Гармонизация физического здоровья студентов
В современный период развития общества можно отметить ряд проблемных ситуаций, которые условно можно разделить на общественный и индивидуальный уровень. На общественном уровне сложность состоит в том, есть высокая потребность общества в развитии здоровой нации, но ход развития социума и ухудшении состояния экологии ведет ухудшению здоровья граждан.
На индивидуальном уровне противоречия лежат между потребностью человека в активном отдыхе, восстановлении сил и низкой мотивации физической активности, низким уровнем знаний основ физической культуры, доступностью и эффективным оздоровительным воздействием многих физических упражнений.
Огромная роль физической культуры, как части культуры общества имеет большое значение в деле культурного и нравственного воспитания студенческой молодежи. В последнее время предпринимается ряд попыток исследования физической рекреации как сложного социального явления в общественной жизни страны [3].
Существуют методические и методологические проблемы, определяющие место и значение физической рекреации в сфере физической культуры, которые связаны с неразработанностью понятийного аппарата, содержания, структуры, целей, задач, принципов и закономерностей. Вместе с этим на сегодня не достаточно хорошо исследованы механизмы взаимодействия физической рекреации с другими видами физической культуры.
Под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной физической активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда.
Интересно отметить, что с латинского «rekreatio» означает возвращать здоровье, силы. В современном понимании рекреация – восстановление сил, освежение, развлечение, отдых, перемена [4].
Существует два вида рекреации: физическая (двигательная), которая связана с выполнением физических упражнений и интеллектуальная, предполагающая определенные умственные развлечения.
Физическая рекреация – одна из форм рекреации, ее аспекты представлены практически во всех ее видах, и осуществляется она посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств.
Многообразие признаков физической рекреации определяет разнообразие её форм: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др.
Специфические задачи физической рекреации рассматриваются в контексте задач физического воспитания или спорта. В научных исследованиях принято выделять следующие аспекты физической рекреации:
1. Биологическое. Она способствует восстановлению функций организма человека после профессионального труда, оптимизирует состояние его здоровья;
2. Социологическое. Способствует интеграции людей в социальную общность, усвоение социального опыта, культурных ценностей. Процесс социализации в данном контексте включает два плана действий: адаптацию к социуму, функционирующую преимущественно на врожденном механизме самосовершенствования человека, и самоопределение в социуме, определение своего места в нем посредством осознанного отношения к происходящим событиям, принятия или отторжения их;
3. Психологическое. Формирует эмоциональное состояние, возникающее под влиянием чувства свободы, радости, благополучия и внутреннего удовлетворения, освобождения от напряжения и стресса. Свободу в данном случае следует понимать в двух измерениях: внешнюю – от принуждения, насилия, давления, запрета и внутреннюю – субъективную, духовную – свободу воли, свободу самостоятельного выбора действий, свободу творчества. Разумеется, между этими измерениями свободы существует взаимосвязь, а не противоречивость;
4. Эстетическое. Ответная рекреация на красоту своего тела, окружающего мира, возможность его познания в более широком значении.
Одной из главных функций физической культуры в современном обществе является духовная социализация личности и морально-психологическая подготовка к жизни. Культурно-философским и социальным аспектом занятий физическими упражнениями посвящены работы Н.И. Пономарева (1974, 1982, 1985, 1987, 1996)
Целенаправленная пропаганда и адекватное информированное обеспечение являются немаловажными фактороми приобщения населения к занятиям физической культурой (П.А. Виноградов, А.А. Северьянов, В.М. Смоленский (1983); А.В. Седов (1983, 1985, 1987); С.С. Филиппов (1984, 1985, 1986, 1991).
Главным моментом в формирования привычки к регулярным занятиям физической культурой по мнению Н.И. Пономарева и В.М. Рейзин (1989) – это получение удовольствия, выражающегося в чувстве «мышечной радости», которая основана на процессе выработки организмом адреналина, кортикостероидов и эндорфинов, которые стимулируют деятельность ретикулярного комплекса головного мозга.
При этом каждый из ее компонентов таких как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация должен иметь разработанную теорию, методику, организацию, структуру, функции и задачи [1; 2].
Важно отметить, что физическая рекреация позволяет студенческой молодежи удовлетворять потребности, интересы, мотивы в эмоциональном активном отдыхе, рациональном использовании свободного времени. Э то может удовлетворяться на групповых и индивидуальных потребностях молодежи и относительно свободной формой двигательной активности, адекватной их субъективным возможностям, содействуя при этом нормальному функционированию организма путем создания оптимального физического состояния. Активный отдых человека положительно влияет на уровень интеллекта, благодаря увеличению работоспособности нервной системы и устойчивости её к различным нагрузкам [6].
