«Права ребенка с ограниченными возможностями здоровья в РФ»
Просмотр содержимого документа
««Права ребенка с ограниченными возможностями здоровья в РФ»»
«Права ребенка с ограниченными возможностями здоровья в РФ»
Статус «ребенок с ОВ3» устанавливается психолого-медико- педагогической комиссией (ПМПК). Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Дети с ОВ3 в основном — это дети: с тяжелыми нарушениями речи, значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах, специальных приемах и методах обучения, специальных учебниках и учебных пособиях, специальных технических средствах обучения индивидуального пользования,услугах ассистента и других условиях.
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Автоматически статус «ребенок с ОВ3» не подтверждается и не исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.
Статус ОВ3 как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:
1.Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
3. По окончании 9 и 11 класса право на выбор сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (упрощенная форма) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
4. Право на бесплатное 2-Х разовое питание в школе;
5. К детям группы ОВ3 не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;
6. Право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;
7. Право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.
В нашем государстве существует целая система социальной защиты инвалидов, закрепленная законодательно. Дети с ОВЗ и их семьи имеют:
Право на бесплатное образование, независимо от состояния здоровья.
Право на бесплатное предоставление реабилитационных мероприятий, а также технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации.
Право и льготы на восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, санаторно-курортное лечение, протезирования и т.п.
Оказание квалифицированной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на бесплатное социальное обслуживание для детей-инвалидов.
Право на повышенную правовую защиту.
Пособия для ребёнка- инвалида и его семьи.
Право на предоставление помощи родителям.
Права и льготы на отдых по путевкам.
Право на максимальную социальную защиту.
Статус ОВЗ предназначен, чтобы выделить особенных детей и предоставить им лучшую защиту. С ее помощью социализация людей с ОВЗ становится проще, что способствует их полноценному становлению членами общества.
Источник
Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, закрепленные в ФЗ «Об образовании в РФ»
Ст.2 п. 16 Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Ст.2 п. 23 Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Ст.2 п. 27 Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Ст.2 п. 28 Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Ст.2 п. 29 Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Основные права обучающихся.
Ст. 34 п.1.1. Выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет.
Ст. 34 п.1.2. Предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Ст. 34 п. 1.3. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Ст. 42 п.1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.
Ст. 42 п.2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся 3) Комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий 4) Помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Ст. 42 п.3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Обязанности и ответственность педагогических работников
Ст. 48 п. 1.6. Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. Промежуточная аттестация обучающихся
Ст. 58 п.9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Ст. 79 п.1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Ст. 79 п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Ст. 79 п.3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Ст. 79 п.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Ст. 79 п.6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Ст. 79 п.11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
Ст. 79 п.12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Источник
Социальная защита прав детей-инвалидов в РФ
Преференции для ребенка-инвалида и его семьи предлагаются в различных сферах: медицинской, жилищной, социокультурной, трудовой. Гарантии государства призваны облегчить жизнь, поддержать и защитить права детей и их близких.
Права детей-инвалидов
Присвоение инвалидности ребенку осуществляется экспертной комиссией. В результате медицинского освидетельствования родителям выдается заключение, образец которого изображен на фото.
Ребенком-инвалидом признан несовершеннолетний гражданин, имеющий стойкие проблемы со здоровьем разной степени тяжести. Экспертной комиссией, наряду со свидетельством, выдается индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА), где детально указываются необходимые меры по восстановлению и поддержке.
С этого момента государство гарантирует ребенку и его семье права и льготы, установленные законодательно.
- Конвенции о правах человека;
- Конвенции о правах инвалидов;
- Конституции РФ;
- Федеральных законов — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ФЗ № 181 от 24.11.1995 года), «О государственной социальной защите» (ФЗ №178), «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273);
- Постановлений Правительства РФ — о медицинской помощи (№ 890), жилищных льготах и правах (№ 649);
- Жилищного, Гражданского и Семейного кодексов;
- Трудового кодекса РФ.
Права ребенка регламентируются также Указами Президента России, приказами Министерства здравоохранения и другой ведомственной документацией. На уровне регионов вводятся дополнительные меры соцподдержки.
