Меню

Генетический показатель индивидуального здоровья это

Индивидуальное здоровье

Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д.

В практической медицине для оценки индивидуального здоровья используют понятие нормы. Норма – есть биологический оптимум живой системы. Нормальная система – это всегда оптимально функционирующая система. Нормально для человека то, что является для него оптимальным.

Уровень здоровья индивида не должен сравниваться с уровнем здоровья других людей, а рассматриваться в динамике относительно исходных обследования. Для оценки индивидуального здоровья существует большое количество инструментальных и лабораторных методов. Так, для оценки с.с.с. применяются анализ ЭКГ, УЗИ, пробы с физической нагрузкой. Система дыхания оценивается с помощью дыхательной аппаратуры. Обмен веществ оценивается биохимическими методами. Система крови – приборами для анализа состава крови. Для оценки слуха и зрения используются аудиография и Snellen-карты. Для оценки психического и социального здоровья используются анкеты-опросники.

Показатели индивидуального здоровья

Показатели
Генетические Генотип, отсутствие наследственных дефектов.
Биохимические Показатели биологических жидкостей и тканей.
Метаболические Уровень обмена веществ в покое и после нагрузки.
Морфологические Уровень физического развития, тип конституции.
Функциональные Функциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности; г) функциональный тип.
Психологические Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы: доминантность полушария, тип темперамента, тип доминирующего инстинкта.
Социально-духовные Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и реализации потребностей, степень признания и т.п.
Клинические Отсутствие признаков болезни.

Самонаблюдение человека за определенными показателями своего организма в процессе жизнедеятельности называется самоконтролем. Эти показатели включают в себя:

1) субъективные данные – настроение, работоспособность, сон, аппетит;

2) объективные данные – рост, масса тела, частота сердечных сокращений и дыхания, некоторые другие величины.

Самоконтроль следует вести регулярно.

Субъективные показатели здоровья – относятся к самооценке человеком своего текущего состояния здоровья. К субъективным показателям относится все то, что определяется как жизненный тонус: самочувствие, сон, аппетит, бодрость, отсутствие или наличие болезненных ощущений, степень желания заниматься повседневной деятельностью и физической культурой, отношение к окружающему, желание работать, усталость и т.д. Субъективные показатели не всегда соответствуют объективному состоянию здоровья человека, т.к. во многом определяются его индивидуальными психофизиологическими качествами и складывающимися в настоящее время жизненными установками и обстоятельствами. Поэтому человек иногда может чувствовать себя хорошо при уже начинающихся болезненных изменениях.

1. Самочувствие, настроение человека – это своеобразный барометр состояния центральной нервной системы и многих функций внутренних органов. Обычное нормальное самочувствие человека – это ощущение бодрости, жизнерадостности, желание работать, учиться, высокая работоспособность.

2. Ночной сон – во время него человек отдыхает, восстанавливаются функции организма, прежде всего центральной нервной системы. Нормальным считается сон длительностью 7-8 часов. Многие отклонения в состоянии здоровья, еще не проявляющиеся другими симптомами, сразу же сказываются на сне. Плохой сон характеризуется длительным периодом засыпания или ранним пробуждением среди ночи.

3. Аппетит – здоровый человек на него не жалуется, потому что при хорошем функционировании всех органов и систем, при адекватных физических нагрузках обмен веществ происходит более активно. Наоборот, чаще даже приходится прибегать к разумному ограничению аппетита. Но аппетит не устойчив, он зависит от качества пищи, легко нарушается при перенапряжении, недомогании, болезнях.

4. Наличие болезненных ощущений – это сигналы предболезни или болезни (головокружение, головные боли, слабость, одышка, боли в мышцах и другие признаки).

Объективные показатели здоровья – выражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоянием и с нормативными характеристиками. К объективным показателям относят рост, массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти, частоту и ритмичность пульса и дыхания, температуру тела, окраску кожи, характер потоотделения, устойчивость внимания, координацию движений и т.д.

Важным дополнением к объективной самооценке показателей здоровья является реакция и режим восстановления отмеченных показателей. Для этого чаще всего используется частота сердечных сокращений на дозированную физическую нагрузку (например, 20 приседаний за 30 секунд или переход из положения лежа на спине в положение стоя).

1. Длина тела (рост) – важный показатель физического развития человека. Измерение длины тела имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения. У мужчин рост продолжается до 25 лет, у женщин до 21-22 лет.

2. Масса тела – может изменяться в течение дня, поэтому желательно определять ее в одно и то же время. При анализе этого показателя имеет значение его соответствие «идеальному весу». Существует несколько способов расчета «идеального веса». Самый распространенный – вычитание из показателей длины тела (в см) условных величин: – при росте меньше 165 см вычитается цифра 100;

– при росте 165-175 см вычитается цифра 105;

– при росте свыше 175 см вычитается цифра 110.

