Где появились первые школы
Первые школы возникли в странах Древнего Востока (Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии и др.)— жреческие школы при храмах, дворцовые для обучения знати, школы писцов для нужд административно-хозяйственного управления. В античном мире школа стала важнейшей частью спартанской, афинской и римской систем воспитания. В Индии, например, она существовала при крупных храмах. Здесь кроме чтения и письма изучались тексты священных книг, эпические поэмы, мифология, грамматика, литература, история, философия, математика, астрономия, медицина. В Западной Европе с установлением в средние века монополии церкви на образование все школы стали открываться только католической церковью. При отдельных церквях с V века создавались для мальчиков приходские школы элементарного обучения; при монастырях действовали монастырские школы; в центрах епархий — соборные школы. С укреплением средневековых городов в 12 веке открылись первые университеты. Школа в странах Азии, Африки и Латинской Америки кроме начальных, открывалось небольшое число повышенных начальных, средних (коллежи, лицеи) и высших учебных заведений (университетов и др.). В них готовились будущие надсмотрщики, чиновники, солдаты и младшие офицеры «цветных войск». Контингент учащихся составляли и дети местной знати и буржуазии, для сыновей вождей племён имелись закрытые привилегированные школы. Летописные источники дают весьма неполные сведения о школах Киевской Руси, открывавшихся в 10—13 вв. при монастырях, церковных приходах, дворцах князей. Берестяные грамоты 11—15 вв. содержат данные о методах обучения грамоте, свидетельствуют о распространении грамотности в Древней Руси как среди феодальной знати и духовенства, так и среди горожан, посадских людей, ремесленников, торговцев. В дореволюционной России для народных масс существовала начальная школа различных типов. Имущие слои населения обучали детей в гимназиях, реальных училищах, коммерческих училищах, университетах и других вузах. Школа после Октябрьской революции 1917 становится общенародной, доступной всем, независимо от социального положения и национальности. С 1918 в стране введено совместное обучение лиц обоего пола.
Понятие успешности
Мы изучили разнообразные источники литературы с целью выяснить, что такое «успешность» и «успешность обучения».
Успешность — ценностная категория, поскольку в понимании человеком своей успешности в жизни, в профессиональной деятельности отражается представление человека о смысле собственной жизни. Поэтому формирование успешности в детстве и юности — педагогическая задача, которая выходит за рамки обучения и имеет социальную направленность, воспитательный характер. Успешность как человеческая ценность, жизненный стимул, как жизненная позиция во многом зависит от того, насколько сформирована потребность в ней у ребенка и каким ценностным смыслом он ее наполняет. В этом аспекте актуальность педагогических и психологических исследований проблемы успешности, в частности — успешности обучения, представляется особенно значимой.
Рассмотрим понятие успешности учащихся
Успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья
Успешность школьника- результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения, самовыражения.
Успех — это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.
Источник
Где появились первые школы здоровья
Черных Светлана Анатольевна,
постдипломного педагогического образования
«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Перед современной школой поставлена серьезная государственная задача: дать качественное образование подрастающему поколению с низким потенциалом здоровья. Для минимизации потерь необходимо изменить не только условия обучения детей, но и создать в целом благоприятную образовательную среду, создать «школу здоровья». Однако понятие «школа здоровья» недостаточно определено. В решении этого вопроса может помочь понимание исторических аспектов отношения к здоровью и его реализации в образовании.
В условиях первобытного общества соблюдался главный принцип существования человека – выжить в условиях особой опасности: молодежь должна была перенять опыт старшего поколения, научиться терпеть лишения и боль, проявлять храбрость и выносливость.
Античность — первый этап в процессе создания основ по формированию здоровья подрастающего поколения в педагогической деятельности. Мыслители Древней Греции и Древнего Рима считали, что природные задатки «облагораживаются» путем усвоения знаний, необходимых привычек и применением умений и навыков на практике [1]. В трудах Демокрита, Эрилла Карфагенского, Ксенократа и др. в наследство нам оставлено большое количество жизненных правил и полезных истин, направленных на формирование нравственно и физически здоровой личности.