- На лечение;
- На воспитание и образование;
- На материальную помощь и льготы;
- На социальное обслуживание;
- На приемлемые условия проживания;
- На участие в культурных и общественных мероприятиях;
- На труд.
На медицинскую помощь и охрану здоровья
Медицинское обслуживание, лечение и реабилитация положены детям-инвалидам бесплатно (статья 13 ФЗ №181) на основании ИПРА. Образец первого листа документа изображен на фото.
Форма № 3
- Консультации в поликлинике, лечение в стационаре, реабилитационных центрах;
- Обеспечение лекарствами из списка, установленного законом. Согласно Постановлению Правительства № 890, для детей до 6 лет все медсредства бесплатны;
- Предоставление ТСР (технических средств реабилитации), медикаментов, протезирование;
- Путевка на санаторно-курортное лечение и проезд ребенку и сопроводителю, ухаживающему за ним. На это период родитель (опекун) получает лист временной нетрудоспособности.
К приспособлениям для реабилитации относятся не только инструменты для передвижения. Сюда входят литература, другие информационные носители для родителей, средства для детей с проблемами со слухом, зрением (например, таблички со шрифтом Брайля) и так далее.
Использование реабилитационной техники, протезов, протезно-ортопедических приспособлений регламентируется Приказом № 215н. Детальное описание ТСР приведено в Приказе Министерства труда №374н от 18.07.2016 года.
В зависимости от тяжести функциональных нарушений, обстоятельств болезни, группы инвалидности, ребенок частично или полностью освобождается от оплаты протезно-ортопедических изделий. Дети, пребывающие на попечительстве государства, получают их бесплатно. Ремонт также оплачивается за счет бюджетных средств.
Для реализации права законный представитель ребенка обращается с заявлением в соответствующую инстанцию (например, в Фонд социального страхования).
Жилищные
Обязанность государства — обеспечить человека с ограниченными возможностями оптимальными условиями проживания.
- Первоочередное право на жилье;
- Предоставление дополнительной площади (10 кв. метров) или отдельной комнаты для ребенка. Эти квадратные метры не считаются излишними, плата за них начисляется не более, чем в одинарном размере с учетом льгот.
Право на жилье имеют семьи с несовершеннолетними инвалидами, длительно пребывающие в арендованной, коммунальной квартире или общежитии.
На жилищный учет ставят ребенка, который имеет заболевание из списка, установленного законодательством: ВИЧ, кожные, психические патологии и так далее. Помещение дается вне очереди.
С 2005 года при подаче заявления законных представителей в органы местного самоуправления квартира положена не в собственность, а по договору социального найма (семья ставится в общую очередь). При постановке на учет до 2005 года дается первоочередное право на выделение жилья.
Государством также контролируются условия жизни детей. Меры по обустройству жилплощади с учетом потребностей инвалидов отражены в Постановлении Правительства РФ № 649 от 09.07.2016.
- Строительство;
- Садоводство;
- Фермерское хозяйство.
На образование
Ребенок с проблемами по здоровью имеет внеочередное право зачисления в детский сад, посещение его бесплатно.
- Обучение ребенка в обычных общеобразовательных учреждениях, если допускает его состояние (например, при аутизме);
- Прохождение специализированных программ в коррекционных заведениях — для глухих, слепых, слабовидящих, слабослышащих, с легкой умственной отсталостью, с ДЦП. Часто такие школы имеют статус интерната;
- Образование на дому — для перевода на такую форму необходимо заключение ПМПК о том (психолого-медико педагогической комиссии), что ребенок не может учиться в группе или спецучреждении. Учитель регулярно приходит к ученику, например, проводя 3 урока по полчаса 3 раза в неделю;
- Дистанционное обучение — относится к надомному, но преподаватель проводит занятия через Интернет по расписанию. Компьютер и иные средства для учебы положены бесплатно;
- Обучение законным представителем — закон об образовании 2010 года позволил родителям самостоятельно учить детей в любой форме. Ежегодно проводятся проверки знаний, по окончании курса — экзамены.
При сдаче ребенком ЕГЭ предусмотрен щадящий режим. При получении хороших результатов он получает приоритетное право зачисления в среднее или высшее образовательное учреждение. Однако у ребенка не должно быть медицинских противопоказаний для учебы.
