Здоровье — это важно.
статья по физкультуре на тему
Физическая культура является неотъемлемой частью школьной образовательной среды и играет важную роль в формировании культуры здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zdorove_2017.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье — это важно.
«Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». [8] Од нако, по данным различных авторов, вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), растет число детей, страдающих ожирением. Большие учебные нагрузки, гиподинамия, отсутствие полноценного питания, наряду с вредными привычками, приводят к увеличению количества больных детей и подростков, росту депрессивных и суицидальных настроений, к ухудшению успеваемости школьников и снижению социальной адаптивности в обществе. Тем самым истощаются внутренние ресурсы личности. Наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни. [1,2,3,7]
Одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования – здоровье школьников.
Но, несмотря на улучшение демографической ситуации в стране, существует четко выраженная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.
Накопление этих ресурсов происходит при определенной двигательной активности человека, которая реализуется в школе в рамках образовательной программы в курсе физическая культура и во внеурочной деятельности. Физическая культура является неотъемлемой частью школьной образовательной среды и играет важную роль в формировании культуры здорового образа жизни.
Понятие «физическая культура» мы рассматриваем как совокупность физического развития ребенка, состояния его здоровья и психики и собственно «физической культуры» как составляющей культурного развития личности. [4,5,9]
Неотъемлемой частью физической культуры является физическое воспитание. В оздоровительные задачи физического воспитания входят: охрана и укрепление здоровья учащихся, достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения, повышение умственной и физической работоспособности. Неотъемлемой частью образовательного процесса являются уроки физической культуры. Но уроки физической культуры в школе некоторой частью общества воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее не такое большое значение для успешного обучения в школе, как математика, физика, литература и др.
Поддавшись сложившемуся в окружении ребенка стереотипу второстепенного отношения к урокам физкультуры, ученики часто пренебрегают ими. К тому же, родители, порой, не имея на то достаточно веских причин, стараются освободить своего ребенка от посещения уроков физкультуры. Но мы считаем, что благодаря включению школ в реализацию государственной программы Санкт-Петербурга, направленной на сохранений и укрепление здоровья обучающихся наступил переломный момент в переосмыслении роли этих уроков не только в физическом, но и интеллектуальном развитии учащихся. [6]
Распространено общественное мнение, что в первую очередь физическая культура направлена, в основном, на развитие физических качеств учащихся (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и ловкости), а оздоровительный эффект, при этом, не имеет большого значения. Поэтому родители считают, что главное – оборудовать спортивный зал в соответствии с современными требованиями.
В новых школах спортивные залы оснащены всем необходимым инвентарем, часто, при школе имеется бассейн. У многих школ появилась возможность использовать нестандартное оборудование на уроках: фитбол, степ-платформа, а учителям предоставили возможность включить в уроки, элементы аэробики, фитнеса, единоборств, использовать на уроках и компьютерные технологии. Но наличием нового оборудования невозможно решить все проблемы, связанные с оздоровлением подрастающего поколения.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры тесно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.
Формирование культуры здорового образа жизни у всех субъектов образовательного процесса определяется потребностью в укреплении своего здоровья, наличием интереса и стремления к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, приобретением новых умений и навыков в овладении приемами и методами восстановления сил. Кроме этого, важно воспитание эстетического отношения к занятиям физической культурой, знание и соблюдение гигиенических правил, умение контролировать свое физиологическое состояние.
В первую очередь, среди вышеперечисленных компонентов необходимо обратить внимание на эстетику выполнения упражнений и овладения каждым новым двигательным действием. Для повышается эффекта от выполнения упражнений необходимо четкое знание техники и правильное выполнение упражнения. Неправильное выполнение физкультурных упражнений приводит лишь к потере лишней энергии, а, следовательно, и жизненной активности, ухудшению настроения, снижению работоспособности на уроках по другим учебным предметам.
Повышение мотивации школьников к формированию здорового образа жизни, изменение безразличной позиции родителей к занятиям их детей физической культурой в школе требует системного подхода. Для актуализации потребности в двигательной активности у всех субъектов образовательного процесса в соответствии с районной и городской государственной программой по совершенствованию и укреплению здоровья обучающихся разработана школьная программа «Здоровое поколение».
В рамках этой программы:
— Организован постоянно действующий педагогический круглый стол «Сохранение здоровья ученика и учителя в образовательном процессе».
— В начальной школе ежедневно проводится динамическая пауза, во время которой ученики с классными руководителями проводят время на свежем воздухе.
— Расширена теоретическая база, предоставленная в учебнике за счет дополнительных знаний, которые даются ученикам на уроках и во внеурочной деятельности. Раскрытие и детализация теоретических знаний о выполнении конкретного упражнения, показ видеоматериалов, для лучшего понимания и овладения техникой выполнения упражнения учащимися.
— Ученики вовлечены в проектную деятельность, в ходе которой у них есть возможность поделиться с семьей своими знаниями и навыками, полученными во время урочных и внеурочных занятий в школе.