В полном соответствии с античным идеалом человека педагоги позднего Ренессанса (Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле и др.) обратились к необходимости гуманизации физического воспитания. Основой воспитания в это время являлась религия и длительная трудовая жизнь.
В эпоху Просвещения вопрос о возможности нравственного и физического совершенствования стал практическим вопросом формирования личности. Ян Амос Коменский считал, система нравственного воспитания должна учитывать три группы нравственных черт личности помимо религиозных: гуманистические, жизненно-практические, правила культурного поведения. Во внешкольных занятиях значительная роль отводилась телесным и гигиеническим упражнениям, прогулкам, процессу трудового обучения. Физическое воспитание рассматривалось как важнейшая часть педагогического процесса в целом.
В педагогической теории XVIII века были заложены основы индивидуального подхода к учащемуся. Принципом воспитания стал считаться принцип полезности. Задачей школы считалась подготовка растущего человека к жизни, к трудовой деятельности, к выполнению им гражданских обязанностей и общественного долга.
XIX век – век промышленного развития, время формирования индустриального общества, поэтому физическое развитие ребенка рассматривалось через труд, появились первые педагогические рекомендации по методике обучения разумному образу жизни в целом – диэтетики. Диэтетика впервые упоминается в трудах древнегреческого философа и врача Эмпедокла (V в. до н. э.) как учение о достижении физического совершенства через умеренное отношение к потребляемой пище. Из этого учения впоследствии сформировались два различных направления: диетология и религиозно-философская диэтетика. В России данная методика получила распространение благодаря выходу в свет на русском языке книги И. Венцеля «Диэтетика человеческой души» (1802): появились «школы трезвости», опыт работы которых был описан в 1913 году Л. Линдрумом, а в 1915 году – Г.Ф. Марковым.
Тогда же появились основы школьной гигиены. Основоположниками этой области науки в России являются А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман, впервые применившие методы естественных наук в области гигиенических исследований.
На рубеже XIX-XX вв. В.М. Бехтерев в своем труде «Личность и условия развития ее здоровья» первым представил зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе. Он подчеркивал, что индивидуальный опыт, нравственные позиции и ценности, накопленные индивидом в процессе жизнедеятельности, являются той внутренней средой, благодаря которой сознание опосредует все внешние воздействия. Позднее П.Ф. Лесгафтом в основу педагогики физического воспитания введен антропологический принцип [3].
В начале XX века развитие наук о человеке позволило сформировать важное теоретическое положение о необходимости комплексного изучения ребенка как сложной развивающейся системы, что заложило основы развития российской педологии (П.П. Блонский и др.).
В период становления советской педагогики здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.). Была создана широкая сеть детских учреждений нового типа, оздоровительные площадки, школы на открытом воздухе — лесные, степные, приморские, санаторные. В школах составлено твердое расписание и распорядок дня.
В 1980 году И.И. Брехманом был предложен термин «валеология», который обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья, выявлением методов активного формирования его.
С 90-х годов XX века идет формирование научных направлений по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей. В 1981-1983 годах И.П. Березин и Ю.В. Дергачев создали «школу научных основ здоровья», где апробировали целостную систему комплексной индивидуальной профилактики, направленную на мобилизацию внутренних резервов организма человека и борьбу с факторами риска [2].
В 1991 году Европейской Комиссией, Советом Европы и Всемирной организацией здравоохранения было принято решение о реализации проекта по созданию «школ здоровья», включающих следующие компоненты: 1) включение информации по проблемам здоровья в учебные курсы; 2) совершенствование школьной медицинской службы, призванной обеспечивать профилактику проблем, связанных, со здоровьем, и оказывать конкретную помощь в условиях образовательного учреждения; 3) оздоровление образовательной среды, создание условий для сохранения и совершенствования физического и психического здоровья учащихся.