На социальную реабилитацию
- Помощь в устройстве в специализированное заведение, выборе программы обучения;
- Создание подходящих бытовых и жилищных условий;
- Духовное и физическое развитие, психологическую поддержку ребенка и его окружения;
- Организацию развлечений, досуга;
- Содействие в проявлении творческих способностей, самовыражения;
- Обучение ребенка навыкам контакта и взаимодействия с внешним миром, самообслуживания, бытовой ориентации;
- Работу с родителями — формирование правильного понимания и восприятия ситуации, психологическую и поведенческую коррекции.
Социокультурные
Права ребенка рассмотрены в в Приказе Министерства культуры РФ № 3019 от 10.12.2016 года.
- Доступ инвалидов к объектам и услугам;
- Приемлемые условия для посещения культурных мест;
- Информирование детей и родителей о программе.
Эти меры позволяют инвалидам посещать выставки, музеи, театры, реабилитационные кружки и секции, участвовать в экскурсиях.
На жизнь в безбарьерной среде
Право предполагает доступ инвалидов к различным объектам наравне со здоровыми людьми.
- Пандусами;
- Удобными подъездами;
- Лифтами;
- Кнопками вызова помощи;
- Санитарными комнатами и так далее.
- Светофорами со сигнализацией;
- Информацией в звуковом или ярком световом формате;
- Средствами связи и так далее.
На юридическую помощь и информирование
- Юридические консультации с пояснениями норм и положений;
- Помощь в поиске статей, разработке стратегии для разрешения сложной ситуации;
- Составление и оформление документов, запросов в госструктуры;
- Представление ребенка и его семьи в органах власти, суде.
Обращаются за помощью юристов в бюро, к адвокатам, работающим по госпрограмме.
На получение алиментов
По Семейному кодексу РФ сумма алиментов на ребенка-инвалида рассчитывается стандартно. Платежи составляют 25% дохода родителя, при выплате на 2 детей — 33%, на большее число — 50%.
Если ребенку нужна платная медицинская помощь, уход, реабилитация, алиментоплательщик обязан вносить финансовый вклад на покрытие расходов (статья 86 СК).
На трудовую деятельность
Право инвалидов на труд реализуется путем создания на предприятиях специализированных рабочих мест.
- Предоставления льгот организациям, имеющим таких сотрудников;
- Установления квот для приема инвалидов и минимального числа мест для них;
- Резервирования вакансий, ориентированных на трудоустройство людей с ограниченными возможностями;
- Создания дополнительных мест за счет бюджетных средств и условий для предпринимательства инвалидов.
Государство гарантирует человеку с проблемами со здоровьем комфортные и специально оборудованные рабочие места. Сотруднику-инвалиду положены упрощенные условия труда и приемлемый график.
На материальную помощь
- Социальная пенсия. Выплаты назначают на основании свидетельства об инвалидности. Максимальная сумма составляет 12432,44 рубля (с 01.04.2019 года). В разных регионах страны сумма несколько отличается;
- Пособие по уходу за инвалидом. Для его оформления родитель должен не иметь дохода (зарплаты, других пособий, пенсии). Пособие выплачивают любому ухаживающему лицу, невзирая на степень родства. Его размер для родителей в 2021 году составляет 5500 рублей (в планах увеличение до 10 тысяч рублей с 1.07.2019 года), для иных лиц — 1200 рублей;
- Ежемесячная выплата. С 1.02.2019 максимальная сумма начисления – 2701,2 рублей.
Выплаты и льготы
Выплата или льгота | Размер |
Скидка на оплату жилья госфонда | 50% |
Льгота на коммунальные услуги (даже если помещение не в собственности) | 50% |
Скидка на топливо при отсутствии центрального отопления | 50% |
Получение наследства | Ребенку положена доля, даже если его нет в завещании. Ее размер — ½ части, которая могла перейти к инвалиду по закону. |
Транспортные льготы | Бесплатный проезд до места лечения и обратно ребенка и сопровождающего. |
Скидка 50% на междугородние рейсы.
Опекуну — 6 тысяч рублей.