В результате получается «идеальный вес» в килограммах. Превышение идеального веса на 10% говорит об избыточной массе тела, что является фактором риска для развития многих заболеваний. Если вес на 10% и более ниже идеального, говорят о пониженном питании.

3. Функциональные показатели деятельности сердечной и дыхательной систем – измеряются параметры и характеристики деятельности двух основных систем организма в состоянии покоя и после выполнения какой-либо нагрузки:

а) Пульс – важный показатель, отражающий деятельность сердечно-сосудистой системы. Частота пульса у здорового, но не тренированного мужчины равна 70-75 ударам в минуту, у женщин – 57-80 ударам.

У тренированных людей частота пульса в покое реже и составляет 50 ударов в минуту. Во время физической нагрузки частота пульса увеличивается.

б) Проба с 20 приседаниями – является стандартизованной нагрузкой, проста и показательна для определения степени тренированности.

Перед ее выполнением подсчитывается частота пульса в покое. Производятся 20 приседаний за 30 секунд. Определяется частота пульса сразу после нагрузки, через одну, две и три минуты после приседаний. Оценивают пробу по проценту учащения пульса по отношению к исходному и по длительности восстановления частоты пульса до исходной величины.

При учащении пульса на 25% состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее; на 50-75% – удовлетворительное; более чем на 75% – неудовлетворительное.

Читайте также:  С днем рождения желаю тебе счастья любви здоровья вам

Восстановление частоты пульса до исходной величины происходит в норме за 1-3 минуты.

в) Проба с задержкой дыхания – сначала подсчитывается число вдохов за 30 сек. и умножается на 2. В норме в состоянии покоя частота дыхания у взрослого человека от 9 до 12-16 вдохов в одну минуту.

Необходимо глубоко вдохнуть, задержать дыхание и заметить время в секундах максимально возможной задержки дыхания. После небольшого отдыха провести то же самое, сделав выдох. Результаты пробы оцениваются по трехбалльной шкале: на вдохе: 39 сек. – неудовлетворительно, 40-49 сек. – удовлетворительно, свыше 50 сек. – хорошо; на выдохе: 34 сек. – неудовлетворительно, 35-39 сек. — удовлетворительно, свыше 40 сек. – хорошо.

После оценки индивидуального здоровья взрослое население распределяется по группам здоровья:

1-я группаздоровые – это лица, которые не имеют жалоб, хронических заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений;

2-я группапрактически здоровые – лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, функциональные изменения в органах и системах, не влияющие на их жизнедеятельность и трудоспособность;

3-я группабольные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации и декомпенсации.

Источник

Показатели индивидуального здоровья

Генотип, отсутствие признаков дизэмбриогенеза, наследственных дефектов

Показатели биологических жидкостей и тканей

Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок

Уровень физического развития, тип конституции (соматотип)

Функциональное состояние органов и систем: а) норма покоя;

б) норма реакции;

в) резервные возможности;

г) функциональный тип реагирования

Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы.

Тип высшей нервной деятельности

Тип доминирующего инстинкта

Социальная востребованность, система ценностей и способов их удовлетворения, целевые установки, нравственность, отношение к себе и окружающим, т. д.

Для оценки здоровья можно использовать модель Г.Л. Апанасенко (1988) (см. рис. 5), в которой уровень здоровья определяется величиной резервных возможностей организма: чем выше резервные возможности организма, тем выше уровень здоровья.

Рис. 5. Взаимосвязь уровней здоровья и резервных возможностей организма

Функция здоровья заключается в обеспечении и поддержании определенного уровня жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активности) человека в каждый период жизни и создании запаса для старости, когда меняется характер метаболических процессов в организме, снижается адаптивность и совершенство механизмов регуляции. Кроме того, при определении сущности индивидуального здоровья нельзя не учитывать субъективные ощущения человека при том или ином состоянии. При характеристике здоровья обычно обращают внимание на его социальные аспекты (работоспособность, социальную активность), личностным же ощущениям (гуманистический аспект) не уделяется должного внимания.

К. Бернара показал, что постоянство внутренней среды – необходимое условие свободной жизни организма. Именно поэтому можно констатировать, что биологической основой (субстратом) здоровья является способность организма поддерживать стабильность внутренней среды. В зависимости от степени этой стабильности человек по-разному реализует свои биологические и социальные функции. Поскольку степень стабильности параметров гомеостаза (консервативной части системы) изменяется в определенном диапазоне на протяжении жизни и в каждый конкретный период времени под влиянием факторов внешней среды, степень комфортности самочувствия также меняется, вплоть до дискомфорта.

