Гибкость как физическое качество и методика её развития
«Гимнастика» под рецензией М.Л.Украна и А.М.Шлемина М., 1969г. «Гимнастика» под ред. А.Т.Брыкина М., 1971г. «Методика тренировки в легкой атлетике» уч.
Гибкость как физическое качество и методика её развития
Медицина, физкультура, здравоохранение
Другие курсовые по предмету
Методы измерения гибкости в настоящее время нельзя признать совершенными. На это есть серьезные причины. В научных исследованиях её обычно выражают в градусах, на практике же пользуются линейными мерами. Для определения размаха движений в суставах живого человека используются различные конструкции гониометров (математический метод), а также электрогониометров. Общий недостаток гониометров тот, что их ось вращения необходимо установить соответственно оси вращения сустава, в котором производится измерение. Точное же определение оси невозможно, особенно в том случае, если в процессе движения она перемещается. Световая регистрация движений позволила не только фиксировать какое-то положение (фотография), но и измерить амплитуду движения в процессе движения (киносъемка). Существенные недостатки световой регистрации заключаются в дальнейшей обработке для получения данных о степени подвижности в суставах.
Появление рентгенологического метода исследования открыло возможности для изучения суставов на живом человеке. Он обладает тем важным преимуществом, что позволяет видеть расположение костей, следовательно, и точно измерить углы между их продольными осями. Однако рентгенография позволяет изучать соотношения суставных поверхностей костей только в фиксированном положении. Восполнить этот недостаток позволяет кинорентгеносъемка, которая позволяет не только проследить за соотношением суставных поверхностей в процессе выполнения движения, но и произвести расчеты.
По наклону вперед судят об уровне развития гибкости. Для этого испытуемый, стоя на ступеньке или столе, к которому вертикально приставлена линейка с сантиметровыми делениями, выполняет наклон вперед. Гибкость оценивается расстоянием от кончиков пальцев руки до опоры. Но этот способ нельзя признать удовлетворительным для оценки уровня общей гибкости.
При способе Ф.Л.Доленко гибкость тела определяют путем измерения степени максимального прогиба из заданного исходного положения. Этот способ измерения гибкости стабилен.
Можно сделать вывод, что в научных исследованиях используются оптические, механические, механико-электрические и рентгенографические методы измерения объема движения в суставах. В практике же тренерской работы используются наиболее простые механические методы.
Основная задача упражнений на растягивание состоит в том, чтобы увеличить длину мышц и связок до степени, соответствующей нормальной анатомической гибкости. Для развития гибкости используются различные приемы: применение повторных пружинящих движений, повышающих интенсивность растягивания, выполнение движений по возможно большей амплитуде, использование инерции движения какой-либо части тела, использование дополнительной внешней опоры, применение активной помощи партнера.
Последнее время распространяется активно-силовой метод развития гибкости, в основу которого положен феномен А.А.Ухтомского. При активно-силовом методе увеличивается сила мышц в зоне «активной недостаточности» и амплитуда движений.
Существует два основных метода тренировки гибкости: метод многократного растягивания и метод статического растягивания.
Чтобы уметь произвольно расслаблять мышцы, необходимо развить способность воспринимать изменяющееся состояние мышцы, т.е. различную степень напряжения. Для решения этой задачи используются такие упражнения, с помощью которых занимающиеся могут научиться:
- четко различать ощущения напряженного и расслабленного состояния мышц по отношению к обычному, сильному и незначительному напряжению;
- расслаблять одни группы мышц при одновременном напряжении других;
- поддерживать движение расслабленной части тела по инерции, путем использования активного движения других частей тела;
- самостоятельно определять в цикле движения фазы отдыха и соответственно им максимально расслаблять мышцы.
По сравнению с другими методами развития гибкости упражнения йоги имеют ряд преимуществ. Во-первых, упражнения йогов выполняются не с таким большим мышечным напряжением, они активно вовлекают в работу проприорецепторы и интерорецепторы, что, по признанию современной медицины, является важным фактором здоровья.
Во-вторых, тело йогов не отличается слишком развитой мускулатурой.
В-третьих, упражнения йогов можно выполнять, сообразуясь с индивидуальными возможностями. В-четвертых, известно, что такого физического совершенства, умения владеть своим телом йоги достигли благодаря чередованию веками продуманных и отработанных положений тела (асан) и полным расслаблением мышц. А умение расслаблять свои мышцы одно из основных условий при развитии гибкости.
Чтобы выполнять упражнения на гибкость нужно как следует разогреться. Это может быть и бег, и интенсивная аэробика. Начинать упражнения, как водиться, нужно с самых простых и лишь постепенно переходить к более сложным. Растяжка поначалу не самое приятное занятие. Дискомфорт обычный её спутник. Но при этом не должно быть боли! Она нисколько не улучшит вашу форму, скорее, наоборот. Да и вообще, прежде чем выполнять те или иные упражнения на растяжку, посоветуйтесь с тренером.
5. Список используемой литературы.
- «Гимнастика» под рецензией М.Л.Украна и А.М.Шлемина М., 1969г.
