Использование гарденотерапии в работе с детьми с ОВЗ
Эльвира Кулдыркаева
Использование гарденотерапии в работе с детьми с ОВЗ
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу. Одной из задач специалистов, работающих с детьми с ОВЗ пробуждать у детей интерес у детей через возможные виды деятельности.
Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активирования его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубенштейна и А. Н. Леонтьева и других выдающихся отечественных психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности.
Для этого существуют различные методы работы с детьми с ОВЗ: фитотерапия, ароматерапия, танцетерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений. Эффективное лечебное и профилактическое средство.
Танцетерапия – одно из самых древних способов, используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций. Танец сочетает в себе физическую, психическую и эстетическую деятельность.
Куклотерапия — используется в качестве основного приема коррекционного воздействия, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Песочная терапия — игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно-количественных представлений, для развития мелкой моторики.
Рефлексотерапия — это метод лечения, в основе которого лежит воздействие на биологически активные точки организма — нервные рецепторы, отвечающие за работу различных органов и систем. Сюда относится точечный массаж.
Арт – терапия — это терапия изобразительным творчеством, с целью воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка.
Сказкотерапия создаёт безопасную среду, в которой ребенок получает возможность раскрыть и исследовать свою личность, выявить и развить её ресурсы. Атмосфера волшебства и сказочности, часто используемая в сказкотерапии позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает окружение ребенка, расширить фокус его внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.
Все эти методы терапии пренадлежат к числу эффективных средств коррекции, которые используем все мы в работе с детьми.
Кроме перечисленных инновационных технологий, сущестуществует инновационная технология — ГАРДЕНОТЕРАПИЯ, на которой остановлюсь подробнее. Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия – лечение, т. е. лечение садом, растениями. В Древнем Египте людям, отстающим в развитии прописывали прогулки в садах, прогулки у реки, чтобы больные могли созерцать красоту и правильность форм растений, улучшалось настроение и человек успокаивался. Доказано, что цвет, как и музыка, может влиять на настроение человека, способствовать его выздоровлению. Природные цвета оказывают на человека огромное влияние, определяют наше эстетическое чувство.
(Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека.)
Гарденотерапия развивает познавательную активность, творческий потенциал, коммуникативные навыки, способствует социальной адаптации и интеграции ребенка с особенностями в развитии в общество, повышает реабилитационную компетентность родителей с целью улучшения уровня экологической культуры, формирует начальные трудовые навыки. В гарденотерапиисуществует несколько направлений деятельности:
• «Комнатное цветоводство», где используются дидактические игры: «Найди, О Чем Расскажу», «Узнай Растение», «Что Изменилось?», «Найди По Описанию Растение», «Магазин Цветов», «Где Растут Цветы», «Найди Такой Же», «Где Спряталась Матрешка»,«Чего Не Стало?»
• «Путешествие в природу.» Лекарственные растения — аптека под ногами. Правила сбора, хранения и применения лекарственных растений. Ядовитые растения.Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Что за чем».
• «Букеты и приветы» Художественный труд с природным материалом. Экскурсии с целью сбора природного материала. Рассматривание собранного материала. Знакомство с технологией и видами аппликаций из листьев и других частей растения. Аранжировки из цветов, листьев, веток, семян, и другие виды творческой рукотворной деятельности.
Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность инвалидов к полноценной жизни в обществе. Новые методы гарденотерапии, созданные реальной жизнью, дают возможность эффективно проводить процесс реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывают социальную помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, раскрывают дополнительные возможности личности ребенка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребенка, развивают эмоционально- волевую сферу. Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии (Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека.
