Меню

Генетика здоровье человека конспект

Разработка урока «Генетика и здоровье»
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Разработка урока биологии в 10 классе по УМК Пасечника В.В., учебник Каменского А.А. Тема «Генетика человека». Урок «Генетика и здоровье»

Скачать:

Вложение Размер
Урок 99 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс биология

Тема «Генетика человека»

Урок 2. Генетика и здоровье

Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель урока: рассмотреть сложности изучения генетики человека и ее влияние на здоровье.

Образовательные задачи урока:

  1. Раскрыть причины наследственных болезней и их лечение.
  2. Обсудить этические проблемы генетики: генная инженерия; коррекция пола; пересадка органов; клонирование; уродства; генетика и криминалистика.
  1. Сформировать представление о необходимости бережного отношения к здоровью человека.
  2. Раскрыть возможности рождения здорового потомства.
  3. Продолжить формирование у учащихся понимания личной ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья следующих поколений.
  1. Продолжить развитие у учащихся умения подбирать материал, используя литературу и Интернет.
  2. Продолжить развитие умения работать в минигруппе, вносить свой вклад в ходе обсуждения.
  3. Продолжить развитие у учащихся навыков создания презентации и защиты своей работы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация урока.

  • личностные навыки : соблюдение правил работы в кабинете биологии, с мобильным классом; готовность и способность к образованию; сотрудничество со сверстниками и учителем; анализ и оценка наследования признаков у людей, у членов своей семьи (генеалогический метод); бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей; эмпатия (сочувствие).
  • предметные: владение генетическими понятиями, знание причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека; объяснение механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека при решении ситуативных генетических задач (разного типа).
  • метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к решению генетических задач в новой ситуации; умение использовать ИКТ (составлять презентацию в PowerPoint, редактировать текст в Word, составлять таблицу и строить диаграмму в Excel, осуществлять самоконтроль в My Test).
  • Познавательные УУД

Знаково-символические (работа с разными видами информации: текст, таблица, схема; составление схемы решения генетических задач); логические (определение типа наследования при решении генетических задач, анализ и оценка причин наследования признаков человека) и действия постановки и решения проблем, составление генеалогического древа семьи.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения имеющихся знаний о наследственности и изменчивости организмов и новых понятий по теме «Генетика человека».

Составление плана и последовательности действий (восприятие теоретической информации по теме «Генетика человека», решение генетических задач на наследование признаков у человека с использованием ИКТ, защита мини-проектов, рефлексия).

Выделение и осознание учащимися полученных знаний и умений с тем, что еще предстоит усвоить. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия при подготовке домашнего задания и последующей учебной деятельности.

Коллективное обсуждение проблем о псевдонауке евгенике, о необходимости знаний корней своей семьи. Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем (работа в группе). Совместное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами (фронтальная работа, мини-проекты) и условиями коммуникации.

Ресурсы: модель-аппликация «Наследование резус-фактора», компьютерная презентация, компьютер, проектор.

Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, информационно-коммуникационная технология, проектно-исследовательская деятельность.

Формы работы на уроке:

Фронтальная эвристическая беседа.

Исследовательская деятельность: работа с таблицей, самостоятельное оставление генетических задач по схеме, анализ родословной, работа с учебником.

Источник

Генетика и здоровье человека

Генетика человека – это раздел генетики, который включает в себя медицину и особенности человеческого тела. Данный раздел генетики изучает эволюцию людей и наследование. Этот вид науки рассматривает человека, как индивидуальное лицо, признаки которого, такие как характер, болезни, индивидуальные черты, физиология, передаются по наследству. Люди изучающие генетику человека, пытаются понять и отделить друг от друга такие понятия, как проявление генотипа и влияние окружающей среды.

Основной единицей передачи наследственной информации являются небольшие участки ДНК, которые называют гены. Гены отвечают за врожденные особенности и здоровье человека. Как правило, большая часть генов проявляет себя через поколение. Например ваши гены будут у ваших внуков, а у вас они проявились от бабушек и дедушек.

Было проведено одно интересное исследование. В результате него было выяснено, что более гениальные дети рождаются, когда матери примерно 26 — 29 лет, а отцу 35 — 40 лет. У таких детей проявляются врожденные таланты, такие как идеальных слух, острый ум и крепкая память. Но как правило, более здоровые дети рождаются и у более молодых родителей, когда матери менее 27 лет. Правда везде есть исключения, которые изменяются при жизни.

Гены отвечают за предрасположенность к чему либо, но за поведение отвечает сам человек. Поэтому необходимо своим воспитанием, корректировать поведение ребёнка. Его характер, обучаемость, физиология, здоровье попадают под влияние генетики.

