Меню

Генетика или проблемы здоровья человека

Генетика и проблемы здоровья человека

Разделы: Биология

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная и групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый, взаимное обучение через сверстников (проектная деятельность)

Цель урока: содействовать формированию навыков проектной деятельности в раскрытии методов изучения генетики человека у учащихся.

Задачи:

  • Образовательные: показать специфику изучения генетики человека как существа социального; раскрыть основные методы изучения генетики человека, не затрагивающие здоровья и естественных прав человека.
  • Воспитательные: раскрыть значение науки, могущество и силу человеческого познания; продолжить профессиональную ориентацию учащихся.
  • Развивающие: развивать основные коммуникативные умения, навыки поиска информации в различных источниках; проверить умение учащихся делать теоретические обобщения на основе анализа характеристики методов исследования генетики человека.
  • Оборудование: проектор для показа презентаций, таблицы, дидактический материал на каждую парту, на доске плакат:

    Опорные точки урока

    1 этап: Организационная часть. Слово учителя

    Эпиграф урока:
    Детство мое постой,
    Погоди, не спеши.
    Дай мне ответ простой,
    Что там впереди?

    А впереди окончание школы, выбор профессии, учеба, создание семьи. В кабинет врача вошли двое. Он и Она. В нерешительности остановились на пороге. На вопрос о цели визита молодые люди начали рассказывать. Знакомы они со школьной скамьи и любят друг друга, хотят пожениться. Молодые люди считают себя здоровыми. Но у родственников молодого человека ребенок плохо ходит, отстает в умственном и физическом развитии. И их волнует вопрос: «Если они вступят в брак, не родится ли у них такой ребенок?»

    Серьезность проблемы очевидна, поскольку вся ответственность за здоровье будущего ребенка зависит от родителей, а желание видеть его здоровым естественно и понятно.

    Человек — часть природы, высшая ступень в развитии органического мира, поэтому нельзя отрицать роль биологических факторов в жизни человека. Можно изменить идеи человека, но нельзя его лишить свойств, выработанных в процессе эволюции. Следовательно, законы генетики, которые являются общебиологическими, относятся к человеку.

    Сейчас успешно развивается генетика человека. Каждый человеческий генотип своеобразен и неповторим. По программе «Геном человека» расшифрованы все гены человека. Но человек — существо социальное, живет в обществе, и к человеку не применимы методы экспериментальной генетики. Нельзя, например, заставить людей вступить в брак с целью изучения какого-нибудь признака. Генетика человека имеет свою специфику и ее изучение представляет собой известные трудности: человек размножается медленно, каждая супружеская пара имеет небольшое число детей, генотипы людей преимущественно гетерозиготны.

    Наука располагает особыми методами изучения генетики человека, которые не нарушают здоровья и естественных прав человека.

    Для знакомства с этими методами были созданы творческие группы, которым было дано задание: используя различные источники информации, создать мини-проект, в котором на конкретных примерах раскрыть сущность одного из методов генетики человека. Для этого были розданы инструкции для работы в группах

    Цель работы: формирование навыка работы

    — с новой информацией, используя различные источники;

    — работы в группе;

    Задание: 1) найти информацию по соответствующему вопросу (понятия, доказательства, примеры);

    2) сформулировать тезисы, раскрывающие суть вопроса;

    3) создание мини — проекта, который оформляется в виде презентации и сопровождается защитой.

    Этапы работы: 1) Распределение обязанностей внутри группы

    2) Поиск информации

    3) Подготовка к защите

    4) Защита проекта Распределение обязанностей внутри группы

    Координатор корректирует работу группы, следит за выполнением обязанностей всех ее участников

    Секретарь — записывает все версии, мнения, предложения, тезисы

    Лаборант-программист отвечает за техническое обеспечение работы группы, поиск информации, оформление результатов в виде презентации

    Спикер — защищает проект

    2 этап: Презентация учащимися материала по обоснованию проблемы, поставленной учителем.

    Задание для учащихся: по ходу урока кратко заполнить таблицу и тетради сдать в конце урока. Выполняя работу, помните Козьму Пруткова «Зри в корень»

    Название метода Сущность метода Примеры
    1.Генеалогический
    2.Близнецовый
    3.Цитогенетический
    4.Биохимический

    Защита мини — проектов.

    Генеалогический метод — это метод составления родословных с последующим их анализом.

    А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 1)

    Б) Закрепление (решение задачи —Приложение 2 стр.- 1)

    В) Выводы: в настоящее время врачи, которые проводят медико-генетические консультации, считают, что всем родителям, желающим избежать наследственных болезней у детей, следует изучать свою родословную и анализировать ее.