Гарденотерапия расчитана помочь особому ребенку использовать свои собственные скрытые возможности, раскрыть в себе новые ресурсы и благодаря этому улучшить качество жизни. Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах — интеллектуальной (когнитивной, социальной, эмоциональной (психологической) и физической. В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков. В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Ребята учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества. Это и взаимодействие за пределами группы, общение в социуме; передача навыков и эмоций другим людям. В психоэмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Чувство гордости за успех, так же, как и чувство ответственности, приведшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Дети понимают, что от них зависят живые существа — растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе. В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков. Улучшение мышечной координации и тренировка всех групп мышц; пребывание на свежем воздухе при уходе за садом улучшает общее состояние организма, так как растения выделяют фитонциды; происходит стимулирование и развитие не доминантных систем восприятия (дети слушают тишину, различают пение птиц, запахи растений, многообразие цветовой палитры) При использовании гарденотерапии в работе с детьми, одним из важных элементов является ручной труд.Он оказывает большое значение для развития ребенка в целом: формирования трудовых умений и навыков, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие мелкой моторики В. А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
Занятия ручным трудом дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, что является очень важным для детей с ОВЗ. Методы гарденотерапии раскрывают дополнительные возможности личности ребёнка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребёнка, развивают эмоционально-волевую сферу, т. к. для детей с ОВЗ возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).
Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий.
Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.
Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ. Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в.
Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Игры на развитие мышления детей 3 — 4 лет» Дружные фигурки Цель: развить образное мышление, произвольную память. Необходимый инвентарь:.
Коррекционный час в работе воспитателя с детьми с ОВЗ по автоматизации звука [р] Коррекционный час в работе воспитателя с детьми с ОВЗ по автоматизации звука «р». Цели занятия: 1. Продолжать автоматизировать (закреплять).
Театральная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Театральная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Театр – особая форма синкретического искусства. Использование драмтерапии.
Тексты для физкультминуток в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию стихотворные тексты собственного сочинения для физкультминуток. Некоторые из них можно применять.
Сюжетно-ролевая игра в работе с детьми с ОВЗ В ГБУ коррекционный детский дом №2 для детей с ограниченными в Республики Башкортостан прошла неделя сюжетно-ролевых игр. Игра «Магазин.
Источник
Гарденотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями
методическая разработка по теме
Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья. Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гарденотерапия — это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
Мариинского муниципального района
в работе с детьми с ограниченными возможностями»
«Наличие природы в нашей жизни очень важно,
особенно, когда мы живем и работаем в
профессор психологии Ричард Райан
Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями. Гарденотерапия — это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями. Для ребенка с нарушениями развития возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья.
Как утверждают психологи, в ней соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе и благотворное влияние красоты природы на психику ребенка. Ухаживая за цветами, дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе и просто радуются жизни. Именно этот момент важен в реабилитации.
Гарденотерапия предусматривает влияние естественных факторов на чувствительную и эмоциональную сферы психики детей. Эту психолингвотерапевтическую форму влияния можно использовать в развитии речевой деятельности детей как самостоятельно, так и в объединении с другими формами и методами вербального характера. Наблюдая за явлениями природы, любуясь красотой течения воды, голубизной неба, разными красками растений, ландшафтом родного края, ощущая запахи цветов, тепло и сыпучесть песка, ребенок формирует образ мира, в котором он живёт и развивается. Этот образ является неотъемлемой составляющей речевого процесса.
- позволяет восстановить ряд нарушенных функций организма
- воссоздать способность детей с ограниченными возможностями к полноценной жизни в обществе
- раскрывают дополнительные возможности личности ребенка через его взаимодействие с растительным миром
- обогащают социально-адаптированный опыт ребенка
- развивают эмоционально-волевую сферу.
Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии.
На занятиях гарденотерапией ребята:
- знакомятся с различными видами семян и растений.
- Учатся различать обычные и декоративные сорта.
- сажают, наблюдают за ростом и развитием растений,
- зарисовывают все изменения, происходящие с ними, сравнивают результаты.
- Учатся быть терпеливыми и внимательными, заботливыми и трудолюбивыми.
- узнают о многообразии форм и цвета плодов растений,
- узнают о правилах и условиях сбора плодов,
- расширяют знания о растительном мире
- получат навыки ухода и содержания комнатных растений, условия, необходимые для их содержания
- учатся изготавливать поделки из природного материала, передавать образы и характеры своих героев.
В работе с детьми использование элементов гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что плоды деятельности имеют очень наглядный характер и находятся в прямой зависимости от усилий, которые ребенок вложил в свой труд.
Источник