- «Гимнастика» под ред. А.Т.Брыкина М., 1971г.
- «Методика тренировки в легкой атлетике» уч. пособие под ред. В.А.Соколова, Т.П.Юшкевича, Э.П.Позюбанова Мн., 1994г.
- «Теория и методика физического воспитания» Л.П.Матвеев, А.Д.Новиков М., 1976г.
- «Теория и методика физического воспитания» Л.П.Матвеев М., 1991г
- «Спортсменам о воспитании гибкости» Б.Сермив М, 1970г.
- «Гибкость важный фактор здоровья» С.Н.Власенко Мн.,1992г.
- «Физические качества спортсмена» В.М.Защиорский М,1970г.
- «Гибкость спортсмена и методика её совершенствования», В.Н.Платонов, М.М.Булатов Киев, 1992г.
- «Обучение двигательным действиям» М.М.Боген М.,1985г.
- «Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена», Киев, 1980г.
- «Теория и практика спорта» части II, III, Е.И.Иванченко Мн., 1997г.
- «Исследование гибкости» Н.Я.Алисов Л., 1971г.
- «Исследование гибкости» Е.П.Васильев М., 1966г.
- «Развитие двигательных качеств школьников» Гужаловский
- «Очерки по физиологии движений активности» Бернштейн
- «Энциклопедия физической подготовки» Е.Н.Захаров, А.В.Коросев, А.А.Сафонов под ред. А.В.Карасева М,1994г.
- «Здоровье: Популярная энциклопедия» под ред. Е.Я.Безносиков и др. Мн., 1990г.
Источник
Методика воспитания гибкости
Значение, характеристика, классификация, виды и факторы, влияющие на проявление гибкости. Критерии дозировки физической нагрузки. Средства развития силы, выносливости, координационных способностей в спортивной практике. Метод многократного растягивания.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.09.2017 |
Размер файла | 1,3 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
3. Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В общем виде их можно классифицировать не только по активной и пассивной направленности, но и по характеру работы мышц. Различают динамические, статические, а также смешанные стато-динамические упражнения. Гибкость зависит от: строения суставов, эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, степени активности растягиваемых мышц, разминки, массажа, температуры тела и среды, суточной периодики, возраста, уровня силовой подготовленности, исходного положения тела и его частей, ритма движения, предварительного напряжения мышц.
4. Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты.
Аппаратурными способами измерения являются [М.А.Годик]: 1) механический (с помощью гониометра); 2) механоэлектрический (с помощью электрогониометра); 3) оптический; 4) рентгенографический.
Для особо точных измерений подвижности суставов применяют электрогониометрический, оптический и рентгенографический способы.
1. Алисов Н.Я. Исследование гибкости. — Л.: Советский спорт, 1971.
2. Алисов Н.Я. Экспериментальное обоснование методики развития гибкости / Вопр. физического воспитания студентов. — Вып.3. — Л.: ГДОИФК, 1973.-С. 86-93.
3. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. — Екатеринбург: УГЛИ, 1993. — 125 с.
4. Бойс Р. О недостатках современных методов оценки развития гибкости Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах. — М.: ВНИИФК, 1991. — №9. — С. 31-36.
5. Васильев Е.П. Исследование гибкости. — М.: Советский спорт, 1966.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовки в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1987. — 214 с.
7. Власенко С.Н. Гибкость — важный фактор здоровья. — Мн.,1992.
8. Гимнастика / Ппод ред. А.Т. Брыкина — М., 1971..
9. Гимнастика / Под ред. М.Л. Украна и А.М. Шлемина — М., 1969.
10. Годик М.А., Баралидзе A.M., Киселёва Т.Г. Стретчинг: Подвижность, гибкость, элегантность. — М.: Сов. спорт, 1991. — 92 с.
11. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физического воспитания: Учебник для техникумов физкультуры. — М.: Физкультура и спорт, 1986. -351 с.
12. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки / Под ред. А.В.Карасева — М.: Лентос, 1994. — 359с.
13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — М.: Советский спорт, 1970.
14. Здоровье: Популярная энциклопедия / Под ред. Е.Я.Безносикова и др. — Мн., 1990г.
15. Иашвили А.В. Активная и пассивная гибкость у спортсменов различных специальностей // Теория и практика физической культуры. — 1982. -№7.-С. 51-52.
16. Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость // Здоровье. — 1993. — №1. — С. 42-44.
17. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта. Ч.II, III, — Мн., 1997.
18. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: Теория и технология применения: Учебное пособие. — СПб., 1998.
19. Лысов П.К., Николаева Т.В., Мищенко М.В. Генеалогический анализ как фактор оптимизации системы спортивной ориентации отбора / Спортивная биология, медицина в повышении качества жизни: XXI век: Сб. науч. тр. — М.: Сов. спорт, 1999. — С. 183-187.
20. Малых С.Е. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательных функций: Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под общ. ред. И.В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика, 1988. — С. 157-179.
21. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
22. Методика тренировки в легкой атлетике: Уч. Пособие / Под ред. В.А.Соколова, Т.П.Юшкевича, Э.П.Позюбанова — Мн., 1994.
23. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена. — Киев, 1980.
24. Михайлов В.М. Валидность некоторых тестов качеств силы и гибкости гимнастов / Актуальные проблемы физического воспитания и спорта: Материалы конф. молодых учёных ГЦОЛИФКа. — М.: ГЦОЛИФК, 1975. — С. 108-110.
25. Озолин Н.Т. Настольная книга тренера. — М.: АСТ, 2002. — 863с.
26. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. культуры / Под ред. А.А. Гужаловского. — М.: Физкультура и спорт, 1986.-352с.
27. Пеганов Ю.А., Берзина Л.А. Позвоночник гибок — тело молодо. — М.: Советский спорт, 1991. — 80с.
28. Платонов В.Н., Булатов М.М. Гибкость спортсмена и методика её совершенствования. — Киев, 1992.
29. Сергиенко Л.П., Алексеева С.В. О генетических предпосылках к развитию гибкости // Теория и практика физической культуры. — 1978. — №6. — С. 5-12.
30. Сермеев Б.Спортсменам о воспитании гибкости. — М.: ФиС, 1970.
31. Сорокин Н.Н., Коджаспиров Ю.Г. Специальные упражнения для развития гибкости и укрепления мышц позвоночного столба для мальчиков 12 лет // Борьба: Ежегодник. — С. 28-29.
32. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. Под общей ред. Л.П.Матвеева и А.Д.Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. — М., ФиС, 1976, т.1
33. Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов. Под общей ред. Ю.Ф Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003.
34. Туманян Г.С., Харацидис С.К. Гибкость как физическое качество // Теория и практика физической культуры. — 1998. №2.- С. 48-50.
35. Туманян Г.С., Харацидис С.К. Совершенствование гибкости дзюдоистов и самбистов: многолетнее, в течение тренировочного дня и занятия // Теория и практика физической культуры. — 1998. — №4. — С. 59-60.
36. Физическая культура студента: Учебник для студентов вузов /Под ред.В.И.Ильинича. — М.: Гардарики, 1999.
37. Филин В.П., Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1972. — 172 с.
38. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Рис. 1. Примеры упражнений, выявляющих уровень развития гибкости и являющихся средствами ее совершенствования
Рис. 2. Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развития гибкости
Рекомендации для эффективной тренировки гибкости
· Перед началом выполнения упражнений на гибкость необходима аэробная разминка для разогревания организма и улучшения кровоснабжения мышц. Растяжка, обычно, входит в разминочную и заключительную части занятий аэробикой, стэпом и другими видами, но она обязательно проводится после разогревающих упражнений.
· Начинать растягивание рекомендуется пассивной и статической растяжкой, после чего переходить к динамической, активной или изометрической, а заканчивать в обратной последовательности.
· Обычно упражнения на растягивание включаются в заключительную часть аэробной тренировки. По продолжительности она составляет 10-20 минут и помимо улучшения гибкости, уменьшает напряжение в мышцах и избавляет от скопления молочной кислоты, а, следовательно, уменьшает болевые ощущения после нагрузки.
· Если вы занимаетесь силовыми упражнениями, вам также необходимо растягиваться, т.к. это снижает болезненность от скопления молочной кислоты в мышцах. При выполнении силовых упражнений в мышечных волокнах происходят микроскопические травмы, в течение 1-2 дней ткань заживает и наращивается. Следовательно, без растяжки, она будет заживать в укороченном виде.
· При построении своего занятия на развитие гибкости следует продумать порядок выполнения упражнений. Так как в выполнении основного упражнения, как правило, участвует не одна группа мышц, а несколько, то нужно, предварительно, постараться растянуть все их по отдельности. Мышцы, принимающие меньшее участие в выполнении основного упражнения, из-за своей неподготовленности будут мешать основным. Это также может привести к травме.
· Длительность выполнения упражнений на растяжку, как правило, колеблется от 10 секунд до 1 минуты (чаще всего, около 20 секунд, а для детей и подростков — меньше).
· Не забывайте о дыхании. Правильное дыхание помогает расслабить мышцу, увеличить приток крови и удалить молочную кислоту. Дыхание должно быть спокойным, увеличивать растягивание следует на выдохе. Дышите через рот и нос.
· Для выполнения некоторых упражнений вам может потребоваться помощь партнера. Эти упражнения могут быть очень эффективны, но помните — партнер не чувствует то, что чувствуете вы, и не может сразу отреагировать на ваше чувство дискомфорта. Поэтому, пусть вашим партнером будет человек, которому вы доверяете, и обязательно договоритесь с ним о сигнале, который вы сможете дать ему в случае необходимости прекратить растяжку.
· И, самое главное — помните, что как бы вам не хотелось побыстрее увеличить свою гибкость, во время выполнения упражнения болевых ощущений быть не должно. Научитесь отличать чувство натяжения мышц от болевых ощущений, ведущих к травме.
· Развитием своей гибкости вы можете заниматься самостоятельно, но значительно лучше будет, если, предварительно, квалифицированный инструктор обучит вас правильной технике выполнения упражнений и подберет подходящий комплекс.
Источник