об обязательном извещении в случае

заразных заболеваний (1743). К этому периоду относится деятельность М. В. Ломоносова. Известны такие его труды: «О размножении и сохранении российского народа» (зачатки школьной гигиены) (1761), «Первые основания металлургии или рудных дел» (указания об организации труда, отдыха, о предохранении от заболевании, о вентиля­ции шахт).

Примечательно, что гигиенические аспекты медицины подчеркивали и пропагандировали выдающиеся терапевты и хирурги. Гигиена в виде самостоятельного курса начала преподаваться с 1798 г., курс назывался «Медицинская полиция», а с 1835 г. — « Медицинская полиция и гигиена». Этот курс входил в состав такой дисциплины, как «Судеб­ная медицина».

Первая кафедра гигиены в России была организована в Петербургской медико-хирургической академии (1871) и возглавил ее А. П. Доброславин (учился у К. Фойта и М. Петтенкофера). Заслуга А. П. Доброславина заключается в том, что он внес большой вклад в разработку таких вопросов, как рациональное питание, военная гигиена, создал первые ори­гинальные учебники по гигиене. К основоположникам ги­гиены относят и Ф. Ф. Эрисмана. Уроженец Швейцарии, он начал деятельность как окулист. Проводил обширные иссле­дования зрения у школьников и изучал причины близоруко­сти. Известны его работы в области гигиены труда, социаль­ной гигиены. Организовал кафедру гигиены в Московском университете (1881).

Из проблем профилактической медицины на современ­ном этапе следует отметить проблему сохранения среды обитания, сохранения здоровья в условиях научно-техниче­ского прогресса и здоровья подрастающего поколения. Реше­ние этих вопросов возможно при использовании современ­ных исследовательских и профилактических технологий.

Источник

Adblock
detector