Устойчивость гомеостаза обеспечивается на основе таких фундаментальных биологических качеств, как адаптация и саморегуляция. Адаптация как универсальное фундаментальное свойство живых организмов, которое вместе с саморегуляцией поддерживает постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических систем, осуществляет связь с внешней средой. Способность к адаптации – одно из свойств и условий развития здоровья человека. Все они связаны между собой, соподчинены и могут быть выражены количественно. Выделяют пять качеств уровня здоровья:

1) уровень и гармоничность физического развития;

2) резервные возможности основных физиологических систем;

3) уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;

4) наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития;

5) уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье.

Таким образом, обобщив приведенные определения здоровья, можно согласиться с Э.Н. Вайнером (1998), что под здоровьем следует понимать такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека. С этих позиций здоровье следует рассматривать как понятие динамическое, по крайней мере, в трех аспектах – индивидуальном, возрастном и историческом.

Возрастной аспект здоровья определяется тем обстоятельством, что для каждого этапа развития человека характерны свои специфические особенности отношений с внешней (физическая адаптация) и социальной (социальная адаптация) средами. Это обусловлено особенностями развертывания самой генетической программы человека во времени и характером требований, предъявляемых социумом человеку в каждом возрастном периоде его развития. То есть речь идет о том, что для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственной этому возрасту морфофункциональной организацией.

В определении же здоровья в историческом аспекте следует учитывать, что становление человеческой цивилизации, развитие производства и производственных отношений, культуры, религии и т. д. ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, в которой живет человек. Это касается как условий окружающей природы, в которых живет человек, так и его места и роли в социуме.

Индивидуальный аспект здоровья тесно связан с количественным подходом к его оценке и понятием нормы, которую можно рассматривать как эволюционно сложившийся оптимальный диапазон колебаний показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние организма, его органов и систем, в рамках которого сохраняется данное качество.

Источник

Генетический показатель индивидуального здоровья это

Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков.

По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, Нью – Йорк, 22 июля 1946год), «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
По существу – это идеал, к которому мы должны стремиться. В последние годы в мировой научной литературе широко обсуждается новая концепция здоровья. По новой концепции здоровья – это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) организма и условиями среды, постоянно меняющимися.

Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым: «здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни»

Читайте также:  Дистанционное обучение вред для здоровья

Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно влияет на психосоматический уровень здоровья. Поэтому здоровье является гармоничным единством биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.

Если состояние всех факторов, определяющих здоровье, принять за 100%, то по доли их влияния на наше здоровье они распределяются в следующих соотношениях:

1. генетический фактор – 20% (физическое здоровье – 10%, психическое здоровье –10%);

  1. экологический фактор – 20% (экзоэкология – 10%, эндоэкология – 10%);
  2. образ жизни – 50% (материальные условия труда и быта – 20%, поведение, режим жизни, привычки – 30%);
  3. медицинский фактор – 10%.

Цифры естественно среднестатистические, лишь ориентирующие врача общей практики.

Наследственность, экология, образ жизни и здравоохранение – главные факторы, определяющие продолжительность нашей жизни.

Генетический фактор предопределяет здоровье до рождения человека, он очень нежный и легко раним, особенно на начальном этапе формирования организма (первый триместр беременности), когда происходит закладка органов и систем. Повреждающими факторами могут стать острые респираторные инфекции, интоксикации табачным дымом или алкоголем, неполноценное питание, прием лекарственных препаратов, ионизирующее излучение и многое другое. Влияние наследственных факторов может стать причиной генетических аномалий.

Экологический фактор в период внутриутробного развития подразделяется на две составляющие, внутреннюю – организм матери и внешнюю – окружающяя среда. Здоровье плода и новорожденного зависит в первую очередь от здоровья матери и отца, а во-вторых от условий жизни в которых он был зачат, растет и развивается. Загрязненная среда обитания, воздействие электромагнитных полей, снижение физических и увеличение психических нагрузок, не соблюдение режимных моментов сна и бодрствования оказывают существенное негативное воздействие на здоровье человека.

Медицинский фактор складывается из профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Первичная профилактика самая результативная и заключается в выборе принципов здорового образа жизни каждым человеком и реализации их на протяжении всего жизненного цикла.

Образ жизни является самым важным, определяющим здоровье человека. Согласно определению Ю. П.Лисицына

«Здоровый образ жизни – активная деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья»

Из данного определения следует:

1. Человек сам ответственен за свое физическое, психическое и социальное благополучие.