Оздоровительно–рекреационное направление в образовательном процессе вуза является важной в сохранении здоровья и предусматривает использование средств физической культуры при коллективной организации отдыха, культурного досуга в выходные дни, в период каникул в целях восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристические походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитий, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и т.д.
В заключении можно отметить, что совершенствование процесса управления рекреационной двигательной активностью студенческой молодежи, является одной из актуальных проблем исследования в теории и методике физической культуры. Успешное и повсеместное ее внедрение будет содействовать снятию психологического напряжения в учебно-воспитательном процессе, улучшению личностных качеств, морфофункциональных показателей, повышению уровня здоровья студентов.
Источник
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ КАК ОСНОВА ГАРМОНИЗАЦИИ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
На индивидуальном уровне противоречия лежат между потребностью человека в активном отдыхе, восстановлении сил и низкой мотивации физической активности, низким уровнем знаний основ физической культуры, доступностью и эффективным оздоровительным воздействием многих физических упражнений.
Огромная роль физической культуры, как части культуры общества имеет большое значение в деле культурного и нравственного воспитания студенческой молодежи. В последнее время предпринимается ряд попыток исследования физической рекреации как сложного социального явления в общественной жизни страны [3].
Существуют методические и методологические проблемы, определяющие место и значение физической рекреации в сфере физической культуры, которые связаны с неразработанностью понятийного аппарата, содержания, структуры, целей, задач, принципов и закономерностей. Вместе с этим на сегодня не достаточно хорошо исследованы механизмы взаимодействия физической рекреации с другими видами физической культуры.
Под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной физической активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда.
Интересно отметить, что с латинского «rekreatio» означает возвращать здоровье, силы. В современном понимании рекреация – восстановление сил, освежение, развлечение, отдых, перемена [4].
Существует два вида рекреации: физическая (двигательная), которая связана с выполнением физических упражнений и интеллектуальная, предполагающая определенные умственные развлечения.
Физическая рекреация – одна из форм рекреации, ее аспекты представлены практически во всех ее видах, и осуществляется она посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств.
Многообразие признаков физической рекреации определяет разнообразие её форм: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др.
Специфические задачи физической рекреации рассматриваются в контексте задач физического воспитания или спорта. В научных исследованиях принято выделять следующие аспекты физической рекреации:
1. Биологическое. Она способствует восстановлению функций организма человека после профессионального труда, оптимизирует состояние его здоровья;
2. Социологическое. Способствует интеграции людей в социальную общность, усвоение социального опыта, культурных ценностей. Процесс социализации в данном контексте включает два плана действий: адаптацию к социуму, функционирующую преимущественно на врожденном механизме самосовершенствования человека, и самоопределение в социуме, определение своего места в нем посредством осознанного отношения к происходящим событиям, принятия или отторжения их;
3. Психологическое. Формирует эмоциональное состояние, возникающее под влиянием чувства свободы, радости, благополучия и внутреннего удовлетворения, освобождения от напряжения и стресса. Свободу в данном случае следует понимать в двух измерениях: внешнюю — от принуждения, насилия, давления, запрета и внутреннюю — субъективную, духовную — свободу воли, свободу самостоятельного выбора действий, свободу творчества. Разумеется, между этими измерениями свободы существует взаимосвязь, а не противоречивость;
4. Эстетическое. Ответная рекреация на красоту своего тела, окружающего мира, возможность его познания в более широком значении.
Одной из главных функций физической культуры в современном обществе является духовная социализация личности и морально-психологическая подготовка к жизни. Культурно-философским и социальным аспектом занятий физическими упражнениями посвящены работы Н.И. Пономарева (1974, 1982, 1985, 1987, 1996)
Целенаправленная пропаганда и адекватное информированное обеспечение являются немаловажными фактороми приобщения населения к занятиям физической культурой (П.А. Виноградов, А.А. Северьянов, В.М. Смоленский (1983); А.В. Седов (1983, 1985, 1987); С.С. Филиппов (1984, 1985, 1986, 1991).
Главным моментом в формирования привычки к регулярным занятиям физической культурой по мнению Н.И. Пономарева и В.М. Рейзин (1989) – это получение удовольствия, выражающегося в чувстве «мышечной радости», которая основана на процессе выработки организмом адреналина, кортикостероидов и эндорфинов, которые стимулируют деятельность ретикулярного комплекса головного мозга.
При этом каждый из ее компонентов таких как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация должен иметь разработанную теорию, методику, организацию, структуру, функции и задачи [1; 2].