    2. Близнецовый метод — это метод, при помощи которого выясняют значение влияния наследственных факторов и факторов среды на формирование нормальных и патологических признаков человека.

    Б) Закрепление (решение задачи — Приложение 2 стр.1)

    В) Выводы: проанализировав данные таблицы, следует сказать, что на формирование признаков организма влияют наследственные факторы и факторы окружающей среды. Образование, условия жизни, увлечения, работа — все это накладывает на человека отпечаток. В течение жизни одни способности развиваются, другие затухают, не найдя нужных условий.

    3. Цитогенетический метод — это метод, при помощи которого изучают структуру количество хромосом.

    А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 3)

    Б) Закрепление (решение задачи — Приложение 2 стр.- 2)

    В) Выводы: известно около 100 аномалий, связанных с нарушением формы и числа хромосом.

    4. Биохимический метод — это метод, который позволяет обнаружить в биохимических параметрах изменения, связанные с изменением генотипа.

    А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 3)

    В) Выводы: определитесь, по какой специальности вы хотели бы учиться в Ульяновском фармацевтическом колледже. В этом вам поможет «Справочник для абитуриентов УФК»

    Вопрос учащихся: А лечат ли врачи наследственные болезни или человек навсегда обречен?

    Ответ учителя: Да, лечат.

    При заболевании обмена веществ (фенилкетонурия) назначают специальную диету.

    При сахарном диабете проводят заместительную терапию (введение в организм недостающих веществ).

    Медикаментозная терапия — больным создают условия, не влияющие на психику.

    Дородовая диагностика — диспансеризация беременных женщин.

    Хирургия — операционное вмешательство (заячья губа, дефекты зрения, гемофилия)

    Вернемся к молодым людям, беспокойство которых за свое потомство привело в медико-генетическую консультацию. После генетического обследования, которое включало: уточнение диагноза, по поводу которого консультируется семья; расчет риска рождения больного ребенка; объяснение прогноза результаты показали, что заболевание ребенка не носит наследственного характера. Молодые люди, узнав об этом, успокоились, и их жизнь вернулась в обычное русло.

    3 этап: Заключительная часть.

    Мы все сегодня убедились в ваших познаниях, в успехах генетики и медицины. Хочется сказать самые добрые и теплые слова в адрес ученых и врачей — людей самой гуманной и удивительной профессии.

    Организация работы по завершению заполнения таблицы «Методы генетики человека» и решения задач из Приложения 2 «Дидактические материалы».

    Заполнение бланка «Самооценка»

    Я принимал (а) участие :

    1. В подготовке презентации________________ балл

    2. В работе с дидактическим материалом______балл

    3 В заполнении таблицы___________________ балл

    4. В обсуждении проблем урока_____________ балл

    5. Моя оценка урока_______________________балл

    Источник

    Генетика и здоровье человека

    Генетика человека – это раздел генетики, который включает в себя медицину и особенности человеческого тела. Данный раздел генетики изучает эволюцию людей и наследование. Этот вид науки рассматривает человека, как индивидуальное лицо, признаки которого, такие как характер, болезни, индивидуальные черты, физиология, передаются по наследству. Люди изучающие генетику человека, пытаются понять и отделить друг от друга такие понятия, как проявление генотипа и влияние окружающей среды.

    Основной единицей передачи наследственной информации являются небольшие участки ДНК, которые называют гены. Гены отвечают за врожденные особенности и здоровье человека. Как правило, большая часть генов проявляет себя через поколение. Например ваши гены будут у ваших внуков, а у вас они проявились от бабушек и дедушек.

    Было проведено одно интересное исследование. В результате него было выяснено, что более гениальные дети рождаются, когда матери примерно 26 — 29 лет, а отцу 35 — 40 лет. У таких детей проявляются врожденные таланты, такие как идеальных слух, острый ум и крепкая память. Но как правило, более здоровые дети рождаются и у более молодых родителей, когда матери менее 27 лет. Правда везде есть исключения, которые изменяются при жизни.

    Гены отвечают за предрасположенность к чему либо, но за поведение отвечает сам человек. Поэтому необходимо своим воспитанием, корректировать поведение ребёнка. Его характер, обучаемость, физиология, здоровье попадают под влияние генетики.

    Как правило мужчины больше подвержены наследственным генетическим признакам. Рост, вес, болезни, психология, ум или его отсутствие проявляются у мужчин ещё в детстве. Поэтом это немного меняется на протяжении жизни. Но из высокого, не сделаешь низкого и наоборот. Женщины меньше подвержены биологическим отклонениям, но так же попадают под влияние генов.