2. Человек должен обладать определенными знаниями по сохранению и укреплению своего здоровья.

Важным элементом образа жизни в современных условиях является осознанное отношение человека к здоровью, как к наивысшей ценности, что определяется в свою очередь уровнем культуры. Культура здоровья формируется в процессе воспитания и образования и выражает отношение к самому себе, к обществу, природе. Основными компонентами здорового образа жизни по Лисицыну Ю.П., о чем более подробно будет изложено в следующих главах, являются:

  1. Активная жизненная позиция.
  2. Позитивное психоэмоциональное отношение в коллективе и семье.
  3. Отказ от психоактивных веществ.
  4. Сбалансированное здоровое питание.
  5. Двигательная активность.
  6. Правильное сексуальное поведение.
  7. Личная гигиена.
  8. Медицинская активность.

Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье. Переход организма человека из состояния здоровья в промежуточное состояние, а затем в болезнь чаще всего происходит под влиянием факторов риска. Факторы риска заболеваний это фак­торы, отрицательно влияющие на здоровье. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологичес­кие изменения в организме. В настоящее время различают около 200 факторов риска, приводящих к развитию хронических неинфекционных заболеваний, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физи­ческие, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Всемирная организация здравоохранения выделяет 7 ключевых факторов развития предотвратимых заболеваний: артериальная гипертония, курение, злоупотребление алкоголем, гиперхолестеринемия, избыточная масса тела, недостаточная физическая активность, нерациональное питание .

Теоретически, перечисленные факторы, являются изменяемыми, модифицируемыми, а на практике население России является популяцией высокого риска!

Ученые считают, что те смерти, которые обусловлены образом жизни, поведенческими факторами риска, на 50-70% могут быть предупреждены. Поэтому очень важно вовремя выявлять факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, проводить их коррекцию, а также предупредить прогрессирование заболеваний уже имеющихся и развитие осложнений.

Снижение заболеваемости и смертности в России, происходит не только за счет современной диагностики и лечения больных, но в большей степени за счет проведения профилактических мероприятий! Давно известно, что только лечебные мероприятия не могут изменить ситуацию.

Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья. Показатели популяционного здоровья.

В связи с функциональным подходом к здоровью человека возникает вопрос об оценке его состояния. Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенераци При оценке состояния здоровье в повседневной жизни, специалисты, пользуется субъективными и объективными критериями. Субъективные критерии – настроение, сон, аппетит, наличие или отсутствие боли – недостаточно информативны, так как некоторые изменения в организме человека могут не сопровождаться какими – либо ощущениями. С другой стороны, возможны явления, расцениваемые инвалидом как болезненные при фактическом отсутствии патологии, что характерно, например для психоэмоциональных расстройств.

Оценка состояния здоровья человека связана с понятием нормы. Норма — это система показате­лей состояния организма человека: его строения, структуры, функ­ций, которые находясь в заданных пределах, отражают само­чувствие человека как хорошее. Когда мы заболеваем, то обычно говорим, что плохо себя чувствуем.

Объективным отражением нашего состояния являются показатели внутренней среды в каче­ственном или количественном выражении. Так, например, темпе­ратура тела у человека в норме составляет 36,6 °С, частота сердечных сокращений (пульс) у человека в норме составляет 70-72 удара в 1 минуту,

АД–140/90 мм рт. ст. и т.д.
Различают возрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится с измерениями в различных возрастных группах и вычислением среднего значения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы. Индивидуальная норма определяет учет половых, конституциональных признаков, профессии, места жительства, образа жизни и др. Трудность интерпретации объективных показателей состояния человека заключается в том, что нередко они не выходят за преде­лы нормы, но человек утверждает, что он болен. Или, напротив, все показатели свидетельствуют о заболевании, однако человек уверяет, что он совершенно здоров. Состояние человека опреде­ляется не только объективными данными, но и эмоциональным или чувственным восприятием самого себя. Из этого можно сде­лать вывод о том, что понятие нормы как отражение внутренней среды организма не абсолютное, а относительное. То, что для од­ного человека является отклонением от нормы, есть проявление болезни, для другого — проявление всего лишь одного из вариан­тов нормы. И в этом заключается одна из множества методических трудностей в постановке диагноза заболевания.

Читайте также:  Живица от сибирского здоровья

В настоящее время различают здоровье населения (популяционное здоровье) и здоровье индивида (индивидуальное здоровье), групповое здоровье.

Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсут­ствию заболеваний, физическому состоянию и т. д. Групповое здо­ровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, про­фессиональных и т.д. Популяционное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состо­ит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состо­яние общества, которое обеспечивает условия для активного про­дуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психи­ческими заболеваниями, т.е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богат­ство общества» (Ю.П.Лисицин). Экс­перты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали такие показатели об­щественного здоровья: % ВВП, идущий на здравоохра­нение; доступность первичной медико-санитарной по­мощи; обеспеченность населения безопасным водо­снабжением; % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней; состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела ( 2,5 кг ); уровень детской смертности и средней про­должительности жизни; уровень грамотности взросло­го населения; доля ВВП на душу населения.

  1. В международной практике для описания общест­венного здоровья используют: комплекс демографических показателей: рождае­мость, смертность (общую, детскую, перинаталь­ную, младенческую, повозрастную), среднюю про­должительность предстоящей жизни;
  2. Показатели заболеваемости (общей, по отдельным возрастным группам, для инфекционных, хрониче­ских неспецифических заболеваний, отдельных ви­дов заболеваний, заболеваемости с временной ут­ратой трудоспособности и т. д.); показатели инвалидности (общей, детской, повозрастной, по причинам);
  3. Уровень физического развития.

Для оценки состояния здоровья населения используют три группы показателей:
I. Медицинские — медико-демо­графические, заболеваемости и распространения болезней (бо­лезненность), инвалидности и инвалидизации, физического раз­вития населения.

II. Социального благополучия — демографическая ситуация, пока­затели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицин­ской помощи.
III. Психического благополучия — заболеваемость психическими
расстройствами, частота невротических состояний и психопатий и др.
Оценку здоровью человека осуществляют с использованием трех уровней – популяционного (общественного), индивидуального и группового.

Популяционный уровень здоровья согласно В.П. Казначееву представляет собой процесс социально – исторического развития психосоциальной и биологической жизнью населения в ряду поколений. Для определений популяционного здоровья используют следующие статистические показатели:

  • Общая численность населения;
  • Средняя продолжительность жизни;
  • Рождаемость;
  • Прирост населения;
  • Заболеваемость;
  • Инвалидность;
  • Смертность;
  • Миграция населения.

Индивидуальный уровень здоровья включает в себя физический и духовный, а также биологический и социальный аспекты. Выделяют следующие компоненты здоровья: генетический, физический, репродуктивный, психический и социальный. Все они равнозначны.

Для характеристики индивидуального здоровья применяют следующие показатели по Р. И. Айзману ( 1996 г ):

  • Наличие или отсутствие признаков болезней и дефектов развития;
  • Генотип (наследственные дефекты);
  • Уровень и гармоничность физического развития;
  • Уровень физической подготовленности;
  • Морфотип (тип конституции);
  • Функциональное состояние органов и основных систем организма в покое и при нагрузке;
  • Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности;
  • Интегративные биохимические показатели.

Групповой уровень здоровья принято использовать для оценки здоровья школьников, студентов, а также взрослых, относящихся к конкретным профессиональным категориям.

К критериям оценки состояния здоровья школьников, по С.М. Громбаху, относятся:

  • Наличие хронических заболеваний;
  • Уровень функционального состояния органов и систем;
  • Степень сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам;
  • Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности

Первые три из перечисленных критериев пригодны для оценки здоровья людей любого возраста; в случае детей и подростков, организм которых находится в состоянии роста и развития, необходимо прибегнуть к четвертому критерию. Проведенный на основе этих критериев анализ здоровья детей позволил выделить среди них пять групп.

I – Здоровые дети и подростки не имеющие морфофункциональных отклонений. Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было огра­ничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плано­вые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из оздорови­тельных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на орга­низм.

П – Здоровые дети и подростки имеющие, однако, некоторые функциональные или морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называ­емая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Дан­ный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий.

Ш – Дети и подростки, страдающие хроническими заболеваниями, находящимися в состоянии компенсации (когда функциональные возможности систем сохранены).

IV – Дети и подростки с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации (когда функциональные возможности организма снижены).

V – Дети и подростки в стадии декомпенсации (дети — инвалиды), нуждающиеся в специальных условиях обучения

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспан­серном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную име­ющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физичес­ких нагрузок и др. При необходимости они направляются в специаль­ные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Анализ состояния здоровья школьников традиционно проводят с использованиям следующих показателей:

  • Индекс здоровья;
  • Уровень и гармоничность физического развития;
  • Группа здоровья;
  • Удельный вес детей с хроническими заболеваниями;
  • Удельный вес детей находящихся под наблюдением в диспансерах.

В заключении можно еще раз подчеркнуть, что здоровье человека является результатом проявления наследственных особенностей организма, воздействия окружающей среды и активности самого индивида.

Источник

Adblock
detector