Важно отметить, что физическая рекреация позволяет студенческой молодежи удовлетворять потребности, интересы, мотивы в эмоциональном активном отдыхе, рациональном использовании свободного времени. Э то может удовлетворяться на групповых и индивидуальных потребностях молодежи и относительно свободной формой двигательной активности, адекватной их субъективным возможностям, содействуя при этом нормальному функционированию организма путем создания оптимального физического состояния. Активный отдых человека положительно влияет на уровень интеллекта, благодаря увеличению работоспособности нервной системы и устойчивости её к различным нагрузкам [6].
Оздоровительно–рекреационное направление в образовательном процессе вуза является важной в сохранении здоровья и предусматривает использование средств физической культуры при коллективной организации отдыха, культурного досуга в выходные дни, в период каникул в целях восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристические походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитий, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и т.д.
В заключении можно отметить, что совершенствование процесса управления рекреационной двигательной активностью студенческой молодежи, является одной из актуальных проблем исследования в теории и методике физической культуры. Успешное и повсеместное ее внедрение будет содействовать снятию психологического напряжения в учебно-воспитательном процессе, улучшению личностных качеств, морфофункциональных показателей, повышению уровня здоровья студентов.
Литература
1. Выдрин В.М. Перестройка в области физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 1987. –№ 8. – С. 22-24.
2. Выдрин В.М., Джумаев А.Д. Физическая рекреация – вид физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 1989. – № 3. – С. 2-3.
3. Калинкин Л.А., Матов В.В. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 1. – С. 8-11.
4. Рекреология – система наук об отдыхе. – Киев: Знание, 1990. – 16 с.
5. Рыжкин Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации: учеб. пособие. – СПб: РГПУ им. Герцена, 1997. – 36 с.
6. Физическая реабилитация: учебник; под общей ред.проф. С.Н. Попова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — С. 5-19.
Источник
Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов
Научная статья
Тема: «Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов»
Автор — составитель: студентка 1 курса
ГБОУ ВО «Ставропольский Государственный педагогический институт»
Отделение психологии и дефектологии
Аннотация: Данная статья посвящена определению роли физической культуры в формировании здоровья студентов. Также в статье предоставлен анализ о влиянии физических упражнений на организм человека и рассмотрена необходимость физического воспитания среди студентов.
Ключевые слова: физическая культура, укрепление здоровья, ЗОЖ, физические нагрузки, студенты, физическое воспитание.
Введение. Физическая культура – это один из важнейших элементов в жизни каждого из нас. Физические упражнения всегда оказывали влияние на человека: на его здоровье, настроение, работоспособность. Учеными доказано, что физические нагрузки не только делают спортивным и красивым наше тело, но также снижают уровень стресса, приводя в норму психологические функции организма.
Актуальность: в современное время проблема физического воспитания студентов приобретает особую актуальность. Сейчас довольно сложно представить нашу жизнь без занятий физическими упражнениями и спортом. Однако, большинство студентов предпочитает просто наблюдать за спортивными соревнованиями. К сожалению, далеко не каждый самостоятельно ежедневно занимается физической культурой, хотя бы делая утреннюю зарядку. Многие не понимают, что именно физическая культура благоприятно влияет на состояние здоровья не только физического, но и психологического.
Цель: определить значение физической культуры в укреплении и сохранении здоровья студентов.
Задачи: 1.изучить литературу по данной теме; 2.рассмотреть воздействие физической культуры на здоровье человека; 3.выявить роль физической культуры в укреплении здоровья; 4.обусловить необходимость физического воспитания студентов. Научная новизна: заключается в том, что физические упражнения и нагрузки напрямую воздействуют на состояние здоровья студентов. Изучение влияния физической культуры на человеческий организм, позволит сделать определённые выводы, на основании которых можно будет разработать методы укрепления, сохранения, улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни.
Здоровье человека представляет собой полное физическое, духовное и социальное благополучие. И именно занятия физической культурой укрепляют и сохраняют наше здоровье. Поэтому стоит популяризировать и продвигать физическое воспитание среди молодежи и студентов в целом. Под физическим воспитанием понимают педагогический процесс, ориентированный на развитие физической культуры личности. [1] Таким образом, чем раньше студенты откликнуться к данной проблеме, тем быстрее они смогут добиться успеха.
Существуют разные методы укрепления и сохранения здоровья. Главный метод ₽– ведение студентом здорового образа жизни (ЗОЖ). Но в понятие ЗОЖ не входят только физические упражнения. Помимо этого, необходимо соблюдать сбалансированный рацион питания, здоровый сон, закаливание; не иметь вредных привычек и т.д. Однако, важную роль играет ежедневная утренняя зарядка. Только регулярно выполняя утренние упражнения, студент может достичь наилучшей физической подготовки, а позже и физического совершенства. Утренняя зарядка убирает вялость после сна, позволяет взбодриться, приводит в тонус нервную систему, улучшает работу дыхательной и сердечно – сосудистой систем. Благодаря зарядке повышается и физическая, и умственная работоспособность организма. [2] Особенно важно составлять план упражнений в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Ни в коем случае нельзя применять чересчур сильные нагрузки и доводить себя до состояния полного утомления.