В 1997 г, в Греции состоялась первая европейская конференция, на которой было официально утверждено понятие «школа, содействующая здоровью» или «оздоравливающая школа» и принята ее восьмикомпонентная модель, включающая: 1) образование в области здоровья как необходимую составляющую общей культуры человека; 2) физическое воспитание; 3) школьную медицинскую службу, ориентированную на профилактику и раннее вмешательство; 4) организацию системы питания; 5) психолого-диагностическую службу; формирование здоровой школьной среды; 7) вовлечение родителей и широкой общественности в работу по сохранению и укреплению здоровья школьников.
В рамках проекта «школа, содействующая здоровью» на территории России была создана образовательная программа «Здоровье» под общей редакцией В.Н. Касаткина и Л.А. Шеплягиной. В дальнейшем опыт работы этих школ был проанализирован, и в результате появился отечественный проект «школа здоровья», концепция которого была разработана сотрудниками научно-методического центра «Диагностика. Адаптация. Развитие» (ДАР) им. Л.С. Выготского. В настоящее время этот проект известен педагогам под названием «школа, формирующая здоровую образовательную среду».
В ноябре 2008 года состоялся Всероссийский съезд школ, содействующих укреплению здоровья «Здоровое поколение — здоровая Россия», который впервые позволил изучить и рассмотреть региональный опыт создания «школ здоровья». Разнообразны формы реализации здоровьесозидающих проектов: это школы санаторного типа, школы-полупансионы, школы-лаборатории, центры содействия здоровью, школы здоровья.
По данным коллегии Минобрнауки России по вопросам укрепления здоровья школьников в системе образования Российской Федерации с 2009 года действует более трех тысяч «школ здоровья», в которых создана «жизнеформирующая» образовательная среда.
Таким образом, в мировой педагогике в различные исторические периоды в зависимости от целей и задач образования подрастающего поколения менялись и требования к реализации учебного процесса. В настоящее время актуальность проблемы здоровья сохраняется, что приводит к необходимости создания «школ здоровья» с условиями образования, оказывающими развивающее и формирующее влияние на здоровье всех участников образовательного процесса, способствующими повышению их культуры здоровья.
Необходимо, чтобы современное образование следовало следующим критериям его результативности: здоровье человека – критерий его личного успеха, здоровье педагога – критерий качественного образовательного процесса, здоровье школьника – критерий качества образования в школе [4].
1. Лаэртский Д. О жизни, учениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1979. – 620с.
2. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. — СПб.: Петроградский и К°, 1995.- 184с.
3. Шевелев А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции из истории российской педагогики. – СПб: КАРО, 2003. – 426с.
4. Здоровая школа: проектирование программы здоровьесозидания. Настольная книга для руководителей образовательных учреждений и педагогов. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В.Алексеева. – СПб: СПбАППО,2010.- 178с.
Источник
Когда и как появились первые школы
Когда и как появились первые школы.
Школа имеет для человека очень большое значение, потому что именно в школьные годы мы получаем большинство знаний, которые используем потом на протяжении всей жизни.
Когда же появились первые в истории человечества школы и какими они тогда были? Для ответа на этот вопрос нам с вами нужно заглянуть в историю.
Первые упоминания о школах связаны с историей Древнего Востока, а точнее с народом называемым шумерами. О его существовании обществу стало известно лишь в XIX (19) веке. К тому времени шумеры как народ уже давным-давно исчезли.
Жил этот высококультурный для своего времени народ в низовьях таких рек, как Тигр и Евфрат. Шумеры знали и умели очень многое из того, что известно современному человеку — они пряли, занимались ткачеством, выковывали различные орудия труда из меди и бронзы, а также знали гончарное искусство и много чего еще.
Еще за 3 тысячи лет до нашей эры, шумерский народ уже имел свою собственную письменность. Кроме того, им были знакомы основные правила алгебры — более сложного раздела математики.
Более того, у шумеров имелись даже школы, которые тогда назывались «домами табличек», потому что их ученики для занятий использовали глиняные таблички- на них писали, по ним читали и вообще учились. Скорее всего, именно эти учебные заведения и можно назвать самыми первыми школами в истории человечества.
Руководил такой школой уммиа, это примерно как сейчас директор. У него также было несколько подручных: учителя, помощник наставника — именовавшийся «старшим братом», а также человек, обязанностью которого было следить за дисциплиной. А надо сказать,что порядки в шумерскихшколах были очень строгие.