    Здоровье и генетика человек

    Генетика и здоровье человека тесно связанны друг с другом. На здоровье человека, гены оказывают большое влияние. Примерно 30 % зависит именно от генетики человека. Если ваши родители, бабушки и дедушки здоровы, то как правило и у вас будет крепкое здоровье. А оно передастся вашим детям. Но если у них есть какие то болезни, то и вы входите в группу риска. Поэтому, стоит сделать акцент по профилактике именно этих заболеваний. Провести предварительную диагностику, можно на сервисе онлайн диагноза.

    В системе взаимоотношений человека с окружающей средой все более актуальной становится оценка здоровья населения. Состояние здоровья человека зависит от многочисленных факторов, среди них — природные условия, тип хозяйственной деятельности, образ жизни, уровень культуры и санитарно-гигиенических навыков, медицинское обслуживание, наличие природных предпосылок болезней, вредных веществ техногенного происхождения и др. Понятие «здоровье человека», предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1968 г., включает состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов человека. Такой подход учитывает, в какой мере окружающая человека среда способствует сохранению здоровья, предупреждению болезней, обеспечивает нормальные условия труда и быта, всестороннее гармоничное развитие. В связи с этим здоровье человека чаще всего называют критерием оценки, показателем качества жизни.

    Примерно 20 % крепкого здоровья зависит именно от генетики человека. Если ваши родители, бабушки и дедушки здоровы, то как правило и у вас будет крепкое здоровье. А оно передастся вашим детям. Но если у них есть какие то болезни, то и вы входите в группу риска. Поэтому, стоит сделать акцент по профилактике именно этих заболеваний. Провести предварительную диагностику, можно на сервисе онлайн диагноза.

    Так же на здоровье человека влияют:

    Спасибо, что посетили наш сайт. Ещё больше интересной информации на нашем медицинском новостном портале «Моя медицина 24«.

    Источник

    Как наследственность влияет на здоровье?

    Как наследственность влияет на здоровье?

    Часто в поведении и характере детей прослеживается схожесть с родителями или другими близкими родственниками. Это называют наследственностью, которая влияет не только на психическое, но и физическое развитие. Именно наследственности уделяют особое внимание. К примеру, многие беременные женщины переживают, как генетика повлияет на ребенка. Специалисты, работающие в области генетики, отмечают все более значимую роль наследственных факторов в развитии патологии. Во многом это объясняется расширением и качественным улучшением диагностической базы генетики.

    Гены передаются от родителей, которым они достались от их родителей и т.д. То есть, ребенок получает такой набор генов, в котором заложена вся информация предыдущих поколений. Объем передаваемой наследственной информации от одного поколения к другому составляет десятки тысяч генов. Именно они определяют цвет кожи, волос, глаз. Однако наследственность касается и некоторых заболеваний.

    «Наследственными» болезнями считаются сахарный диабет, гемофилия, эндокринные расстройства, также по наследству могут передаваться сердечно-сосудистые заболевания. Винить гены можно и в некоторых психических проблемах. Зачастую человек с нервными расстройствами имеет среди родственников тех, кто столкнулся с такой же проблемой.

    Современное общество часто грешит на гены. К примеру, многие считают, если в роду была какая-либо тяжелая болезнь, то у ребенка в 90% случаев она тоже будет. Такую вероятность можно выявить с помощью специальных исследований. Современным родителям важно знать, что их ребенок родится здоровым, поэтому в клиниках и медицинских центрах проводят специальные тесты на выявление генетических патологий.

    При этом генетики говорят, что такие «поврежденные» гены могут не проявляться на протяжении всей жизни,особенно, если человек ведет здоровый образ жизни, правильно питается и тщательно следит за своим здоровьем. Однако при неблагоприятных условиях такие гены могут активироваться и тогда вероятность проявления болезни значительно увеличивается.

    Стоит отметить, что даже у людей с отличной наследственностью и крепким здоровьем, оно может ухудшиться. Ведь на здоровье влияют не только гены, но и наш образ жизни. В любом случае, многое зависит только от вас. Не пренебрегайте своим здоровьем и здоровьем своих близких, ведь оно не имеет цены. Каждому человеку дана возможность укрепить и поддержать свое здоровье, сохранить активность, бодрость тела и духа до старости. Важно этим грамотно воспользоваться, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь.

    Источник

    Читайте также:  Сколько можно съесть чеснока за раз без вреда для здоровья
    Adblock
    detector