В последнее время люди стали меньше двигаться. Из-за сидячей работы их физическая активность значительно падает, а состояние здоровья стремительно ухудшается. Большинство забывает, что при работе за компьютером обязательно нужно давать отдых глазам и разминать мышцы тела. Тем более, существует большое количество упражнений, которые можно делать даже на рабочем месте в офисе или на учебе. Уделяя хотя бы немного времени физическим упражнениям, мы можем значительно сократить ухудшение своего здоровья. [3]
Ещё одним фактором, неблагоприятно влияющим на здоровье, является автомобиль. Даже если расстояние до необходимого объекта вполне преодолимо, люди все равно отказываются пройтись пешком. А ведь ходьба укрепляет мышцы тела, улучшает циркуляцию крови, способствует похудению, снижает риск заболеваний и многое другое.
Каждому человеку обязательно нужно следить за своим здоровьем. Здоровье человека напрямую зависит от ряда факторов: образ жизни, наследственность, экология окружающей среды, медицина. Так вот влияние образа жизни оценивается в 50%. Занятия физической культурой относятся именно к этому фактору. Таким образом, только сам человек в большей степени влияет на своё здоровье, и только он сам может либо улучшить своё состояние, либо существенно ухудшить его. [4]
К сожалению, на сегодняшний день статистика показывает, что больных студентов становится всё больше и больше. Таким людям довольно сложно справляться со стандартными физическими нагрузками. Поэтому, исходя из результатов медицинской комиссии, по дисциплине физической культуры их определяют в специальную группу ЛФК (лечебно-физическая культура). Такой вид физической культуры является лечебно-профилактическим, помогает быстро и более полноценно восстанавливать здоровье человека. Помимо этого, ЛФК предупреждает появление осложнений различных заболеваний. [5]
Рассмотрим, как физические нагрузки влияют на организм человека. Если говорить о сердце, то количество ударов в минуту у занимающегося спортом человека значительно меньше. Таким образом, сердце меньше изнашивается, тренировки дают шанс на более долгую и здоровую жизнь.
Стоит отметить, что кислород очень важен для нашего организма. Только благодаря кислороду мы можем получать энергию. При низкой физической активности наблюдаются отрицательные изменения в органах дыхания.
Физические упражнения также снимают состояние стресса. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличивается наша жизнерадостность работоспособность.
Ну, и конечно же, физическая активность благоприятно влияет на иммунитет студента. Благодаря физическим нагрузкам иммунная система намного эффективнее борется с различными бактериями и вирусами.
Одним из самых доступных и эффективных видов физической культуры считается бег. Это всегда прекрасный способ разрядиться, отвлечься от мыслей и снять нервное напряжения. Бег способствует процессу похудения, улучшению кровообращения, мозговой активности и выносливости организма, повышая его иммунные силы.
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что физическая культура играет огромную роль в укреплении здоровья людей, в частности студентов. Регулярное и умеренное выполнение физических упражнений действительно благотворно влияет на функционирование нашего организма. Низкая физическая активность определённо ведёт к ухудшению состояния здоровья, развитию различных заболеваний и сокращению продолжительности жизни. Студенты должны четко понимать и осознавать важность дисциплины «Физическая культура». Для этого образовательные учреждения должны разрабатывать новые методики и проводить мероприятия, чтобы мотивировать студентов к регулярному выполнению физических упражнений и повышению физической активности.
Я думаю, что всем нам стоит более серьёзно относиться к занятиям физической культурой. Только избавляясь от чего-то вредного и внедряя в свою жизнь что-то полезное, возможно постепенно перейти к новому, более правильному и здоровому этапу.
Литература: 1. Физическая культура и спорт. Сборник студенческих работ / под ред. Э.В. Овчаренко. — Москва: Студенческая наука, 2012. — 2299 с. 2. Васильева О.С., Правдина Л.Р., Литвиненко С.Н. Книга о новой физкультуре (оздоровительные возможности физической культуры). Коллективная монография. Ростов-н/Д.: Изд-во «Центры валеологии ВУЗов России», 2001. — 141 с. 3. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с. 4. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М., 1990. — 510 с. 5. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студентов Высших учебных заведений. – 3-е изд-е, испр. и доп. – М.: Гума- нит.-изд. центр «Владос», 2004. – 624 с.
Источник