По названию самой школы, ее учеников называли «дети дома табличек». Отучившись, они получали должность писца.
Во времена Средневековья (период примерно с 5-го по 15-16 век нашей эры), самыми первыми учебными заведениями являлись
школы находящиеся при монастырях и церковных приходах.
Посещать такую школу имели возможность только дети из богатых семей, поскольку обучение в них было платным. Все занятия здесь проводились на латинском языке. Детей обучали чтению, письму, простейшему счету, а также основам христианской религии и церковному пению.
С XI (11) века стали появляться первые светские учебные заведения.То есть такие, в которых главным было изучение различных наук, а не только предметов связанных с религией.
В средневековой школе обучение делилась на два уровня, которые назывались ступенями. Во время обучения на первой ступени (она называлась тривиум) учащиеся изучали грамматику, риторику и логику.
В том случае, если учащийся добивался успехов в обучении, он переходил на следующую ступень (квадривиум), где преподавались арифметика, геометрия, астрономию, а также музыка. Полный курс обучения длился немного больше, чем в современной школе — от 12 до 13 лет.
А спустя еще два столетия самые крупные в Европе церковные и светские школы начали превращать в университеты.
Что касается возникновения школ в Древней Руси, то они здесь появились еще до татаро-монгольского нашествия. Еще в 988 году от Рождества Христова, после принятия Киевской Руси христианства, Великий киевский князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей», то есть опять же знатных и богатых.
Брат князя, Ярослав Мудрый оснавалв Великом Новгороде школу для детей старост ( государственных служащих) и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном, то есть на старославянском языке.Ученики постигали науку чтения, письма, а также обучались основам христианской религии и счету (простейшим правилам математики).
Существовали в Древней Руси и так называемые школы высшего типа.Это что-то вроде теперешних университетов. В них учащихся готовили к различной государственной и церковной деятельности.
Помимо богословия в таких школах изучались философия, риторика, грамматика, а кроме того, учеников знакомили с научными трудами по истории, географии и естественным наукам.
В те далекие времена образование ценилось очень высоко. И в связи с этим в 1551 году было принято решение, о том, чтобы в доме каждого священика были созданы частные школы, для обучения детей грамоте.
Как и в Европе, на Руси такие школы открывали при монастырях и церковных приходах. Преподавали в них конечно же священники, служившие в этих самых приходах и монастырях.
Но иногда учебные заведения содержали и светские люди.В этом случае учителями в них служили так называемые особые «мастера грамоты», которые получили образование за границей.
Классы в таких школах были разнобойные, то есть в них могли одновременно учиться дети разных возрастов и разного уровня знаний — кто-то из них только начинал учить буквы, другие уже умели бегло читать, третьи и вовсе учились писать. Кроме изучения чтения и письма также преподавались нотная грамота и пение.
Как и в Древней Греции, Египте и Риме, непременной частью обучения, в средневековой Руси, считались розги. Применялись они, как тогда говорилось , «для пущего усердия».
Получив в такой частной школе начальное образование, дети могли затем пополнять свои знания только читая книги, так как первое в России высшее учебное заведение,которым стала Славяно-греко-латинская академия, было открыто только в 1687 году.
В годы правления Петра Великого (с 1689 — по 1725) создание школ стало делом государственным. В одном из составленных царем планов было записано следующее: «Академии, школы, есть дело очень нужное для обучения народа».
Традиция начинать учебный год именно первого сентября тоже уходит своими корнями в среднивековье. А все началось с того, что день 1 сентября в 1492 году был объвлен великим князем Иваном III первым днем нового года (Новолетием) и официальным церковно государственным праздником.
Однако, стоит отметить, что тогда еще далеко не все учебные заведения начинали учебный год именно в этот день. Так было потому, что Российские гимназии подчинялись государству и строго соблюдали предписаные правила. В то время как частные учебные заведения начинали обучение тогда, когда это было удобно их содержателям.
С течением времени система образования менялась и школы естественно тоже. Теперь они такие, какими их знаете вы друзья.
Источник