— Проводятся динамические перемены, флэш-мобы, которые организованы старшеклассниками — спортсменами или учителями физической культуры.
— В помощь учителям начальной школы разработаны видео физкультминутки.
— Педагоги школы активно включились в сдачу нормативов ГТО.
— Проводятся соревнования по волейболу между учителями и учащимися.
— Совместно с Советом отцов организован футбольный турнир.
— Поводится систематическая просветительская работа с родителями на классных родительских собраниях перед каждым новым разделом физической культуры (легкая атлетика, подвижные или спортивные игры, гимнастика, лыжная подготовка).
Учителя физической культуры систематически рассказывают родителям, что входит в каждый раздел учебной программы, требования образовательной программы, какие ожидаются результаты, чему должны научиться школьники. Помимо плюсов каждого раздела, учителя освещают и проблемы, возникающие при овладении навыками и умениям данного комплекса упражнений. Какие бывают сложности, на что стоит обратить внимание родителям, какие домашние задания их ожидают. Также рассказывают о преимуществах занятий на улице, как правильно подобрать одежду для занятий лыжной подготовкой и легкой атлетикой (знание и соблюдение гигиенических правил), как правильно выбрать обувь, лыжи, чем отличаются крепления. То есть, дают ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у родителей в процессе обучения детей физической культуре. И действительно, по мере освещения проблем и их решений, родители начинают пересматривать свое отношение к уроку физической культуры.
Учителя выступают также на общешкольных родительских собраниях, собраниях родителей будущих первоклассников.
После каждого выступления поступает большое количество вопросов от родителей на самые различные темы, связанные со здоровьем детей.
На первом общешкольном родительском собрании родители знакомятся со среднероссийскими статистическими данными динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Эти данные вызывают тревогу у родителей, поступает много вопросов и родители начинают поддерживать реализацию программы «Здоровое поколение»[1,2,5].
На родительских собраниях медицинские работники выступают по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, привлекается психолог из Центра психолого — педагогической, медицинской и социальной помощи Петродворцового района Санкт-Петербурга и другие педагогические работники. Родители, понимая важность обсуждаемых вопросов, посещают эти собрания с большим интересом.
Важным мотивирующим мероприятием является подведение итогов в конце каждой четверти в виде школьных соревнований, соответствующих определенному разделу физической культуры.
1. Легкая атлетика — кросс или эстафета, где участвуют все желающие представители каждого класса соответствующей параллели. То есть дети, совместно с классным руководителем и учителем физической культуры, формируют команду, согласно условиям проведения соревнований. Важно то, что в команду входят не только дети хорошо физически подготовленные, но и более слабые ученики. Это позволяет повысить социальный статус и самооценку учеников, не обладающих высокими физическими показателями.
2. Гимнастика — «День гимнастики». Проводится на каждой возрастной ступени отдельно и по своим правилам. От каждого класса выдвигаются кандидаты, которым дается комплекс акробатических упражнений для разучивания, дополненный вариативной частью, проводимой как вступление. В состав жюри входят учителя и ученики. На соревнования в качестве зрителей приходят все желающие. Это служит примером для всех, у детей появляется желание принять участие в мероприятии в следующем году, что способствует повышению работоспособности на уроках, повышению мотивации к самосовершенствованию.
В начальных классах проводится открытый урок для родителей, где дети могут продемонстрировать приобретенные на уроках умения и навыки, дисциплину, волевые качества.
3. Лыжная подготовка — соревнования по лыжам «Школьный дуатлон», с горячим чаем, угощением, музыкальным сопровождением, привлечением родителей в жюри.
4. Спортивные и подвижные игры — эстафеты или соревнования между классами.
Посещение спортивных секций и кружков, являющихся частью системы дополнительного образования и спортивного направления внеурочной деятельности в школе, способствует поддержанию физической активности.
Описанные методы работы, принципы их организации составляют часть многоплановой систематической деятельности педагогического коллектива по формированию позитивного отношения к физической культуре в микросоциуме, окружающем школу.
Важнейшим индикатором благополучия современного российского общества является состояние здоровья подрастающего поколения, а совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей рассматривается как необходимое условие национальной безопасности государства и успешного формирования гражданской позиции личности школьника.
Баранов А.А., Намазова – Баранова Л.С. и др. Состояние и проблемы здоровья подростков России / Проблемы социальной гигиены. 2014; 6: 10-4.; URL: https://clck.ru/C9VEB ( дата обращения: 30.10.2017 ).
Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения / Научная школа – семинар «Здоровье: физиология, психология… » // Сибирский педагогический журнал № 9, 2012.; URL: https://clck.ru/C9VF2 ( дата обращения: 03.11.2017 ).
Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 494-496. URL: https://moluch.ru/archive/59/8450/ ( дата обращения: 30.10.2017 ).
Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.; URL: https://clck.ru/C9VG3 (дата обращения: 25.10.2017).