Как правило мужчины больше подвержены наследственным генетическим признакам. Рост, вес, болезни, психология, ум или его отсутствие проявляются у мужчин ещё в детстве. Поэтом это немного меняется на протяжении жизни. Но из высокого, не сделаешь низкого и наоборот. Женщины меньше подвержены биологическим отклонениям, но так же попадают под влияние генов.

Здоровье и генетика человек

Генетика и здоровье человека тесно связанны друг с другом. На здоровье человека, гены оказывают большое влияние. Примерно 30 % зависит именно от генетики человека. Если ваши родители, бабушки и дедушки здоровы, то как правило и у вас будет крепкое здоровье. А оно передастся вашим детям. Но если у них есть какие то болезни, то и вы входите в группу риска. Поэтому, стоит сделать акцент по профилактике именно этих заболеваний. Провести предварительную диагностику, можно на сервисе онлайн диагноза.

В системе взаимоотношений человека с окружающей средой все более актуальной становится оценка здоровья населения. Состояние здоровья человека зависит от многочисленных факторов, среди них — природные условия, тип хозяйственной деятельности, образ жизни, уровень культуры и санитарно-гигиенических навыков, медицинское обслуживание, наличие природных предпосылок болезней, вредных веществ техногенного происхождения и др. Понятие «здоровье человека», предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1968 г., включает состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов человека. Такой подход учитывает, в какой мере окружающая человека среда способствует сохранению здоровья, предупреждению болезней, обеспечивает нормальные условия труда и быта, всестороннее гармоничное развитие. В связи с этим здоровье человека чаще всего называют критерием оценки, показателем качества жизни.

Примерно 20 % крепкого здоровья зависит именно от генетики человека. Если ваши родители, бабушки и дедушки здоровы, то как правило и у вас будет крепкое здоровье. А оно передастся вашим детям. Но если у них есть какие то болезни, то и вы входите в группу риска. Поэтому, стоит сделать акцент по профилактике именно этих заболеваний. Провести предварительную диагностику, можно на сервисе онлайн диагноза.

Так же на здоровье человека влияют:

Спасибо, что посетили наш сайт. Ещё больше интересной информации на нашем медицинском новостном портале «Моя медицина 24«.

Источник

Конспект урока по биологии 10 класс «Генетика и здоровье человека»

специалист в области арт-терапии

Генетика и здоровье человека

— объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, гены которых расположены в половых хромосомах;

— показать значение генетики для медицины.

Планируемые результаты обучения

— называть и характеризовать методы изучения наследственности человека;

— обосновывать значение биологической науки для выявления и профилактики наследственных заболеваний;

— применять знания о генеалогическом методе для составления родословной. Метапредметные

Студенты должны уметь:

— находить нужную информацию и структурировать ее, переводить из одной знаковой формы в другую (использовать генетическую символику);

— осуществлять смысловое чтение теста.

Студенты должны уметь:

— использовать речевые средства для изложения информации;

— аргументировать свою точку зрения в ходе поиска ответа на проблемные вопросы. Регулятивные.

Студенты должны уметь:

— ставить цель и добиваться ее выполнения (при выполнении самостоятельной работы); — организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития биологии, убежденности в познаваемости мира; осознание генетической уникальности каждого человека, а также ценности семьи в возможности диагностики и профилактики наследственных заболеваний.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, плакаты.

I. Актуализация и проверка знаний

1. Фронтальный опрос.

Какая изменчивость называется модификационной?

Как величина нормы реакции может влиять на приспособление к конкретным условиям обитания? В чем заключается биологическое значение модификационной изменчивости? Почему мутационную изменчивость относят к генотипической? В результате какого общебиологического процесса могут возникать новые комбинации генов? Какова биологическая роль мутационной изменчивости?

2. Фронтальная беседа. Какие хромосомы называют половыми? Какие болезни называют наследственными?

II. Изучение нового материала

1. Наследование признаков у человека. (Объяснение преподавателя с демонстрацией пособий, иллюстрирующих некоторые доминантные и рецессивные признаки человека.)

2. Наследственные болезни человека. (Рассказ преподавателя с элементами беседы.)

Причиной наследственных заболеваний человека могут быть генные, хромосомные и геномные мутации.

Генные болезни. Эти болезни возникают в результате мутации в одном гене, что приводит к изменению структуры или количества белка. Как правило, эти заболевания ведут к нарушению обмена веществ. В зависимости от расположения мутантного гена выделяют болезни аутосомного и сцепленного с полом наследования.

Рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся аутосомных болезней. Фенилкетонурия – рецессивное заболевание, которое возникает в результате мутации гена, расположенного в 12-й хромосоме, и приводит к накоплению в организме человека избытка аминокислоты – фенилаланина. При отсутствии строгой диеты, исключающей продукты, содержащие фенилаланин, у ребёнка может развиться умственная отсталость. К рецессивным болезням относится альбинизм – врождённое отсутствие пигментации кожи, волос и радужки глаз. Рецессивная мутация, приводящая к изменению структуры молекулы гемоглобина, вызывает серповидноклеточную анемию. В крови таких больных обнаруживаются эритроциты серповидной формы, не способные нормально переносить кислород (рис. 98). Если мутантный ген является доминантным и подавляет «нормальный» аллельный ген, то говорят об аутосомно-доминантном заболевании. Примером такой болезни является синдром Марфана.

Примером заболеваний, которые наследуются сцепленно с полом, может служить одна из форм гемофилии – нарушение свёртываемости крови.

Хромосомные болезни. К хромосомным относят болезни, обусловленные геномными мутациями или структурными изменениями отдельных хромосом. В настоящее время у человека известно более 700 подобных заболеваний.

Изменения числа хромосом, как правило, возникают в результате нерасхождения гомологичных хромосом в процессе образования половых клеток одного из родителей и вызывают серьёзные нарушения развития. Самой распространённой патологией такого рода является болезнь (синдром) Дауна. Лишняя 13-я хромосома приводит к развитию синдрома Патау, который характеризуется столь тяжёлыми отклонениями в развитии, что 95 % больных детей умирает в первый год жизни. Дополнительная Х-хромосома у мужчин (XXY) вызывает развитие синдрома Клайнфельтера, который выражается в бесплодии, женском типе скелета (широкий таз, узкие плечи), нарушении умственного развития. Отсутствие одной Х-хромосомы у женщин (Х0) приводит к развитию синдрома Шерешевского – Тернера. Женщины, имеющие такой хромосомный набор, бесплодны, имеют широкую грудную клетку, короткую шею и рост в среднем не более 150 см. Интересно, что женщины с лишней Х-хромосомой (XXХ) не имеют практически никаких физических отличий от здоровых женщин, однако у них чаще наблюдаются отклонения в поведении и трудности в обучении.

Самой известной хромосомной мутацией у человека является утрата фрагмента 5-й хромосомы, которая приводит к развитию синдрома «кошачьего крика». Признаком его служит необычный плач, напоминающий мяуканье кошки, что связано с нарушением строения гортани и голосовых связок. Кроме того, у таких детей наблюдается умственное и физическое недоразвитие.

Профилактика наследственных заболеваний. В настоящее время профилактика, диагностика и лечение наследственных заболеваний приобретают очень большое значение. Наиболее эффективным методом профилактики является здоровый образ жизнибудущих родителей.

Значительно снизить вероятность возникновения наследственных заболеваний позволяет медико-генетическое консультирование. Главная задача такого консультирования заключается в прогнозировании появления детей с той или иной наследственной аномалией. Поводом для консультирования могут стать близкородственные браки, работа супругов на вредном предприятии или наличие родственников, имеющих наследственные заболевания. При наличии в семье наследственных заболеваний врач-консультант составляет подробную родословную, на основании которой часто можно определить тип наследования данного заболевания и рассчитать вероятность рождения больного ребёнка.

Если в консультацию обращается супружеская пара, у которой уже родился ребёнок с наследственной патологией, работа начинается с постановки точного диагноза, после чего определяют величину риска рождения второго больного ребёнка. Современные методы позволяют исследовать генотипы родителей с целью обнаружения конкретной мутации.

Эффективность консультирования значительно возрастает благодаря использованию современных методов дородовой (пренатальной) диагностики. Ультразвуковое обследование плода, взятие крови из пуповины и анализ околоплодной жидкости, в которой всегда есть клетки эмбриона и продукты его метаболизма, позволяют на ранних этапах беременности обнаружить наследственные заболевания (рис. 100). Если диагностируется болезнь, способы лечения которой на сегодняшний день не разработаны, родители могут принять решение о прерывании беременности.

Рис. 1. Схема анализа околоплодной жидкости

В настоящее время риск рождения детей с наследственными заболеваниями может быть значительно снижен с помощью генетического консультирования и пренатальной диагностики. Применение лекарственных препаратов, корректирующих нарушенную функцию, или соблюдение определённой диеты, как в случае фенилкетонурии, позволяют компенсировать проявление многих мутаций. Последние достижения генной терапии по введению в клетки больного нормальной копии повреждённого гена позволяют надеяться, что проблема лечения многих наследственных заболеваний в будущем будет решена.

III. Закрепление знаний Решение задач на наследование признаков у человека (в том числе на сцепленное с полом). (Самостоятельная работа с учебником.)

IV. Домашнее задание Изучить § 45 («Наследование признаков, сцепленных с полом»), 50 и 51. Самостоятельно выполнить практическую работу «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». Результаты оформить в виде письменного реферата или компьютерной презентации.

Источник

Читайте также:  Как демобилизоваться по состоянию здоровья
Adblock
detector