Руководство по социальной педиатрии / Составители: В.Г. Дьяченко, М.Ф. Рзянкина,Л.В. Солохина // URL: https://clck.ru/C9VH2 ( дата обращения: 03.11.2017 ).
Смагин Н. И. Физическая культура в жизни студента [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 280-281.
Источник
Общее понятие о здоровом образе жизни
Здоровье – одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету.
Одна из основных составляющих здоровья – это здоровый образ жизни — это такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического).
Древние люди не знали особенностей гигиены, правильного питания или оптимального количества физических нагрузок. Это способствовало уменьшению численности населения и колоссальному количеству больных людей. С течением времени понятие здорового образа жизни «въелось» в сердца граждан. Желание прожить как можно дольше, увидеть внуков и обладать достаточным здоровьем, чтобы успеть с ними понянчиться, – отличная мотивация к созданию основы для здорового образа жизни.
Главные составляющие здорового образа жизни.
• умеренное и сбалансированное питание
• достаточная двигательная активность
• отказ от вредных привычек
• режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов
• умение управлять своими эмоциями
• безопасное поведение в быту, на работе, на улице, в школе, обеспечивающее,
предупреждение травматизма, отравления, аварийных ситуаций.
Умеренное и сбалансированное питание
Один мудрец однажды сказал: «Мы – это то, что мы едим». И с ним трудно не согласиться. В рационе человека должно быть сбалансированное количество белков, жиров и углеводов, а, значит, и продукты, которые вы употребляете, должны быть разнообразными: в вашем рационе должны присутствовать продукты как животного, так и растительного происхождения.
Не следует употреблять много жаренной и пассерованной пищи, так как при таком способе приготовления почти все полезные вещества разрушаются. В рацион человека должно входить много овощей и фруктов, зернобобовых, дающих энергию, силу и бодрость. Очень полезно употреблять молочные продукты.
Пить много жидкости. Выпивать в день требуется не менее 1,5-2 литра воды.. Не стоит пить знаменитые газированные напитки, тем более сладкие.
Калорийность рациона не должна превышать положенной планки. Для расчета калорий берется во внимание наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней. Дробное питание. Не менее 5 раз в день, три основных приема и два перекуса. Необходимо питаться в одно и то же время. Голодать запрещается. Во время еды медленно пережевывать пищу. Никогда не переедите, вовремя примете сигнал о насыщении и насладитесь вкусом блюда. Тщательно пережеванная пища доставит радость желудку. Ежедневно нужно есть первое. Супы способствуют выделению желудочного сока, тогда остальная пища будет лучше перевариваться.
Питаться только свежей пищей. Не стоит лениться и надо готовить каждый раз все свежее, постоявшие блюда теряют свою пользу.
Достаточная двигательная активность и закаливание организма
Для того чтобы обеспечивать организму оптимальную двигательную активность, не обязательно быть спортсменом и изматывать себя тренировками. Иногда утренняя зарядка в течении 10-15 минут может обеспечить вам заряд бодрости на весь день. Для тех, кто работает в офисе и ведет малоподвижный способ жизни, рекомендуется больше ходить пешком, при возможности бегать по утрам. Можно заняться плаванием, йогой или танцами. При занятии такими упражнениями хотя бы 3 раза в неделю, вы сможете держать свое тело в тонусе.
Закаливание способствует увеличению сопротивляемости организма заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды. К самым распространенным способам закаливания можно отнести контрастный душ, растирания холодной водой, купания в холодной воде, солнечные ванны летом.
Отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Лучше, конечно, чтобы они вообще не появлялись, но если уж так случилось, что они имеют место, то нужно от них как можно быстрее избавиться.
Режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов.
Хороший крепкий сон — залог хорошего отдыха и восстановления. Оптимальная продолжительность сна человека должна составлять около 8 часов в сутки. Чрезмерный сон вредит вашему здоровью, а если сон недостаточный, то усталость накапливается, что приводит к истощению внутренних резервов организма. Поэтому оптимальное ежедневное количество часов сна способствует вашей долгой и здоровой жизни.
Пот и жир, который выделяется железами кожи, в совокупности с внешними загрязнениями создает благоприятную среду для размножения болезнетворных микроорганизмов и, в последствии, — развития заболеваний. Поэтому Вы должны поддерживать свою кожу в чистоте.
К другим не менее важным составляющим здорового образа жизни можно отнести:
— психическую и эмоциональную устойчивость;
— безопасное поведение дома и на улице, что позволит избежать травм и других повреждений.
Здоровый образ жизни способствует сохранению и улучшению здоровья и самочувствия человека. С каждым годом он приобретает всё большую популярность, потому что многие люди желают не просто наслаждаться жизнью, а наслаждаться жизнью долго. И здоровый образ жизни в этом поможет, поскольку он не только значительно увеличивает долголетие, но также избавляет от многих недугов, появляющихся в зрелом возрасте.
Источник